Роль гипотезы в познании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 11:39, контрольная работа

Описание работы

Некоторые учёные утверждали, что науки строятся исключительно благодаря собиранию фактов; по их мнению, о науке факты и опыты есть всё; истинный учёный должен ограничиться только регистрацией фактов, т. е. простым описанием фактов, событий, явлений. Но на самом деле это мнение совершенно неправильно. Ведь, для того чтобы собирать факты и материалы для науки, мы должны руководиться известной мыслью, известным планом: для того чтобы приступить к совершению того или иного эксперимента, у нас должно быть известное соображение или рассуждение, почему мы должны произвести именно этот, а не какой-нибудь другой эксперимент.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….…3
1. Понятие и роль гипотезы в познании…………………………………….……….4
2. Виды гипотез……….……………………………………………………….………5
Заключение………………………………………………………………….…………7
Список литературы……………………………………………………….…………...8

Файлы: 1 файл

логика.docx

— 28.19 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….…3

1. Понятие и роль гипотезы  в познании…………………………………….……….4

2. Виды гипотез……….……………………………………………………….………5

Заключение………………………………………………………………….…………7

Список литературы……………………………………………………….…………...8

 

Введение

    Некоторые учёные утверждали, что науки строятся исключительно благодаря собиранию фактов; по их мнению, о науке факты и опыты есть всё; истинный учёный должен ограничиться только регистрацией фактов, т. е. простым описанием фактов, событий, явлений. Но на самом деле это мнение совершенно неправильно. Ведь, для того чтобы собирать факты и материалы для науки, мы должны руководиться известной мыслью, известным планом: для того чтобы приступить к совершению того или иного эксперимента, у нас должно быть известное соображение или рассуждение, почему мы должны произвести именно этот, а не какой-нибудь другой эксперимент.

Если бы мы стали производить  эксперименты наудачу, то это не привело  бы ни к каким благоприятным результатам. Этим, по справедливому замечанию  Джевонса, можно объяснить «весьма малые приращения, сделанные к нашему знанию алхимиками. Многие из них были люди очень проницательные и неутомимые; труды подобных лиц длились несколько столетий, они открыли немногое; а верный взгляд на природу даёт современным химикам возможность открыть в течение года больше полезных фактов, чем сколько их было открыто алхимиками в течение многих столетий». Следовательно, не из собирания фактов наудачу создаётся наука, а из собирания, руководимого известным планом: учёный, приступающий к какому-нибудь исследованию, всегда должен приступать к нему с определённым планом. Для того чтобы иметь план, необходимо построить гипотезу.1

 

 

1. Понятие гипотезы в познании

В науке, обыденном мышлении мы идем от незнания к знанию, от неполного  знания к более полному. Нам приходится выдвигать и затем обосновывать различные предположения для объяснения явлений и их связи с другими явлениями. Мы выдвигаем гипотезы, которые могут перейти при их подтверждении в научные теории или в отдельные истинные суждения, или, наоборот, будут опровергнуты и окажутся ложными суждениями.

Гипотеза - это научно обоснованное предположение о причинах или  закономерных связях каких-либо явлений  или событий природы, общества, мышления.

Специфика гипотезы - быть формой развития знаний - предопределяется основным свойством  мышления, его постоянным движением - углублением и развитием, стремлением  человека к раскрытию новых закономерностей  и причинных связей, что диктуется  потребностями практической жизни. Ф.Энгельс писал в своей книге "Диалектика природы" :"Наблюдение открывает какой-нибудь новый факт, делающий невозможным прежний способ объяснения фактов, относящихся к той же группе. С этого момента возникает потребность в новых способах объяснения, опирающихся сперва только на ограниченное число фактов и наблюдений. Дальнейший опытный материал приводит к очищению этих гипотез, устраняет один из них, исправляет другие, пока не будет установлен в чистом виде закон".2

О познании каких бы явлений не шла речь - явлений природы или общественной жизни, единичных предметов или закономерностей, новое знание всегда возникает первоначально в форме гипотезы. Этим и объясняется необходимый и тем самым всеобщий характер гипотезы как формы развития человеческих знаний.

Построение гипотезы всегда сопровождается выдвижением предположения, объясняющего исследуемое явление. Оно всегда выступает в форме отдельного суждения или системы взаимосвязанных  суждений о свойствах единичных  фактов или закономерных связей явлений. Суждение является проблематичным суждением, в котором выражено первоначальное предположительное знание о причинах или свойствах исследуемых явлений.

Чтобы превратиться в достоверное  знание, предположение подлежит научной  и практической проверке. Процесс  проверки гипотезы, протекающий с использованием различных логических приемов, операций и форм вывода, приводит в итоге либо к подтверждению гипотезы, либо к ее опровержению. В связи с этим следует строго различать гипотезу и доказанные с ее помощью положения. Гипотеза всегда содержит в себе нуждающееся в поверке вероятное знание. Доказанное же с ее помощью положение уже не является собственно гипотезой, ибо содержит в себе проверенное и не вызывающее сомнений истинное знание.

Возникающее при построении гипотезы предположение рождается в результате анализа фактического материала, на базе обобщения многочисленных наблюдений. Значит, гипотеза - это не любая догадка, фантазия или допущение, а лишь обоснованное, опирающееся на конкретные материалы  положение. В соответствии с этим и возникновение гипотезы - это  не хаотический и не подсознательный, закономерный логический процесс.

Построение гипотезы - это сложный  логический процесс с участием различных  форм умозаключений. В отдельных  случаях гипотеза возникает как  результат уподобления двух единичных  явлений, т.е. ее основой выступает  аналогия, в других случаях она - результат дедуктивных выводов, чаще всего ее возникновению предшествует индуктивное обобщение эмпирического  материала.3

Любая гипотеза имеет исходные данные, или основания, и конечный результат  рассуждения - предположение. Она включает также обработку исходных данных и логический подход к предположению. Завершающий этап познания - проверка гипотезы, превращающая предположение  в достоверное знание или опровергающая  его.

 

2. Виды гипотез

     В зависимости от степени общности научные гипотезы можно разделить на общие, частные, единичные.

Общая гипотеза - это научно обоснованное предположение о причинах, законах  и закономерностях природных  и общественных явлений, а также  закономерностях психической деятельности человека.Будучи доказанными, они становятся научными теориями и являются ценным вкладом в развитие научных знаний.

Частная гипотеза - это научно обоснованное предположение о причинах, происхождении  и о закономерностях части  объектов, выделенных из класса рассматриваемых  объектов природы, общественной жизни  или психической деятельности человека.Частными гипотезами являются и те предположения, которые применяются в судебно-следственной практике, ибо здесь приходится умозаключать о единичных событиях, поступках людей, отдельных фактах, причинно связанных с преступлением.

Единичная гипотеза - научно обоснованное предположение о причинах, происхождении  и закономерностях единичных  фактов, конкретных событий или явлений. Врач строит единичные гипотезы в  ходе лечения конкретного больного, подбирая для него индивидуально  медикаменты и их дозировку.

В ходе доказательства общей, частной  и единичной гипотезы люди строят рабочие гипотезы.

Рабочая гипотеза - это предположение, выдвигаемое, как правило, на первых этапах исследования. Рабочая гипотеза непосредственно не ставит задачей  выяснение действительных причин исследуемых  явлений, а служит лишь условным допущением, позволяющим сгруппировать и  систематизировать результаты наблюдений в определенную систему и дать согласующееся с наблюдениями описание явлений.

В судебно-следственной практике при  объяснении отдельных фактов или  совокупности обстоятельств часто  выдвигают ряд гипотез, по-разному  объясняющих эти факты. Такие  гипотезы называют версиями.Версия в судебном исследовании - одна из возможных гипотез, объясняющих происхождение или свойства отдельных юридически значимых обстоятельств преступления или преступление в целом.

Версии бывают общие, объясняющие  некоторые обстоятельства или моменты  преступления, и единичные, объясняющие  отдельные, индивидуальные факты: кто  исполнитель, кто организатор преступления, если было несколько участников, и  т. д.

Знания, полученные с помощью частных  версий, служат основой для построения, конкретизации и уточнения общей  версии, объясняющей преступное деяние в целом. В свою очередь, общая  версия дает возможность наметить основные направления для выдвижения частных  версий по поводу еще не выявленных обстоятельств дела.4

 

 

 

Заключение

В заключении сделаем некоторые  выводы на основе всего выше сказанного и приведенного в пример. Непосредственное определение гипотезы звучит примерно так: Гипотеза - это научно обоснованное предположение, служащее для объяснения какого-либо факта, явления, которые  на основе прежнего знания необъяснимы. Гипотеза еще не истина, свойством  истинности она в представлении  выдвинувшего ее исследователя не обладает. Гипотеза - это предположительно новое  знание (его истинность или ложность требуется доказать) , полученное путем экстраполяции старого знания и в то же время порывающее с ним. Сохраняя определенную преемственность в отношении прошлого знания, гипотеза должна содержать принципиально новое знание. Построение гипотезы всегда сопровождается выдвижением предположения, объясняющего исследуемое явление. Оно всегда выступает в форме отдельного суждения или системы взаимосвязанных суждений о свойствах единичных фактов или закономерных связей явлений. Суждение является проблематичным суждением, в котором выражено первоначальное предположительное знание о причинах или свойствах исследуемых явлений.5

Уже в том, что гипотеза является формой развития, движения всякого  знания, проявляется ее диалектическая природа: она - необходимая форма  перехода от неизвестного к известному, ступень превращения первого во второе, вероятного знания в достоверное, относительного в абсолютное. Если в науке нет гипотез, то это значит, что в ней нет и проблем, на решение которых они направлены, стало быть в ней знание не развивается.

Итак, мы видим, что научный поиск включает в себя два момента: 1) постановку проблемы и 2) формулировку гипотезы. При благоприятном исходе, при подтверждении гипотезы поиск завершается открытием. Открытие образует третью, завершающую стадию поиска.

 

 

Список литературы

1. Карпович В.Н. Истоки. Наука высших измерений / В.Н. Карпович М.: 2004. Проблема, гипотеза, закон. Новосибирск. 2000. -232с.

2. Ленин В.И. Материализм  и эмпириокритицизм / В.И. Ленин  Полн. собрание сочинений. М.: 2006.-124с.

3. Меркулов И.П. Теория  как метод научного познания / И.П. Меркулов. М.: 2005. -231с.

4. Природа и дух: мир  философских проблем. Под научной  и общей редакцией / В.Л. Обухова.  Cанкт-Петербург. 2005. -232с.

5. Теоретическое и эмпирическое в современном научном познании. Издательство “Наука “, М.: 2004.-235с.

1 Карпович В.Н. Истоки. Наука высших измерений / В.Н. Карпович М.: 2004. Проблема, гипотеза, закон. Новосибирск. 2000. -232с.

2 Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм / В.И. Ленин Полн. собрание сочинений. М.: 2006.-124с.

3 Меркулов И.П. Теория как метод научного познания / И.П. Меркулов. М.: 2005. -231с.

4 Природа и дух: мир философских проблем. Под научной и общей редакцией / В.Л. Обухова. Cанкт-Петербург. 2005. -232с.

5 Теоретическое и эмпирическое в современном научном познании. Издательство “Наука “, М.: 2004.-235с.

 


Информация о работе Роль гипотезы в познании