Статистическое наблюдение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 14:14, контрольная работа

Описание работы

Статистическая грамотность является неотъемлемой составной частью профессиональной подготовки каждого экономиста, финансиста, социолога, политолога, а также любого специалиста, имеющего дело с анализом массовых явлений, будь то социально-общественные, экономические, технические, научные и другие. Работа этих групп специалистов неизбежно связана со сбором, разработкой и анализом данных статистического (массового) характера. Нередко им самим приходится проводить статистический анализ различных типов и направленности, либо знакомиться с результатами стат.анализа, выполненного другими. Поэтому большое значение имеет знакомство с общими категориями, принципами и методологией статистического анализа.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Информационная база статистического исследования
Глава 2. Статистическое наблюдение и его этапы
Глава 3. Программно-методологические задачи статистического наблюдения
Глава 4. Организационные вопросы статистического наблюдения
Глава 5. Формы, виды и способы проведения статистического наблюдения
5.1 Формы статистического наблюдения
5.1.1 Статистическая отчетность
5.1.2 Специально организованные статистические наблюдения
5.1.3.Регистр
5.2 Виды статистического наблюдения
5.3 Способы проведения статистического наблюдения
Глава 7. Контроль за полнотой и достоверностью статистических данных
Заключение

Файлы: 1 файл

cтатистические наблюдения.docx

— 292.52 Кб (Скачать файл)

К программно-методологическим задачам статистического наблюдения относятся:

• определение цели и задач наблюдения;

• выбор объектов и единиц наблюдения;

• составление программы наблюдения;

• выбор формы статистического формуляра и разработка инструкции

• выбор формы, вида и способа проведения наблюдения.

Цель и задачи наблюдения. Статистические наблюдения чаще всего преследуют практическую цель– получение достоверной информации для выявления закономерностей развития явлений и процессов. Она должна быть конкретной и четко сформулированной, исходить из общих задач, поставленных перед статистическим исследованием явления. В соответствии с принципами системного подхода, задачи наблюдения должны соподчиняться поставленной цели, исходить из нее. Цель и задачи предопределяют программу и форму организации наблюдения.

В зависимости от поставленной цели и решаемых задач определяются объект и единица наблюдения.

Объектом статистического наблюдения называется совокупность явлений и процессов, которые подлежат исследованию. Поскольку единицы любой совокупности обладают множеством различных признаков, при определении объекта наблюдения необходимо установить, какие из признаков должны быть подвергнуты наблюдению. В этом случае должны быть установлены четкие границы объекта наблюдения.

Любой объект наблюдения состоит из единиц наблюдения.

Единица наблюдения – это отдельный элемент объекта исследования, который является основой счета и носителем признаков, подлежащих регистрации при наблюдении. Например, при проведении переписи населения единицей наблюдения будет каждый отдельный человек, при изучении бюджетов — семья или домохозяйство. Исходя из целей, задач и выбранных объектов разрабатывается программа наблюдения.

Программа наблюдения – перечень признаков, подлежащих регистрации (при непосредственном наблюдении), либо это перечень вопросов, по которым собираются сведения (при опросах). Составление программы наблюдения является сложной и ответственной задачей, поскольку от этого зависит качество собранной информации. Состав и содержание программы наблюдения определяются задачами исследования и особенностями изучаемого общественно-экономического явления. Всякое явление обладает множеством признаков. Собирать информацию по всем – нецелесообразно и невозможно. Поэтому необходимо отобрать наиболее важные, отвечающие поставленным задачам и соответствующие цели наблюдения.

Одновременно с программой разрабатывается инструментарий наблюдения в виде статистических формуляров и инструкций по их заполнению.

Статистический формуляр – это документ единого образца, содержащий программу и результаты наблюдения. Он может иметь разные названия: бланк обследования, переписной лист, анкета, отчет и т. д.

Обязательными элементами статистического формуляра являются титульная и адресная части. В титульной части указываются: наименование статистического наблюдения и органа, его проводящего; номер формуляра, а также, кто и когда его утвердил. В адресной – адрес отчетной единицы, ее подчиненность.

К программе наблюдения составляется инструкция по порядку проведения наблюдения, содержащая пояснения по заполнению бланка статистического формуляра.

                                  Глава 4. Организационные вопросы статистического наблюдения

 

При подготовке статистического наблюдения помимо программно-методологических задач необходимо решить и организационные вопросы. К ним относятся:

- определение времени и сроков наблюдения: даты начала, даты окончания наблюдения, критической даты,

- определение места (территории) проведения наблюдения,

- определение органов (исполнителя), отвечающих за проведение наблюдений,

- выбор способа собирания и регистрации данных,

- определение круга подготовительных мероприятий.

Для правильной характеристики изучаемого объекта важное значение имеет время наблюдения, то есть время, к которому относятся собираемые сведения. Особенно важно это для явлений, подверженных значительным колебаниям в течение какого-то временного периода. Срок (период) наблюдения устанавливается исходя из объема работы и численности персонала, занятого сбором данных. В тех случаях, когда явление регистрируется по состоянию на определенный момент времени, устанавливается критический момент наблюдения.

Критическим моментом наблюдения называется такой момент времени, к которому приурочено собирание сведений, то есть критической датой считается конкретный день года, час дня, по состоянию на который проводится регистрация признаков по каждой единицы статистической совокупности.

При планировании наблюдения нужно определить место проведения наблюдения и орган, который будет его проводить. Вопрос о месте решается в зависимости от местоположения и характера деятельности изучаемого объекта. Наблюдение может проводиться собственными силами или организациями, специализирующимися на проведении наблюдений. Проводят наблюдение как органы государственной, так и ведомственной статистики.

Рис.1. Органы, которые могут проводить наблюдение

В зависимости от особенностей объекта при организации статистического наблюдения определяют и способ регистрации сведений. По способу проведения наблюдения различают:

- непосредственное наблюдение;

- документальный способ;

- опрос.

При непосредственном наблюдении информацию собирают специально подготовленные люди, в задачу которых входит получение сведений путем личного учета единиц совокупности: подсчета, взвешивания, измерения и т. д. значения признака. Это наиболее точный и надежный способ получения данных, но и наиболее трудоемкий и дорогостоящий. Примером такого наблюдения является регистрация поступления на склад взвешенной, обмеренной продукции.

Документальный способ наблюдения отличается от непосредственного наблюдения тем, что сведения получают из документов первичного учета. Особенностью этого способа является то, что он в свою очередь основывается на непосредственном наблюдении. Документальный способ наблюдения применяется предприятиями, учреждениями и организациями при заполнении форм статистической отчетности.

Опрос – способ наблюдения, при котором сведения получают со слов респондента (опрашиваемого). Опрос используется для получения информации о процессах и явлениях, неподдающихся непосредственному прямому наблюдению. Так заполняются опросные листы во время переписи населения.

Опрос может быть организован по-разному. В практике статистики применяются следующие основные способы опроса:

- экспедиционный (устный);

- само регистрации;

- корреспондентский;

- анкетный

- явочный

При устном (экспедиционном) опросе специально подготовленные регистраторы на основе опроса обследуемого лица заполняют переписные листы (фиксируют факты). При этом регистратор одновременно контролирует достоверность полученных сведений. Устный опрос обеспечивает достаточно точные результаты, но является весьма дорогостоящим способом получения данных.

Способ само регистрации состоит в том, что формуляры заполняются самими опрашиваемыми лицами (респондентами), а регистраторы раздают опросные бланки, инструктируют респондентов, собирают заполненные формуляры, контролируя при этом правильность заполненных сведений.

Корреспондентский способ опроса заключается в том, что формуляры заполняются и отсылаются опрашиваемыми лицами в адрес организации, проводящей исследование, без участия регистраторов на основе инструкций по их заполнению. Этот вид опроса требует наименьших затрат, но не обеспечивает высокого качества полученных данных, так как проверить точность сообщаемых сведений не всегда возможно.

Анкетный способ опроса предполагает сбор информации в виде анкет. Анкеты распространяются разными способами, заполняются на добровольных началах, как правило, анонимно. При этом количество анкет, полученных организацией, проводящей обследование, всегда значительно меньше количества разосланных анкет. Данный вид опроса дает приблизительные, ориентировочные данные и используется обычно при изучении общественного мнения по различным вопросам.

Явочный способ – способ, при котором опрашиваемый сообщает информацию, явившись в органы ее регистрации.

 

 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Глава 5. Формы, виды и способы проведения статистического наблюдения

 

                         5.1 Формы статистического наблюдения

 

Статистическое наблюдение может быть организовано по-разному. В статистической практике используют три организационные формы статистического наблюдения:

- отчетность (предприятий, организаций, учреждений и т. п.);

- специально организованное  статистическое наблюдение;

- регистры.

6.1.1 Статистическая отчетность – это основная форма статистического наблюдения, с помощью которой статистические органы в определенные сроки получают от предприятий, учреждений и организаций необходимые данные в виде установленных в законном порядке отчетных документов, скрепляемых подписями лиц, ответственных за их предоставление и достоверность собираемых сведений. Отчетность составляется на основе данных первичного учета. Она является главной организационной формой статистического наблюдения.

Статистическая отчетность является составной частью государственной статистики, для неё характерно следующее:

- она утверждается органами  Государственной статистики;

-имеет обязательный характер;

- имеет юридическую силу (подписывается должностными лицами);

- имеет документальную  обоснованность (базируется на документах  первичного учета). 

Виды отчетности:

1.По содержанию состава  показателей:

-типовая- обладает единым  составом показателей для всех  отраслей народного хозяйства;

-специализированная- состав  показателей изменяется в зависимости  от целей наблюдения.

2. По срокам предоставления:

- ежедневная - предоставляется каждый день;

- еженедельная - предоставляется каждую неделю;

- месячная - предоставляется каждый месяц;

- квартальная - предоставляется каждый квартал;

- годовая - предоставляется раз в год.

6.1.2Специально организованные статистические наблюдения представляют собой сбор сведений посредством переписей, единовременных учетов и обследований. Эта форма наблюдения позволяет более углубленно изучать изменения в составе населения, семейном бюджете, изучать рыночный спрос и т.д. Такие наблюдения проводятся с целью получения данных, отсутствующих в отчетности, или для проверки сведений, взятых из нее.

Специально организованное статистическое наблюдение требует специально подготовленных людей, специально разработанной программы, является трудоемким и дорогостоящим.

Виды специально организованного наблюдения:

1.Препись- массовый учет  чего-либо или  кого- либо:

-дивидендная- перепись всех  держателей акций, которые получают  дивиденды;

-населения- процесс сбора  статистической информации о  населении;

-экономическая- сбор информации  о структуре и развитии экономики.

2.Обследование- проведение  осмотра или проверки:

-бюджетное- обследование  бюджетов рабочих, служащих и  пенсионеров;

- выборочное- изучение части  совокупности, по результатам которого  судят о всей совокупности;

-демографическое- сбор сведений  у жителей страны или части  населения для изучения отдельных  сторон воспроизводства населения и его  факторов.

6.1.3.Регистром называется форма непрерывного статистического наблюдения за долговременными процессами по совокупности показателей. 

      Виды регистров:

1.Административный - перечень единиц, сведения о которых включаются в реестр только из официальных источников;

2.Акционерный - список владельцев зарегистрированных акций;

3.Кредитов - регистр, в который заносятся кредиторы по ипотечным кредитам;

4.Недвижимости - регистр, согласно которому определяется право владения конкретным объектом недвижимости;

5.ЕГРПО - регистр, фиксирующий все хозяйственные объекты на территории РФ независимо от формы собственности.

6.Целевой - перечень единиц, создаваемый в соответствии с решаемым в данной сфере деятельности задачами.

К наиболее известным относятся два вида регистров: регистры населения и регистры предприятий.

Регистры населения представляют собой поименованный и регулярно обновляемый перечень жителей страны. Наблюдение проводится по следующим признакам: пол, дата и место рождения (постоянные данные), брачное состояние (переменный признак). Информация в регистр заносится на каждого родившегося или прибывшего из-за границы. В случае смерти или отъезда на постоянное место жительства в другую страну данные из регистра убираются. Такие регистры ведутся в государствах с небольшой численностью населения и по ограниченному числу признаков, так как это требует больших затрат.

Информация о работе Статистическое наблюдение