Абсолютные и относительные величины.Виды относительных величин.Единицы измерения абсолютных и относительных величин.Цель их применения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 21:14, контрольная работа

Описание работы

Абсолютные величины — это результаты статистических наблюдений. В статистике в отличие от математики все абсолютные величины имеют размерность (единицу измерения), а также могут быть положительными и отрицательными.

Содержание работы

1.Понятие абсолютных величин…………………………………………………..3
2.Понятие и виды относительных величин………………………………….4
3.Цель применения Абсолютных и Относительных величин………7
4.Заключение………………………………………………………………………………..9
5.Список литературы.

Файлы: 1 файл

теория сатистики.docx

— 23.77 Кб (Скачать файл)

Московский  Государственный Открытый Университет  им. В. С.Черномырдина

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агенство по образованию

 

Контрольная работа по дисциплине: ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СТСТИСТИКИ

На тему: «Абсолютные и относительные величины.Виды относительных величин.Единицы измерения абсолютных и относительных величин.Цель их применения.»

 

 

 

Выполнила студентка 3 курса

Факультета  МиЭП

Разорёнова  Т.Г.

9052324

 

 

 

 

 

 

Ногинск 2012 год

СОДЕРЖАНИЕ

1.Понятие абсолютных величин…………………………………………………..3

2.Понятие и виды относительных  величин………………………………….4

3.Цель применения Абсолютных  и Относительных величин………7

4.Заключение………………………………………………………………………………..9

5.Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие абсолютных величин.

 

Абсолютные величины — это результаты статистических наблюдений. В статистике в отличие от математики все абсолютные величины имеют размерность (единицу измерения), а также могут быть положительными и отрицательными.

 

Единицы измерения абсолютных величин  отражают свойства единиц статистической совокупности и могут быть простыми, отражая 1 свойство (например, масса  груза измеряется в тоннах) или  сложными, отражая несколько взаимосвязанных  свойств (например, тонно-километр или  киловатт-час).

 

Единицы измерения абсолютных величин  могут быть 3 видов:

1.Натуральные — применяются для исчисления величин с однородными свойствами (например, штуки, тонны, метры и т.д.). Их недостаток состоит в том, что они не позволяют суммировать разнородные величины.

2.Условно-натуральные — применяются к абсолютным величинам с однородными свойствами, но проявляющим их по-разному. Например, общая масса энергоносителей (дрова, торф, каменный уголь, нефтепродукты, природный газ) измеряется в т.у.т. — тонны условного топлива, поскольку каждый его вид имеет разную теплотворную способность, а за стандарт принято 29,3 мДж/кг. Аналогично общее количество школьных тетрадей измеряется в у.ш.т. — условные школьные тетради размером 12 листов. Аналогично продукция консервного производства измеряется в у.к.б. — условные консервные банки емкостью 1/3 литра. Аналогично продукция моющих средств приводится к условной жирности 40%.

3.Стоимостные единицы- измерения выражаются в рублях или в иной валюте, представляя собой меру стоимости абсолютной величины. Они позволяют суммировать даже разнородные величины, но их недостаток состоит в том, что при этом необходимо учитывать фактор инфляции, поэтому статистика стоимостные величины всегда пересчитывает в сопоставимых ценах.

 

Абсолютные величины могут быть моментными или интервальными. Моментные абсолютные величины показывают уровень изучаемого явления или процесса на определенный момент времени или дату (например, количество денег в кармане или стоимость основных фондов на первое число месяца). Интервальные абсолютные величины — это итоговый накопленный результат за определенный период (интервал) времени (например, зарплата за месяц, квартал или год). Интервальные абсолютные величины, в отличие от моментных, допускают последующее суммирование.

 

Абсолютная статистическая величина обозначается X, а их общее число  в статистической совокупности — N.

 

Количество величин с одинаковым значением признака обозначается f и называется частота (повторяемость, встречаемость).

 

Cами по себе абсолютные статистические  величины не дают полного представления  об изучаемом явлении, так как  не показывают его динамику, структуру,  соотношение между частями. Для  этих целей служат относительные  статистические величины.

2.Понятие и виды относительных величин.

 

Относительная статистическая величина — это результат соотношения двух абсолютных статистических величин.

 

Если соотносятся абсолютные величины с одинаковой размерностью, то получаемая относительная величина будет безразмерной (размерность сократится) и носит  название коэффициент.

 

Часто применяется искусственная  размерность коэффициентов. Она  получается путем их умножения:

на 100 — получают проценты (%);

на 1000 — получают промилле (‰);

на 10000 — получают продецимилле (‰O>).

 

Искусственная размерность коэффициентов  применяется, как правило, в разговорной  речи и при формулировании результатов, а в самих расчетах она не используется. Чаще всего применяются проценты, в которых принято выражать полученные значения относительных величин.

 

Чаще вместо названия относительная  статистическая величина используется более краткий термин-синоним  — индекс (от лат. index — показатель, коэффициент).

 

В зависимости от видов соотносимых  абсолютных величин при расчете  относительных величин, получаются разные виды индексов: динамики, планового  задания, выполнения плана, структуры, координации, сравнения, интенсивности.

Рассмотрим следующие виды относительных величин.

1. Относительная величина выполнения договорных обязательств — это показатель, характеризующий уровень выполнения предприятием своих обязательств, предусмотренных в договорах. Расчет показателя производится путем соотношения объема фактически выполненных обязательств и объема обязательств, предусмотренных в договоре. Выражается он в форме коэффициентов или в процентах.

2. Относительные величины структуры — это показатели, характеризующие долю от состава изучаемых совокупностей. Относительная величина структуры определяется отношением абсолютной величины отдельного элемента статистической совокупности к абсолютной величине всей совокупности, т. е. как отношение части к общему (целому), и характеризует удельный вес части в целом, в форме процента.

В анализе коммерческой деятельности торговли и сферы услуг относительные  величины дают возможность изучить  весь состав товарооборота по его  ассортименту, состав работников фирмы  — по определенным признакам (стажу  работы, полу, возрасту), состав расходов предприятия и другие факторы, влияющие на коммерческую деятельность предприятия.

3. Относительные величины динамики характеризуют изменение изучаемого явления во времени, выявляют направление развития, измеряют интенсивность развития. Рассчитывается относительная величина динамики как отношение уровня признака в определенный период или момент времени к уровню того же признака в предшествующий период или момент времени, т. е. характеризует изменение уровня определенного явления во времени.

4. Относительные величины сравнения характеризуют количественное соотношение одноименных показателей, относящихся к различным объектам статистического наблюдения. Для сопоставления уровня цен на один и тот же товар, реализуемый через государственные магазины и на рынке, используются относительные величины сравнения. За базу сравнения принимается государственная цена.

5. Относительные величины координации — это разновидность показателей сравнения. Они применяются для характеристики соотношения между отдельными частями статистической совокупности. Относительные величины координации характеризуют структуру изучаемой совокупности.

6. Относительные величины интенсивности демонстрируют, насколько широко распространено исследуемое явление в определенной среде, характеризуются соотношением разноименных и взаимосвязанных между собой абсолютных величин.

Относительная величина демонстрирует, сколько единиц одной статистической совокупности приходится на единицу  другой статистической совокупности.

Комплексное использование абсолютных и относительных величин дает всестороннюю характеристику изучаемого явления.

Относительные величины вычисляются  как отношение двух чисел. При  этом числитель называется сравниваемой величиной, а знаменатель — базой  относительного сравнения. В зависимости  от характера изучаемого явления  и задач исследования базисная величина может принимать различные значения, что приводит к различным формам выражения относительных величин. Относительные величины измеряются в:

-коэффициентах: если база сравнения принята за 1, то относительная величина выражается целым или дробным числом, показывающим, во сколько раз одна величина больше другой или какую часть ее составляет;

-процентах, если база сравнения принимается за 100;

-промилле, если база сравнения принимается за 1000;

-продецимилле, если база сравнения принимается за 10000;

-именованных числах (км, кг, Га) и др.

 

 

3.Цель применения Абсолютных и Относительных величин.

Цель применения абсолютных и относительных  величин заключается в том, чтоб понять на начальном этапе в  какую  сторону движется финансовый поток (в пример берется начинающее предприятие) и если в начале формирования предприятия у вас будет, какой то, капитал, то эту сумму мы будем считать на тот момент абсолютной величиной. Естественно в финансовых потоках будет прослеживаться динамика, допустим нам будет необходимо потратить часть капитала на некое оборудование, тогда как следствие абсолютная величина останется неизменной, а относительная величина (это те средства, которые имеются на данный момент) будет меньшей по отношению к абсолютной! Следовательно, на этом примере можно вывести цели абсолютных и относительных величин это прослеживание динамики роста или спада предприятия!

Можно рассмотреть не только начинающее предприятие, но и уже большое  и действующее предприятие!  Возьмем  в пример отдел продаж когда есть пиковые продажи и предприятие  должно получить максимальную прибыль  для того чтоб покрыть расходы  в период маленьких продаж. Следовательно, должен быть отдел, который имеет  доступ к информации сколько продукции было  продано за прошлые года на каждый квартал. Проанализировав продажи за прошлые сезоны можно будет выставить абсолютную величину, на которую будут ориентированы менеджеры и с  выполнением которой будут поощрены  и за невыполнение наказаны! Абсолютная величина это результат статистических наблюдений и без этих наблюдений было бы сложно поставить обоснованную и адекватную цель! То есть, если в 2010 году в 3 квартале было продано 50 утюгов, в 2011 году  в 3 квартале 62 утюга,  в 2012 году в 3 квартале было продано 71 утюг, в 2013 году мы можем смело ставить задачу продать 85 утюгов. 85 утюгов и будет нашей абсолютной величиной обоснованной статистикой!

Относительные величины и их применение: относительных величин на примере выполнения договорных обязательств допустим фирма X заключила договор с фирмой Y, о ниже следующем: в течении 10 дней фирма Y обязана выпустить 5000 экземпляров книг. Следовательно в день фирма Y должна выпускать 500 экземпляров. По прошествии 5 дней фирма Х запросила у фирмы Y на каком этапе выполнение договора. Так как прошло 5 дней а всего их 10 то по времени прошло пол срока то есть 50%. К тому времени было произведено 2500 экземпляров книг то есть тоже 50% следовательно договор выполняется в срок и в полном объеме!!! На этом примере я объяснила на практике применение относительных величин цель их как и у абсолютных наблюдение и ведение учета!  

 

 

 

4.Заключение.

 

Поскольку абсолютные показатели –  это основа всех форм учета и приемов  количественного анализа, то следует  разграничивать моментные и интервальные абсолютные величины. Первые показывают фактическое наличие или уровень  явления на определенный момент, дату (например, наличие запасов материалов или оборотных средств, величина незавершенного производства, численность  проживающих и т.д.). Вторые – итоговый накопленный результат за период в целом (объем произведенной  продукции за месяц или год, прирост  населения за определенный период, величина валового сбора зерна за год и за пятилетку и т.п.).

 

Сама по себе абсолютная величина не дает полного  представления об изучаемом явлении, не показывает его  структуру, соотношение  между отдельными частями, развитие во времени. В ней  не выявлены соотношения  с другими  абсолютными показателями. Эти функции  выполняют определяемые на основе абсолютных величин относительные показатели.

 

Относительная величина в статистике – это обобщающий показатель, который  дает числовую меру соотношения двух сопоставляемых абсолютных величин. Так  как многие абсолютные величины взаимосвязаны, то и относительные величины одного типа в ряде случаев могут определяться через относительные величины другого типа.

 

 

 

 

 

 

5.Список литературы.

 

1.Спирков С.Н «Теория статистики: учебный комплекс, 3-е изд. – Мн.: Изд-во: МИУ, 2005, -216с.

 

2. Теория статистики: учебник/Р. А. Шмойлова, В. Г. Минашкин, Н. А. Садовникова, Е. Б, Шувалова; под ред. Р. А. Шмойловой.- 5-е изд.- М.: Финансы и статистика, 2008.- 656 с.

 

3.Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики. М.: Финансы и статистика, 2005.- 480 с.

 


Информация о работе Абсолютные и относительные величины.Виды относительных величин.Единицы измерения абсолютных и относительных величин.Цель их применения