Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 22:52, курсовая работа
Федеральный бюджет составляет первый уровень бюджетной системы Российской Федерации. Федеральный бюджет это основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития стран и реализации социальной политики на всей территории России. Федеральный бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной социально-экономической стратегии.
- 0,3% в отношении земельных
- 1,5% в отношении прочих земельных
участков. Допускается установление
дифференцированных налоговых
Налог на имущество физических
лиц установлен Законом РФ от 9 декабря
1991 г. № 2003-I «О налогах на имущество физических
лиц». Плательщиками налога являются физические
лица, имеющие в собственности объекты
налогообложения - жилые дома, квартиры,
дачи, гаражи и иные строения, помещения
и сооружения. Ставки налога устанавливаются
органами власти субъектов Федерации.
Налог зачисляется полностью в местный
бюджет. От налога на имущество освобождаются
Герои Советского Союза, Герои России,
участники ВОВ, инвалиды I и II группы, пенсионеры.
Если анализировать доходы нашей бюджетной
системы с точки зрения реального наполнения
ее финансовыми ресурсами, то становится
очевидным, что основным источником формирования
доходного потенциала являются налоговые
поступления [19 с. 56]. Доля налоговых доходов
в бюджете страны остается преобладающей,
хотя и наблюдается тенденция ее незначительного
понижения. В определенной степени это
может являться результатом проводимой
налоговой реформы, основной целью которой
Правительство РФ ставит снижение налоговой
нагрузки на экономику. 8
3. Экономико-статистический
анализ формирования и
3.1. Особенности налоговых поступлений федерального бюджета и их роль.
Основные черты налоговых поступлений бюджетов проявляются в следующем:
1. Налоговые поступления
2. Налоговое законодательство
3. Налоговое законодательство
4. Налоговая система построена
по единым принципам, единому
механизму взимания налогов.
5. Разделение полномочий в сфере
применения налогового
В федеральный бюджет
зачисляются налоговые
- налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, - по нормативу 100 %;
- налога на прибыль организаций
(в части доходов иностранных
организаций, не связанных с
деятельностью в Российской
- налога на прибыль организаций
при выполнении соглашений о
разделе продукции,
- налога на добавленную
- акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 %;
- акцизов на спирт этиловый
из всех видов сырья, за
- акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 %;
- акцизов на табачную продукцию - по нормативу 100 %;
- акцизов на автомобильный
-акцизов на автомобили
-акцизов по подакцизным
-налога на добычу полезных
ископаемых в виде
К федеральным налогам и сборам относятся:
1) налог на добавленную
2) акцизы;
3) налог на поступления
4) единый социальный налог;
5) налог на прибыль организаций;
6) налог на добычу полезных ископаемых;
7) водный налог;
8) сборы за пользование
9) государственная пошлина.10
Федеральные налоги и сборы вводятся
в обязательном порядке и должны
взиматься на всей территории Российской
Федерации. Вместе с тем в отношении
этих налогов определенные права
предоставлены не только федеральным
органам, но и субъектам Федерации.
Это касается регулирующих налогов.
Однако компетенция субъектов
Нормальное функционирование
народнохозяйственного комплекса страны
возможно лишь при условии, когда каждое
его структурное подразделение органично
увязано с другими. Лишь на основе такой
увязки достигается необходимая пропорциональность
структуры общественного производства,
которая обеспечивает сбалансированное
его развитие как единого целого. Согласованное
функционирование различных частей экономики
достигается путем ее регулирования. В
условиях рыночных отношений данный процесс
обеспечивается, прежде всего, путем перераспределения
финансовых ресурсов, которые формируются
благодаря налоговым и др. обязательным
поступлениям в бюджеты различных уровней.
Сущность налогообложения заключается
в прямом изъятии государством определенной
части валового общественного продукта
в свою пользу для формирования бюджета,
т.е. централизованных финансовых ресурсов
государства.Связь бюджета и налогов имеет
двухсторонний и неразрывный характер.
Налоги как основной элемент доходов бюджета
обеспечивают финансирование всей структуры
и его расходных статей.Налоговый кодекс
РФ (п.1 ст.8) определяет налог как «обязательный,
индивидуально безвозмездный платеж,
взимаемый с организаций и физических
лиц в форме отчуждения принадлежащих
им на праве собственности хозяйственного
ведения или оперативного управления
денежных средств, в целях финансового
обеспечения деятельности государства
и (или) муниципальных образований».11 Экономическая
сущность налогов характеризуется денежными
отношениями, складывающимися у государства
с юридическими и физическими лицами.
Данные отношения объективно обусловлены
и имеют специфическое общественное назначение
– мобилизацию денежных средств в распоряжение
государства.
Налоги выполняют две главные
функции – фискальную и регулирующую.
Именно выполняемые функции позволяют
определить роль налогов в экономике и
их место в жизни общества.Фискальная
функция налогов обуславливает основное
предназначение налогов, так как налоги
в современных условиях являются основным
способом привлечения доходов в бюджет
государства, основой его благосостояния.12
Место и роль налогов в финансовой
системе государства определяют такие
показатели как:
- степень собираемости налогов;
- степень покрытия налогом
- размер убытка или дохода от действия той или иной налоговой льготы.
Анализ развития современного
общества позволяет
3.2. Анализ налоговых доходов федерального бюджета РФ.
Доходы бюджетов образуются
за счет налоговых,
По данным Федеральной службы
статистики можно сделать вывод о важности
налоговых доходов в бюджетной системе
страны, так налоговые поступления составляют
60,9% от общей суммы доходов за 2007 год. На
2005 год налоговые поступления были запланированы
в сумме 3058786 млн. рублей или 61,4% от доходов
бюджета. Сокращение налоговых поступлений
в 2006 году до уровня в 57,9% вызвано ростом
неналоговых доходов в бюджете Российской
Федерации. Для объяснения причин роста
налоговых поступлений, а также сокращения
их доли в доходах федерального бюджета
следует проанализировать структуру налоговых
доходов бюджета за 2005-2007 годы14.
Для современной России особо важное значение
имеет отработка построения налоговой
системы применительно к особенностям
развития государства федеративного типа.
Основные недостатки структуры налогообложения
в стране обусловлены ее неприспособленностью
к современным условиям. Специфика перехода
экономики к рынку и решение проблем взаимоотношений
федерального центра и регионов определяют
и особенности состава и структуры налогообложения.
Представим структуру
налоговых доходов федерального бюджета.
Среди налогов на пользование природными
ресурсами значительный удельный вес
в налоговых доходах федерального бюджета
занимает налог на добычу полезных ископаемых
и составляет за 2005 год - 26,56%, в 2006 году
происходит рост удельного веса налога
на добычу полезных ископаемых на 8,85% (удельного
веса) и составляет 35,41% .В 2007 году планировалось
поступлений от налогообложения добычи
полезных ископаемых в размере 33,93% от
налоговых доходов бюджета.Что касается
иных платежей за пользование природными
ресурсами, то их доля растет с 0,58% до 1,02%
в структуре налоговых доходов федерального
бюджета.Доля Единого социального налога
составляет 8,7%, при этом в 2006 по сравнению
с 2005 налог вырос на 1,45% и составил 10,15%
от налоговых доходов бюджета. В 2007 году
доля единого социального налога составила
12,06% в доходах налогового характера. Доля
налога на прибыль в структуре доходов
бюджета растет за анализируемый период,
и от 328,7 млрд.рублей достигает поступлений
в размере 580,4 млрд.рублей., что в общей
сложности составляет 76,5%. В налоговых
доходах бюджета составляет порядка 10,75%
в 2005 году и 15,88% и 18,98 в 2006 и 2007 годах соответственно.Акцизы,
реализуемые на территории Российской
Федерации занимают порядка 2,92% в составе
налоговых доходов страны, и характеризуются
ростом как удельного веса на 0,56%, так и
в денежном выражении на 17087 млн.рублей
в 2007 году по сравнению с 2005 годом.Тем самым
происходит рост акцизов на ввозимый товар
на территорию Российской Федерации с
0,57% до 0,67% в налоговых доходах России за
2005 -2007 годы.Государственная пошлина занимает
незначительное место в налоговых доходах
федерального бюджета и с 2005 года рост
ее удельного веса составляет 0,74% и достигает
на 2007 год 0,86% в налоговых доходах федерального
бюджета. 15На
положительную динамику основных экономических
показателей значительное влияние оказали
благоприятная конъюнктура мировых цен
на нефть и продукты ее переработки, газ,
металлы, продукцию лесной и деревообрабатывающей
промышленности, оживление производства
в отраслях, занятых производством импортозаменяющей
продукции, прежде всего в легкой промышленности.
Социально-экономическое развитие зависит
от внешних и внутренних факторов. К внешним
относят: динамику мировых цен на нефть,
темпы роста мировой экономики, объем
выплат по внешнему долгу и др. показатели.
К внутренним условиям, не зависящим от
политики государства, по крайней мере,
в краткосрочной перспективе, относят:
демографическую ситуацию, высокую капиталоемкость
и др. Ряд показателей находятся под воздействием
экономической политики Правительства
РФ: инфляция, реальный курс рубля, тарифы
на продукцию естественных монополий,
налогообложение и др.В абсолютном выражении,
по результатам анализа, произошел рост
практически по всем основным видам налогов.
Данный рост был вызван такими факторами,
как: расширение налогооблагаемой базы
из-за увеличения производства валового
внутреннего продукта, инфляция, усиление
контрольной деятельности налоговых органов.Несомненно,
все это оказывает положительное влияние
на формирование бюджета странны.16
Таблица 1. Структура налоговых поступлений в федеральный бюджет .(по данным Федеральной службы статистики)17
Налоговые поступления |
Сумма, млн.руб |
Доля в нал. доходах,% |
Сумма, млн.руб |
Доля в нал. доходах,% |
Сумма, млн.руб |
Доля в нал. доходах,% |
НДС |
1162553,8 |
38,01 |
95804,4 |
26,82 |
1378730 |
32,49 |
ЕСН |
266159 |
8,70 |
310412,1 |
10,15 |
368773,9 |
12,06 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
812322,6 |
26,56 |
1083188,2 |
35,41 |
1037740 |
33.93 |
Налог на прибыль |
328746,5 |
10,75 |
485681,7 |
15,88 |
580408,8 |
18,98 |
Акцизы,реализуемые в РФ |
89225,3 |
2,92 |
90923,5 |
2,97 |
106313 |
3,48 |
Акцизы на ввозимые товары |
17568,4 |
0,57 |
16637,5 |
0,54 |
20370,4 |
0,67 |
Иные платежи за пользование природными ресурсами |
17852,8 |
0,58 |
21038,1 |
0,69 |
31250,6 |
1,02 |
Государственная пошлина |
22517,5 |
0,74 |
25002,2 |
0,82 |
26314,4 |
0,86 |
Налоговые доходы |
3058786 |
100 |
3572043 |
100 |
4242964 |
100 |
4. Совершенствование системы налоговых доходов бюджета
Невзирая на множество
способов и методов прогнозирования бюджетных
доходов, они являются, как правило, результатом
усовершенствования известных и достаточно
распространенных общих подходов к прогнозированию,
в том числе путём органического сочетания
нескольких методик, которые Россия должна
учитывать.
В целях снятия всех налоговых
преград на пути экономического роста
и превращения налоговой системы в эффективную
систему налогообложения Правительством
РФ определены приоритетные направления
налоговой политики:
Информация о работе Экономико статистический анализ налоговых поступлений фед бюджета РФ