Системный анализ текущего состояния и перспектив развития нефтедобычи в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 10:24, курсовая работа

Описание работы

Текущее состояние и перспективы развития нефтедобычи являются на данный момент одной из наиболее актуальных тем. Чтобы лучше рассмотреть специфику данной отрасли и выявить меры, необходимые для улучшения развития нефтедобычи, нужно поближе ознакомиться с проблемами нефтедобычи в Российской Федерации. Целью системного анализа является выделение проблем российской нефтедобычи и разработка путей их решения в соответствии с ситуацией и с использованием накопленного мирового опыта решения аналогичных проблем.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..…..3
1. Нефтедобывающая промышленность в РФ. Проблематика……..………...4
2. Задачи РФ по улучшению нефтедобычи…………………………………...6
3. Цели РФ по нефтедобыче на ближайшие несколько лет……………….….7
4. Альтернативные решения нефтедобыче…………………………………….9
5. Построение чёрного ящика…………………………………………………10
6. Построение модели структуры добычи нефти…………………………….11
7. Построение системной диаграммы по нефтедобыче………………………13
8. Построение номинальной шкалы по добычи нефти в России и мировые цены на нефть в 1897 – 2011 гг………………………………………………..13
Заключение……………………………………………………………………...16
Библиографический список…………………………………………………….18

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

 ИНСТИТУТ

Кафедра аналитических информационных систем

 

 

 

курсовая работа

по дисциплине “Общая теория систем”

на тему “Системный анализ текущего состояния и перспектив развития нефтедобычи в Российской Федерации”

 

 

                                                                 

                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- 2012

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…..3

1. Нефтедобывающая  промышленность в РФ. Проблематика……..………...4

2. Задачи РФ по улучшению нефтедобычи…………………………………...6

3. Цели РФ  по нефтедобыче на ближайшие  несколько лет……………….….7

4. Альтернативные решения нефтедобыче…………………………………….9

5. Построение  чёрного ящика…………………………………………………10

6. Построение  модели структуры добычи нефти…………………………….11

7. Построение  системной диаграммы по нефтедобыче………………………13

8. Построение номинальной шкалы по добычи нефти  в России и мировые цены на нефть в 1897 – 2011 гг………………………………………………..13

Заключение……………………………………………………………………...16

Библиографический список…………………………………………………….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Текущее состояние  и перспективы развития нефтедобычи  являются на данный момент одной из наиболее актуальных тем. Чтобы лучше  рассмотреть специфику данной отрасли  и выявить меры, необходимые для улучшения развития нефтедобычи, нужно поближе ознакомиться с проблемами нефтедобычи в Российской Федерации.

Можно выделить три проблемы, на первый взгляд лежащие в различных сферах текущих проблем российской нефтедобычи, однако серьезно взаимозависимых и влияющих в комплексе на эффективность функционирования экономических механизмов нефтяной отрасли:

• проблема адаптации  организационно-структурного устройства нефтяной промышленности к меняющимся условиям нефтедобычи, связанным с  эволюционным ухудшением качества сырьевой базы;

• проблема совершенствования  существующего законодательства и  принятия ряда важнейших изменений  направленных на стимулирование разработки низкорентабельных объектов;

• проблема создания системы  резервирования нефти, как основного инструмента, регулирующего объемы добычи и экспорта нефти для придания большей надежности обеспечения и эффективности реализации нефти при возможных колебаниях внутренней и внешней конъюнктуры рынка.

Целью системного анализа является  выделение проблем российской нефтедобычи и разработка путей их решения в соответствии с ситуацией и с использованием накопленного мирового опыта решения аналогичных проблем.

 

 

1. Нефтедобывающая промышленность в РФ. Проблематика.

Рассмотрим подробнее  каждую их трёх проблем.

  • проблема адаптации. Ухудшение качества сырьевой базы.

Ухудшается структура  и качество ресурсной сырьевой базы – ее освоение становится менее  привлекательным для крупного  бизнеса. Притоку финансовых средств в геологоразведку препятствуют и несовершенство законодательства, его противоречия, отсутствие достаточных гарантий инвесторам  в части окупаемости вложенных средств.  Большое отставание по выполнению объемов геологоразведочных работ, предусмотренных лицензионными соглашениями в регионе и в целом по России, неоднократно  обсуждалось на коллегиях Министерства  природных ресурсов РФ и на региональном  уровне в УрФО.

В тесном контакте с Минприроды, Агентством по недропользованию  подготовлено и успешно проведено шесть  раундов аукционов по предоставлению прав  пользования участками недр на территории  юга Тюменской области. 

Ресурсный потенциал  Западной Сибири позволяет еще долгое время обеспечивать крупномасштабную добычу углеводородов, а в ближайшие  годы нарастить  добычу нефти до 400 млн т и газа до 650  млрд кубометров [8].

Важную роль при этом  будут играть средние и малые компании:  приоритетными для них являются как раз  некрупные и мелкие объекты, а, кроме того, их работа отличается большей гибкостью, эффективностью, применением новых  технологий.

Конечно, крупные компании  останутся основными игроками в нефтедобыче, но сегмент их бизнеса будет скорее  всего уменьшаться.

  • проблема совершенствования существующего законодательства и принятия ряда важнейших изменений направленных на стимулирование разработки низкорентабельных объектов.

На сегодня у нас  принята только одна программа воспроизводства  сырьевой базы – это программа  геологоразведки. Однако мировой опыт говорит о том, что только с  одной подобной программой невозможно обеспечить воспроизводство сырьевой базы.

Не случайно в мировой  практике роль воспроизводства СБ за счет внедрения современных методов  увеличения нефтеотдачи (МУН) быстро растет и становится все более приоритетной.

Такая программа существовала с 1985 г. и в СССР, хотя структура запасов была в то время гораздо лучше, чем сейчас. Но уже тогда думали о том, что через какое-то время мы встретимся с ситуацией, когда уже не получится снимать с недр сливки. Дополнительная добыча достигла 12 млн т.

К сожалению, в 1990-е годы программа была закрыта. Это привело к тому, что тенденция снижения нефтеотдачи, которая уже существовала тогда объективно ввиду иссякания высокопродуктивных месторождений, доминирует вплоть до сегодняшнего дня.

В итоге сейчас имеем  всего, в среднем, нефтеотдачу на уровне 30%. Чтобы что-то решать и исправлять, надо самокритично оценить ситуацию.

В Правительстве утверждена новая Энергетическая стратегия, в  которой совершенно четко записано: увеличить нефтеотдачу с 30% до 35-37% к 2030 г. То есть люди там понимают, что ситуация неблагоприятная. Нужно восстановить программу воспроизводства сырьевой базы и отрабатывать, внедрять современные методы увеличения нефтеотдачи.

  • проблема создания системы резервирования нефти.

Минэнерго предлагает создать инфраструктуру резервирования нефти стоимостью несколько миллиардов долларов, сообщил министр энергетики РФ Сергей Шматко в ходе видеомоста "Москва-Берлин", организованного РИА Новости в преддверии Петербургского международного экономического форума. "Я бы сказал, что такая система стоит несколько миллиардов долларов", - сказал он.

Впервые идею создания государственного резерва нефти  в октябре прошлого года озвучил  вице-премьер РФ Игорь Сечин, курирующий развитие ТЭК. Минэнерго поддержало это идею. Как заявил Шматко, решение о создании госрезерва нефти может быть принято до конца года.

Государственный резерв нефти позволит регулировать поставки нефти на рынок, аналогичную  систему имеют практически все  развитые страны, отметил Шматко. По его словам, с "Транснефтью" уже обсуждался вопрос логистических возможностей, в том числе на примере проекта нефтепровода "Бургас -Александруполис".

 

2. Задачи РФ по улучшению нефтедобычи

Государство, располагающее  нефтью и развивающее науку, может  получить значительные преимущества и обеспечить благосостояние своей нации, как это происходит, например, в Норвегии. Однако здесь есть маленькое «но» – государство должно быть в этом заинтересовано.

В теоретических исследованиях  в сфере развития институтов гражданского общества констатируется, что нефтяные доходы избавляют государство от необходимости развития и «точечной настройки» налоговой системы в соответствии с ситуацией на рынке.

В связи с этим нет заинтересованности в прибыльности частного сектора  или повседневном благосостоянии граждан. Государство и бизнес не нуждаются «в формировании отношений по принципам гражданского общества». Нет стимулов и для развития собственной инновационной системы.

И только внешние конъюнктурные  потрясения, например, мировой кризис, могут повлиять на изменение ситуации, хотя, как показывает российская практика, только отчасти.

Для России наших дней все сказанное особенно актуально, и о роли инноваций и технологического развития теперь много говорится  и пишется на самых высоких  уровнях.

В нефтедобывающем секторе экономики роль инноваций особенно важна в связи с проблемой устаревания ресурсной базы и освоения новых труднодоступных территорий.

Для добычи нефти со старых месторождений  требуется применение новых дорогостоящих  методов увеличения нефтеотдачи, для разработки новых месторождений необходимо усовершенствованное оборудование и современные системы сейсморазведки.

В эпоху высоких цен на нефть  эти задачи в основном решались путем  приобретения необходимых материалов и технологий, разработанных зарубежными компаниями. В кризисные времена очевидна необходимость пересмотра сложившейся практики.

Учитывая тот факт, что в последнее  время государство стало активным участником в нефтедобывающей отрасли, от его политики будет зависеть дальнейший путь развития инновационных процессов в нефтедобыче.

 

3. Цели РФ по нефтедобыче на ближайшие несколько лет.

Цель налоговой  реформы в России – удержать страну на первом месте по нефтедобыче.

Владимир Путин  необычайно хорошо владеет политикой  и экономикой нефти: при его власти Россия вытеснила Саудовскую Аравию с первого места в мире по добыче нефти, отмечает The New York Times.

Однако последние  два года помощники доказывают Путину, что позиции России пошатнутся, если нынешние чрезвычайно высокие налоги на нефтяные компании будут действовать  еще десять лет, пишет журналист  Эндрю И. Крамер.

Между тем высокое  налогообложение нефтяных компаний - стержень экономического курса России, поскольку деньги откладываются  на черный день и амортизируют потери от падения цен на нефть, отмечает газета.

В итоге Путин принял решение, которое предотвратит потенциальное снижение добычи примерно на 2 млн баррелей нефти в день. "Согласно реформе, налоги на экспорт сырой нефти снижаются", - пишет газета. Правила вступили в силу 1 октября. Этот шаг помог договориться с Exxon Mobil о крупных инвестициях, подчеркивает газета.

Реформу называют "программа 60/66" в честь новых ставок налогообложения. Ее цель - удержать добычу на нынешнем уровне (10 млн баррелей в день), несмотря на рост издержек на освоение месторождений  в негостеприимном климате Сибири и на шельфе Арктики.

Видимо, "Путин внял аргументам, что российской нефтяной промышленности нужен финансовый простор для  маневров, чтобы работать и обгонять ближневосточных шейхов", делает вывод издание.

Эта ситуация заостряет внимание на главном различии между Россией и Саудовской Аравией в нефтяной отрасли. Саудовская Аравия способна по желанию уменьшать и увеличивать добычу нефти, поскольку ее месторождения находятся в пустыне и вблизи портов.

"Россия, напротив, руководствуется  внутриполитическими соображениями. Москва пытается сохранить промышленность наряду с нефтяными компаниями, поэтому она облагает их высокими налогами. Но в результате налоги так высоки, что отрасль испытывает дефицит капиталов, даже сейчас, когда добыча переносится на шельф Сибири", - говорится в статье.

Теперь же правительство  впервые с 2004 года снизило пошлины  на добычу минералов и экспорт  сырой нефти с 65% до 60%. Чтобы компенсировать убытки бюджета, пошлина на экспорт  нефтепродуктов повышена до 66%, отменена низкая пошлина на экспорт флотского мазута.

"Разумеется, программа,  которая продлит большие объемы  нефтедобычи в России, также сохранит  и зависимость благополучия российской  экономики от цен на сырую  нефть", - говорится в статье.

Прежняя система отражала еще советский курс на поощрение переработки, а не экспорта сырья, отмечает газета. К сожалению, снижение пошлин на вывоз флотского мазута стимулировало инвестиции в его производство, а не в освоение нефтяных месторождений.

"Доход российских нефтяных компаний от барреля добытой нефти - около 10 долларов даже при цене выше 100 долларов", - говорится в статье. Переработка нефти в флотский мазут давала 23 доллара прибыли на баррель дополнительно, поэтому компании строили сознательно-неэффективные нефтеперерабатывающие заводы, прозванные "самоварами".

Новая налоговая  политика благоволит компаниям, которые  действительно проводят геологоразведку  и бурят скважины под нефть.

Информация о работе Системный анализ текущего состояния и перспектив развития нефтедобычи в Российской Федерации