Возникновение логики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 16:22, реферат

Описание работы

Логика — очень древняя наука. Отдельные истоки ее учения зародились еще в Индии, в конце II тысячелетия до н. э. Однако логика как наука или как совокупность знаний возникла в Древней Греции. В V—IV веках до н. э. в здесь бурно развивалась демократия, общественно-политическая жизнь, и благодаря трудам Демокрита, Сократа и Платона были заложены основы этой науки. «Отцом» логики, по праву считается величайший мыслитель древности, ученик Платона — Аристотель (384—322 гг. до н. э.).

Файлы: 1 файл

реферат по истории логики.docx

— 40.54 Кб (Скачать файл)

Введение

 

    Ло́гика (др.-греч. λογική — раздел философии, «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения» от λόγος — «речь», «рассуждение», «мысль») — наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Логика как наука изучает способы достижения истины в процессе познания опосредованным путём, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому её также можно определить как науку о способах получения выводного знания. Одна из главных задач логики — определить, как прийти к выводу из предпосылок (правильное рассуждение) и получить истинное знание о предмете размышления, чтобы глубже разобраться в нюансах изучаемого предмета мысли и его соотношениях с другими аспектами рассматриваемого явления.

Логика — очень древняя наука. Отдельные истоки ее учения зародились еще в Индии, в конце II тысячелетия до н. э. Однако логика как наука или как совокупность знаний возникла в Древней Греции. В V—IV веках до н. э. в здесь бурно развивалась демократия, общественно-политическая жизнь, и благодаря трудам Демокрита, Сократа и Платона были заложены основы этой науки. «Отцом» логики, по праву считается величайший мыслитель древности, ученик Платона — Аристотель (384—322 гг. до н. э.). Свои труды Аристотель объединил под общим названием «Органон» в переводе «орудие познания», и впервые проанализировал и описал основные логические формы и правила рассуждений:

1.Формы выводов из категорических суждений — категорический силлогизм («Первая аналитика»); 2.Основные принципы научных доказательств («Вторая аналитика»); 3.Анализ смысла некоторых видов высказываний («Об истолковании»); 4.Основные подходы к разработке учения о понятии («Категории»).

Также серьезное внимание Аристотель уделил различного рода логическим ошибкам и софистическим приемам в спорах («О софистических опровержениях»).

 

  1. Возникновение логики

Возникновению логики как теории способствовала простирающаяся в глубину тысячелетий практика мышления. Шло постепенное развитие трудовой, материально-производственной деятельности, совершенствование мыслительных способностей, прежде всего способности к абстракции и умозаключению. Это и привело к тому, что объектом исследования стало само мышление с его формами и законами. Возникновению логики как науки послужили следующие причины: одна из них — зарождение и развитие других наук, прежде всего математики. Она основывалась на теоретическом мышлении, предполагающем умозаключения и доказательства. Отсюда — необходимость исследования природы самого мышления как средства познания. Другая причина возникновения - это попытка выявить и обосновать те требования, которым должно удовлетворять научное мышление, чтобы его результаты соответствовали действительности. Но еще более важной причиной стало развитие ораторского искусства, в том числе судебного, которое возникло в условиях древнегреческой демократии. Цицерон (106—43 гг. до н. э.), говоря о могуществе оратора, подчеркивал: «Он может безопасно пребывать даже среди вооруженных врагов, огражденный не столько своим жезлом, сколько своим званием оратора; он может своим словом вызвать негодование сограждан и низвергнуть кару на виновного в преступлении и обмане, а невинного силою своего дарования спасти от суда и наказания; он способен побудить робкий и нерешительный народ к подвигу, способен вывести его из заблуждения, способен воспламенить против негодяев и унять ропот против достойных мужей; он умеет, наконец, одним своим словом и взволновать и успокоить любые людские страсти, когда этого требуют обстоятельства дела».

Помимо политических и торжественных  речей развитию логики особенно способствовали множество судейских дел. В них обнаруживалась огромная сила убеждения, которая буквально заставляла их склоняться к тому или иному мнению, признавать что-то истинным или ложным. По словам Цицерона, Греция «поистине пылала страстью к красноречию и долгое время им славилась...». Не случайно, что именно Древняя Греция стала родиной логики как науки. Естественно также, что сам термин «логика» — древнегреческого происхождения.

Основателем логики  принято считать  крупнейшего древнегреческого философа и ученого-энциклопедиста Аристотеля (384—322 гг. до н. э. Однако стоит учитывать, что первое развернутое изложение логических проблем дал более ранний древнегреческий философ Демокрит (460 — примерно 370 г. до н. э.). Среди его многочисленных трудов был обширный трактат в трех книгах «О логическом, или О канонах» (от греч. kanon — предписание, правило) . Здесь были раскрыты сущность познания, его основные формы и критерии истины, показана роль логических рассуждений в познании, дана классификация суждений, подвергнуты критике некоторые виды выводного знания и предпринята попытка разработать индуктивную логику — логику опытного знания. Этот трактат Демокрита был широко использован Аристотелем в его разработке системы логики. От нее ведет начало современная логика. Аристотелю принадлежит ряд трактатов по логике, объединенных под названием «Органон» от греч. organon — орудие, инструмент). Свое внимание он концентрировал на теории выводного знания — дедуктивных умозаключений и доказательств. Также Аристотель дал классификацию категорий, сформулировал три фундаментальных закона мышления — закон тождества, закон противоречия и закон исключенного третьего. Учение Аристотеля примечательно тем, что в основе его лежали все позднейшие разделы, направления и типы логики — индуктивной, символической, диалектической. Сам Аристотель назвал созданную им науку аналитикой, а термин «логика» возник несколько позднее, примерно в III в. до н. э. Он объединил в себе и искусство мышления — диалектику, и искусство рассуждения — риторику. Лишь с дальнейшим развитием научных знаний диалектика и риторика стали самостоятельными отраслями знания.

Под влиянием логики Аристотеля были написаны «Начала» Евклида (около 323—283 гг. до н. э.). Один из теоретиков риторики Гермагор около середины II в. до н. э. разработал знаменитую «систему нахождения», которая явилась высшим достижением риторической теории эпохи эллинизма. Логика получила дальнейшее развитие, как в Греции, так и в других странах, и на Западе и на Востоке. Проявлялось это в последовательном расширении предмета, за счет выдвижения и анализа все новых ее проблем. Это выразилось, например, в детализации и обобщении аристотелевской теории дедукции.

Исследовались и новые формы дедуктивного вывода — из сложных суждений. Такова, например, логика стоиков (3енон, Хрисипп — III в. до н. э.).

Новый этап в развитии логики начинается с XVII в. Этот этап органически связан с созданием  индуктивной логики. Ее родоначальником стал выдающийся английский философ и естествоиспытатель Ф. Бэкон (1561—1626) «... Логика, которая теперь имеется, бесполезна для открытия знаний», — сказал Бэкон, однако написанное им учение об индукции явилось не отрицанием старой, а ее продолжением и развитием. Свое  внимание он обратил на разработку индуктивных методов определения причинной зависимости явлений. Оно способствовало созданию обобщенной теории умозаключений. Позднее индуктивная логика была систематизирована английским философом и ученым Дж. Ст. Миллем (1806—1873) в его труде, названном «Система логики силлогистической и индуктивной». Она существенно повлияла на дальнейшее развитие научного познания. Французский ученый и философ Рене Декарт (1596-1650) наиболее полно воплотил потребности научного познания в дедуктивном методе в своем труде «Рассуждения о методе..».Основываясь на математических данных, он выделил значение рациональной дедукции. Последователи Декарта А. Арно и П. Николь создали труд «Логика, или Искусство мыслить», который распространился как «Логика Пор-Рояля». В нем авторы сфокусировали свое внимание на методологии научного познания. Логика рассматривалась ими как орудие познания всех наук. Создание подобных «расширенных логик» стало характерным в XIX—XX вв.

Свой вклад в развитие традиционной формальной логики внесли русские ученые. В XVIII в. логические концепции разрабатывались М. Ломоносовым (1711—1765) и А. Радищевым (1749—1802). К концу XIX в. М. Каринский (1840—1917) создал оригинальную общую теорию выводов — как дедуктивных, так и индуктивных. Труды его ученика Л. Рутковского (1859—1920) были посвящены основным типам умозаключений. С. Поварнин (1870—1952) стремился разработать общую теорию отношений в логике.

 

2. Символическая логика

Во второй половине XIX подлинную революцию в логических исследованиях вызвало создание математической или символической логики. Она обозначила новый, современный этап в развитии логики. Пожалуй, наиболее важная отличительная особенность этого этапа состоит в разработке и использовании новых методов решения традиционных логических проблем. Это разработка и применение искусственного, так называемого формализованного языка — языка символов, т.е. буквенных и других знаков.

Успехи в развитии математики во второй половине XVII в привели к тому, что произошел процесс математизации всех наук, в том числе и логики. Также логика разрабатывалась и для применения теоретических оснований. Крупнейший немецкий философ и математик Г. Лейбниц (1646-1416) стал, по существу, зачинателем математической (символической) логики. Лейбниц мечтал о том времени, когда ученые будут заниматься не эмпирическими исследованиями, а конкретными исчислениями. Он стремился изобрести для этого универсальный символический язык, посредством которого можно было бы рационализировать любую эмпирическую науку. В XVIII в. идеи Лейбница получили некоторую разработку. Однако наиболее мощное развитие символическая логика достигла лишь со второй половины XIX в. Английский ученый, математик и логик Дж. Буль (1815-1864) в своих работах, прежде всего, применял математику к логике. Он дал математический анализ теории умозаключений, выработал логическое исчисление («Булева алгебра»). Немецкий логик и математик Г. Фреге (1848—1925) применил логику для исследования математики. Также он построил формализованную систему арифметики. Английский философ, логик и математик Б. Рассел (1872—1970) совместно с А. Уайтхедом (18б 1—1947) в фундаментальном труде «Принципы математики» попытался осуществить в систематической форме дедуктивно-аксиоматическое построение логики. Различают два вида логических исчислений: исчисление высказываний и исчисление предикатов. При исчислении высказываний допускается отвлечение от внутренней структуры суждений, а при втором эта структура учитывается и символический язык обогащается, дополняется новыми знаками.

В разработку систем символической логики внесли важный вклад русские ученые. Среди них выделяется П. Порецкий (1846—1907). Он первым в России начал чтение лекций по математической логике. Немецкий философ Г. Клаус (1912—1974) считал, что создание формализованного языка имело для техники логического вывода такое же значение, какое в сфере производства имел переход от ручного труда к машинному. Символическая логика находит все более широкое применение в других науках — не только в математике, но и в физике, биологии, кибернетике, экономике, лингвистике. Она приводит к возникновению новых отраслей знаний (метаматематика). Ее результаты находят все более широкое применение в технике: при создании релейно-контактных схем, вычислительных машин, информационно-логических систем и т. д. Растущие потребности научно-технического прогресса обусловливают дальнейшее интенсивное развитие современной логики.

  1. Диалектическая логика

Диалектическая логика — это важнейшая составная часть современной логики как науки о мышлении. Элементы диалектической логики постепенно накапливались в трудах последующих мыслителей и особенно отчетливо проявились в работах Бэкона, Гоббса, Декарта, Лейбница. Уже Аристотель поставил и попытался решить ряд фундаментальных проблем диалектической логики — проблему отражения реальных противоречий в понятиях, проблему соотношения отдельного и общего, вещи и понятия о ней и т. д. С прогрессом наук, в конце XVIII — начале XIX в, диалектическая логика стала выделяться как относительно самостоятельная логическая наука. Из наук уже сложившихся, они все более превращались в науки о процессах, о происхождении и развитии этих предметов, а также о той связи, которая объединяла их в одно целое. Первым, кто попытался ввести диалектику в логику, был немецкий философ И. Кант (1724 — 1804). Учитывая многовековую историю развития логики, начиная с Аристотеля, он прежде всего подвел итоги этого развития. В отличие от некоторых предшественников Кант не отрицал ее достижений.

Он считал, что наука добилась больших успехов, и этими успехами она обязана «определенности своих границ», а сами ее границы обусловлены тем, что она есть «наука, обстоятельно излагающая и строго доказывающая одни только формальные правила всякого мышления...». Но в этом достоинстве логики Кант обнаружил ее основной недостаток — ограниченные возможности как средства познания и проверки его результатов. Поэтому наряду с «общей логикой», которую Кант назвал также «формальной логикой» (и это название осталось вплоть до настоящего времени), стала необходима специальная, или «трансцендентальная» логика (от лат. transcendens — выходящий за пределы чего-либо, в данном случае за пределы опыта). Главную задачу трансцендентальной логики он выделял в исследованиях категорий. Кант считал ,что это действительно основные формы мышления, так как категории - предельно общие понятия. «Мы не можем мыслить ни одного предмета иначе как с помощью категорий...» . Они служат условием всякого опыта. Таковы категории пространства и времени, количества и качества, причины и следствия, необходимости и случайности и другие диалектические категории. Кант впервые обнаружил противоречивый, глубоко диалектический характер человеческого мышления. Заложив, таким образом, принципы новой логики, центральной проблемой которой становилась проблема диалектического противоречия, Кант, однако, не дал ее систематического изложения.

Попытку выработать целостную систему диалектической логики предпринял другой немецкий философ — Г. Гегель (1770—1831). В своем труде «Наука логики» он раскрыл противоречие между логическими теориями и действительной практикой мышления. Свою задачу мыслитель видел в том, чтобы найти способ разрешения этих противоречий. В его труде диалектика мышления предстает во всей сложности и противоречивости. Гегель заново подверг исследованию природу мышления, его законы и формы. Он пришел к выводу, что «диалектика составляет природу самого мышления, что в, качестве рассудка оно должно впадать в отрицание самого себя, в противоречие». Прежнюю логику Гегель подверг жесточайшей критике за ее связь с метафизическим методом познания. Он отверг ее принципы, основанные на законе тождества и законе противоречия.

Проблемы диалектической логики, ее соотношения с формальной нашли  дальнейшую конкретизацию и развитие в трудах философов и ученых Германии К. Маркса (1818—1883) и Ф. Энгельса (1820—1895). Они создали качественно новую, диалектико-материалистическую систему, которая нашла воплощение в таких произведениях, как «Капитал» К. Маркса «Анти-Дюринг» и «Диалектика природы» Ф. Энгельса и др. Они не отрицали значения формальной логики, но подчеркивали ее исторический характер. Так, Энгельс отмечал, что теоретическое мышление каждой эпохи — это исторический продукт, принимающий в различные времена очень различные формы и вместе с тем очень различное содержание. «Следовательно, наука о мышлении, как и всякая другая наука, есть историческая наука, наука об историческом развитии человеческого мышления». Что же касается диалектической логики, то раскрывая действительное соотношение между формальной и диалектической логикой, Энгельс показал, что они не исключают друг друга. Формальная логика необходима, но недостаточна. Поэтому необходима также диалектическая логика. Возражая против того, чтобы считать формальную логику и тем более диалектику инструментом простого доказывания, он подчеркивал: «Даже формальная логика представляет собой прежде всего метод для отыскания новых результатов, для перехода от известного к неизвестному; и то же самое, только в гораздо более высоком смысле, представляет собой диалектика, которая к тому же, прорывая узкий горизонт формальной логики, содержит в себе зародыш более широкого мировоззрения». В главном труде К. Маркса «Капитал» он попытался применить диалектическую логику к анализу современного ему общества. Однако специальных работ по диалектической логике у Маркса и Энгельса нет.

Становление диалектической логики как  науки продолжалось в разных странах , и в конце XIX в., а также на протяжении всего XX в. В России разработку отдельных проблем диалектической логики, и ее соотношения с логикой формальной осуществили Г. Плеханов (1856-1918) и В. Ленин (1870—1924). Так, Плеханов, выступал против тех, кто отвергал диалектическую логику. Диалектика, считал он, «не отменяет формальной логики, а только лишает ее законы приписываемого им метафизиками абсолютного значения».

Информация о работе Возникновение логики