Абсолютные и относительные величины в изучении инфраструктуры рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 15:19, курсовая работа

Описание работы

Известно, что развитая рыночная инфраструктура – необходимый атрибут товарной экономики с рыночным механизмом производства, распределения, обращения и потребления в процессе воспроизводства общественного продукта. Это – комплекс отраслей и сфер хозяйства, а также непроизводственных сфер деятельности, обеспечивающих общие условия воспроизводства в условиях рынка, в то числе адекватно обслуживающих систему товарного обращения средств производства.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
Теоретическая часть. Абсолютные и относительные величины в изучении инфраструктуры рынка....................................................... 5
Абсолютные показатели………………………………………… 5
Относительные показатели………………………………………7
Относительная величина динамики……………………………..9
Относительная величина выполнения плана…………………...10
Относительная величина структуры…………………………….12
Относительная величина координации и относительная величина наглядности……………………………………………………......13
Относительная величина интенсивности………………………..14
Общие принципы построения относительных статистических показателей………………………………………………………...16
Расчетная часть………………………………………………………...18
Аналитическая часть…………………………………………………..37
Заключение…………………………………………………………….43
Список литературы……………………………………………………44
Приложение……………………………………………………………45

Файлы: 1 файл

вот!!! Абсолютные и относительные величины в изучении инфраструктуры рынка!.doc

— 652.50 Кб (Скачать файл)

 

Теперь по данным рабочей таблицы строим итоговую аналитическую таблицу:  

Таблица 7.1

Итоговая аналитическая  таблица

Группировка предприятий  по численности работников., чел.

Число пр-тий

численность работников, чел.

торговая площадь, кв.м.

Всего

В среднем на одно пр-тие

Всего

В среднем на одно пр-тие

9-13,5

8

95

12

538

67,25

13,5-18

11

168

15

840

76,36

18-22,5

5

99

20

425

85

22,5-27

6

148

25

537

89,5

Итого

30

510

17

2340

78


Вывод.

По данным аналитической  таблицы мы видим, что с приростом  численности работников, средняя торговая площадь на одно предприятие возрастает. Значит, между исследуемыми признаками существует прямая корреляционная зависимость.

1б. Применение метода корреляционных таблиц

Корреляционная  таблица строится как комбинация двух рядов распределения по факторному признаку Х и результативному признаку Y. На пересечении j-ой строки и k-ой графы таблицы указывается число единиц совокупности, входящих в j-ый интервал по признаку X и в k-ый интервал по признаку Y. Концентрация частот около диагонали построенной таблицы свидетельствует о наличии корреляционной связи между признаками - прямой или обратной. Связь прямая, если частоты располагаются по диагонали, идущей от левого верхнего угла к правому нижнему, обратная - по диагонали от правого верхнего угла к левому нижнему.

Для построения корреляционной таблицы необходимо знать величины и границы интервалов по двум признакам X и Y.

Используя группировки  по факторному и результативному  признакам, строим корреляционную таблицу (табл. 8, см.приложение)

Вывод из таблицы 8 видно, что с ростом величины среднесписочной численности работников от группы к группе, увеличивается и величина выпуска продукции. Следовательно, связь между рассматриваемыми признаками прямая корреляционная;

2. Измерение  тесноты корреляционной связи  с использованием коэффициента  детерминации  и эмпирического корреляционного отношения

Коэффициент детерминации характеризует силу влияния факторного (группировочного) признака Х на результативный признак Y и рассчитывается как доля межгрупповой дисперсии признака Y в его общей дисперсии :

где  – общая дисперсия признака Y,

        – межгрупповая (факторная) дисперсия признака Y.

Общая дисперсия характеризует вариацию результативного признака, сложившуюся под влиянием всех действующих на Y факторов (систематических и случайных) и вычисляется по формуле

,                                                       

где  yi – индивидуальные значения результативного признака;

        – общая средняя значений результативного признака;

         n – число единиц совокупности.

Межгрупповая  дисперсия измеряет систематическую вариацию результативного признака, обусловленную влиянием признака-фактора Х (по которому произведена группировка) и вычисляется по формуле

,                                                 

где     –групповые средние,

 – общая средняя,

–число единиц в j-ой группе,

k – число групп.

Для расчета  показателей  и необходимо знать величину общей средней , которая вычисляется как средняя арифметическая простая по всем единицам совокупности:

Значения числителя  и знаменателя формулы имеются  в табл. 9(графы 3 и 4 итоговой строки). Используя эти данные, получаем общую среднюю :

=
=17 кв. м.

Для расчета  общей дисперсии  применяется вспомогательная таблица 9 (см.приложение)

Рассчитаем  общую дисперсию:

=
кв.м.

Для  расчета  межгрупповой дисперсии  строится  вспомогательная        таблица 10. При этом используются  групповые средние значения из табл. 10 (графа 5).

Таблица 10

  • Вспомогательная таблица для расчета межгрупповой дисперсии

  • Группы организаций  по численности работников, тыс.руб.

    x

    Число организаций,

     fj

    Среднее значение в группе, кв. м.

     

    1

    2

    3

    4

    5

    I

    8

    12

    -5

    200

    II

    11

    15

    -2

    44

    III

    5

    20

    3

    45

    IV

    6

    25

    8

    384

    ИТОГО

    30

    17

     

    673


    Рассчитаем межгрупповую дисперсию:

    Определяем  коэффициент детерминации:

    %

    Вывод. 99 % вариаций численности работников в организациях обусловлено вариацией торговых площадей, а оставшийся 1 % – влиянием прочих неучтенных факторов.

    Эмпирическое  корреляционное отношение оценивает тесноту связи между факторным и результативным признаками и вычисляется по формуле

    Рассчитаем  показатель :

     

    Задание 3.

    Доля выборки  равна:

     или 10% (по условию).

    По представленным ранее данным Ф (t) для вероятности 0,683 находим   t = 1.

    С вероятностью 0,683 определим ошибку выборки средней  торговой площади, кв.м.:

    и границы, в  которых будет находиться средняя  торговая площадь для генеральной  совокупности предприятий

     

       

    Таким образом, с вероятностью 0,683 можно утверждать, что средний средняя торговая площадь колеблется в пределах от 76,491 до 79,639 кв. м.

    С вероятностью 0,683 определим ошибку выборки в  генеральной совокупности доли организаций  со средней торговой площадью 75 кв. м. и более

                      

    и границы, в  которых будет находиться генеральная  доля

                                     

                                

     или 

    Предельная  относительная ошибка выборки, %:

    Таким образом, с вероятностью 0,683 можно утверждать, что генеральная доля организаций  со средней торговой площадью в 75 кв. м. и более колеблется от 0,621 до 0,779.

    Задание 4.

    1. Плотность торговой  сети рассчитывается как отношение  торговой площади предприятий  розничной торговли к численности  населения региона, откуда имеем:

    в базисном периоде – 27000/180=150 кв.м./тыс.чел.

    в отчетном периоде – 36000/200=180 кв.м./тыс.чел.

    2. общий прирост торговой  площади:

    , где

    - торговая площадь предприятий  в отчетном и базисном периоде  соответственно.

    тогда:

     кв.м.

    исходя из расчета  плотности торговая площадь находится как:

    , где

    - численность населения

    - плотность торговой сети.

    рассчитаем торговую площадь в следствии увеличения численности населения:

     кв.м.

    рассчитаем торговую площадь в следствии увеличения плотности торговой сети:

     кв.м.

    Исходя из этого рассчитаем прирост торговой площади в следствии  увеличения численности населения ( ) и плотности торговой сети ( )

     кв.м.

     кв.м.

     

     

     

     

    Аналитическая часть

    Главная задача предприятий сферы сервиса состоит  в удовлетворении потребностей населения в услугах с высокими потребительскими свойствами при эффективном использовании производственных ресурсов. Поэтому анализ хозяйственной деятельности предприятий начинают с изучения объема производства и реализации услуг.

    Основная цель данного анализа – дать объективную оценку развития исследуемого предприятия МУПБО «Бодрость», определить темпы и характер изменения объема реализации услуг за ряд лет, определить факторы, влияющие на объем производства и реализации услуг.

    Для этого определим темпы роста и прироста показателей, абсолютную и относительную величину изменения объема услуг, значение одного процента прироста объема по годам.

    Прежде чем  приступить к анализу, необходимо учесть влияние инфляционных процессов  на фактические величины основных показателей деятельности МУПБО «Бодрость». В связи с этим скорректируем величины показателей производственной деятельности на повышающий коэффициент, изменяющийся под действием инфляции.

    Наибольшую  долю в общем объеме производства составляют услуги бани. В 2007 и в 2008 годах цена на эти услуги сохранялась на одном уровне (25 руб. – стоимость одной помывки в бане). А в 2009 году цена повысилась и составила 30 руб.

    Для приведения фактических показателей деятельности исследуемого предприятия к сопоставимым данным определим коэффициент перерасчета:

    К = Ц09/ Ц08 = 30 / 25 = 1,2

    Теперь рассчитаем основные показатели деятельности МУПБО  «Бодрость» в сопоставимых ценах:

    2007 год:

    Объем реализации:  V 1,2 * 815000 = 978000 (руб).

    Полная себестоимость:   С = 1,2 * 690000 = 828000 (руб).

    Анализ динамики объема реализации услуг на МУПБО  «Бодрость» проведем с помощью таблицы 3.1.

    Таблица 3.1.

     

    Из таблицы 3.1. можно видеть, что первые два года на МУПБО «Бодрость» происходило  стабильное развитие. Об этом свидетельствует значительный рост объема реализации услуг в 2008 году по сравнению с 2007 годом (он составил 194353,2 руб.), который связан с внедрением новых видов услуг. В 2008 году на МУПБО «Бодрость» при парикмахерской был открыт салон красоты «Каприз».

    За все три года наблюдается повышение абсолютного значения одного процента прироста объема. Если в 2008 году значение 1% прироста составило 9766,5 руб., то в 2009 году – 11702 руб., то есть возросло на 1935,5 руб.

    Величина абсолютного  прироста объема реализации услуг в 2009 году по сравнению с 2008 годом составила 162658,2 руб., то есть объем реализации уменьшился на 13,9%. Хотя эта величина по сравнению с 2007 годом увеличилась на 3,2% и составила 31695 руб. Уменьшение объема реализации услуг в 2009 году связано с ростом цен на основные виды деятельности, а также с экономическим кризисом и снижением общего уровня жизни.

    Важной особенностью предприятий бытового обслуживания населения является сезонный характер поступления заказов. Сущность этой особенности заключается в том, что в различные периоды года наблюдается неравномерное поступление заказов, что приводит к нерациональному использованию оборудования. в периоды сезонных спадов часть оборудования простаивает, а в периоды максимальной загрузки порой не проводятся профилактические осмотры, что приводит к преждевременному износу оборудования.

    Информация о работе Абсолютные и относительные величины в изучении инфраструктуры рынка