Суждение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 10:46, реферат

Описание работы

Если бы у нас были одни только представления и понятия, но не было бы их соединения или связи, то могли бы мы сказать, что у нас есть познание? Конечно, нет. Познание может быть только в том случае, если мы имеем дело с истинностью или ложностью; а вопрос об истинности или ложности возникает только тогда, когда между понятиями устанавливается известная связь; это бывает именно тогда когда мы судим о чем-нибудь. Например, когда я произношу слово “дом”, то в понятии, выражаемым этим словом, нет ничего истинного, ни ложного.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 37.65 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

 

Новосибирский юридический  институт (филиал)

национального исследовательского

Томского государственного универститета

 

 

 

 

Кафедра общественных наук

Тема:     «Суждение»

 

 

Контрольная работа

по логике

  студента 1 курса

      заочного  отделения

33-ЗП группы

Ремизова Александра

Владимировича

 

Проверил: Печурин И.В.

 

 

 

Новосибирск

                 2013

 

Введение.

 

Если бы у нас были одни только представления и понятия, но не было бы их соединения или связи, то могли бы мы сказать, что у нас  есть познание? Конечно, нет. Познание может быть только в том случае, если мы имеем дело с истинностью  или ложностью; а вопрос об истинности или ложности возникает только тогда, когда между понятиями устанавливается  известная связь; это бывает именно тогда когда мы судим о чем-нибудь. Например, когда я произношу слово  “дом”, то в понятии, выражаемым этим словом, нет ничего истинного, ни ложного. Когда же я говорю “дом имеет  два этажа”, то я утверждаю нечто  истинное или ложное. Следовательно, об истинности и ложности может быть речь только в том случае, когда  мы имеем дело с суждением. Обладая  определенной структурой, суждения различаются  в первую очередь по степени сложности. В зависимости от этого все  их бесконечное многообразие можно  разделить на две обширные группы (два типа) – простые и сложные.

Простые суждения характеризуются  тем, что в них нельзя выделить правильную часть, которая, в свою очередь, была бы самостоятельным суждением. Например: “Я человек” или “Ничто человеческое мне не чуждо”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План 

 

1.     Общая характеристика суждения.

2.     Простые суждения, их виды и состав.

3.     Объединенная классификация простых категорических суждений по количеству и качеству.

  1. Общая характеристика суждения.

 

 

Познавая объективный  мир, человек раскрывает связи между  предметами и их признаками, устанавливает  отношения между предметами. Эти  связи и отношения отражаются в мышлении в форме суждений, представляющих собой связь понятий. Например, высказывая суждение “Петров – народный заседатель”, мы связываем понятия “Петров” и “народный заседатель”, отражая  реальную связь между конкретным лицом и его признаком. В суждении “Владимир – брат Алексея” в  связи понятий “Владимир” и “Алексей”  отражены родственные отношения  между двумя лицами.1

Связи и отношения выражаются в суждении посредством утверждения  или отрицания. В суждении “Граждане  РФ имеют право на охрану здоровья”  связь между гражданами РФ и их правом на охрану здоровья утверждается, а в суждении “Некоторые преступления не являются умышленными” связь между  некоторой частью преступных деяний и их умышленным характером отрицается.

Всякое суждение может  быть либо истинным, либо ложным, т.е. соответствовать  действительности либо не соответствовать  ей. Если в суждении утверждается связь, существующая в действительности, или  отрицается связь, которая в действительности отсутствует, то такое суждение будет  истинным. Например, “Кража – преступление”, “Астрология – не наука” – истинные суждения. Если же в суждении утверждается связь, которая в действительности не имеет места, или отрицается действительно  существующая связь, то такое суждение является ложным. Например, “Кража не является преступлением”, “Астрология  – наука” – ложные суждения, они  противоречат реальному положению  вещей, разъединяя то, что связано в действительности (кражу и преступление), и связывая то, что в действительности не связано (астрологию и науку).

Существуют суждения, истинность или ложность которых очевидна или  может быть легко установлена (например, “Сегодня солнечный день” или  “Федоров – сотрудник милиции”). Однако нередко она нуждается  в обосновании. Нельзя, например, признать истинным суждение “Обвиняемый занимался  мошенничеством”, пока виновность обвиняемого  в совершении данного преступления не доказана.

Истинность таких суждений нуждается в подтверждении с  помощью других суждений, истинность которых установлена.

Итак, суждение – это форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком или отношение между предметами и которая обладает свойством выражать либо истину, либо ложь.

Языковой формой выражения  суждения является предложение. Подобно  тому, как понятия не могут возникнуть и существовать вне слов и словосочетаний, так и суждения не могут возникнуть и существовать вне предложений. Однако единство суждения и предложения  не означает их полного совпадения. И если всякое суждение выражается в предложении, то из этого не следует, что всякое предложение выражает суждение. Суждение выражается повествовательным  предложением, в котором содержится сообщение о чем-либо. Например: “Состава преступления, предусмотренного статьей 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого  вреда здоровью), в действиях обвиняемого  не обнаружено”. В этих суждениях  отражены связи между предметами и их признаками, эти связи выражены в форме утверждения или отрицания, они могут быть либо истинными, либо ложными.2

Кроме повествовательных  существуют вопросительные и побудительные  предложения, которые суждений не выражают. Например: “Кто сегодня дежурный?”, “Вызваны ли свидетели?”, “Войдите!”, “Следуйте за мной” и т.д.

Вопросительное предложение  не выражает суждения, так как его  назначение состоит не в передаче информации, а в побуждении к ее получению. Побудительное предложение, выражающее волеизъявление, направленное на осуществление определенных действий, также не выражает суждения; как  и вопросительное предложение, не утверждая  и не отрицая чего-либо о чем-либо, оно не может рассматриваться  как истинное или ложное.

Суждение о связи предмета и его признака состоит из двух понятий – двух терминов суждения: субъекта (от латинского слова subjektum), отражающего предмет суждения, и предиката (от латинского слова praedikatum), отражающего признак предмета. Субъект и предикат обозначаются латинскими буквами S и Р. Кроме субъекта и предиката суждение включает в свой состав связку – элемент суждения, который соединяет оба термина суждения, утверждая или отрицая принадлежность предмету некоторого признака. Связка выражается словами “есть” (“не есть”), “является” (“не является”) и т. п. В русском языке связка обычно подразумевается или заменяется тире.

В распространенном предложении  кроме главных членов – подлежащего  и сказуемого – имеются второстепенные члены (определение, дополнение, обстоятельство). Например, в суждении “Национально-освободительное движение охватило обширные районы бывшего колониального и полуколониального мира” субъектом является понятие “национально-освободительное движение”, в нем отражается предмет суждения; понятие “охватило обширные районы бывшего колониального и полуколониального мира” – предикат суждения, отражающего то, что утверждается о предмете суждения. Связка в данном примере грамматически не выражена.

Главные члены предложения  обычно совпадают с субъектом  и предикатом суждения только в простом  нераспространенном двусоставном предложении, например: “Халатность (S) – преступление (Р)”. В большинстве случаев такого совпадения нет. Так, в суждении “Столицей  России является город Москва” субъект  – понятие “столица России”, предикат – “город Москва”, связка выражена словом “является”. Грамматический анализ предложения показывает, что слово  “Москва” – подлежащее, “является  столицей” – сказуемое.

В отличие от подлежащего  и сказуемого, имеющих определенные грамматические формы выражения, субъект  и предикат строго стабильных форм выражения не имеют и нередко  определяются логическим ударением. Например, предложение “Степанов имеет  высшее юридическое образование” в  зависимости от логического ударения, с помощью которого выделяется предикат суждения, может выражать три разных суждения:

1) Степанов (а не кто-либо другой) имеет высшее юридическое образование;

2)  Степанов имеет высшее (а не среднее) юридическое образование;

3) Степанов имеет высшее  юридическое (а не какое-либо  другое) образование.

В грамматически преобразованном  виде эти суждения будут иметь  следующий вид:

1) лицом, имеющим высшее  юридическое образование (S), является  Степанов (Р);

2) юридическое образование,  которое имеет Степанов (S), является  высшим (Р);

З) высшее образование, которое  имеет Степанов (S), является юридическим (Р).

Различие между суждением  и предложением состоит также  в том, что грамматический строй  предложения в разных языках различен. Логическая же структура суждения одинакова  независимо от его выражения в  том или ином языке.

Таким образом, суждение и  предложение образуют неразрывное  единство, но это единство включает в себя определенные различия, которые  необходимо учитывать, так как отождествление суждения как формы мышления и  предложения как его языкового  выражения порождает ошибки в  рассуждениях.

В логической литературе, наряду с термином “суждение” употребляется  термин “высказывание”. В символической  логике (логике высказываний) высказывания рассматриваются безотносительно  к их внутренней субъектно-предикатной  структуре и обозначаются буквами  латинского алфавита: р, q, r и т. д.

В дальнейшем изложении термины  “суждение” и “высказывание” мы будем  употреблять как равнозначные. 

2. Простые суждения, их  виды  и состав.

 

 

Суждения делятся на простые  и сложные. Простым называется суждение, выражающее связь двух понятий. Суждение, состоящее из нескольких простых суждений, называется сложным.

Рассмотрим простые суждения.

В зависимости от того, что утверждается или отрицается в суждениях –  принадлежность признака предмету, отношение  между предметами или факт существования  предмета, они делятся на (1) атрибутивные суждения, (2) суждения с отношениями  и (3) суждения существования (экзистенциальные).

1. Атрибутивным (от латинского слова atributio – свойство, признак) называется суждение о признаке предмета. В нем отражается связь между предметом и его признаком, причем эта связь утверждается или отрицается. Например: “Никто из судей не вправе воздержаться от голосования”.

Атрибутивное суждение состоит  из субъекта, предиката и связки; его логическая схема S – Р, где S – субъект суждения, Р – предикат суждения, “ – ” – связка.

Субъектом суждения называется понятие о предмете суждения. Понятие  о признаке предмета называется предикатом суждения. Связка выражает отношение  между субъектом и предикатом суждения.

Субъект и предикат называются терминами суждения. Каждый из них играет свою познавательную роль. Субъект суждения отражает то, о чем мы судим, т. е. предмет суждения. Он содержит исходное знание. В предикате отражается признак предмета, то, что говорится о предмете суждения; он содержит новое знание о нем.3

Субъект и предикат образуют суждение посредством связки. Устанавливая принадлежность или непринадлежность признака предмету, связка объединяет термины суждения в единое целое. Благодаря этой функции связка является необходимым элементом суждения.

2. Суждением с отношением называется суждение, отражающее отношение между предметами. Это могут быть отношения равенства, неравенства, родства, пространственные, временные, причинно-следственные и другие отношения. Например: “А равно В”, “С больше D”, “Семен – отец Сергея”, “Казань восточнее Москвы”, “Мораль возникла раньше права”, “Пьянство – причина многих преступлений”.

Принята следующая запись суждения с отношениями: хRу, где х и у – члены отношения, они обозначают понятия о предметах, R– отношение между ними. (R – первая буква латинского слова relativus– относительный.) Запись читается: х находится в отношении R к у.

Суждения с отношениями  имеют структуру, отличающуюся от структуры  атрибутивных суждений. Тем не менее, они могут быть рассмотрены как  атрибутивные. Например, суждение “А равно D” рассматривается как суждение о признаке предмета, где А –  субъект суждения, “равно D” –  его предикат; при такой интерпретации  равенство предмету D выступает как  признак предмета А. Суждение “Семен – отец Сергея” рассматривается  так: “Семен (S) – отец Сергея (Р)”, отец Сергея – признак Семена.4

3. В суждениях существования (экзистенциальных суждениях – от латинского слова existentia – существование) отражается сам факт существования или несуществования предмета суждения. Например: “Материя существует”; “Бога нет”; “Суждения без предложения не существует”. Предикатами этих суждений являются понятия о существовании или несуществовании предмета; связка, как правило, в языке не выражается, но путем преобразования грамматической формы суждения она может быть выражена словами “есть”, “не есть”, “является” и т. д. Например, суждения: “Материя существует” – “Материя (S) есть (связка) то, что существует (Р)”.

Атрибутивные суждения называются также категорическими (от греческого – kategorikos – ясный, безусловный, не допускающий иных толкований). В категорическом суждении знание о принадлежности или непринадлежности признака предмету выражается в безусловной форме. Например, “Обвиняемый имеет право на защиту”, “Лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, не освобождается от уголовной ответственности”.

Информация о работе Суждение