Формирование коммуникативных умений младших школьников с проблемами в развитии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 12:00, доклад

Описание работы

Ниже рассмотрены система работы и методические рекомендации по развитию у детей позитивно-личностного отношения в общении и психологической диагностике уровня сформированное коммуникативных качеств личности ребенка.

Файлы: 1 файл

doklad.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

3. Не держи руки в карманах.

    1. Смотри собеседнику в глаза.
  1. Когда обращаешься к собеседнику, помни о вежливых словах: простите, разрешите, здравствуйте, спасибо, пожалуйста.
    1. Извинись, если ты должен вмешаться (в разговор).
  1. Обращаясь к товарищам, называй их по имени; обращаясь к взрослым, называй их по имени и отчеству.

Перцептивные:

1. Умей внимательно выслушать собеседника.

2. Не торопись с ответом, прежде подумай, не обидишь ли ты товарища своим ответом.

3. Невежливо не отвечать на приветствия и обращения к тебе.

  1. Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.
  2. Если товарищ допустил ошибку, оплошность, не высмеивай его.
  3. Если ты сам допустил ошибку или сказал что-то не приятное, постарайся вовремя исправиться.

Оперативные:

1. Излагая свою мысль, будь приветлив, говори спокойно, прежде подумай, о чем будешь говорить.

2. Говори не торопясь, четко и ясно излагая свою мысль.

3. Употребляй только те слова, которые тебе хорошо знакомы.

  1. Говори спокойно, не повышая голоса.
  2. Следи за лицом и жестами, не гримасничай, не размахивай руками.
  3. Приветливые слова, сказанные грубым тоном, перестают быть вежливыми.
  4. Никогда не употребляй грубых слов.

Как показали наши исследования, ребенок может иметь высокий  социометрический статус, пользоваться популярностью среди сверстников, вместе с тем, его уровень владения коммуникативными действиями может быть низким. То есть, лидером среди детей может быть грубиян и забияка. Это означает, что другие ребята берут с него пример, подражают ему. Использование методики формирования позитивно-личностного отношения в общении устраняет этот недостаток межличностного взаимодействия детей в группе. Статистика показывает, что после использования методики подавляющее большинство детей с высоким статусом владеют коммуникативными действиями на высоком уровне, то есть, дети начинают отдавать предпочтение тому, кто вежлив, воспитан и умеет общаться, а не грубиянам и хулиганам.

Практика работы утвердила  нас в необходимости целенаправленной работы по формированию групповой сплоченности. Особую важность эта работа приобретает  в период формирования группы, класса. Процесс этот протекает на фоне необходимости адаптации каждого ребенка в новых для него условиях.

Разминки  и упражнения

В ходе работы мы не только преследуем цель сообщить детям навыки правильного общения, но, и способствуем коммуникативной дифференциации их личности, стремимся создать благоприятную психологическую атмосферу в классе или группе. Для этого решаются следующие задачи обучения:

  1. сотрудничество, или умение формировать коллектив;
  2. общение, или умение слушать, говорить и наблюдать;
  3. самоутверждение, или умение формировать положительные чувства к самим себе и другим;
  4. творческое разрешение конфликтов, или умение решать проблемы и конструктивно реагировать на конфликтные ситуации.

Приведенные ниже несложные  упражнения позволят наладить контакты между детьми. Особенно важно помочь детям сделать это в период их адаптации к школьным условиям, в начале учебного года, при поступлении в класс или группу нового ребенка.

Запоминание имен представляет трудную задачу, особенно в начале каждого учебного года. Это справедливо и при образовании новой группы. Предлагаемые ниже упражнения помогают детям узнать имена друг друга в веселой и непринужденной обстановке. Эти игры способствуют росту самооценки учеников и помогают сформировать в классе чувство общности. Вы можете использовать их в течение всего года, даже если их главной целью является только запоминание имен. Используйте те упражнения и их варианты, которые лучше всего соответствуют потребностям вашего класса.

Игра «Познакомимся  с именем». Посадите детей в круг, чтобы создать ощущение группового единства, и дайте каждому возможность видеть говорящего, обращать на него внимание. Задайте простой вопрос: «Что тебе нравится из еды? Какой вид спорта ты любишь? Какой суп у тебя самый любимый?» Обойдите круг и попросите каждого сидящего назвать свое имя и ответить на вопрос. Участие в" игре должно быть свободным, некоторые дети могут и не отвечать на ваш вопрос. В начале игры вопросы не должны быть слишком личными, чтобы не отпугнуть ребенка.

Игра «Запомни имя». Ее лучше проводить, если дети уже познакомились друг с другом. Структура игры та же самая, что и в предыдущей, за исключением того, что теперь каждого ребенка просят повторить ответ предыдущего участника игры. Задаются простые вопросы: «Твоя любимая игра?», «Твой любимый мультфильм?».

Игра «Познакомься со своим соседом» помогает детям больше узнать друг о друге. Посадите детей в круг. Поделите участников на пары, выйдите из круга и попросите детей рассказать о себе друг другу по очереди. Затем пусть все вернутся в большой круг, чтобы представить своего партнера всей группе. Лучше всего, если дети будут представлять своих партнеров добровольно. Если же это затруднительно, обойдите круг и попросите каждого представить своего товарища.

Для детей, предпочитающих большую организованность, сформулируйте конкретное задание, например - «Назовите три вещи, которые вы любите делать». Дайте детям возможность подумать и затем попросите их разбиться на пары. В качестве ответов можно подсказать следующие: «Летом я люблю ездить на велосипеде. Зимой я люблю играть в снежки».

В игру «Представься с помощью куклы» дети играют очень охотно, особенно, после того как сами изготовят куклы. Дети образуют круг, обойдите его с какой-нибудь куклой в руках. Каждый ученик по очереди представляет себя или другого с помощью этой куклы. Поддерживайте равномерный темп, знакомства должны быть веселыми. Маленьких детей или тех, кто еще незнаком с куклами, упражнение познакомит с миром кукольного театра.

Игра «Присвой себе имя  животного» помогает членам большой группы познакомиться друг с другом. Заготовьте для каждого ребенка карточку с его именем. Попросите нарисовать любимое животное. Затем дети садятся в круг, и каждый из них по очереди называет свое имя, любимое животное и что-нибудь, что ему нравится в этом животном. Другой вариант: попросите каждого ребенка назвать животное, которое любит его больше всего.

Игра «Зеркало». Два ученика пытаются одновременно повторять движения друг друга. Сначала ведущим становится один участник, затем другой, но окончательное «зеркало» представляет результат сложения движений их обоих. Желательно смотреть в глаза друг другу и совершать мягкие и непрерывные движения. Резким и хаотичным движениям трудно подражать. Сначала покажите все сами, затем разделите учеников на пары и убедитесь, что каждый имеет партнера. После окончания игры спросите детей, как они чувствовали себя, выполняя данное упражнение. Упражнение способствует развитию навыков сотрудничества.

Пантомима «Эта вещь». Дети очень любят эту игру. Возьмите какую-нибудь обычную вещь, например линейку, и на языке пантомимы превратите его во что-нибудь другое - гитару, лошадь, скрипку и т.п. Затем пустите линейку по кругу и попросите детей проделать то же самое. В подобных пантомимах угадывание всегда вызывает веселье, а игра повышает самооценку ее участников. Предварительно убедитесь, что выбранная вещь имеет достаточно возможностей для «перевоплощения».

Пантомима «Профессия». Дети по очереди изображают ту или иную профессию: например врач, милиционер, шофер. Остальные пытаются угадать, что это за профессия. Данная игра укрепляет доверие друг к другу и объединяет группу, так как внимание всех детей сосредоточено на выступающем. Игра дополняет знания о возможных профессиях и помогает детям увеличить словарный запас.

Игра «Смешные рожицы». Попросите детей состроить смешные рожицы. Повторите игру несколько раз. Упражнение снимает напряжение и вызывает смех.

Игра «Прыгни в круг». Попросите детей прыгнуть в круг так, чтобы выразить самих себя. В конце занятия предложите участникам упражнения рассказать, как они себя чувствовали. Если дети прыгают по одному, то игра усиливает их личностную самооценку, а если прыгают все вместе, то - групповую самооценку.


Информация о работе Формирование коммуникативных умений младших школьников с проблемами в развитии