Статистические методы изучения уровня рентабельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 12:43, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить статистические методы, которые используются при анализе показателей уровня рентабельности предприятий и раскрыть их в аналитической, практической и в теоретической частях. Задачи:
- изучить показатели рентабельности
- рассмотреть анализ рентабельности деятельности предприятия
- научиться использовать статистическую информацию в решении задач
- научится анализировать статистические данные

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА 1. Рентабельность………………………………………………………..5
1. Статистические методы изучения уровня рентабельности 5
1.1. Показатели рентабельности 5
1.2. Анализ рентабельности деятельности предприятия 8
ГЛАВА 2. Практическая часть 14
Задача №1 14
Задача №2 21
Задача №3 26
Задача №4 28
ГЛАВА 3. Аналитическая часть 31
Заключение 37
Список литературы 38

Файлы: 1 файл

7057.doc

— 492.50 Кб (Скачать файл)


Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального

образования

Всероссийский заочный финансово- экономический  институт

 

 

Факультет

Менеджмента и маркетинга

 

 

 

Региональная кафедра  Бухгалтерского учета, аудита и статистики

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

Статистические методы изучения уровня рентабельности

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила                                                          

Специальность                                                     Менеджер организации

№ личного дела                                                 

Группа                                                                  

Дисциплина                                                          Статистика

Преподаватель                                                     

                                                                              

 

 

 

 

 

 

2008

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Рентабельность является показателем, комплексно характеризующим эффективность деятельности предприятия. При его помощи можно оценить эффективность управления предприятием, так как получение высокой прибыли и достаточного уровня доходности во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Поэтому рентабельность можно рассматривать как один из критериев качества управления.

По значению уровня рентабельности можно оценить долгосрочное благополучие предприятия, т.е. способность предприятия получать достаточную прибыль на  инвестиции. Для долгосрочных кредиторов  инвесторов, вкладывающих деньги в собственный капитал предприятия, данный показатель является более надежным индикатором, чем показатели финансовой устойчивости и ликвидности, определяющиеся на основе соотношения отдельных статей баланса.

Рентабельность и прибыль - это именно те показатели, не изучая которые предприятие может обанкротиться. Поэтому особенно актуальной эта проблема становится в условиях перехода к рыночной экономике, это предполагает объективное и всестороннее участие в регулировании воспроизводственного процесса всех стоимостных экономических категорий.

Цель: изучить статистические методы, которые  используются при анализе показателей уровня рентабельности  предприятий и раскрыть их в аналитической, практической и в теоретической частях.

Задачи:

- изучить показатели рентабельности

- рассмотреть анализ рентабельности деятельности предприятия

- научиться использовать статистическую  информацию в решении задач

- научится анализировать статистические  данные 

Исследования: статистических данных

Объект: уровень рентабельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Статистические методы изучения  уровня рентабельности

1.1. Показатели рентабельности

Наряду с абсолютными  показателями объема прибыли в финансовой статистике широко применяется относительный  показатель – рентабельность, который в общем виде характеризует прибыльность работы предприятия. Этот показатель представляет собой своего рода синтез различных качественных и количественных показателей: роста объема производства и производительности, снижения себестоимости и др. И является важнейшим индикатором оценки финансово-экономической эффективности работы и уровня окупаемости производимых затрат.

Несмотря на то, что  прибыль является важнейшим экономическим  показателем работы предприятия, она  не в полной мере характеризует эффективность  его работы. Для определения эффективности работы предприятия необходимо сопоставить результаты  (прибыль) с затратами или ресурсами, которые обеспечили эти результаты [118;2].

Рентабельность – показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы.  Так или иначе, рентабельность представляет собой соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода. Увязывая прибыль с вложенным капиталом, рентабельность позволяет сравнить уровень доходности предприятия с альтернативным использованием капитала или доходностью, полученной предприятием при сходных условиях риска.  Более рискованные инвестиции требуют более высокой прибыли, чтобы они стали выгодными. Так как капитал всегда приносит прибыль, для измерения уровня доходности прибыль, как вознаграждение за риск, сопоставляется с размером капитала, который был необходим для образования этой прибыли.

Различают три показателя рентабельности: общая рентабельность, рентабельность реализованной продукции, рентабельность капитала.

Общая рентабельность определяется по формуле:

 

Ро б /Ф*100% ,

 

где Пб –общая сумма балансовой прибыли;

Ф- среднегодовая стоимость основных производственных средств, нематериальных активов и материальных оборотных средств.

По экономическому содержанию показатель общей рентабельности характеризует  величину прибыли, получаемой на 1 руб. среднегодовой стоимости основных производственных фондов, нематериальных активов и материальных оборотных  средств.

В отличие от показателя общей рентабельности, отражающего эффективность авансируемых затрат, в рентабельности продукции отражается эффективность текущих затрат. При стабильных ценах, по которым реализуется продукция, рост рентабельности продукции означает повышение эффективности производства, улучшение использования материальных и трудовых ресурсов, снижение потерь и исчисляется как отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости реализованной продукции:

 

Ррп пл /С*100%,

 

где Ппл – прибыль от реализации продукции;

       С  -  полная  себестоимость реализованной продукции.

Рентабельность конкретного вида продукции зависит от цен на сырье, качества продукции, производительности труда, материальных и других затрат на производство.

Рентабельность производственных фондов зависит не только от этих факторов, но и от эффективности использования производственного потенциала, результатов не промышленной деятельности. Следовательно, показатель рентабельности реализованной продукции детализирует общий показатель рентабельности.

Финансовая статистика предприятий (организаций ) изучает состояние, динамику основного и оборотного капитала, эффективность его использования, а также обеспеченность запасами товарно-материальных ценностей в целом, по  группам и источникам образования.

Деловая активность предприятия (организации) в финансовом отношении определяется с помощью показателя общей оборачиваемости капитала , который определяется по формуле:

 

                                Ок  =В/К ,

 

где   В- выручка от реализации продукции;

        К- капитал  предприятия ( организации ): основной  капитал, материальные оборотные средства, нематериальные активы, фонды обращения.

Общая оборачиваемость капитала может  увеличиваться в результате не только ускорения кругооборота имущества предприятия( организации ), но и относительного уменьшения капитала в анализируемом периоде, роста цен из-за инфляции.

Для анализа прибыльности всего капитала используется показатель, характеризующий способность предприятия  использовать активы с наибольшей отдачей (в зарубежной практике - return on assets). Уровень рентабельности активов рассчитывается делением величины прибыли на среднюю сумму стоимости активов и показывает, сколько прибыли приходится на 1 руб. всех затраченных средств вне зависимости от источников их формирования.

В России из основных отраслей экономики отраслью с наибольшей рентабельностью активов является строительство, а с наименьшей рентабельностью  в течение длительного периода  времени остается сельское хозяйство.

Для инвесторов компаний наибольший интерес представляет прибыльность акционерного капитала (return on equity). Уровень рентабельности акционерного капитала определяется отношением прибыли к средней стоимости акционерного капитала [119-201;2].

1.2. Анализ рентабельности деятельности предприятия

 

Показатели рентабельности характеризуют  эффективность работы предприятия  в целом, доходность различных направлений  деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно чем  прибыль характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразования.

Показатели рентабельности можно  объединить в несколько групп:

1. Показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;

2. Показатели, характеризующие рентабельность продаж;

3. Показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли [657;10].

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) исчисляется путем отношения  валовой (Прп ) или чистой прибыли к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (И).

 

R3рп /И      или    R3=ЧП/И

 

Она показывает, сколько предприятие  имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.

Аналогичным образом определяется окупаемость инвестиционных проектов: полученная или  ожидаемая сумма  прибыли от проекта относится  к сумме инвестиций в данный проект.

Рентабельность продаж рассчитывается  делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки (ВР). Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции:

 

Rрпрп/ВР   или Rрп=ЧП/ВР

 

Рентабельность (доходность капитала) исчисляется отношением балансовой(валовой, чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (SК) или отдельных его слагаемых: собственного(акционерного), заемного, перманентного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д.

 

Rк=БП/SК,     Rкрп/SК,  Rк=ЧП/SК

 

В процессе анализа следует изучить  динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.

Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от 3-х основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, её себестоимости и средних цен реализации.

Факторная модель этого показателя имеет вид:

 

R=П(при VРПобщ,УДiii)/И(при VРПобщ,УДii)

Расчет влияния факторов 1-ого  порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить по следующим формулам:

                                 Rплпл/ПСпл

                                 Rфф/ПСф

DRобщ=Rф-Rпл

DRvрп=(ВРпл/ПСпл-1)*100% - Rпл

DRуд=ВРусл/ПСусл*100% - ВРпл/ПСпл*100% 

                                DRц=(ВРф-ВРусл)/ПСусл*100%

          DRс=Rф- (ВРф/ПСусл-1)*100% 

  

Затем следует сделать факторный  анализ рентабельности по каждому виду продукции.

Уровень рентабельности отдельных  видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции:

 

         Riii=VРПiii)/VРПii=(Цii)/Сiii –1 

 

По данным уровня рентабельности отдельных  видов продукции можно рассчитать влияние этих факторов на изменение уровня рентабельности изделий:

 

Rпл=(Цпл-Cпл)/Cпл,    Rф=(Цфф)/Сф,   Rусл=(Цуслусл)/Сусл   

 

Таким же образом производится факторный  анализ рентабельности продаж. Детерминированная  факторная модель этого показателя, исчисленная в целом по предприятию, имеет следующий вид:

 

Rрп= Прп=f[VРПобщ,УДiii]/ВР=f[VРПобщ,УДii

Уровень рентабельности продаж отдельных  видов продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия:

 

                 Rрпi/ВРi=VРПiii)/VРПii=(Цii)/Цi

 

 Аналогично осуществляется факторный анализ рентабельности инвестированного капитала. Балансовая сумма прибыли зависит от объема реализованной продукции(VРП), ее структуры(УДi),себестоимости, среднего уровня цен(Цi) и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг(ВФР).

Информация о работе Статистические методы изучения уровня рентабельности