Роль гипотезы в науке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 22:29, реферат

Описание работы

Логическая практика интеллектуальной деятельности неравномерно проявляется от человека к человеку. Некоторые обладают более развитыми логическими навыками, другие имеют менее совершенный опыт практической логики. Но прослеживается одна общая черта: и в том, и в другом случае опыт логической деятельности обнаруживается, практически, на неосознанном уровне в разрозненных, стихийно возникших формах.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1.РОЛЬ ГИПОТЕЗЫ В НАУКЕ
2.СУЩНОСТЬИ ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ГИПОТЕЗЫ
3.ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ГИПТЕЗЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

гипотеза.docx

— 33.26 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

1.Роль гипотезы в  науке

2.Сущностьи логическая  структура гипотезы

3.Логическая структура  гиптезы

Заключение

Список использованных источников

 

Введение

 

Несомненно, каждый человек обладает в той  или иной степени развитой логической интуицией, логическим опытом. Подобный опыт появляется в процессе социокультурного воспитания и позволяет регулировать интеллектуальное взаимодействие людей  в различных сферах общения или  познания.

Логическая  практика интеллектуальной деятельности неравномерно проявляется от человека к человеку. Некоторые обладают более  развитыми логическими навыками, другие имеют менее совершенный  опыт практической логики. Но прослеживается одна общая черта: и в том, и  в другом случае опыт логической деятельности обнаруживается, практически, на неосознанном уровне в разрозненных, стихийно возникших  формах.

Теоретический этап познания начинается с гипотезы, именно этим определяется ее место в научном познании, а отсюда и интерес к ее логической характеристике.

 

 
 

 

 

1.Роль гипотез в науке

 

Некоторые учёные утверждали, что науки строятся исключительно  благодаря собиранию фактов; по их мнению, о науке факты и опыты  есть всё; истинный учёный должен ограничиться только регистрированием фактов, т.е. простым  описанием фактов, событий, явлений. Но на самом деле это мнение совершенно неправильно. Ведь, для того чтобы  собирать факты и материалы для  науки, мы должны руководиться известной  мыслью, известным планом: для того чтобы приступить к совершению того или иного эксперимента, у нас  должно быть известное соображение  или рассуждение, почему мы должны произвести именно этот, а не какой-нибудь другой эксперимент. Если бы мы стали производить  эксперименты наудачу, то это не привело  бы ни к каким благоприятным результатам.

Этим, по справедливому замечанию  Джевонса, можно объяснить "весьма малые приращения, сделанные к  нашему знанию алхимиками. Многие из них  были люди очень проницательные и  неутомимые; труды подобных лиц длились  несколько столетий, они открыли  немногое; а верный взгляд на природу  даёт современным химикам возможность  открыть в течение года больше полезных фактов, чем сколько их было открыто алхимиками в течение  многих столетий".

Следовательно, не из собирания  фактов наудачу создаётся наука, а из собирания, руководимого известным  планом: учёный, приступающий к какому-нибудь исследованию, всегда должен приступать к нему с определённым планом. Для  того чтобы иметь план, необходимо построить гипотезу.

Формальная логика изучает  не только формы абстрактного мышления, но и формы развития научного знания. Таковыми являются факты науки, рождающиеся из потребности объяснения фактов жизни, научная проблема, первоначальное решение проблемы в форме гипотезы, ее подтверждение или опровержение в ходе доказательства, и, наконец, теория, формулирующая законы. Между указанными формами существует глубокая внутренняя связь. Каждая последующая форма включает в себя наиболее важные результаты предшествующей.

Теоретический этап познания начинается с гипотезы, именно этим определяется ее место в научном познании, а отсюда и наш интерес к ее логической характеристике.

 

2.Сущность гипотез

 

Познание любого явления  действительности, как известно, начинают с собирания и накопления отдельных  фактов, относящихся к этому явлению. Фактов, которыми располагают в начале познания, всегда недостаточно, чтобы  полностью и сразу объяснить  это явление, сделать достоверный  вывод о том, что оно собой  представляет, каковы причины его  возникновения, законы развития и т.п. Поэтому познание предметов и  событий внешнего мира протекает  часто с использованием гипотезы: не ожидая, пока накопятся факты  для окончательного, достоверного вывода о характере и причине развития исследуемого явления, дают вначале  предположительное их объяснение, а  затем это предположение развивают  и доказывают. Что же такое гипотеза?

Гипотеза, как и понятие, суждение, умозаключение отражает объективный  мир. И в этом она сходна с названными формами мышления. Вместе с тем  гипотеза отличается от них. Специфика  ее заключается не в том, что она  отражает в материальном мире, а  в том, как отражает, то есть предположительно, вероятно, а не категорически, не достоверно.

В чем же специфическое  отличие данного вида предположения - гипотезы - от других видов предположения, скажем догадки, фантазии, допущения, предсказания или житейского предугадывания? Как представляется, видовое отличие для гипотезы нужно искать в ответе не на вопрос "О чем предположение?", а на вопрос "Какое предположение?". Исходя из этого, весьма важно выделить следующие существенные признаки гипотезы.

Во-первых, гипотеза является особой формой развития научных знаний и научного логического мышления. Построение гипотез даст возможность  переходить от отдельных научных  фактов, относящихся к явлению, к  их обобщению и познанию законов  развития этого явления.

Во-вторых, построение гипотезы всегда сопровождается выдвижением  предположения, связанного с теоретическим  объяснением исследуемых явлений. Предположение выступает в форме  отдельного суждения или системы  взаимосвязанных суждений о свойствах  единичных фактов или закономерных связях явлений. Суждение это всегда проблематично, в нем выражается вероятностное теоретическое знание.

В-третьих, гипотеза - это  обоснованное, опирающееся на конкретные факты, предположение. Поэтому возникновение  гипотезы - не спонтанный, а закономерный и логически стройный познавательный процесс, который приводит человека к получению новых знаний об объективной  действительности.

Указанные существенные признаки в своей совокупности вполне достаточны для того, чтобы на их основе отличить гипотезу от других видов предположения  и определить ее сущность.

Гипотеза - это вероятностное  предположение о причине каких-либо явлений, достоверность которого при  современном состоянии производства и науки не может быть проверена  и доказана, но которое объясняет  данные явления, без него необъяснимые; прием познавательной деятельности.

Как видно из определения, термин "гипотеза" употребляется  в двояком значении.

Во-первых, как само предположение, объясняющее исследуемое явление (гипотеза в узком смысле).

Во-вторых, как прием мышления в целом, включающий в себя выдвижение предположения, его развитие и доказательство (гипотеза в широком смысле).

Таким образом, в юридической  теории и практике гипотеза может  употребляться в следующих случаях:

когда известные факты  недостаточны для объяснения причинной  зависимости правового явления, а есть необходимость в том, чтобы  его объяснить;

когда факты сложны и гипотеза может принести пользу как обобщение  правовых знаний в данный момент, как  первый шаг к их разъяснению;

когда причины появления  фактов, связанных с юридическими процессами, недоступны опыту, а между  тем их действия или следствия  могут быть изучаемы.

Выдвигаемая на основе определенного  знания об изучаемом круге явлений, гипотеза играет роль руководящего принципа, направляющего и корректирующего  дальнейшие наблюдения и эксперименты.

Как вероятностное знание, еще не доказанное логически и  не настолько подтвержденное опытом, чтобы считаться достоверным, гипотеза не истинна и не ложна. О ней  можно лишь сказать, что она неопределенна, т.е. лежит между истинностью и  ложностью. Гипотеза прекращает свое существование  в двух случаях: во-первых, когда  она, получив подтверждение, превращается в достоверное знание и становится частью теории; во-вторых, когда гипотеза опровергнута и становится ложным знанием.

 

3.Логическая структура гипотезы, ее виды

 

Гипотеза представляет собой  систему понятий, суждений и умозаключений. В отличие от каждой формы абстрактного мышления она имеет сложный, синтетический  характер. Ни одно отдельно взятое суждение, понятие или умозаключение еще  не составляет гипотезы, а только большую  или меньшую ее часть.

Анализ различных гипотез  позволяет выделить следующие элементы их логической структуры:

во-первых, основание гипотезы - совокупность фактов или обоснованных утверждений, на которых строится предположение;

во-вторых, форму гипотезы - совокупность умозаключений, которая  ведет от основания гипотезы к  основному предположению;

в-третьих, предположение (или  гипотезу в узком смысле слова) - выводы из фактов и утверждений, выражающих содержание гипотезы.

Будучи одинаковыми, по логической структуре, гипотезы тем не менее  различаются по своему содержанию и  выполняемым функциям.

Различение гипотез осуществляется по следующим основаниям:

а) по сложности исследуемого объекта б) по степени достоверности

        Общая гипотеза - это вид гипотезы, объясняющей причину явления или группы явлений в целом.

Частная гипотеза - это разновидность  гипотезы, объясняющая какую-либо отдельную  сторону или отдельное свойство исследуемого явления или события.

Так, например, в судебном исследовании предположение о события  в целом является общей гипотезой, а предположение, объясняющее отдельную  сторону события, например о путях  проникновения преступника в  помещение, является частной гипотезой.

При этом необходимо иметь  в виду, что деление гипотезы на общую и частную имеет смысл, когда мы соотносим одну гипотезу с другой. Это деление не является абсолютным, гипотеза может быть частной  по отношению к одной гипотезе и общей по отношению к другим гипотезам. Так, общая гипотеза, объясняющая преступление в целом, будет являться частной при сравнении ее с гипотезой, объясняющей причины всей преступности в конкретном государстве.

Кроме общих и частных  гипотез различают еще научные  и рабочие гипотезы.

Научной называется гипотеза, объясняющая закономерности развития явлений природы, общества и мышления. Чтобы быть научной, гипотеза должна отвечать следующим требованиям: а) она должна быть единственным аналогом данного процесса, явления; б) она  должна давать объяснение как можно  большему числу связанных с этим явлением обстоятельств; в) она должна быть способной предсказывать новые  явления, не входящие в число тех, на основе которых она строилась.

Рабочая гипотеза - это временное  предположение или допущение, которым  пользуются при построении гипотезы. Рабочая гипотеза выдвигается, как  правило, на первых этапах исследования. Она непосредственно не ставит задачу выяснить действительные причины исследуемых  явлений, а служит лишь условным допущением, позволяющим сгруппировать и  систематизировать результаты наблюдений и дать согласующееся с наблюдениями описание явлений.

Разновидностью частной  гипотезы является версия.

Версия (от лат. versio - оборот, видоизменение; франц. version - перевод, истолкование) - одно из нескольких возможных, отличительное  от других, объяснение или толкование какого-либо факта, явления, события.

Версией называют гипотезу в  судебном исследовании. Но термин "версия" не является специфически юридическим, им пользуются и в других областях познания.

Логическая структура  версии такая же, как и логическая структура гипотезы. В этом плане  версия от любого вида гипотезы не отличается. Вместе с тем версия и научная гипотеза имеют между собой некоторые различия:

1. Предметом научной гипотезы  являются законы развития природы  и общества. Гипотезы создаются  для объяснения значительных  событий и явлений, обосновываются  длительным наблюдением. Предметом  версий являются отдельные единичные  явления и факты, порой весьма  незначительные. При построении  версии не ставится цель открыть  ту или иную закономерность. Версия  имеет более скромную познавательную  задачу - объяснить отдельное, неповторимое  единичное событие или единичный  факт. Обосновывается версия сравнительно  ограниченным кругом наблюдений.

2. Научные гипотезы могут  существовать и разрабатываться  длительное время, годами и  даже десятилетиями. Версии выдвигаются  и проверяются в сравнительно  короткий период времени.

3. Научных гипотез, объясняющих  какое-либо явление, может быть  выдвинуто несколько или всего  одна. Версия в судебно-следственном  исследовании, например, одна существовать  не может. По каждому уголовному  делу, по каждому отдельному обстоятельству  должно быть выдвинуто несколько  версий; здесь нельзя ограничиваться  выдвижением и доказательством  какой-то одной, пусть, представляющейся  и самой вероятной версии.

4. Версия в судебно-следственном  исследовании отличается от научной  гипотезы также тем, что при  выдвижении и доказательстве  версии руководствуются не только  логическими законами, но и законами  юридическими. Факты, на основании  которых доказывается истинность  какой-то одной и ложность других  версий, должны быть выявлены, собраны  и закреплены с соблюдением  уголовно-процессуальных законов.

По содержанию различают  описательные и объяснительные гипотезы. Описательная гипотеза представляет собой  предположение о существовании  того или иного явления или связи. Так, предположение о росте общественной опасности преступлений в регионе в течение исследуемого периода является гипотезой описательной. Объяснительная гипотеза - предположение о причинно-следственных связях в изучаемом объекте. Такими являются, например, гипотезы о взаимосвязи роста корыстной преступности с углублением имущественной дифференциации населения в регионе; о причинно-следственной зависимости уровня преступности, связанной с подпольным изготовлением алкогольной продукции, и изменний государственной политики в области торговли спиртными напитками.

Информация о работе Роль гипотезы в науке