Студенческий отдел кадров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 12:44, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы стала разработка автоматизированной информационной системы студенческого отдела кадров. Работа проходила по этапно и включает в себя следующие шаги:
- проектирование базы CASE средствами;
- реализация базы средствами SQL Server 7;
- написание приложения для базы в среде Borland Delphi 7.

Содержание работы

Введение 3
1 Анализ предметной области 4
1.1 Словесное описание предметной области 4
2 Проектирование структуры базы данных 6
2.1 Инфологическая модель 6
2.2 Даталогическая модель 9
3 Проектирование пользовательского интерфейса приложения 10
3.1 Требования к пользовательскому интерфейсу 10
3.2 Проектирование интерфейса приложения 11
3.3 Взаимосвязь окон приложения 12
4 Проектирование приложения 18
Заключение 24
Список используемой литературы 25
Приложение А Техническое задание 26
Приложение В Схемы документов 30

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по БД SQL.DOC

— 390.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

к курсовому проекту

по предмету: «Базы данных»

на тему: «Студенческий отдел кадров»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент группы Д-762      

 

Проверил:   ст. преподаватель      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение 3

1 Анализ предметной области 4

        1.1 Словесное описание предметной области 4

2 Проектирование структуры базы данных 6

        2.1 Инфологическая модель 6

        2.2 Даталогическая модель 9

3 Проектирование пользовательского интерфейса приложения 10

        3.1 Требования к пользовательскому интерфейсу 10

        3.2 Проектирование интерфейса приложения 11

        3.3 Взаимосвязь окон приложения  12

4 Проектирование приложения  18

Заключение 24

Список используемой литературы 25

Приложение А Техническое задание 26

Приложение В Схемы документов 30

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современном мире информационные технологии нашли применение во всех областях деятельности человека. Практически  все системы в той или иной степени связаны с функциями долговременного хранения и обработки информации. Фактически информация становится фактором, определяющим эффективность любой сферы деятельности. Увеличились информационные потоки и повысились требования к скорости обработки данных, и теперь уже большинство операций не может быть выполнено вручную, они требуют применение наиболее перспективных компьютерных технологий.

На крупном предприятии компьютерные технологии необходимы для управления персоналом, учета документов, распределения  ресурсов. Если же система носит государственный характер, то здесь без компьютерных технологий просто не обойтись.

Для хранения и обработки информации применяются различные информационные системы. Одной из таких информационных систем является система управления базами данных (СУБД). Под СУБД в основном понимают прикладную информационную систему опирающуюся на некоторую систему управления данными обладающую следующими свойствами:

- поддержание логически согласованного  набора файлов;

- обеспечение языка манипулирования данными;

- восстановление информации после  разного рода сбоев;

- реально параллельная работа  нескольких пользователей.

Цель данной работы стала разработка автоматизированной информационной системы  студенческого отдела кадров. Работа проходила по этапно и включает в себя следующие шаги:

- проектирование базы CASE средствами;

- реализация базы средствами SQL Server 7;

- написание приложения для базы  в среде Borland Delphi 7.

 

1 Анализ предметной области

 

«Студенческий отдел кадров» является одной из веток общей структуры управления и контроля внутренними и внешними делами университета. Для того, чтобы лучше понять как работает «Студенческий отдел кадров», были составлены схемы движения документов в case-средстве BРwin 4 ( схемы документов представлены в Приложении А) руководствуясь словесным описанием предметной области.

 

 

    1. Словесное описание предметной области

 

“Студенческий отдел  кадров “ является одной из веток  общей структуры управления и  контроля внутренними и внешними делами университета. Под управлением и контролем понимается огромная работа проводимая по обучению, передвижению студентов , которые обучаются в учебном заведении, о преподавательском составе, который числится здесь, о кафедрах и также о других структурах общей системы называемой Высшее Учебное Заведение.

 Основными функциями  студенческого сектора отдела  кадров, который в филиале также  выполняет функции архива, являются

    1. Работа по приему студентов в высшее учебное заведение.
    2. Работа по обучающимся студентам.
    3. Военно-учетная работа.
    4. Работа по выпуску студентов из высшего учебного заведения.

Информация, которая является для отдела кадров входящей из других подразделений:

1.Из приемной комиссии: ФИО, курс, специальность, факультет,  форма обучения, время и место  рождения, национальность, адрес, телефон, предыдущий документ об образовании, кем и когда выдан, место работы и стаж до поступления в вуз, все сведения о родителях, сирота, инвалид, женат(замужем), сведения о сдаче вступительных экзаменов, оценки, подлежит ли призыву, № военного билета или приписного свидетельства, № и данные паспорта, приказ о зачислении на 1 курс.

2.Из учебной части:  деление студентов по группам,  все приказы по движению контингента,  отчет о выданных академических  справках, дипломах о неполном  высшем образовании, сведения  с военной кафедры.

3. С кафедр : приказ  о назначении тем дипломных  проектов, оценка , дата защиты, дата  и № протокола заседания ГАК,  темы курсовых проектов.

Далее, после окончания  студентом вуза, вся информация из подразделений должна быть заархивирована.

Информация, которая является исходящей из отдела кадров в другие подразделения:

№ и дата выдачи зачетной книжки и студенческого билета, все  сведения о переведенных и восстановленных  студентах (ФИО, дата и место рождения, адрес, телефон и пр.), № диплома, рег. Номер, дата выдачи, архивный номер отчисленного студента, архивный номер выпускника.

 

 

 

2 Проектирование структуры базы данных

 

При проектировании базы данных (БД) решаются две основных проблемы:

1. Каким образом отобразить объекты предметной области в абстрактные объекты модели данных, чтобы это отображение не противоречило семантике предметной области и было по возможности лучшим (эффективным, удобным и т.д.)?

2. Как обеспечить эффективность выполнения запросов к базе данных, т.е. каким образом, имея в виду особенности конкретной СУБД, расположить данные во внешней памяти, создание каких дополнительных структур (например, индексов) потребовать и т.д.?

Проектирование структуры  базы данных проходило в два этапа:

- создание инфологической  модели базы;

- создание даталогической модели базы.

При построении инфологической модели использовлся язык ER-диаграмм (от англ. Entity-Relationship, т.е. сущность-связь).

 

 

2.1 Инфологическая модель

 

Проектирование БД методом  «Сущность-Связь», предполагает получение  структуры БД на основе анализа предметной области, т.е. в начале должны быть выделены базовые сущности, которые наполняются конкретным содержанием только в конце. При проектировании модели использовалось Case-средство  
ERwin 4. Инфологическая модель должна включать в себя такое описание предметной области, которое легко будет читаться не только  специалистами по базам данных но и рядовыми пользователями. Case-средство ERwin самостоятельно проверяет реляционность связей и устанавливает внешние ключи при проектировании БД.

Используя  Case-средство ERwin была спроектирована модель соответствующая рисунку 1.

 

 

Рисунок 1-Инфологическая модель

 

На данном рисунке  видны следующие сущности и связи:

«Студент» с первичным ключом - № студента.;

«Дипломники» содержит внешний ключ № студента;

«Учетный стол» содержит внешний ключ № студента;

«Группа» в качестве первичного ключа выступает идентификатор группы;

«Специальность» имеет первичный ключ № идентификатор специальности;

«Факультет» имеет первичный ключ № идентификатор факультета.

«Студент» - «Дипломники» имеет не идентифицирующую связь один к одному, данная связь обусловлена тем что не все студенты являются дипломниками. Также не все студенты будут обучаются на военной кафедре что представлено в связи «Студент» - «Учетный стол».

Связь «Студент» - «Группа» имеет отношение многие к одному, т.к. в одной группе числится несколько студентов. Такое же отношение имеет связь «Группа» - «Специальность».

«Специальность» - «Факультет»  относится к связи многие ко многим. Это вызвано тем, что как факультеты могут содержать много специальностей так и специальности могут принадлежать многим факультетам.

 

 

 

 

2.2 Даталогическая модель

 

 Даталогическая модель  является компьютеро – ориентированной  выполняется с привязкой к  конкретной СУБД, т.е. такая модель выполняется на языке описания данных конкретной СУБД. Приписывание каждому полю таблиц имени, типа и размера.

Даталогическая модель представлена на рисунке 2. В ней  отражены типы полей и их значения. Также здесь показана связь «Специальность» - «Факультет» которая была разбита Erwin-ом на три таблицы.

 

 

Рисунок 2 – Даталогическая модель

 

 

3 Проектирование пользовательского интерфейса приложения

 

 

    1.  Требования к пользовательскому интерфейсу

 

Разработчик системы обработки  данных должен с самого начала принимать меры для поддержания надежной совместной работы ЭВМ и пользователя, а также целостности данных. Неправильная реакция пользователя может вызвать самые тяжелые последствия для целостности данных. При этом можно придерживаться следующих основных принципов:

  1. Все управляющие органы программы и указания пользователю должны быть четкими и ясными по существу и должны располагаться на легко заметном месте, то есть они должны восприниматься пользователем легко, быстро и без напряжения.
  2. Для того чтобы пользователь не забыл какую цепь действий он уже совершил к данному моменту, желательно сохранять на экране предыдущие окна.
  3. Необходимо обеспечить возможность отказа пользователя от продолжения пользования в данном месте системы.
  4. При необходимости можно создавать специальные окна справки или справочные элементы интерфейса, которые содержали бы информацию о разрешенном поведении пользователя в данном месте системы.

 

 

 

3.2 Проектирование интерфейса приложения

 

 

Важным этапом проектирования приложения является проектирование его интерфейса. Все существующие приложения для работы с БД можно разбить на два основных класса: приложения обработки транзакций и приложения поддержки принятия решений. Приложение первого класса предназначены для ввода информации в БД. Они должны обеспечивать максимальную простоту ввода данных с предпочтительной ориентацией на взаимодействие с клавиатурой (то есть, минимизированы движения мышь-клавиатура), а также они должны быть оптимизированы по количеству содержащихся элементов управления. Именно удобство форм этого класса оказывает наибольшее впечатление на пользователей приложения. Системы класса поддержки принятия решения предназначены для формирования всякого рода отчетов наглядного представления, хранящейся в БД информации. Потенциальные пользователи таких систем, как правило, имеют небольшой опыт общение с  компьютером. В связи с этим системы этого класса необходимо оптимизировать по количеству элементов управления с целью облегчения выбора вариантов действий пользователем.

 

3.3 Взаимосвязь окон приложения

 

В данном разделе  представлены взаимосвязь окон между  собой. При запуске приложения появляется «Главное окно» соответствующее  рисунку 3. Это окно обеспечивает переход к любому окну программы.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3 –  Главное окно

 

«Главное  окно» позволяет вызвать следующее  окна:

- «Личное  дело» соответствует рисунку  4. Организует выполнении функции  по обработке данных студентов  поступивших в учебное заведение;

- «Перевод»  соответствует рисунку 5. Выполняет  перевод студентов из одной группы в другую;

- «Военная  кафедра» окно соответствует  рисунку 6. Обеспечивает функцию  работы военно-учетного стола;

- «Дипломники»  соответствует рисунку 7. Организует работу по учету дипломников;

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 4 –  Личное дело


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 5 –  Перевод


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 6 –  Военная кафедра

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 7 –Дипломники

 

- «Справочник групп», «Справочник специальностей», «Справочник факультетов» окна соответствуют рисункам 8, 9,10 соответственно. Они реализуют работу с группами, специальностями и факультетами;

- «Запросы» соответствует рисунку 11. Предназначено для получения информации согласно выбранного запроса;

- «Отчеты» окно соответствует рисунку 12. организует составление отчетности.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 8 –  Справочник групп

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 9 –  Справочник специальностей

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 10 –  Справочник факультетов

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 11 –  Запросы

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

Рисунок 12 –  Отчеты

 

4 Разработка приложения

 

Borland Delphi 7 имеет много компонентов для работы с удаленными Базами Данных, и обеспечивает связь с различными СУБД , в том числе и с Microsoft SQL 7.0.

Реализация в SQL концепции  операций, ориентированных на табличное представление данных, позволило создать компактный язык с небольшим (менее 30) набором предложений. SQL может использоваться как интерактивный (для выполнения запросов) и как встроенный (для построения прикладных программ). В нем существуют:

Информация о работе Студенческий отдел кадров