Исследование системы показателей уровня жизни населения на примере России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 21:35, курсовая работа

Описание работы

К числу наиболее значимых направлений исследования в социальной статистике относятся: социальная и демографическая структура населения, её динамика, уровень жизни населения, уровень благосостояния, уровень здоровья населения, культура и образования, моральная статистика, общественное мнение, политическая жизнь. Применительно к каждой области исследования разрабатывается и система показателей, определяются источники информации и существуют специфические подходы к использованию статистических материалов в целях регулирования социальной обстановки в стране и регионах. Вместе с тем все эти направления дают, в конечном счёте, единую, последовательную и интегрированную информацию о картине социальной жизни, о тенденциях и закономерностях развития общества.

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Статистические показатели уровня жизни населения
1.1 Понятие и показатели уровня жизни населения…………………………….5
1.2 Статистика доходов населения………………………………………………8
1.3 Показатели статистики расходов населения и потребления материальных благ и услуг…………………………………………………………….…….15
Глава 2. Статистика уровня жизни населения России
2.1 Анализ доходов населения России……………………………………........19
2.2 Анализ расходов населения России………………………………………...22
2.3 Методы изучения дифференциации доходов населения………………….26
Глава 3. Выводы по исследованию показателей уровня жизни населения
3.1 Прогнозирование изменения уровня жизни населения России .……........30
3.2 Проблема повышения качества жизни населения……………………........34
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованной литературы…………………………………………...37

Файлы: 1 файл

курсовая стат.docx

— 153.54 Кб (Скачать файл)

Что касается некоторого уменьшения в пределах 0,1 децильного коэффициента в кризис, то, это действительно произошло. Статистика верна в том смысле, что кризис первоначально ударил по самым богатым и состояния многих из них значительно уменьшились. И лишь затем он распространился на управленцев и средний класс, и пошел дальше.  В то же время отмечают, что не стоит придавать большого значения тому обстоятельству, что, например, доходы населения пенсионного возраста за истекший год несколько выросли. [13]

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации

 

 

 

Табл.2.3.1 [12]

 

Млн.человек

В % от общей

численности населения

2008г

1 квартал

23,0

16,3

1 полугодие

20,7

14,7

Январь-сентябрь

19,0

13,5

Год

18,9

13,4

2009г

1 квартал

24,5

17,4

1 полугодие

21,1

15,0

Январь-сентябрь

19,7

14,0

Год

18,5

13,1


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Выводы по исследованию показателей уровня жизни населения

          3.1 Прогнозирование изменения уровня  жизни населения России 

Статистика  уровня жизни населения позволяет  не только анализировать данные на текущий момент, но и спрогнозировать  изменение важнейших показателей.

В 2011 году сохранятся высокие темпы роста денежных доходов населения за счет всех составляющих: заработной платы, социальных трансфертов, доходов от собственности, предпринимательской деятельности. Денежные доходы населения в 2011 году по отношению к 2007 году возрастут по второму варианту в номинальном выражении 2,1 раза (в реальном выражении – 1,4 раза).

В условиях существенного роста доходов  населения будут происходить  изменения в структуре доходов  и расходов граждан.

Значительные  темпы роста экономики, высокий  уровень экспортных доходов, а также  мероприятия, проводимые Правительством Российской Федерации, направленные на легализацию заработной платы привели  к некоторому росту доли фонда  заработной платы в структуре  доходов населения – с 37,6% в 2007 году до 39,5% в прогнозный период.

В структуре  доходов населения также возрастет  доля социальных трансфертов (с 12,6% в 2007 году до 14% в 2011 году), что связано  с активной социальной политикой  государства: поддержанием опережающих  темпов роста трудовой пенсии по сравнению  с прожиточным минимумом пенсионера, доведением размера социальной пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера, совершенствованием государственной  социальной поддержки отдельных  категорий граждан, материальной поддержкой граждан, имеющих детей. В результате снизится доля доходов населения от собственности, предпринимательской деятельности и прочих доходов – с 49,7% в 2007 году до 46,5% в 2011 году.

В структуре  расходов граждан несколько снизится доля расходов на покупку товаров: с 55,6% в 2007 году до 53,9% в 2011 году. Та же тенденция  наблюдается и в расходах на оплату услуг, их доля незначительно сократится до 16,3% в 2011 году (16,6% в 2007 году).

Вследствие  значительного расширения потребительского кредитования возрастает доля обязательных платежей и взносов в структуре  расходов населения – с 10,7% в 2007 до 12,9% в 2011 году.

Более высокие  обязательства граждан по выплате  процентов по потребительским кредитам негативно сказываются на склонности населения к сбережению, доля которых  в расходах населения к 2011 году несколько  сократилась (16,9%) по сравнению с 2007 годом (17 процентов).

В среднесрочной  перспективе сохранится тенденция  к опережению роста заработной платы  по сравнению с ростом экономики  в целом. За период 2008-2011 годов. фонд заработной платы по сравнению с 2007 годом возрастет в 2,2 раза, в  то время как номинальный объем  ВВП в 2 раза. В результате заметно  увеличится доля фонда заработной платы  в ВВП (с 24,2% в 2007 году до 26,2% в 2011 году), что свидетельствует о повышении  роли трудового фактора в формировании первичных доходов экономики.

В целом  в среднесрочный период динамичный рост заработной платы будет обусловлен мерами по стимулированию развития различных  секторов экономики, а также сохраняющимися высокими доходами в экспорто-ориентированных  отраслях экономики, осуществлением мер  по повышению оплаты труда работников бюджетной сферы. Кроме того, увеличение заработной платы будет стимулироваться  дефицитом высококвалифицированных  специалистов, усиливаемым общим  сокращением предложения трудовых ресурсов.

Размер  среднемесячной заработной платы за 2008-2011 годы в номинальном выражении возрастет в 2,26 раза, с 13593 рублей в 2007 году до 30673 рублей в 2011 году, а в реальном выражении, соответственно, в 1,57 раза.

В среднесрочной  перспективе прогнозируется сближение  опережающих темпов роста среднемесячной заработной платы и производительности труда (производство ВВП в расчете на одного занятого). Если в 2007 году отношение темпов роста заработной платы к темпам роста производительности труда составляло 1,11, то к 2011 году прогнозируется уменьшение данного показателя до 1,025.

Увеличению  оплаты труда низкооплачиваемых  категорий работников будет способствовать намечаемое с 1 января 2009 г. повышение  минимального размера оплаты труда (МРОТ) до 4330 рублей (Федеральный закон  №91-ФЗ от 24 июня 2008 года). Повышение  минимального размера оплаты труда  позволит в полной мере обеспечить государственные гарантии в части  размера оплаты труда, упорядочить  ситуацию со стоимостью рабочей силы на рынке труда, получить дополнительное поступление подоходного налога, вывести из «тени» часть заработной платы, скрытую от налогообложения, снизить масштабы бедности среди  работающего населения, как в  бюджетной, так и во внебюджетной сфере.В настоящее время в России границей бедности является уровень  прожиточного минимума.

Расчет  величины прожиточного минимума на 2009-2011 годы был произведен с учетом положений  Федерального закона от 31 марта 2006 года № 44-ФЗ «О потребительской корзине  в целом по Российской Федерации» и на основе прогноза индекса потребительских  цен на товары и услуги, формирующих  потребительскую корзину.

В прогнозном периоде ожидается рост величины прожиточного минимума как в целом  на душу населения, так и по каждой социально-демографической группе населения (трудоспособное население, пенсионеры и дети). По предварительным  оценкам, величина прожиточного минимума возросла в 2007 году на 12,4%, в 2010 году ее рост может составить 10,1%, в 2011 году – 9,6 процента.

В 2011 году величина прожиточного минимума может  быть уточнена в связи с актуализацией  потребительской корзины на основании  статьи 3 Федерального закона от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» и статьи 1 Федерального закона от 31 марта 2006 г. № 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации», согласно которым потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации определяется не реже одного раза в пять лет.

Увеличение  величины прожиточного минимума окажет сдерживающее влияние на сокращение численности населения с денежными  доходами ниже величины прожиточного минимума. В результате роста денежных доходов населения, этот показатель будет иметь тенденцию к сокращению и к 2011 году по второму варианту составит 14,1 млн. человек (10% от общей численности  населения). Повышение минимального размера оплаты труда, пенсий и других социальных выплат позволит сократить число лиц, которым будет оказываться государственная социальная поддержка и сосредоточить внимание на помощи наиболее обездоленной части населения.

В 2011 годы продолжится работа по разработке наиболее эффективных методов выявления нуждаемости и оказания адресной социальной помощи бедным семьям. Программы помощи бедным будут носить комплексный характер и предусматривать сочетание материальной помощи малообеспеченным категориям граждан с мерами по социальной интеграции и повышению их конкурентоспособности на рынке труда.

Меры  по повышению уровня жизни, принятые на федеральном уровне, могут дополняться  в субъектах Российской Федерации, которые имеют право увеличивать  размеры социальных пособий нуждающимся  гражданам, вводить собственные  механизмы адресной социальной помощи за счет имеющихся у них финансовых ресурсов, предусматривать меры социальной поддержки граждан при оплате жилья и коммунальных услуг.

Наряду  с бюджетными ресурсами будут  задействованы и другие источники  финансирования оказания помощи нуждающимся  категориям населения. С этой целью  предусматривается развитие механизмов государственно-частного партнерства, позволяющих объединять средства государства и частных благотворителей, а также привлекать негосударственные организаций для совместной разработки и реализации программ повышения благосостояния малообеспеченных категорий граждан на условиях государственного социального заказа, социальных грантов и в иных формах.[14]

3.2 Проблема  повышения качества жизни населения

Повышение благосостояния населения – важнейшая  задача социальной политики. В данной курсовой работе благосостояние населения  является основным объектом исследования.

Актуальная проблема народного  благосостояния – противоречие между  возрастающими потребностями населения, формирующимися на базе высоких технологических  достижений в ряде отраслей народного  хозяйства (приборостроение, электроника  и др.), и реальными возможностями  их удовлетворения, ограниченными низким уровнем развития производительных сил в потребительском секторе.

Разрыв  в доходах между богатыми и  бедными в России впервые за последние  пять лет не увеличился. Как следует  из данных Росстата, тенденция дифференциации населения по доходам переломилась за счет снижения заработков высокодоходной группы. Эксперты, впрочем, отмечают, что  это явление временное, и ждут в конце года увеличения разницы  доходов между двумя этими  группами. Потому не нужно расслабляться, а постараться сделать все возможное для повышения уровня жизни населения, особенно людей, находящихся за чертой бедности.

Для улучшения жизни населения требуется выработка государственной Программы повышения уровня и качества жизни.

В Программе повышения уровня и  качества жизни необходимо предусмотреть  решение нескольких ключевых проблем, а именно:

1. Повышение уровня оплаты труда.

2. Необходимо повысить покупательную способность оплаты труда. Для этого необходимо:

а)  введение регулирования цен  и тарифов на товары и услуги, входящих в состав потребительской  корзины, используемой для расчета  прожиточного минимума, позволяющее  уменьшить влияние инфляции на потребление  предметов повседневного спроса малоимущего населения.

б)  осуществление обязательной индексации выплаченной заработной платы при повышении потребительских цен и тарифов на товары и услуги, определяющих размер прожиточного минимума трудоспособного работника. Индексацию также необходимо проводить при увеличении расходов населения на платные услуги здравоохранения и образования в случаях превышения ими установленного порога индексации (в дополнение к регулированию цен на потребительскую корзину прожиточного минимума).

3. Повысить размер социальных трансфертов населению (пенсий, пособий, стипендий) для увеличения доходов.

4. Усовершенствовать методику расчёта прожиточного минимума, в соответствии с реальной экономической ситуацией в стране.

5. Повысить среднюю заработную плату работникам бюджетной сферы до среднеобластного уровня.[15]

 

 

         

 

                                                  

 

 

 

                                                 Заключение

Итак, рассмотрев все вышеуказанные вопросы можно  сказать, что уровень жизни населения  в последние несколько лет изменялся незначительно. Но всё же для нашей страны характерен низкий уровень жизни населения, значительная доля общества находится за чертой бедности. Стоит отметить, что для современной жизни минимальная заработная плата очень мала и об этом стоит задуматься. Россия все еще отстает от развитых стран мира, а ведь определяющим фактором благосостояния общества  является именно уровень экономического развития страны.

На основании  изложенного сделаем ряд выводов:

      Во-первых, несмотря на то, что  и доходы и расходы населения  с каждым годом растут, разница  между доходами и расходами  снижается. Это далеко не положительно  влияет на благосостояние населения  России.

В-вторых, с помощью экономико-статистического анализа можно изучать обеспеченность населения социальными  и материальными благами.

Информация о работе Исследование системы показателей уровня жизни населения на примере России