Статистический учет произведенной продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2015 в 20:33, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – охарактеризовать основные направления статистического учета производства материальных благ и услуг
Задачи:
1. Проанализировать особенности статистического учета промышленной продукции, связанные с ним показатели.
2. Выявить отличия статистического учета производства услуг от производства продукции, рассмотреть специфику ценообразования.

Файлы: 1 файл

Статистический учет произведенной продукции.docx

— 58.67 Кб (Скачать файл)

ВП=ВО-ВЗО,

где ВП – валовая продукция,

ВО – валовой оборот,

ВЗО – внутризаводской оборот.

При поэлементном подсчете объема валовой продукции рассчитывается величина каждого элемента без внутризаводского оборота и результаты по всем элементам суммируются. В валовую продукцию входят:

1) стоимость готовых изделий, выработанных за отчетный период  основными, подсобными и побочными  цехами как из своего сырья, так и из сырья и материалов  заказчиков;

2) стоимость полуфабрикатов  собственного производства и  изделий вспомогательных цехов, отпущенных за пределы предприятия;

3) стоимость работ промышленного  характера, выполненных по заказам  со стороны или для непромышленных  предприятий и организаций данного  хозяйства;

4) стоимость прироста  или убыли полуфабрикатов собственного  производства;

5) стоимость изменения  остатков инструментов, штампов, моделей, приспособлений, опок, изготовленных  для собственных нужд;

6) стоимость изменения  остатков незавершенного производства (на тех заводах, где продолжительность  производственного цикла составляет  более двух месяцев).

4-й, 5-й и 6-й элементы  валовой продукции рассчитываются  как разница между величинами  этих элементов на конец и  начало периода.

В настоящее время валовая продукция не является показателем, по которому оценивается деятельность предприятия. Однако он определяется предприятиями, так как данные о произведенной валовой продукции необходимы для исчисления чистой продукции и для выяснения динамики производства.

Товарная продукция, или, как ее называют в настоящее время, объем продукции (работ, услуг), представляет собой показатель, характеризующий объем продукции, произведенной для реализации на сторону.

Товарную продукцию составляют следующие три элемента:

1)      стоимость готовых изделий, произведенных в отчетном периоде основными, подсобными и побочными предприятиями;

2)      стоимость полуфабрикатов собственного производства и изделий вспомогательных цехов, отпущенных на сторону;

3)      стоимость работ промышленного характера, выполненных по заказам со стороны или для непромышленных подразделений и организаций данного предприятия.

Таким образом, товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не входят те результаты производственной деятельности, которые остаются на самом предприятии и не предназначаются к отпуску за его пределы. К ним относятся изменения остатков полуфабрикатов собственного производства, незавершенного производства, инструментов, штампов, опок и других приспособлений, т.е. 4–6-й элементы валовой продукции. Помимо этого, в товарную продукцию не включаются готовые изделия, потребляемые на предприятии, а также стоимость сырья и материалов заказчика, из которых вырабатывается продукция на данном предприятии. Эти элементы валовой продукции называются нетоварными элементами.

Реализованная продукция представляет собой отгруженную продукцию, оплаченную в данном периоде. Следовательно, товарная продукция считается реализованной, при выполнении двух условий:

1)      товарная продукция отпущена (отгружена) покупателям и заказчикам за пределы предприятия;

2)      денежные средства в оплату отгруженной продукции поступили на расчетный счет или в кассу предприятия-изготовителя.

При этом оплачиваемая продукция может быть отгружена как в данном, так и в предыдущих периодах.

В практике учета допускаются отклонения от заводского метода определения объема реализованной продукции. На тех предприятиях, где внутризаводской оборот входит в состав валовой и товарной продукции, он отражается и в объеме реализованной продукции.

Под чистой продукцией понимается вновь созданная стоимость, или часть национального продукта, произведенная в некоторой отрасли промышленности. Она рассчитывается как разность между валовой продукцией (ВП) и суммой материальных затрат на ее производство (МЗ), т.е. стоимостью сырья. материалов, топлива, энергии, амортизации и прочих материальных затрат: ЧП=ВП-МЗ. На практике, как правило, чистая продукция определяется по промышленности в целом.

Статистический учет продукции отраслей сферы обращения

Продукция, созданная в отраслях материального производства, в кратчайшие сроки должна быть доведена до потребителя с сохранением своих потребительских свойств, в должном объеме и ассортименте. С этой целью она поступает в сферу обращения. Большая часть импортируемой продукции также поступает в сферу свободного обращения. Отличительной особенностью отраслей этой сферы является то, что здесь, как правило, не создается новый общественный продукт, а лишь увеличивается стоимость продукта, уже созданного в промышленности, сельском и лесном хозяйстве, строительстве. Функции предприятий сферы обращения связаны с продолжением и завершением производственных процессов. К ним относятся перемещение продукта, его хранение, доработка, расфасовка, упаковка, отпуск потребителю и т.д. Лишь в общественном питании помимо вышеуказанных операций происходит создание нового продукта.

В условиях перехода к рыночной экономике доля продукции сферы обращения возрастает, объем продажи увеличивается. Коммерческой деятельностью начинают заниматься все подразделения общественного воспроизводства. И если так называемая организованная система торговли представляет, хотя и нерегулярно, статистические данные о росте стоимости продукта, то стихийный рынок – в основном любительский и более рентабельный – практически не охвачен статистическим учетом. Выборочные обследования, получающие в настоящее время все большее распространение, пока не решают данную проблему.

Увеличение объема продажи происходит как за счет значительного роста импорта, развития индивидуальной трудовой деятельности, фермерских, личных хозяйств, частных производств, так и за счет повышения коэффициента звенности в продвижении товара от производителя к потребителю. Значительную роль начинает играть торговля ценными бумагами и недвижимостью. Остановимся на традиционных методах оценки продукции отраслей этой сферы. Одной из важнейших среди отраслей сферы обращения является торговля, занимающаяся доведением до потребителя материальных благ. созданных в сфере производства и закупленных в других странах.

Развивается она в следующих социально-экономических формах:

1) государственная,

2) кооперативная,

3) рыночная,

4) комиссионная,

5) коммерческая,

6) биржевая,

7) натуральный обмен.

Каждая из этих форм (за исключением биржевой торговли) может осуществлять оптовый и розничный отпуск товаров. Оптовая торговля занимается продажей товаров организациям, торговым предприятиям, коммерческим структурам, отдельным физическим лицам для последующей продажи населению; продажей предметов потребления предприятиям для выработки из них других товаров, а также продажей товаров внерыночным потребителям (детским садам, больницам и т.д.).

Розничная торговля осуществляет продажу товаров непосредственно населению. Основным показателем деятельности всех торговых структур является товарооборот. Под товарооборотом понимается совокупность актов купли-продажи товаров, т.е. материальных благ, совершающихся в процессе их перехода из сферы производства в сферу потребления за определенный период времени.

В акте купли-продажи возможны различные комбинации продавцов и покупателей:

1) производитель – производитель;

2) производитель – товарная  биржа;

3) товарная биржа –  торговая организация;

4) торговая организация  – торговая организация;

5) торговая организация  – потребитель;

6) производитель – потребитель;

7) производитель – торговая  организация;

8) производитель – коммерсант;

9) коммерсант – потребитель.

По признаку продавца выделяют две категории: товарооборот производителей (1+2+6+7+8) и торгово-посреднический оборот (3+4+5+9). По признаку покупателя выделяют оптовый товарооборот, совершаемый внутри сферы обращения (2+3+4+7+8+частично 1), и розничный товарооборот, при котором товары выходят из сферы обращения для потребления (5+6+9+частично 1). Валовой товарооборот исчисляется как общая сумма всех продаж, т.е. (1+2+3+4+5+6+7+8+9).

Исключив повторный акт продажи из валового товарооборота, получаем чистый товарооборот как сумму конечных последних продаж. В целом по народному хозяйству чистый товарооборот равен розничному. Для отдельной же торговой системы (или территории) чистый товарооборот больше розничного на сумму оптовых продаж другим торговым системам (или другим территориям).

Соотношение чистого и валового оборотов показывает, сколько звеньев прошел товар на пути своего следования от производителя к потребителю. Чем больше звеньев, тем больше стоимости добавляется к цене производителя и тем выше цена конечного потребления товара.

При расчете показателя продукции торговли используют следующие виды цен:

1)      свободные рыночные цены и тарифы без включения в них налога на добавленную стоимость (НДС) – р1;

2)      государственные регулируемые оптовые цены и тарифы без включения в них НДС – р2;

3)      государственные регулируемые розничные цены и тарифы, включающие в себя НДС, – р3;

4)      обменная цена, не превышающая себестоимости продукции, – р4;

5)      другие цены (биржевая, договорная, залоговая, ней и т.д.).

В ценах первых трех видов имеется элемент, покрывающий расходы торговли и обеспечивающий ее прибыльность (рис. 1, 2). Это торговая наценка (ТН) – часть продажной цены, предназначенная для возмещения издержек обращения (транспортные расходы, оплата труда торговых работников, расходы по аренде и содержанию помещений, реклама и т.д.) и обеспечения прибыли торговых предприятий. При государственном регулировании торговая надбавка устанавливается в процентном отношении к цене производителя (как правило, 25 %). Во всех остальных случаях она складывается под воздействием спроса и предложения на данный вид товара.

Торговая наценка дифференцируется по группам товаров и по местонахождению торговых организаций. Сумма наценок по всем проданным товарам (реализованное наложение) и составляет денежное выражение продукции торговли. Иными словами, это разница между продажной и покупной ценой товаров, предназначенных для реализации.

Рис. 1. Структура регулируемой розничной цены

В зависимости от участников торговой сделки в качестве покупной цены, т.е. цены, по которой происходит приобретение товара с целью его дальнейшей перепродажи, может выступать и р1, и р2, р3 и т.д.

Рис. 11.2. Структура свободной розничной цены.

Продажной ценой, по которой происходит реализация товара, чаще всего бывает р1. Добавленная стоимость может быть определена на основе декларации о доходах, представляемой в налоговую инспекцию. Валовая продукция торговли (ВП) определяется как сумма реализованного наложения (РН) за вычетом оплаты услуг грузового транспорта. не принадлежащего данному предприятию (УТ), и услуг связи (УС). Исключается также стоимость продукции подсобных хозяйств. мастерских и других производственных подразделений, входящих в систему данного торгового предприятия (ВП'). Продукция этих подразделений учитывается в составе продукции соответствующих отраслей. Таким образом, ВП=РН-(УТ+УС)-ВП'.

Валовая продукция исчисляется и как сумма издержек обращения (ИО) и прибыли торгующих организаций (П) за вычетом оплаты услуг грузового транспорта (УТ) и связи (УС), а также налогов (Н):

ВП=(ИО-УТ-УС)+(П-Н).

Подотраслью торговли является общественное питание, сочетающее три функции: производственную, связанную с процессом приготовления готовой пищи, полуфабрикатов и других видов продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности: реализацию изготовленной продукции и части продуктов без дополнительной обработки; организацию потребления готовой пищи и кулинарной продукции.

Продукция предприятий общественного питания – это результат их производственной деятельности и основной показатель выполнения данной функции. Она измеряется в единицах условно-натуральных (блюдах), натуральных (штуках) и условных.

Продукция предприятия общественного питания собственного изготовления неравнозначна по ее роли в потреблении, и, в этой связи ее подразделяют на два вида:

1) основная продукция (обеденная);

2) прочая продукция.

Основная продукция – это продукция, выработанная на данном предприятии и учитываемая в блюдах. Блюдом называется стандартная порция, установленная для отпуска потребителям обеденной продукции. Она не имеет постоянной величины и варьирует в определенных пределах.

К основной продукции, учитываемой в блюдах, относят: первые, вторые и третьи блюда; холодные и горячие закуски в порциях, причем половина порции считается одним блюдом; кулинарные изделия, отпускаемые порциями, причем 100 г кулинарного изделия считается одним блюдом.

К прочей продукции собственного изготовления, не учитываемой в блюдах, относят: 
кулинарные изделия, реализуемые через подразделения данного предприятия общественного питания другим предприятием общественного питания, а также через розничную сеть; полуфабрикаты для продажи; мучнистые изделия собственной выработки; кондитерские изделия собственной выработки; бутерброды; горячие напитки, реализуемые через внешние буфеты;  
другие продукты, не учитываемые в блюдах.

Валовая продукция общественного питания равна сумме реализованных скидок (наценок) за вычетом стоимости услуг грузового транспорта и связи. В реализованном наложении (доходах от реализации товаров) отражены расходы на производство пищевой продукции за вычетом стоимости использованного для ее изготовления сырья (мясопродуктов, муки, картофеля и др.).

Валовой доход (ВД) от реализации продукции собственного производства и полученных товаров складывается из реализованной торговой скидки и наценки общественного питания. Реализованная торговая скидка – это разность между стоимостью израсходованных продуктов в розничных ценах (pq) и их стоимостью по ценам приобретения (p'q).

Информация о работе Статистический учет произведенной продукции