Экономико статистический анализ налоговых поступлений фед бюджета РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 22:52, курсовая работа

Описание работы

Федеральный бюджет составляет первый уровень бюджетной системы Российской Федерации. Федеральный бюджет это основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития стран и реализации социальной политики на всей территории России. Федеральный бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной социально-экономической стратегии.

Файлы: 1 файл

курсовая №2.docx

— 74.76 Кб (Скачать файл)

- 0,3% в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного  назначения или к землям в  составе зон сельскохозяйственного  использования в поселениях; предоставленных  для личного подсобного хозяйства,  садоводства, огородничества.

- 1,5% в отношении прочих земельных  участков. Допускается установление  дифференцированных налоговых ставок  в зависимости от категорий  земель или разрешенного использования  земельного участка. 
     Налог на имущество физических лиц установлен Законом РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-I «О налогах на имущество физических лиц». Плательщиками налога являются физические лица, имеющие в собственности объекты налогообложения - жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения. Ставки налога устанавливаются органами власти субъектов Федерации. Налог зачисляется полностью в местный бюджет. От налога на имущество освобождаются Герои Советского Союза, Герои России, участники ВОВ, инвалиды I и II группы, пенсионеры. Если анализировать доходы нашей бюджетной системы с точки зрения реального наполнения ее финансовыми ресурсами, то становится очевидным, что основным источником формирования доходного потенциала являются налоговые поступления [19 с. 56]. Доля налоговых доходов в бюджете страны остается преобладающей, хотя и наблюдается тенденция ее незначительного понижения. В определенной степени это может являться результатом проводимой налоговой реформы, основной целью которой Правительство РФ ставит снижение налоговой нагрузки на экономику. 8

 

 

 

 

 

 

3. Экономико-статистический  анализ формирования и использования  федерального бюджета РФ.

3.1. Особенности налоговых поступлений федерального бюджета и их роль.

 

     Основные черты налоговых поступлений бюджетов проявляются в следующем:

1. Налоговые поступления базируются  исключительно на правовой основе. Все налоги и сборы вводятся  и отменяются только органами  государственной власти, при этом  фискальные полномочия органов  каждого уровня четко оговорены  законом.

2. Налоговое законодательство предусматривает  четкое разделение налогов по  уровням государственной структуры.

3. Налоговое законодательство предусматривает  разделение налоговых поступлений  в бюджеты разных уровней на закрепленные и регулирующие.

4. Налоговая система построена  по единым принципам, единому  механизму взимания налогов. Налоговый  контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов осуществляется со стороны налоговых органов и органов налогового контроля.

5. Разделение полномочий в сфере  применения налогового законодательства  между федеральным центром и  регионами соответствует федеральному  характеру Российского государства  и демонстрирует единый подход  к проблемам формирования доходной базы нижестоящих бюджетов на всей территории Российской Федерации.9

     В федеральный бюджет  зачисляются налоговые поступления  от следующих федеральных налогов  и сборов, налогов, предусмотренных  специальными налоговыми режимами:

- налога на прибыль организаций  по ставке, установленной для  зачисления указанного налога  в федеральный бюджет, - по нормативу  100 %;

- налога на прибыль организаций  (в части доходов иностранных  организаций, не связанных с  деятельностью в Российской Федерации  через постоянное представительство,  а также в части доходов,  полученных в виде дивидендов  и процентов по государственным  и муниципальным ценным бумагам) - по нормативу 100 %;

- налога на прибыль организаций  при выполнении соглашений о  разделе продукции, заключенных  до вступления в силу Федерального  закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ  «О соглашениях о разделе продукции» и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 20 %;

- налога на добавленную стоимость  - по нормативу 100 %;

- акцизов на спирт этиловый  из пищевого сырья - по нормативу  50 %;

- акцизов на спирт этиловый  из всех видов сырья, за исключением  пищевого, - по нормативу 100 %;

- акцизов на спиртосодержащую  продукцию - по нормативу 50 %;

- акцизов на табачную продукцию  - по нормативу 100 %;

- акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла  для дизельных и карбюраторных  (инжекторных) двигателей - по нормативу 40%;

-акцизов на автомобили легковые  и мотоциклы - по нормативу  100 %;

-акцизов по подакцизным товарам  и продукции, ввозимым на территорию  Российской Федерации, - по нормативу  100 %;

-налога на добычу полезных  ископаемых в виде углеводородного  сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 %;

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на поступления физических  лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных  ископаемых;

7) водный налог;

8) сборы за пользование объектами  животного мира и за пользование  объектами водных биологических  ресурсов;

9) государственная пошлина.10

Федеральные налоги и сборы вводятся в обязательном порядке и должны взиматься на всей территории Российской Федерации. Вместе с тем в отношении  этих налогов определенные права  предоставлены не только федеральным  органам, но и субъектам Федерации. Это касается регулирующих налогов. Однако компетенция субъектов Федерации  ограничивается рамками той доли ставки, которая приходится данному  субъекту Федерации. Большинство федеральных  налогов и сборов являются регулирующими  бюджетными доходами.Порядок бюджетного регулирования может быть установлен непосредственно в налоговых законах, специальным законодательством и путем установления нормативных отчислений от регулирующих доходов по каждому субъекту Федерации при утверждении федерального бюджета. Кроме того, в соответствии с отдельными соглашениями между федеральным центром и регионами для некоторых субъектов Российской Федерации (например, Татарстан, Башкортостан) могут быть установлены иные правила организации межбюджетных отношений, в том числе специальные налоговые режимы. 
     Нормальное функционирование народнохозяйственного комплекса страны возможно лишь при условии, когда каждое его структурное подразделение органично увязано с другими. Лишь на основе такой увязки достигается необходимая пропорциональность структуры общественного производства, которая обеспечивает сбалансированное его развитие как единого целого. Согласованное функционирование различных частей экономики достигается путем ее регулирования. В условиях рыночных отношений данный процесс обеспечивается, прежде всего, путем перераспределения финансовых ресурсов, которые формируются благодаря налоговым и др. обязательным поступлениям в бюджеты различных уровней. Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансовых ресурсов государства.Связь бюджета и налогов имеет двухсторонний и неразрывный характер. Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных статей.Налоговый кодекс РФ (п.1 ст.8) определяет налог как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».11 Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Данные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. 
     Налоги выполняют две главные функции – фискальную и регулирующую. Именно выполняемые функции позволяют определить роль налогов в экономике и их место в жизни общества.Фискальная функция налогов обуславливает основное предназначение налогов, так как налоги в современных условиях являются основным способом привлечения доходов в бюджет государства, основой его благосостояния.12 
     Место и роль налогов в финансовой системе государства определяют такие показатели как:

- степень собираемости налогов;

- степень покрытия налогом финансовых  потребностей сферы своего назначения;

- размер убытка или дохода  от действия той или иной  налоговой льготы.

     Анализ развития современного  общества позволяет обоснованно  утверждать, что высокая динамичность  развития экономики в существенной  степени обусловлена совершенностью  налоговой системы. Находящаяся  в настоящее время в стадии  завершения реформа налоговой  системы страны в существенной  степени облегчила условия экономической  деятельности налогоплательщиков  посредством сокращения числа  налогов, упрощения законодательства, уменьшения налогового бремени  путем сокращения ставок налогообложения  по ряду налогов, структурной  перестройки налоговых органов  с учетом интересов их взаимодействия  с налогоплательщиками. 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 3.2. Анализ налоговых доходов федерального бюджета РФ.

     Доходы бюджетов образуются  за счет налоговых, неналоговых  видов доходов и безвозмездных  перечислений. В доходы бюджета  текущего года зачисляется остаток  средств на конец предыдущего  года. Налоговые доходы считаются  уплаченными доходами соответствующего  бюджета, бюджета государственного  внебюджетного фонда с момента,  определяемого налоговым законодательством  РФ, т.е. с момента дачи налогоплательщиком  поручения кредитной организации  о перечислении денежных средств в бюджет соответствующего уровня при наличии средств на счете плательщика. Неналоговые доходы и иные поступления считаются уплаченными в бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда с момента списания денежных средств со счета плательщика в кредитной организации. Денежные средства считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента совершения Банком России или кредитной организацией операции по зачислению (учету) денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда.13 Как уже было сказано, поступления бюджета состоят из налоговых и неналоговых доходов. Проанализируем долю налоговых поступлений в общей сумме доходов бюджета. 
     По данным Федеральной службы статистики можно сделать вывод о важности налоговых доходов в бюджетной системе страны, так налоговые поступления составляют 60,9% от общей суммы доходов за 2007 год. На 2005 год налоговые поступления были запланированы в сумме 3058786 млн. рублей или 61,4% от доходов бюджета. Сокращение налоговых поступлений в 2006 году до уровня в 57,9% вызвано ростом неналоговых доходов в бюджете Российской Федерации. Для объяснения причин роста налоговых поступлений, а также сокращения их доли в доходах федерального бюджета следует проанализировать структуру налоговых доходов бюджета за 2005-2007 годы14. Для современной России особо важное значение имеет отработка построения налоговой системы применительно к особенностям развития государства федеративного типа. Основные недостатки структуры налогообложения в стране обусловлены ее неприспособленностью к современным условиям. Специфика перехода экономики к рынку и решение проблем взаимоотношений федерального центра и регионов определяют и особенности состава и структуры налогообложения.  
      Представим структуру налоговых доходов федерального бюджета. Среди налогов на пользование природными ресурсами значительный удельный вес в налоговых доходах федерального бюджета занимает налог на добычу полезных ископаемых и составляет за 2005 год - 26,56%, в 2006 году происходит рост удельного веса налога на добычу полезных ископаемых на 8,85% (удельного веса) и составляет 35,41% .В 2007 году планировалось поступлений от налогообложения добычи полезных ископаемых в размере 33,93% от налоговых доходов бюджета.Что касается иных платежей за пользование природными ресурсами, то их доля растет с 0,58% до 1,02% в структуре налоговых доходов федерального бюджета.Доля Единого социального налога составляет 8,7%, при этом в 2006 по сравнению с 2005 налог вырос на 1,45% и составил 10,15% от налоговых доходов бюджета. В 2007 году доля единого социального налога составила 12,06% в доходах налогового характера. Доля налога на прибыль в структуре доходов бюджета растет за анализируемый период, и от 328,7 млрд.рублей достигает поступлений в размере 580,4 млрд.рублей., что в общей сложности составляет 76,5%. В налоговых доходах бюджета составляет порядка 10,75% в 2005 году и 15,88% и 18,98 в 2006 и 2007 годах соответственно.Акцизы, реализуемые на территории Российской Федерации занимают порядка 2,92% в составе налоговых доходов страны, и характеризуются ростом как удельного веса на 0,56%, так и в денежном выражении на 17087 млн.рублей в 2007 году по сравнению с 2005 годом.Тем самым происходит рост акцизов на ввозимый товар на территорию Российской Федерации с 0,57% до 0,67% в налоговых доходах России за 2005 -2007 годы.Государственная пошлина занимает незначительное место в налоговых доходах федерального бюджета и с 2005 года рост ее удельного веса составляет 0,74% и достигает на 2007 год 0,86% в налоговых доходах федерального бюджета. 15На положительную динамику основных экономических показателей значительное влияние оказали благоприятная конъюнктура мировых цен на нефть и продукты ее переработки, газ, металлы, продукцию лесной и деревообрабатывающей промышленности, оживление производства в отраслях, занятых производством импортозаменяющей продукции, прежде всего в легкой промышленности. Социально-экономическое развитие зависит от внешних и внутренних факторов. К внешним относят: динамику мировых цен на нефть, темпы роста мировой экономики, объем выплат по внешнему долгу и др. показатели. К внутренним условиям, не зависящим от политики государства, по крайней мере, в краткосрочной перспективе, относят: демографическую ситуацию, высокую капиталоемкость и др. Ряд показателей находятся под воздействием экономической политики Правительства РФ: инфляция, реальный курс рубля, тарифы на продукцию естественных монополий, налогообложение и др.В абсолютном выражении, по результатам анализа, произошел рост практически по всем основным видам налогов. Данный рост был вызван такими факторами, как: расширение налогооблагаемой базы из-за увеличения производства валового внутреннего продукта, инфляция, усиление контрольной деятельности налоговых органов.Несомненно, все это оказывает положительное влияние на формирование бюджета странны.16

Таблица 1. Структура налоговых  поступлений в федеральный бюджет .(по данным Федеральной службы статистики)17

Налоговые поступления

Сумма, млн.руб

Доля в нал. доходах,%

Сумма, млн.руб

Доля в нал. доходах,%

Сумма, млн.руб

Доля в нал. доходах,%

НДС

1162553,8

38,01

95804,4

26,82

1378730

32,49

ЕСН

266159

8,70

310412,1

10,15

368773,9

12,06

Налог на добычу полезных ископаемых

812322,6

26,56

1083188,2

35,41

1037740

33.93

Налог на прибыль

328746,5

10,75

485681,7

15,88

580408,8

18,98

Акцизы,реализуемые в РФ

89225,3

2,92

90923,5

2,97

106313

3,48

Акцизы на ввозимые товары

17568,4

0,57

16637,5

0,54

20370,4

0,67

Иные платежи за пользование  природными ресурсами

17852,8

0,58

21038,1

0,69

31250,6

1,02

Государственная пошлина

22517,5

0,74

25002,2

0,82

26314,4

0,86

Налоговые доходы

3058786

100

3572043

100

4242964

100




 

 

 

 

4. Совершенствование системы налоговых доходов бюджета

     Невзирая на множество способов и методов прогнозирования бюджетных доходов, они являются, как правило, результатом усовершенствования известных и достаточно распространенных общих подходов к прогнозированию, в том числе путём органического сочетания нескольких методик, которые Россия должна учитывать. 
     В целях снятия всех налоговых преград на пути экономического роста и превращения налоговой системы в эффективную систему налогообложения Правительством РФ определены приоритетные направления налоговой политики:

Информация о работе Экономико статистический анализ налоговых поступлений фед бюджета РФ