Соотношение между логической структурой мысли и грамматической структурой языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 20:06, реферат

Описание работы

Всякий язык представляет собой некоторое информационно-системное образование. Отдельные предметы (знаки), входящие в систему языка, называются его элементами. Совокупность отношений элементов языка образует его структуру. Элементы языка - это звуки, буквы, слова, предложения. Структура языка - отношения между звуками, буквами, словами, предложениями и т.д. Язык представляет собой особую систему материальных образований (знаков), основной функцией которой является передача сведений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЛОГИЧЕСКАЯ СЕМАНТИКА 4
2. ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА МЫСЛИ 5
3. МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10
ЛИТЕРАТУРА 13

Файлы: 1 файл

Для сайта.doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

    Всякий  язык представляет собой некоторое  информационно-системное образование. Отдельные предметы (знаки), входящие в систему языка, называются его элементами. Совокупность отношений элементов языка образует его структуру. Элементы языка - это звуки, буквы, слова, предложения. Структура языка - отношения между звуками, буквами, словами, предложениями и т.д. Язык представляет собой особую систему материальных образований (знаков), основной функцией которой является передача сведений.

    Основными подфункциями языка являются:

    а) обозначение, или фиксация, как закрепление  за материальным образованием определенной информации,

    б) хранение информации,

    в) переработка информации,

    г) использование информации.

    Все эти функции, так или иначе, характеризуют любые человеческие языки, как «живые» (языки, которыми продолжают пользоваться люди), так и «мертвые» (языки, которыми никто сегодня не пользуется, не считая специфическим применений отдельных их элементов в рамках других языков, например, латинский язык). Этими же функциями характеризуются и так называемые искусственные языки - языки логики, математики, информационные. Искусственные языки создаются для решения специальных задач и с заранее заданными свойствами, прежде всего свойством однозначности. Знаками называются отдельные материальные образования, входящие в систему языка, которые воспроизводят свойства, отношения некоторого предмета. Знаки выступают представителями, заместителями других образований, не только материальных, но и идеальных: мыслей, образов, настроений, чувств.

    Познавательный  аспект языка связан, прежде всего, с тем, как содержание предмета переходит  в сознание человека. Формальная логика отвлекается от этого аспекта, учитывая лишь некоторые его особенности  в самом общем виде.

 

1. ЛОГИЧЕСКАЯ СЕМАНТИКА

    Материальные  и идеальные образования, представителями  которых выступают знаки, называются значением знака. Так значением  слова «яблоко» выступают всем известные  фрукты - яблоки, а также различные  представления, понятия, мысли людей, выражаемые словом «яблоко».

    Различают предметное значение знаков человеческого  языка (в примере это сами яблоки) и смысловое значение (содержание наших мыслей, образов, связанных  со словом «яблоко»), включая переносные значения - партия «Яблоко». Основные аспекты соотношения знаков и их значений иллюстрируется так называемым «логическим треугольником».

    Синтаксический  аспект языка связан с природой, особенностями самих знаков, их образованием, строением, правилами применения. В  традиционной формальной логике используется минимум искусственных символов, заимствованных из современной формальной логики. При этом их использование не предполагает формулировки специальных правил употребления таких символов. Они используются наряду со знаками естественного разговорного, например, русского, языка.

    Прагматический  аспект языка связан с особенностями  отношения носителя языка, знаков к  самим знакам, с одной стороны, и к предметному содержанию, обозначаемому  этими знаками, элементами того или  иного языка, с другой стороны. Он связан с практическими особенностями применения знаков, языка.

    Так, использование тех или иных символов, знаковых средств может облегчать  или, наоборот, затруднять понимание  того, что ими выражается. В настоящее  время соответствующий раздел современной логики - логическая прагматика, только формируется.

    Наконец, семантический аспект языка представляет собой отношение между знаками (символами) и их значениями (предметными  и смысловыми). Формальную логику интересуют отношения знаков и их смысловых значений. Только через анализ особенностей семантического аспекта языка мы получаем устойчивую возможность систематического проникновения в субстанцию мышления, которая имеет почти мистический, неуловимый характер.

    Анализируя  смысловые значения отдельных знаков (символов), а также отношения смысловых значений различных знаков и их частей, можно получить представление о соответствующих элементах мышления, о соответствующих связях, отношениях, действиях, которые мышление совершает в отношении этих элементов. Именно рассмотрение особенностей семантического аспекта языка лежит в основе такого раздела современной логики, как логическая семантика.

2. ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА  МЫСЛИ

      Поскольку мысли выражаются в языке, они имеют звуковые, или языковые формы. Одна и та же мысль может выражаться в языке поразному. Например, предложения «Петр - студент», «Peter is a student», «Peter ist student»выражают одну и ту же мысль. Можно привести примеры различных способов выражения некоторой мысли в одном языке, например, в русском.

      Кроме звуковой формы, каждая  мысль имеет логическую форму  (логическую структуру).  Логическая  структура мысли, выраженной приведенными  выше предложениями, такова: «Некоторый  определенный предмет обладает  некоторым определенным свойством», или при другом подходе: «Некоторый определенный предмет является элементом некоторого определенного класса предметов».

      Как выявлять логическую форму  более сложных мыслей, а также  процессов мышления (рассуждений)?

      Для нахождения способа, позволяющего  выявлять логические формы различных мыслей и процессов мышления, выделим наиболее общие свойства и характеристики вещей и явлений, наиболее общие отношения между веществами и явлениями, а также наиболее общие свойства и характеристики самих мыслей и отношения между ними. Эти свойства, характеристики и отношения являются предметом изучения логики. Они выражаются следующими словами и словосочетаниями: «суть» /»есть», «является»/, «все» /»каждый, «ни один»/, «некоторые», «если ...то», «и», «или», «следовательно», «неверно, что...» /»не»/ и некоторыми другими, называемыми логическими терминами, в отличие от нелогических терминов, обозначающих вещи и явления или выражающих свойства и отношения, не являющиеся предметом логики.

      Чтобы выявить логическую форму  мысли, нужно отвлечься от большей части содержания нелогических терминов, входящих в словосочетание, выражающее эту мысль.

    Сделать это можно различными способами. Можно, например, опустить нелогические термины в этом словосочетании и  поставить вместо них многоточия, штриховые и другие линии. При этом следует вместо различных вхождений одного и того же термина чертить одинаковые линии, а вместо вхождений различных терминов - различные линии.

    Последние замечания как раз и говорят  о неполном отвлечении от смысла нелогических терминов. По типу линий можно восстановить тип нелогических терминов, «от большей части смысла» которых произошло отвлечение.

      Второй способ отвлечения от  смысла нелогических терминов  заключается в замене этих  терминов символами - переменными.  И в этом случае вместо различных вхождений одного и того же термина ставится одна и та же переменная, а вместо различных терминов - различные переменные.

    Кроме того, вместо терминов различных типов  ставятся и переменные различных  типов.

      Пусть даны рассуждения:

    (1) Все металлы являются теплопроводными  веществами.

    Все металлы являются электропроводными  веществами.

    Следовательно, некоторые электропроводные вещества являются теплопроводными.

    (2) Следователь - юрист.

    Следовательно, хороший следователь - хороший юрист.

    (3) Муха - животное. Следовательно, крупная  муха - крупное животное.

    В двух последующих рассуждениях подразумевается  слово «все».

      В результате замены нелогических  терминов переменными получим,  соответственно, выражения:

    (1) Все М суть Р. Все М суть  S. Следовательно S суть Р.

    (2) Все S суть Р. Следовательно, все Sq суть Pq.

    (3) Все S суть Р. Следовательно, все Sq суть Pq.

    Они выражают логические формы указанных  рассуждений.

      Таким образом, логическая форма  - это структура мысли, или процесса  мышления, получаемая в результате отвлечения от смысла /от его большей части/ нелогических терминов.

      Логическая форма выражает часть  содержания мысли. Она информативна.

      Так, содержание, выражаемое логической  формой первого рассуждения, таково: «Если все предметы класса М включаются в класс Р. и все предметы класса М включаются в класс S, то некоторые предметы класса S включаются в класс Р».

    Иными словами, каждая мысль имеет звуковую, или языковую, форму выражения  и содержание. Все содержание делится  на логическое и нелогическое. Логическое содержание выражается логическими терминами и отчасти нелогическими, а нелогическое нелогическими.

      Логические формы можно классифицировать  по типам. Основными типами  логических форм являются понятие,  суждение и умозаключение.

      Понятие - это мысль, в которой обобщены и выделены в класс предметы на основе системы признаков, общей только для предметов этого класса.

      Пример понятия: действие или  бездействие, квалифицированное  законом в качестве наказуемого  (понятие преступления).

      К суждениям относятся мысли, в которых утверждается наличие или отсутствие свойств у предметов, отношений между предметами, связей между предметами. Примеры: (1) Курящий человек говорит много, но невпопад. 

    (2) Человек, курящий с серьезным  видом, считает, что мысли огромной государственной важности витают у него в голове, а витает только дым, да и то не в голове, а около нее.

      Умозаключение - это процесс получения  знания, выраженного в суждении, их других знаний, тоже выраженных  в суждениях. Примерами умозаключений могут служить приведенные выше рассуждения (1), (2), (3).

      Между мыслями существуют связи,  зависящие только от их логических  форм. Такие связи имеют место  и между понятиями. И между  суждениями, и между умозаключениями.  Так, между мыслями логических  форм «некоторые S суть Р» и «некоторые Р суть S» существует следующая связь: если истинна одна из этих мыслей, то истинна и вторая, независимо от того, каково нелогическое содержание этих мыслей.

    Связи между мыслями по форме, при которых  истинность одних из этих мыслей обусловливает истинность других, называются формальнологическим законами, или просто законами логики.

      Законы логики являются отражением  объективной реальности. Это отражение  происходит в процессе взаимодействия  человека с окружающим миром.  В.И.Ленин писал: «Практика человека, миллиарды раз повторяясь, закрепляется в сознании человека фигурами логики. Фигуры эти имеют прочность предрассудка, аксиоматический характер именно /и только/ в силу этого миллиардного повторения».

      Связь между мыслями в рассуждении представляет собой логический закон. Чтобы установить, является ли связь между высказываниями логическим законом, необходимо вместо нелогических терминов подставлять в эти высказывания произвольные термины тех же типов и при этом всякий раз выяснять, окажется ли истинным выводимое высказывание при истинности исходных. Если всегда обнаруживается такая зависимость истинности высказываний, то связь между ними представляет собой логический закон. В современной логике разработаны более продуктивные методы выявления закономерной связи между мыслями.

      Имея понятие логической формы  и логического закона, можно дать  определение формальной логике. Она отделяет правильные способы рассуждения от неправильных и систематизирует первые.

Информация о работе Соотношение между логической структурой мысли и грамматической структурой языка