Формирование коммуникативных умений младших школьников с проблемами в развитии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 12:00, доклад

Описание работы

Ниже рассмотрены система работы и методические рекомендации по развитию у детей позитивно-личностного отношения в общении и психологической диагностике уровня сформированное коммуникативных качеств личности ребенка.

Файлы: 1 файл

doklad.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

Д.И. Бойков, С.В. Бойкова

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  
С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ

Ниже рассмотрены система  работы и методические рекомендации по развитию у детей позитивно-личностного  отношения в общении и психологической  диагностике уровня сформированное коммуникативных качеств личности ребенка.

Методика коррекции  и развития важнейших коммуникативных  качеств личности ребенка младшего школьного возраста может быть успешно  реализована в рамках занятий  по развитию и коррекции речи, на занятиях с психологом или в рамках внеклассной работы с воспитанием. Предлагаемая методика по своему содержанию является психокоррекционной. Методика рекомендована педагогам-психологам, логопедам, учителям начальных классов специальных и общеобразовательных школ.

Потребность в общении  относится к базовым потребностям человека. Удовлетворение этой потребности - одно из условий полноценного развития и формирования личности ребенка. Однако далеко не всегда отношения, а соответственно и общение детей с педагогами на работе и с родителями дома складываются благополучно, способствуют развитию ребенка и поддержанию благоприятного психологического климата. Причиной тому часто становятся недостатки коммуникативной деятельности участников общения или их специфические личностные особенности. Пели у ребенка имеются особенности в развитии, если он испытывает трудности в обучении, то в большей или меньшей степени ему присущи некоторые общие недостатки в организации и осуществлении речевого коммуникативного взаимодействия. К ним относятся, как уже было сказано, внешняя направленность агрессии, низкая самостоятельность в разрешении конфликтов, фиксация на самозащитных формах поведения. Наиболее типичные проявления этих недостатков в репликах детей знакомы всем:

Ну и что же, что так нельзя делать?!

- А мне хочется!

- Купи!

- Сам(а) такой(ая)!

- Нет, я все равно буду!

Недостатки речевой  коммуникации придают высказываниям  детей негативно-личностную окраску. В опыте общения детей ясно прослеживается нехватка позитивных образцов коммуникативных действий.

Каким же образом предложить детям социально приемлемые нормы  поведения? На поверхности лежит  идея организовать обучение владению коммуникативными действиями. Основные трудности возникают у детей  при необходимости реализовать  коммуникативные действия, в то время как формально дети знают их в форме правил вежливости. Попробуйте спросить ребенка, нагрубившего сверстнику, как он оценивает свои слова. Все дети, когда их внимание обращалось на такие действия, оценивали их как плохие, недопустимые, обещали больше так не делать.

Из жизненного опыта  мы знаем, что запреты и поучения часто лишь вызывают у детей лишь негативную реакцию и желание действовать, наоборот, «от противного». Лишь действуя по собственному желанию, ребенок изменяется быстрее всего. Поэтому мы предлагаем моделировать ситуации общения и предоставить возможность ребенку действовать в них, самому предлагать решения, их реализовывать и оценивать.

Наиболее ярко позиция  ребенка проявляется в общении  при решении различных конфликтных ситуаций, именно в них с особой остротой выступают позитивные и негативные стороны личностного отношения к собеседнику. Опираясь на статистические показатели, мы сформировали блок желательных ответов таким образом, что их сочетание даст оптимальное соотношение характеристик позиции ребенка во взаимодействии, если он использует предлагаемые варианты высказываний. Так были получены блоки желательных и нежелательных вариантов ответов в конфликтных ситуациях.

По нашему мнению, предлагаемые варианты ответов не являются фиксированными. Мы исходим из положения, что отношение есть контекст общения. Действительно, дети воспринимают обращенное к ним высказывание в самом общем виде, не выделяя смысловых деталей и тонкостей в силу эмоциональности восприятия. В ситуациях общения значения интерпретируются каждым ребенком по-своему.

Предлагая систему социально-желательных  для использования ответов в  ситуациях конфликта, мы стремимся  к изменению отношения ребенка  к конфликтной ситуации, к человеку, оказывающемуся ее причиной или просто находящемуся рядом. В результате совместной исследовательской и педагогической работы нам удалось убедительно доказать, что владение средствами коммуникации и личностное отношение детей может быть изменено в положительную сторону. Ребенок должен понимать, что каждый человек (ребенок или взрослый) имеет право выражать свои мысли и чувства, не нарушая прав собеседника. Ребенку нужно понимание собственных и чужих желаний, чувств и мыслей, ясное их выражение.

Структурной основой  учебного материала выступает серия авторских сказок, объединенных общими персонажами. После чтения сказки педагогом детям нужно придумать собственное окончание короткому рассказу. В качестве начала используется готовая реплика одного из персонажей сказки. Дети идентифицируют себя с другим действующим лицом и отвечают за него. Каждый ребенок называет свой вариант окончания сюжета. Затем все вместе обсуждают, чей ответ можно считать культурным, вежливым, а кто ответил грубо, как невоспитанный ребенок. Только в том случае, если никто из детей не даст ответ, совпадающий по смыслу с желательным в данной ситуации, педагог может предложить детям свой образец высказывания героев (см. Блоки нежелательных и формируемых ответов).

Под руководством педагога обсуждаются морально-этические аспекты действий и реакций детей, высказываются предположения о том, где можно столкнуться с подобной ситуацией, и по возможности актуализировать уже имеющийся у детей социальный опыт. Занятия могут быть включены в качестве фрагмента урока, решающего воспитательные задачи, либо проводятся как этап занятия по развитию речи, в форме этической беседы.

Целью занятий является формирование у детей навыков  самостоятельной коммуникативной  деятельности, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека. Формирование коммуникативных действий идет в неразрывном единстве с формированием у детей средств общения и речи, обогащением лексического запаса и совершенствованием грамматического строя речи, повышением степени самостоятельности и правильности детской речи.

В процессе работы решаются следующие задачи: воспитание интереса к окружающим людям; развитие чувства  понимания и сопереживания другим людям; развитие у детей навыков  общения в различных жизненных  ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на гармонизацию интересов; развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих детей и взрослых; повышение уровня самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения; формирование терпимости к мнению собеседника; развитие активности, самостоятельности, организаторских действий в процессе коммуникативной деятельности; коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения. В результате занятий привлекается внимание детей к чувствам и желаниям других людей. Ребята начинают воспринимать интересы и действия других людей на фоне окружающей действительности, уважают их и считаются с ними. Ответы детей направляются не на усугубление, а на выход из конфликтной ситуации, ведение разговора с собеседником, не обижая и не унижая его.

Необходимым элементом  коррекционно-развивающей работы является диагностика актуальных потребностей каждого ребенка. Она складывается как из диагностики индивидуальных коммуникативных возможностей учащихся, так и оценки групповых показателей. Для этих целей служит приведенная ниже методика.

Методика  определения уровня владения коммуникативными действиями

Цель: данная методика позволяет определить уровень владения детьми универсальными коммуникативными действиями, выявить качественные характеристики овладения не только речевыми, но и паралингвистическими средствами коммуникации.

Материалы: разрезные картинки (изображение поделено на фрагменты прямоугольной формы, 4, 6, 9 и 12 частей), образцы картинок (не разрезанные изображения), бланк фиксации результатов (протокол).

Паре детей предлагается следующее  задание: демонстрируется предметная картинка с изображением растения, птицы или животного, затем предлагается собрать такую же парную картинку (одну на двоих), разрезанную на несколько частей. Задания подбираются гибко, в соответствии с возможностями детей. Можно начать с разрезной картинки, состоящей из четырех частей прямоугольной формы. В том случае, если дети легко и быстро справляются с заданиями, то следующие задания дети собирают из разрезанных картинок без образца. Лучший результат достигается, когда сложность задания соответствует «зоне ближайшего развития» детей. Протоколируются высказывания детей, которыми они сопровождают свою совместную деятельность. Процедура повторяется несколько раз, чтобы можно было зафиксировать в бланке наличие или отсутствие в коммуникации детей действий, которые соответствуют перечню.

Оцениваются следующие группы коммуникативных действий:

    • организационные действия, направленные на выбор адресата и подготовку к коммуникативному акту;
    • перцептивные действия, предполагающие в, приятие и истолкование воспринимаемой информации;
    • оперативные - это действия, направленные непосредственно на передачу сообщения.

К числу навыков владения речевыми средствами коммуникации относятся  сформированность звукопроизношения, лексического запаса и грамматического  строя речи. При изучении поведенческих  актов анализу подвергаются навыки владения паралингвистическими средствами: мимикой, жестами, интонацией. Общая позиция определялась владением и координацией движений. Полный перечень универсальных коммуникативных средств, уровень владения которыми оценивается по данной методике, приведен ниже.

Основные речевые и  поведенческие действия в коммуникативной  деятельности детей оцениваются  по пятибалльной шкале. Система оценки является «штрафной»: баллы снимаются  за проявление нежелательных средств  коммуникации (использование грубых слов, обращение по фамилии или кличке, резкости, грубые выражения). Отсутствие нежелательных коммуникативных средств оценивалось в 5 баллов. Одно отклонение от нормы в коммуникативной деятельности - 4 балла, два - 3 балла, три -2 балла, четыре и более отклонения - 1 балл. Оценивалась каждая группа коммуникативных действий. Общая оценка выводилась как среднее арифметическое оценок по каждой группе умений. Полученные результаты ранжировалась по уровням: высокий - 4,0-5,0 баллов; средний -3,* -3,9 балла; низкий - ниже 3,0 баллов.

Для оценки особенностей сформированное коммуникативных действий в группе детей полезно найти  средние показатели владения каждой группой умений - организационных, перцептивных и оперативных.

Результаты работы фиксируются  в протоколе (см. ниже).

В приведенном примере  участник эксперимента под номером 1 получил суммарную оценку владения коммуникативными средствами 1,67. Этот результат соответствует низкому  уровню владения средствами коммуникации. Из чего складывается эта оценка? В  ходе совместного выполнения предложенного задания (работа в паре) ребенок нарушал ряд правил и использовал недопустимые средства и приемы общения. Он сидел за столом, заваливаясь то в одну, то в другую сторону, игнорировал своего партнера, обращался к нему не по имени, а используя безличное: «Эй, ты». Эти нарушения обозначены в таблице цифрами 1, 2, и 7, что соответствует их порядковым номерам в перечне организационных средств коммуникативной деятельности. Мы помним, что Авансированная оценка каждого раздела универсальных средств коммуникативных действий составляет 5 баллов. Каждое нарушение - это один штрафной балл, который вычитается из авансированной «пятерки». Следовательно, три допущенные нарушения снижают оценку на 3 балла. От 5 отнять 3, остается 2 балла, что составляет оценку владения организационными коммуникативными действиями данного ребенка. Полученный результат заносится в графу «оценка».

Аналогичным образом  оценивается владение перцептивными  и оперативными коммуникативными действиями данного ребенка. Следует обратить внимание, что за наличие нарушений звукопроизношения, лексики (незнание слов) или грамматики (аграмматизмы в речи) также начисляются штрафные баллы. В приведенном примере имело место нарушение произношения, что расценивалось в один штрафной балл. Чтобы определить общий уровень владения коммуникативными действиями ребенка, необходимо вычислить средний балл: (2+2+1):3=1,67 балла. Таким образом, в целом ребенок владеет коммуникативными действиями на низком уровне (ниже 3,0 баллов).

У второго испытуемого показатели оказались несколько выше: (3+3+3):3=3,0 балла. Уровень владения коммуникацией соответствует среднему уровню (3,0-3,9 балла).

Схема протоколирования (фиксации) использования  коммуникативных средств

Универсальные средства коммуникативной деятельности.

Организационные:

1. Всегда думай о том, как ты выглядишь при разговоре, приятно ли собеседнику смотреть на тебя.

2. Держаться надо свободно, непринужденно, но ровно. Сидеть, развалившись - неприлично.

Информация о работе Формирование коммуникативных умений младших школьников с проблемами в развитии