Предмет логики. Понятие логической формы. Основные логические законы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 05:03, контрольная работа

Описание работы

Форма мышления - это способ связи элементов мысли. Основные формы мышления (логические формы): понятие, суждение, умозаключение.
Понятие является исходной, самой простой формой мысли, отражая общие существенные признаки предметов.

Содержание работы

1. ПРЕДМЕТ ЛОГИКИ. ПОНЯТИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ ФОРМЫ. ОСНОВНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ 4
2. ПОНЯТИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОНЯТИЯ 7
3. ВИДЫ ПОНЯТИЙ, ВЫДЕЛЯЕМЫЕ ПО РАЗЛИЧНЫМ ОСНОВАНИЯМ 9
4. ПРОСТОЕ СУЖДЕНИЕ. ВИДЫ ПРОСТЫХ СУЖДЕНИЙ. СОСТАВ ПРОСТОГО СУЖДЕНИЯ 11
5. ДЕЛЕНИЕ СУЖДЕНИЙ ПО КАЧЕСТВУ И КОЛИЧЕСТВУ 13
6. ОГРАНИЧЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПОНЯТИЙ 15
7. ПРАВИЛА АРГУМЕНТАЦИИ 17
8. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20

Файлы: 1 файл

ЛОГИКА_контрольная.docx

— 49.95 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА


 

Факультет инновационных технологий обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине

ЛОГИКА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент

 

__________________     

подпись





 
  

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск

2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПРЕДМЕТ ЛОГИКИ. ПОНЯТИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ ФОРМЫ.             ОСНОВНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ.

 

Логика происходит от греч. logos, что одновременно означает речь, слово, высказывание, понятие.

Итак, в современном понимании, логика - это наука о законах и формах правильного мышления.

Форма мышления - это способ связи элементов мысли. Основные формы мышления (логические формы): понятие, суждение, умозаключение.

Понятие является исходной, самой простой формой мысли, отражая общие существенные признаки предметов.

Суждение - это форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком. Обладает свойством выражать либо истину (соответствие действительности), либо ложь.

Умозаключение - самая сложная форма мысли, представляет собой получение нового суждения (вывода) из данных суждений (посылок).

Логика, как отдельная наука впервые была систематически изложена древнегреческим философом Аристотелем (384 - 322 гг. до н. э.). Аристотель сформулировал основные законы правильного мышления: закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего. Позднее был сформулирован четвертый закон - закон достаточного основания. Разработка логики во многом была обусловлена общественной потребностью. Гражданин античного полиса активно участвовал в общественной жизни. Свободнорожденный мужчина, хотя бы раз в жизни должен был занимать важный государственный пост. Это требовало определенной подготовки. Поэтому высоко ценились так называемы «учителя мудрости» - софисты.

      Именно как средство защиты  от софистики и лжи логика  и была задумана Аристотелем. В дальнейшем значительный вклад в разработку логики внесли средневековые схоласты (ввели латинскую терминологию). Английский философ Ф. Бэкон (1561-1626) заложил основы учения об индуктивных умозаключениях. Немецкий философ Лейбниц (1646-1716) сформулировал закон достаточного основания. В середине XIX в. возникла математическая (символическая) логика. С тех пор аристотелевская логика стала называться традиционной (формальной) логикой.

Законы логики.

I. Закон  тождества 

Всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе  (объем и содержание мыслей должны быть уточнены и оставаться неизменными до конца рассуждения).

 Требует  от мышления точности, ясности, определенности, адекватности, однозначности. 

В классической логике: А есть А; А=А, где под А понимается любая мысль.

В символической логике: р→р, читается:если р, то р; где р - любое высказывание 

       Ошибка «подмены понятия».

 Причины  ошибки:

а) логическая - отсутствие логической культуры, нетребовательность к точности мысли

б) лингвистическая - омонимичность языка

в) психологическая - ассоциативность мышления

II.Закон непротиворечия 

Два противоречивых или противоположных суждения не могут быть одновременно истинными.

Значит, одно из них обязательно будет ложным (они могут быть одновременно ложными).

Требует от мышления непротиворечивости и применим как к контрарным, так и к контрадикторным формам мысли 

В классической логике: не может быть одновременноА и не А, А и В.

В символической логике:

→ (рΛ→р)

читается: неверно, что р и не-р 

      Ошибка «противоречивости в рассуждении».

В случае ошибки допускается следствие:(pΛ→р)→q, читается: если р и не-р, то q, что означает: «из лжи следует все что угодно»

  III. Закон

исключенного третьего 

Два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них всегда истинно (а другое ложно).

 Требует  от мышления последовательности, завершенного рассуждения

В классической логике: А либо не-А.

В символической логике: pv→p, читается: либо р, либо не-р 

      Ошибка «непоследовательности в рассуждении».

Довести рассуждение до логического конца означает установить, какое из противоречивых суждений истинно, а какое ложно

IV. Закон

 достаточного  основания 

Всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание.

 Требует  от мышления обоснованности, доказательности, аргументированности рассуждения 

Символической записи не имеет, т. к. допускает разные формы обоснования 

Ошибка «бездоказательного рассуждения», «декларативности», «необоснованности, неаргументированного рассуждения»

 

 

 

 

2. ПОНЯТИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОНЯТИЯ

 

Понятие – это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.

Признаком предмета называется то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются.

Любые свойства, черты, состояние предмета, которые, так или иначе, характеризуют предмет, выделяют его, помогают распознать среди других предметов, составляют его признаки. Признаками могут быть не только свойства, принадлежащие предмету; отсутствующее свойство (черта, состояние) также рассматривается как его признак.

Любой предмет имеет множество разнообразных признаков. Одни из них характеризуют отдельный предмет и являются единичными, другие принадлежат определенной группе предметов и являются общими. Кроме единичных (индивидуальных) и общих признаков логика выделяет признаки существенные и несущественные.

Признаки, необходимо принадлежащие предмету, выражающие его сущность, называют существенными. Они могут быть общими и единичными. Понятия, отражающие множество предметов, включают общие существенные признаки. Понятие, отражающее один, наряду с общими существенными признаками (человек, древнегреческий философ) включает единичные признаки.

Признаки, которые могут принадлежать, но могут и не принадлежать предмету и которые не выражают его сущность, называются несущественными.

Понятие качественно отличается от форм чувственного познания: ощущений, восприятия и представлений, существующих в сознание человека в виде наглядных образов отдельных предметов или их свойств. Восприятие и представление – это чувственно-наглядный образ какого-либо конкретного предмета. Понятие лишено наглядности.

Понятие как форма мышления отражает предметы и их совокупность в абстрактной, обобщенной форме на основании их существенных признаков.

Понятие – одна из основных форм научного познания. Формируя понятие, наука отражает в них изучаемые ею предметы, явления, процессы.

Отражая существенное, понятия не содержат всего богатства индивидуальных признаков предмета и в этом смысле они беднее форм чувственного познания – восприятия и представления.

Что бы составить понятие о предмете, нудно сравнить данный предмет с другими предметами, найти признаки сходства и различия. Логический прием, устанавливающий сходство или различие предметов, называется сравнением.

Выделение признаков связано с мыленным расчленением предмета на составляющие его части, стороны, элементы. Мысленное расчленение предмета на части называется анализом.

Выделение с помощью анализа признаков позволяет отличить существенные признаки от несущественных. Это мысленное выделение признаков, называется абстрагированием.

Элементы, стороны, признаки предмета, выделенные с помощью анализа, должны быть соединены в единое целое. Это достигается с помощью приёма, противоположного анализу, - синтеза, представляющего собой мысленное соединение частей предмета, расчлененного анализом.

Признаки изучаемых предметов распространяются на все сходные предметы. Эта операция осуществляется путем обобщения, с помощью которого определенные предметы на основе присущих им одинаковых свойств объединяются в группы однородных предметов.

Таким образом, мы образуем одну из основных форм мышления – понятие полнотой, на что не способно чувственное познание.

 

3. ВИДЫ ПОНЯТИЙ, ВЫДЕЛЯЕМЫЕ ПО  РАЗЛИЧНЫМ                 ОСНОВАНИЯМ

 

В связи с тем что понятие представляет собой единство объема и содержания, эти составляющие выступают основой классификации понятий.

По объему можно выделить следующие виды понятий:

 единичные — отражающие один предмет определенного класса — Волга, Солнце, Гегель, мой письменный стол, студент Пахомов;

 частные  — отражающие часть предметов  данного класса — некоторые  столы, многие студенты, кое-кто из  высшего руководства, часть электората, определенные представители фауны;

 общие — отражающие все предметы данного класса — река, звезда, человек, стол, студент (здесь логика также не совпадает с языковым выражением мысли — общее понятие может быть представлено в языке и единственным, и множественным числом: реки, звезды, люди и т. п.

 Некоторые  авторы выделяют понятия «пустые», или понятия «c нулевым объемом», предполагая при этом, что это понятия, не имеющие основания в объективной реальности: русалка, вечный двигатель, Баба Яга, Дон Кихот и т. п.

Несколько сложнее различение видов понятий по содержанию, т. е. по мыслимым в данном понятии существенно-общим характеристикам определенного класса предметов. Как правило, такое разделение связано с выделением парных групп по одному содержательному признаку — основанию. Рассмотрим некоторые из таких пар.

Относительные понятия предполагают класс предметов, неразрывно сосуществующий с классом, отражаемым данным понятием.

Положительные понятия указывают на наличие какого-либо свойства, отношения у отражаемого предмета (класса). Например: левый, синий, добрый, тяжелый, вороватый, ложный, электропроводный, мокрый, страшный, корыстный, неряха. Обратите внимание, что свойство, зафиксированное как положительное понятие, может быть отрицательным в других, нелогических отношениях (вороватый). Отрицательные понятия характеризуют отсутствие какого-либо свойства или отношения у предмета мысли, фиксируемого в данном понятии. При этом такое отрицательное понятие может характеризовать мыслимый предмет в нравственном или каком-либо другом отношении, ориентированном на человека и его интересы, как положительно — бескорыстный, несгибаемый, нержавеющий, неприступный, неподкупный, так и отрицательно — некрасивый, недобрый, недостойный, недолговечный, неграмотный и т. п.

В конкретных понятиях мыслятся предметы или классы предметов: стол, круг, горизонт, извержение, Земля, пункт, понятие, рис, ножницы; в абстрактных понятиях — свойства или отношения, принадлежность которых не определена: конкретный, абстрактный, глупый, розовый, разовый, тождество, равенство, свободный, демократичный и т. п.

Открытые (нерегистрирующие) понятия не имеют четких признаков пространственного, временного или количественного ограничения того класса предметов, который они отражают: человек, бойня, слово, цветы, звезда, жизнь и т. п. Закрытые (регистрирующие) понятия включают в свое содержание признаки пространственного, временного или количественного ограничения: азиаты, европейцы, Пушкин, «Новое время», мой кортик, неандертальцы, марсиане, декабристы, 2003 год, Повесть временных лет. Как видно из примеров, закрытые понятия фиксируют такие предметы мысли, которые не могут распространяться далее определенной границы.

Собирательными называются понятия, отражающие группу в чем-то однородных предметов, которая мыслится как одно целое: мафия, правительство, банда, группа, трио, коллекция, гербарий. Следует отметить варианты единичных собирательных понятий: футбольная команда «Зенит», туманность Андромеды, группа Ю-112, Советская Армия, мой мебельный гарнитур и т. п.

 

4. ПРОСТОЕ СУЖДЕНИЕ. ВИДЫ ПРОСТЫХ  СУЖДЕНИЙ. СОСТАВ ПРОСТОГО СУЖДЕНИЯ

 

Суждение — форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами. Виды суждений и отношения между ними изучаются в философской логике.

Простые суждения — суждения, составными частями которых являются понятия. Простое суждение можно разложить только на понятия.

Простое (атрибутивное) суждение — это суждение о принадлежности предметам свойств (атрибутов), а также суждения об отсутствии у предметов каких-либо свойств. В атрибутивном суждении могут быть выделены термины суждения — субъект, предикат, связка, квантор.

Субъект суждения — это мысль о каком-то предмете, понятие о предмете суждения (логическое подлежащее).

Предикат суждения — мысль об известной части содержания предмета, которое рассматривается в суждении (логическое сказуемое).

Логическая связка — мысль об отношении между предметом и выделенной частью его содержания (иногда только подразумевается).

Квантор — указывает, относится ли суждение ко всему объёму понятия, выражающего субъект, или только к его части: «некоторые», «все» и т. п.

Классификация простых суждений.

Информация о работе Предмет логики. Понятие логической формы. Основные логические законы