Разработка и стандартизация базы данных для столовой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 13:56, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: разработать информационную систему для столовой. В связи с этим были поставлены следующие задачи:
анализ предметной области;
разработать логическую модель;
разработать концептуальную модель;
разработать физическую модель базы данных.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…3
Глава 1.Разработка концептуальной и логической моделей базы данных….4
§ 1.1 Анализ предметной области……………………………………….4
§ 1.2 Разработка концептуальной модели данных…………………….5
§ 1.3 Разработка логической модели данных………………………….5
Глава 2. Реализация базы данных средствами СУБД………………………12
§ 2.1 Обоснование выбора конкретной СУБД……………………......12
§ 2.2 Разработка базы данных……………………………………….…13
Заключение……………………………………………………………………..28
Список литературных источников……………………………………………29

Файлы: 1 файл

Столовая.docx

— 2.89 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Итак, логическая модель, разработанной базы данных имеет вид, представленный на рисунке 1.5.

 




                



 










 


 

Рисунок 1.5 Логическая модель информационной системы «Столовая»

Вывод по первой главе: была проанализирована предметная область, на основе которой были сформированы требования к базе данных. Проведено концептуальное и логическое проектирование базы данных «Столовая».

 

2 Реализация базы  данных средствами СУБД

 

§ 2.1 Обоснование выбора конкретной СУБД

Для разработки информационной системы «Столовая» необходимо было определиться с программным обеспечением, то есть с выбором СУБД для реализации базы данных. В качестве кандидатов СУБД были рассмотрены такие как: MS Excel, MS Access 2007, MS SQL, MySQL, Oracle. Данные СУБД рассматривались по ряду параметров2. Результаты сравнения представлены в таблице 2.1.

 

Т а б л и ц а 2.1 – Сравнение характеристик СУБД

Характеристика

Детализация характеристики

MS Excel

MS Access

MS SQL

My

SQL

Oracle

Размер базы данных

0 – 3 Мб

+

+

 

+

 

3 – 100 Мб

 

+

 

+

 

100 – 2 Гб

   

+

+

+

Количество одновременных  подключений

1

+

+

 

+

 

1 - 10

 

+

 

+

 

10 - 100

   

+

+

+

Цена

Бесплатно

     

+

 

Дешевая 1 лицензия

+

+

     

Дорогие сервера

   

+

 

+

Платформа

Win

+

+

+

   

Win / Linux

     

+

+

Тип продукта

Маленький Web- сервер

     

+

 

Мощный Web- сервер

   

+

 

+

Локальное приложение

+

+

     

Сложная система

   

+

 

+

Защита данных

Отсутствует

+

       

Слабая

 

+

     

Сильная

   

+

+

+

Возможности языка SQL

Очень слабые

+

       

Слабые

 

+

 

+

 

Мощные

   

+

 

+

Сложность настройки, установки  и поддержки

Никаких

+

       

Минимальные

 

+

     

Настройка и мин. поддержка

     

+

 

Требуется

   

+

 

+

Стоимость специалистов

Небольшая

+

+

 

+

 

Высокая

   

+

 

+


 

Исходя из анализа данных о различных СУБД и учитывая решаемую задачу, для реализации базы данных «Столовая» выбирается СУБД MS Access 2007. 

 

 

§ 2.2 Разработка базы данных

Microsoft Access – это СУБД предназначенная для хранения и поиска информации, ее представления в удобном виде. Чтобы реализовать базу данных, в СУБД Access надо ввести через режим конструктора свою модель. Для начала надо ввести названия таблиц и все их атрибуты. Таблицы в физической модели – это сущности в логической, а экземпляры сущности – столбцы данной таблицы.

При вводе атрибутов надо задать тип данных и первичный  ключ.  Для таблицы Блюда поле Код_раздела создаем через подстановку из таблицы Раздел. Для таблицы Приложение к заказу поле Код_блюда, Блюдо создаем через подстановку таблицы Блюда, а поле Код_заказа через подстановку таблицы Заказ. Для таблицы Состав поле Код_блюда  создаем через подстановку таблицы Блюда, а поле Название_ингредиента и Табельный_номер  через подстановку таблицы Ингредиенты.

 

  1. Создаем таблицу Раздел с помощью конструктора таблиц. Готовая и заполненная таблица изображена на рис.2.1

 

 

Рисунок 2.1 Таблица «Раздел»

 

  1. Создаем таблицу Блюда с помощью конструктора таблиц. Готовая и заполненная таблица изображена на рис.2.2

 

 

Рисунок 2.2 Таблица «Блюда»

 

 

  1. Создаем таблицу Заказ с помощью конструктора таблиц. Готовая и заполненная таблица изображена на рис.2.3

 

 

Рисунок 2.3 Таблица «Заказ»

 

 

  1. Создаем таблицу Приложение к заказу с помощью конструктора таблиц. Готовая и заполненная таблица изображена на рис.2.4

 

 

Рисунок 2.4 Таблица «Приложение к заказу»

  1. Создаем таблицу Ингредиенты с помощью конструктора таблиц. Готовая и заполненная таблица изображена на рис.2.5

 

 

Рисунок 2.5 Таблица «Ингредиенты»

 

 

  1. Создаем таблицу Состав с помощью конструктора таблиц. Готовая и заполненная таблица изображена на рис.2.6

 

 

Рисунок 2.6 Таблица «Состав»

 

 

После создания всех таблиц можно реализовать схему данных - рис.2.7. На схеме данных создаваемой базы на связях устанавливаем признаки условия целостности базы данных: обеспечение целостности данных, каскадное обновление связанных полей, каскадное удаление связанных записей.

 

 

Рисунок 2.7 – Схема данных базы данных «Столовая»

Для ввода данных в таблицы  создаем формы ввода информации в базу данных. Для создания форм использовался конструктор форм. Далее на рисунках с 2.8 по 2.11 изображены готовые формы.

  1. Форма ввода данных о заказе посетителя. Форма Заказ – рис.2.8

 

Рисунок 2.8 Форма «Заказ»

 

  1. Форма для заказа ингредиентов. Заказ ингредиентов – рис.2.9

 

Рисунок 2.9 Форма «Заказ ингредиентов»

 

  1. Форма ввода данных о приготовлении блюд – рис.2.10. Создаем для ввода сложную форму: основная будет Блюда, а подчиненная – Состав.

 

 

Рисунок 2.10 Форма «Приготовление блюд»

 

  1. Форма для вычисления себестоимости блюд – рис.2.11

 

 

Рисунок 2.11 Форма «Вычисление себестоимости блюд»

 

   

Следующим шагом преобразования логической модели в физическую является конструирование запросов. Для этого используем режим конструктора, добавляем нужные таблицы и указываем поля, которые необходимо отобразить в результате выполнения запроса, и необходимые условия, накладываемые в запросе.

 

Запрос №1 - «Из каких ингредиентов состоит блюдо» - рис. 2.12 и 2.13

SELECT Состав.Название_ингредиента,  Состав.[Вес в граммах], Состав.Необходимое_количество

FROM Блюда INNER JOIN Состав ON Блюда.Код_блюда  = Состав.Код_блюда

WHERE (((Блюда.Блюдо)=[Введите  название блюда]));

 

 

Рисунок 2.12 Окно ввода названия блюда

 

 

Рисунок 2.13 Результаты запроса «Просмотр ингредиентов»

 

 

Запрос № 2 – «Определить заказ в зависимости от кода» – рис.2.14 и 2.15

SELECT Заказ.Код_заказа, Заказ.Номер_столика, [Приложение к заказу]![Блюдо] AS Выражение1, [Приложение к заказу].Код_блюда, [Приложение к заказу].[Кол-во_порций]

FROM Заказ RIGHT JOIN [Приложение к заказу] ON Заказ.Код_заказа = [Приложение к заказу].Код_заказа

WHERE (((Заказ.Код_заказа)=[Введите Код заказа]));

 

 

Рисунок 2.14 Окно ввода кода заказа

 

 

Рисунок 2.15 Результаты запроса «Заказы»

 

Запрос № 3 – «Блюда, находящиеся во введенном разделе» – рис.2.16 и 2.17

SELECT Блюда.Блюдо, Блюда.Стоимость_блюда

FROM Раздел RIGHT JOIN Блюда ON Раздел.Код_раздела  = Блюда.Код_раздела

GROUP BY Блюда.Блюдо, Блюда.Стоимость_блюда

HAVING (((First(Раздел.Раздел))=[Введите  название раздела]));

 

 

Рисунок 2.16 Окно ввода названия раздела

 

 

Рисунок 2.17 Результаты запроса

 

 

Запрос № 4 – «Какое кол-во блюд, находится в разделах» – рис 2.18

 

SELECT Раздел.Раздел, Count(Блюда.Блюдо) AS [Count-Блюдо]

FROM Раздел RIGHT JOIN Блюда ON Раздел.Код_раздела  = Блюда.Код_раздела

GROUP BY Раздел.Раздел;

 

 

 

Рисунок 2.18 Результаты запроса по количеству блюд в разделах

 

 

 

Следующим шагом разработки курсовой работы было создание отчетов. Создание отчетов выполнялось с использованием конструктора отчетов.

  1. В отчете «Меню» отображаются все блюда. Результаты представлены на рисунке 2.19

 

 

Рисунок 2.19 Результаты отчета «Меню»

 

 

  1. В отчете «Расчет заказа» отображаются все принятые заказы. Что именно заказал клиент, и в каком количестве, за каким столиком расположился, а также общую сумму заказа. Результаты представлены на рис.2.20

 

 

Рисунок 2.20 Результаты отчета «Расчет принятых заказов»

  1. В отчете «Вычисление себестоимости блюд» рассчитывается себестоимость каждого блюда в отдельности по его ингредиентам. После чего выводится необходимая стоимость блюда. Результаты представлены на рисунке 2.21

 

 

Рисунок 2.21 Результаты отчета «Вычисление себестоимости блюд»

 

Завершающим шагом создания базы данных является создание кнопочных форм. Для создания, изменения и удаления кнопок служит диспетчер кнопочных форм.

Главная Кнопочная форма (ГКФ) – меню создаётся для быстрого доступа к созданным формам и отчётам см. рис.2.22. После этого создаются остальные кнопочные формы:

  1. Отчеты – рис.2.23
  2. Клиенты – рис.2.24
  3. Кухня – рис.2.25
  4. Бухгалтерия – рис.2.26

 

 

Рисунок 2.22 Вид главной кнопочной формы

 

 

 

Рисунок 2.23 Вид кнопочной формы Отчеты

 

 

Рисунок 2.24 Вид кнопочной формы Клиенты

 

 

Рисунок 2.25 Вид кнопочной формы Кухня

 

 

Рисунок 2.26 Вид кнопочной формы Бухгалтерия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В дополнение, я считаю, что  для входа в информационную систему  необходим пароль, т.к. в ней хранится конфиденциальная информация. К сожалению, Office Access 2007 (и выше) не предусматривает защиту на уровне пользователя для баз данных как его предшественники Access 2003 (и ниже). Поэтому был создан общий пароль для входа в систему – 1234. При запуске будет появляться окно ввода пароля, как на рисунке 2.27.

 

 

Рисунок 2.27 – Окно ввода пароля для входа в базу данных

 

Для того чтобы программа не выглядела дешево, был создан собственный ярлык посредством программы ArtIkons Pro 5.0. Результат показан на рисунке 2.28.

 

 

Рисунок 2.28 Ярлык информационной системы «CooKie», БД «Столовая»

Вывод по второй главе: выбрав СУБД Microsoft Office Access 2007, была разработана база данных для столовой с таблицами, запросами и отчетами. Были созданы формы для удобного пользования базой  пользователями. Также для защиты информации мною был установлен пароль на вход в базу. Для наглядности создан собственный ярлык системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Целью данной курсовой работы являлась разработка информационной системы  для столовой.  Поставленные задачи были выполнены, а именно:

    1. анализ предметной области;
    2. разработка концептуальной модели данных;
    3. разработка логической модели данных;
    4. разработка физической модели данных.

Для созданной базы данных был разработан контрольный пример в виде набора данных о блюдах и  их составе, а также заказах.  Эти данные были введены в базу данных с использованием разработанных форм. Для информации заполненной базы в курсовой работе были сформированы требуемые запросы к базе и отчеты, результаты которых представлены в работе.

Информация о работе Разработка и стандартизация базы данных для столовой