Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 17:03, курсовая работа
Эффективность оценивается на всех уровнях деятельности организаций, предприятий независимо от формы собственности, вида деятельности и отраслевой принадлежности. Существует единство общих методологических принципов оценки эффективности функционирования предприятий, основанных на применении статистических показателей и методов.
1. Введение.
2. Теоретическая часть курсовой работы: «Статистический анализ эффективности функционирования предприятий разных форм собственности, качество продуктов и услуг».
3. Решение трех задач по темам:
3.1. Статистическое наблюдение на транспорте.
3.2. Статистика перевозок грузов и пассажиров.
3.3. Статистика себестоимости перевозок грузов и пассажиров.
Список использованной литературы.
Рассчитаем индексы сезонности:
,
где общая среднесуточная величина за исследуемый период;
(1399,86*31 + 1557,63* 28+ 1416,39*31+ 1530,91*30+ 1547,92*31+ 1613,93*30+ 1639,39*31+ 1716,24*8+ 2016,48*30+ 1577,58*31+ 1474,34*30+ 1397,1*31) / 365 = 1573,18 т.
= 1399,86 / 1573,18 * 100% = 88,98 % за январь.
Аналогично рассчитаем индексы по остальным месяцам и сведем данные в таблицу:
Таблица 2.3. Значения индексов сезонности
Месяц |
Индекс сезонности |
январь |
88,98 |
февраль |
99,01 |
март |
90,03 |
апрель |
97,31 |
май |
98,39 |
июнь |
102,59 |
июль |
104,21 |
август |
109,09 |
сентябрь |
128,18 |
октябрь |
100,28 |
ноябрь |
93,72 |
декабрь |
88,81 |
Вывод: В целом по месяцам наблюдается довольно ровный объем грузоперевозок, постепенно увеличиваясь в летние месяцы, достигая пика в сезон сбора урожая. В зимние месяцы традиционно наблюдается спад перевозок грузов.
Эту тенденцию следует учитывать при планировании отпусков работников АТП, закупки топлива и прочих расходов по эксплуатации транспорта.
3.3. Статистика себестоимости
По имеющимся статистическим данным о затратах по статьям себестоимости и величине грузооборота сделать анализ себестоимости продукции АТП, для чего определить плановую и фактическую себестоимости, индексы себестоимости, а также плановую сумму затрат на фактический объем работ, структуру себестоимости, индексы затрат, процент изменения затрат, экономию или перерасход по статьям себестоимости и в целом по сумме затрат. Расчеты представить в табличной форме. Изобразить графически с помощью секторных и столбиковых диаграмм результаты: затраты по статьям себестоимости в динамике по приведенным периодам, структуру себестоимости и экономию (перерасход) по статьям. Сделать выводы.
Решение.
Таблица 3.1. Данные о затратах по статьям себестоимости (тыс.руб.) и грузооборот АТП по периодам
Показатель |
Базисный период |
Отчетный период | |
план |
факт | ||
ФОТ с отчислениями в соц.фонды |
854,2 |
849,5 |
852,2 |
Затраты на автомобильное топливо |
315,6 |
294,8 |
310,9 |
Затраты на смазочные и прочие эксплуатационные материалы |
22,4 |
21,7 |
21,7 |
Износ и ремонт шин |
130,1 |
127,6 |
130,8 |
Амортизационные отчисления на полное восстановление ОПФ |
258,3 |
256,3 |
259,9 |
Ремонтный фонд |
148,9 |
147,4 |
149,6 |
Общехозяйственные расходы |
240,8 |
239,5 |
240,5 |
Грузооборот, тыс. ткм |
1135 |
1100 |
1120 |
Себестоимость - это финансовые затраты предприятия, направленные на обслуживание текущих расходов по производству и реализации товаров и услуг.
Себестоимость грузовых перевозок определяется по формуле:
где = себестоимость 1 ткм, руб./ткм;
общая сумма затрат, руб.;
общий объем грузооборота, ткм.
Определим эксплуатационные затраты:
За базисный период:
854,2+315,6+22,4+130,1+258,3+
За отчетный плановый период:
849,5 + 294,8 + 21,7 + 127,6 + 256,3 + 147,4 + 239,5 = 1936,8 тыс.руб.
За отчетный фактический период:
52,2 + 310,9 + 21,7 + 130,8 + 259,9 + 149,6 + 240,5 = 1965,6 тыс.руб.
Определим себестоимость:
За базисный период:
1970,3 / 1135 = 1,736 тыс.руб.
За отчетный плановый период:
1936,8 / 1,76 тыс.руб.
За отчетный фактический период:
1,755 тыс.руб.
Таблица 3.2 Себестоимость транспортной работы
Показатель |
Базисный период |
Отчетный период | |
план |
факт | ||
Себестоимость, тыс.руб. |
1,736 |
1,76 |
1,755 |
Грузооборот, тыс.ткм |
1135 |
1100 |
1120 |
Вывод: В отчетном периоде фактический грузооборот выше планового на 20 тыс.ткм, однако ниже на 15 тыс.ткм (на 1,4 %) по сравнению с предыдущим периодом.
При этом себестоимость по сравнению с базисным периодом незначительно повысилась (на 1,09 %), что говорит об увеличении переменных затрат по грузоперевозкам.
Рассчитаем индексы себестоимости:
Индекс планового задания по снижению себестоимости:
,
где себестоимость планового периода;
себестоимость базисного периода.
Вывод: Себестоимость по плану заложена на 1,4 % выше базисного периода.
Индекс выполнения плана:
,
где = себестоимость фактическая
Вывод: Фактическая себестоимость меньше плановой на 0,3 %.
Индекс динамики:
= 1,755/1,736 = 1,011
Вывод: Фактическая себестоимость выше базисного периода на 1,1 %.
Фактическая сумма экономии по сравнению с базисным периодом:
,
где - фактический грузооборот.
тыс.руб. (перерасход)
Плановая экономия от снижения себестоимости:
,
где - плановый грузооборот.
тыс.руб. (перерасход)
Сверхплановая экономия за счет сверхпланового изменения себестоимости:
тыс.руб.
тыс.руб.
Вывод: Получен перерасход фактической и плановой себестоимости по сравнению с базисным периодом, сверхплановая экономия получена за счет роста фактического грузооборота..
Выявление влияния отдельных факторов на изменение себестоимости перевозок.
Определим плановые скорректированные затраты (аналитические затраты):
,
где индекс выполнения плана по грузообороту.
= 1,76*1,018=1,79 тыс.руб.
Произведем все необходимые расчеты и сведем данные в таблицу:
Таблица 3.3 Себестоимость грузовых перевозок
Статьи себестоимости |
Сумма затрат, тыс.руб. |
Структура себестоимости, % |
Индекс затрат |
% изменения затрат |
Экономия (перерасход), тыс.руб. | |||
план |
на фактический объем работ | |||||||
план |
факт |
план |
факт | |||||
ФОТ с отчислениями в соц.фонды |
849,5 |
864,8 |
852,2 |
3,61 |
3,54 |
0,985 |
-1,5 |
-12,6 |
Затраты на автомобильное топливо |
294,8 |
300,1 |
310,9 |
1,25 |
1,29 |
1,036 |
3,6 |
10,8 |
Затраты на смазочные и прочие эксплуатационные материалы |
21,7 |
22,1 |
21,7 |
0,09 |
0,09 |
0,982 |
-1,8 |
-0,4 |
Износ и ремонт шин |
127,6 |
129,9 |
130,8 |
0,54 |
0,54 |
1,007 |
0,7 |
0,9 |
Амортизационные отчисления на полное восстановление ОПФ |
256,3 |
260,9 |
259,9 |
1,09 |
1,08 |
0,996 |
-0,4 |
-1,0 |
Ремонтный фонд |
147,4 |
150,1 |
149,6 |
0,63 |
0,62 |
0,997 |
-0,3 |
-0,5 |
Общехозяйственные расходы |
239,5 |
239,5 |
240,5 |
1 |
1 |
1,004 |
0,4 |
1,0 |
Всего |
1936,8 |
1967,4 |
1965,6 |
0,999 |
-0,1 |
-1,8 | ||
Грузооборот, тыс.ткм |
1100 |
1100,0 |
1120 |
Вывод: Наибольшая статья затрат в составе себестоимости – заработная плата и отчисления в соц.фонды, далее идут общехозяйственные расходы (постоянные), затраты на топливо и амортизацию основных фондов.
Значительная экономия получена по заработной плате, по топливу - значительный перерасход.
Рекомендациями может служить следующее: в связи с тем, что в составе себестоимости заложен ремонтный фонд, а сами эти затраты по факту весьма незначительны, можно предложить исключить создание данного фонда, но увеличить затраты на смазочные материалы и запчасти. Следует обновить автопарк, в связи с чем также будут скорректированы статьи затрат по топливу и амортизации ОФ.
Список использованной литературы.
1. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа.-- М.: Финансы и статистика, 1993.-- 288 с.
2. Бурханова И. В. Теория статистики. Шпаргалки. - М.: ЭКСМО, 2008. - 32 с.
3. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Е51 Общая теория статистики: Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 656 с
4. Неганова Л. М. Статистика: конспект лекций. Издательство: Издательство Юрайт Год издания: 2009.-220с.
5. Шеремет А.Д. и др. Методика финансового анализа предприятия.-- М.: Дело, 1992.-- 320 с.
6. Щербина Л. В. Общая теория статистики. Шпаргалки. Издательство: ЭКСМО,2008.-32с.
7. Статистика. Курс лекций. Л.П. Харченко, В.Г. Ионин и др. Новосибирск, НГАЭиУ, 1997.