Анализ барьера входа на отраслевой рынок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 10:50, курсовая работа

Описание работы

Большое влияние на определение рыночной структуры и последующее функционирование фирм играет свобода входа на отраслевые рынки. На разных отраслевых рынках высота и длительность действия барьеров входа различаются. Степень свободы входа на рынок является также величиной переменной и во многом определяет динамику фирм на рынках, которая, в свою очередь, может иметь разные результаты. Одни рынки являются весьма динамичными, другие - более стабильны, и число действующих на них фирм изменяется незначительно.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Барьеры входа на отраслевой рынок………………………………………...5
1.1. Подходы к определению барьеров входа на отраслевой рынок…………5
1.2.Классификация рынков по уровню входных барьеров…………………....7
1.3. Виды барьеров……………………………………………………………….9
1.4. Показатели статистики входа фирм на рынок…………………………….14
2. Анализ барьеров входа новых компаний на рынке нефтегазопродуктов…16
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы…………………………………………...31

Файлы: 1 файл

курсовая по статистике Анализ барьеров входа на отраслевых рынках.docx

— 140.64 Кб (Скачать файл)

  Большинство видов  административного контроля может  быть заменено гражданским. Это  обусловлено гражданско-правовым  характером взаимоотношений рыночных  субъектов. Гражданские объединения  призваны обеспечить увязку интересов  правительства (государства), фирм (бизнеса)  и граждан. В настоящее время  многие аспекты профессиональной  деятельности регулируются и  контролируются с помощью стандартов  и правил, установленных гражданскими  объединениями.

  К числу нестратегических барьеров социально-экономического характера относят:

1. Емкость отраслевого  рынка. В этом случае рассматривают  степень насыщенности рынка, уровень  платежеспособного спроса, активность  иностранных конкурентов. Чем  выше эти показатели, тем выше  уровень входного барьера.

2. Состояние рыночной  инфраструктуры, т. е. развитость  сети транспортного и складского  хозяйства, системы страхования  и взаиморасчетов. Чем выше доля затрат на оплату этих рыночных институтов в цене или в общих издержках фирмы, тем выше уровень барьера.

3. Капитальные затраты  (минимальный уровень первоначальных  инвестиций). Известно, что величина  первоначального капитала для  вхождения на рынок у различных  отраслей неодинакова, это и  обусловливает высоту входного  барьера.

4. Преимущества в уровне  затрат. Считается, что средние  издержки фирмы, уже действующей  на рынке, будут ниже средних  издержек фирм, пытающихся войти  на рынок в связи с опытом  работы на данном рынке (проведенные  маркетинговые и научные исследования, сложившиеся производственные связи  и т.п.). Преимущество в уровне  затрат объясняется «эффектом  масштаба». Определить высоту  этого входного барьера можно  по формуле

 где АСв - средние издержки фирм, действующих на рынке;

АСд - средние издержки фирм, желающих войти на рынок.

  Часто также используют  показатель, получивший название  «индекс барьера»:

где Q - объем выпуска продукции фирмы;

Ч - численность персонала  фирмы.

Чем выше индекс, тем выше размер относительных издержек отрасли.

  В практике определения  входных барьеров в нашей стране  принято барьеры входа классифицировать  следующим образом: 

1. Экономические и организационные  ограничения:

- государственная политика  в области инвестиций, кредитов, налогов, цен, тарифного и нетарифного  регулирования внешнеэкономической  деятельности и последствия этой  политики для конкретных товарных  рынков;

- среднеотраслевая норма  прибыли;- сроки окупаемости капитальных  вложений;

- неплатежи;

-наличие (отсутствие) эффективной  поддержки малого предпринимательства. 

2. Административные ограничения:  наличие (отсутствие) ограничений  деятельности продавцов на данном  товарном рынке, выдвигаемых органами  власти и управления всех уровней.  К их числу относятся: лицензирование  отдельных видов деятельности, квотирование, решения органов власти по  ограничению ввоза (вывоза) товаров  на территорию (с территории), чинимые  препятствия в отведении земельных  участков, предоставлении производственных  и конторских помещений и т.п.

3. Неразвитость рыночной  инфраструктуры: наличие (отсутствие) необходимых средств коммуникации (транспорта, связи), служб по оказанию  информационных, консалтинговых, лизинговых  услуг и т.п.

4. Влияние вертикального  объединения действующих организаций  на рынке: выявляются степень  использования продавцами, объединенными  в вертикальные структуры, всех  преимуществ внутри корпоративных  связей и воздействие этих  отношений на конкурентов, не  входящих в эти вертикальные  структуры.

5. Стратегия поведения  действующих на рынке хозяйствующих  субъектов: анализируются ценовая  и сбытовая стратегия ведущих  продавцов, их политика в качестве держателей патентов, лицензий, торговых знаков и т.п.

6. Барьеры, связанные с  эффектом масштаба. Если минимально  эффективный масштаб деятельности  на данном товарном рынке высок  (например, неэффективно производство, рассчитанное на выпуск 100 штук  грузовых автомобилей в год,  экономически оправданным является  выход на годовое производство, исчисляемое десятками тысяч  машин), то входящие на рынок  потенциальные конкуренты на  период достижения этого уровня  могут иметь существенно более  высокие затраты, чем уже действующие  на товарном рынке хозяйствующие  субъекты, а следовательно, быть  менее конкурентоспособными.

7. Барьеры, основанные  на абсолютном превосходстве  в уровне затрат. Эти барьеры  возникают в том случае, если  затраты на единицу продукции  уже действующих продавцов ниже, чем у вновь входящих на  рынок хозяйствующих субъектов.  Причинами различия в уровнях  затрат могут быть: неравенство  стартовых условий функционирования  на рынке, прежде всего имущественное  и ценовое; ограниченный доступ  новых продавцов к дешевым  и более удобным сырьевым источникам, технологическое превосходство  уже действующих на товарных  рынках хозяйствующих субъектов,  доступная им более низкая  процентная ставка на заемный  капитал и т.п.

8. Экологические ограничения.  Выявляются факты запрещения  службами экологической безопасности, природоохранными учреждениями  и общественными организациями  и движениями расширения масштабов  деятельности на данном товарном  рынке, строительства новых производственных  и складских объектов, транспортных  коммуникаций и т.п.

9. Ограничения по спросу. Высокий уровень удовлетворения  спроса, отражающий как высокую  насыщенность рынка товарами, так  и низкую платежеспособность покупателей, является серьезным препятствием для освоения рынка потенциальными конкурентами.

10. Барьеры капитальных  затрат или объемы первоначальных  инвестиций, необходимых для входа  на товарный рынок. Значительный  размер первоначального капитала, который необходим для начала  деятельности хозяйствующего субъекта  на рынке, может являться одним  из важных барьеров входа на  рынок.

  К косвенным подтверждениям  наличия (или отсутствия) входных  барьеров относятся факты редкого  (или интенсивного) появления на  рынке новых продавцов за определенный  период времени. Если в результате  анализа ситуации за последние 3-5 лет выявляется редкое появление на рынке новых продавцов, несмотря на высокую норму прибыли, то это говорит о наличии высоких вступительных барьеров. Однако отсутствие в недавнем прошлом новых участников не является окончательным свидетельством того, что доступ на рынок затруднен.

1.4. Показатели статистики входа фирм на рынок

В мировой практике для  определения уровня входных и  выходных барьеров применяют следующие  статистические показатели:

1) норма входа фирм  на отраслевые рынки:

 где Мв - вошедшие за год на рынок фирмы;

Мв+д - действующие на рынке  фирмы на конец года;

2) норма проникновения  новых фирм на действующий  рынок:

 где Qв - объем выпуска (продаж) вошедших на рынок фирм;

Qв+д - общий объем выпуска  продукции на рынке;

3) норма выхода:

 где Му - число ушедших с рынка фирм за анализируемый период;

Мд - общее число действующих  фирм на рынке.

  К числу статистических  показателей уровня входных барьеров  можно также отнести: время  достижения новыми фирмами размера  уже действующих на рынке фирм; долю оставшихся на рынке фирм  через некоторый временной интервал; долю банкротств, поглощений и  слияний сравнительно с новыми  фирмами рынка.

  Таким образом, учитывая  многоаспектность этого понятия барьера входа, можно заключить, что под барьерами входа фирм на рынок понимается совокупность факторов объективного и субъективного характера, которые либо мешают входящей фирме организовать прибыльное производство на отраслевом рынке, либо противодействуют ее выходу с рынка без существенных потерь.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ барьеров входа новых компаний на рынке нефтегазопродуктов

  Существует множество барьеров, стоящих на пути развития предпринимательства в перспективных, с точки зрения получения прибыли, отраслях российской экономики. Ограничимся анализом перспектив развития предпринимательства на примере рынка транспортировки и сбыта нефтегазопродуктов.

  Сложившаяся в настоящее время ситуация в России, при которой в структуре экспорта преобладают нефтегазопродукты, позволяет предположить, что организация новый фирмы в этой отрасли будет крайне выгодна. Действительно, сама по себе эта отрасль является такой, где норма прибыли высока, а в связи с ростом цен на энергоносители привлекательность этой отрасли возрастает. Однако, и барьеры входа в данную отрасль экономики довольно высоки.

  Структуру возможных барьеров, с которыми столкнется предприниматель, можно условно разделить на стратегические и нестратегические. К числу нестратегических барьеров можно отнести ограничения спроса (емкость рынка); преимущества в уровне затрат; состояние инфраструктуры рынка; административные барьеры и степень криминализации экономики. Значение имеют и объемы первоначальных инвестиций, необходимых для входа на товарный рынок.

  Стратегические барьеры в значительной мере определяются действиями работающих в отрасли компаний и включают ограничивающее вход ценообразование, объем дополнительных инвестиций в оборудование, степень дифференциации продукта и характер долгосрочных контрактов с третьими лицами.

  Ограничения спроса (емкости рынка) – достаточно важный нестратегический барьер входа новой фирмы на рынок. Осуществив первоначальные инвестиции и понеся значительные необратимые издержки, предприниматель может обнаружить, что потенциальные покупатели уже нашли своих продавцов, и дополнительный товар некому продавать. Можно увеличить объем предложения нефтегазопродуктов на мировом рынке, но для того, чтобы его продать, придется снизить цену до уровня, не перекрывающего первоначальные издержки. Индикатором отсутствия отграничения спроса может служить тот факт, что рынок рос в последние годы и что он будет расти в ближайшем будущем.

  По прогнозам International Energy Agency (IEA), в будущем году мировой спрос на нефть вырастет на 1,1 млн баррелей в день, из которых 670 тыс. будут компенсированы странами, не входящими в ОПЕК. Крупные западные компании увеличивают добычу всего на 2–3%, поэтому существенная часть этого объема будет произведена российскими компаниями. Таким образом, гипотетически емкость рынка, в том числе и той части его, которая приходится на российские кампании, не составляет барьера для входа, поскольку есть достаточно существенный запас, в который могли бы вписаться новые компании, прежде чем им придется столкнуться в конкурентной борьбе с компаниями, доминирующими на отечественном рынке.

  Анализ показывает, что некоторые российские компании по темпам роста идут впереди отрасли в целом. Например, органический прирост добычи нефтепродуктов с начала года у Сибнефти составил 28%, у Юкоса – 18%, а у Сургутнефтегаз – 11,7%. Но, с другой стороны, такие крупные, но привязанные к старым истощившимся месторождениям компании, как Татнефть и Башнефть, не могут показать столь впечатляющих результатов и объем добычи не увеличили. Тем не менее, приходится признать, что хотя теоретически место для развития предпринимательства в нефтегазовом секторе есть, воспользоваться данной возможностью будет достаточно трудно, поскольку имеются барьеры, связанные с вхождением в отрасль по уровню затрат.

  Барьеры, основанные на преимуществе в уровне затрат. Абсолютные преимущества в уровне затрат означают, что функция долгосрочных средних издержек уже действующих в отрасли фирм расположена на всем своем протяжении ниже функции издержек компании, входящей на рынок, так что цена, необходимая для возмещения инвестиций, окажется выше, чем средняя цена отрасли, что затрудняет вход новой компании в отрасль.

  Расходы российских компаний на нефтедобычу обычно низки, но к ним добавляются транспортные тарифы, налоги, экспортные пошлины, и другие платежи. В результате, по оценке Standart&Poors, полные издержки к моменту доставки продукции достигают: при цене нефти 18 долларов за баррель – порядка 10 долларов, при 25 долларов за баррель – 13,5 долларов, а при цене в 30 долларов за баррель издержки составлют порядка 18 долларов в расчете на единицу продукции. Ясно, что таких высоких транспортных издержек новая компания не может себе позволить.

  Участие в конкурентной борьбе в области средних издержек на разведку и добычу нефти также представляется проблематичным, поскольку создать мощный нефтяной вертикально интегрированный агрегат и претендовать на самостоятельную доставку нефти потребителям новая компания не сможет.

  Рассмотрим разработку новых перспективных месторождений. Допустим, что затраты на разведку и разработку новых месторождений для всех компаний примерно одинаковы. Такое допущение логически возможно, так как будь то уже существующая или вновь созданная компания, если она захочет разрабатывать новое месторождение, то она также будет покупать лицензию, проводить разведывательные работы и т.д. Конечно, при более детальном исследовании, не стоит забывать о ряде преимуществ уже сложившихся компаний. Это и их гудвил, что может помочь при получении лицензии, и связи, и опыт, и необходимые финансовые ресурсы и активы, но для простоты анализа воспользуемся предпосылкой о равенстве средних издержек разведки и разработки месторождений. Таким образом, основная конкурентная борьба ждет новую компанию в области затрат на добычу нефти.

Информация о работе Анализ барьера входа на отраслевой рынок