Предмет и значение логики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 13:55, контрольная работа

Описание работы

Знание логики является неотъемлемой частью юридического образования. Оно позволяет правильно строить судебно-следственные версии, составлять четкие планы расследования преступлений, не допускать ошибок при составлении официальных документов, протоколов, обвинительных заключений, решений и постановлений.
Знание правил и законов логики не является конечной целью ее изучения. Конечная цель изучения логики - умение применять ее правила и законы в процессе мышления.
Истина и логика взаимосвязаны, поэтому значение логики невозможно переоценить. Логика помогает доказывать истинные сужения и опровергать ложные, она учит мыслить четко, лаконично, правильно. Логика нужна всем людям, работникам самых различных профессий.

Содержание работы

Введение......................................... 3
1. Специфика логики как науки.................... 5
2. Основные этапы развития логической науки...... 7
3. Логика и формирование культуры мышления...... 11
Заключение...................................... 15
Список использованной литуратуры................ 16

Файлы: 1 файл

реф.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

2. Мышление – процесс опосредствованного отражения действительности. При помощи органов чувств можно познать лишь то, что действует на них. Не наблюдая самого факта преступления, можно на основании прямых и косвенных улик установить преступника.

3. Мышление неразрывно связано с языком. При помощи языка люди выражают и закрепляют результаты своей мыслительной работы.

4. Мышление - процесс активного отражения действительности. Активность характеризует весь процесс познания в целом, но прежде всего – мышления. Применяя обобщение, абстрагирование и другие мыслительные приемы, человек преобразует знания о предметах действительности.

Обобщенный и опосредствованный  характер отражения действительности, неразрывная связь с языком, активный характер отражения – таковы основные особенности мышления.

Мышление способно обобщать множество  однородных предметов, выделять наиболее важные свойства, раскрывать существенные связи. Мышление является высшей по сравнению  с чувственным познанием формой отражения действительности.

Было бы неправильно рассматривать  мышление в отрыве от чувственного познания. В познавательном процессе они находятся в неразрывном  единстве. Чувственное познание содержит в себе элементы обобщения, которые  свойственны не только представлениям, но и восприятиям  и ощущениям, и составляют предпосылку для перехода к логическому познанию.

Как ни велико значение мышления, оно  основывается на данных, полученных с  помощью органов чувств. С помощью  мышления человек познает недоступные  чувственному познанию явления.

Рассмотрим основные формы мышления – понятие, суждение и умозаключение.

Понятие - форма мышления, в которой отражаются значительные признаки одноэлементного класса либо класса однородных предметов. Понятия в языке выражаются словами (к примеру, "дерево", "самолет") либо группой слов, т.Е. Словосочетаниями, к примеру, "студент гуманитарного института", "создатель художественных картин", "река Дон", "космический корабль" и др.

Суждение представляет собой форму мышления, в которой что-или утверждается либо отрицается о предметах, их свойствах либо отношениях. Суждение выражается в форме повествовательного предложения. Суждения бывают простыми и сложными. Пример обычного суждения: "Колорадский жук опустошает картофельное поле". Пример сложного суждения: "Наступила осень, и лебеди улетают". Оно состоит из двух обычных суждений.

Умозаключение - это таковая форма мышления, посредством которой из одного либо нескольких суждений, называемых посылками, по определенным правилам выходит заключение. Виды умозаключений и изучает логика.

В современной логике логические процессы изучают путем их отображения  в языках формализованных, или логических исчислениях. Современная логика слагается  из большего числа логических систем. Эти системы принято делить на логику классическую и логику неклассическую. Логика, как наука едина, она слагается из множества более или менее частных систем. В каждой применяется язык символов и формул.

5.Мышление и язык

Мысль человека постоянно выражена языком, которым  в широком смысле называют всякую знаковую систему, выполняющую функции формирования, хранения и передачи информации и выступающую средством общения меж людьми. Вне языка могут быть переданы лишь посредством мимики либо жестов неясные побуждения, волевые импульсы, которые хотя и важны, но несравнимы с речью, раскрывающей планы, чувства и переживания человека. Но связь языка и мышления довольно сложна.

Язык и мышление образуют единство: без мышления не может быть языка, и мышление без  языка нереально. Выделяют два главных аспекта этого единства:

генетический, который  выражается в том, что возникновение  языка было тесновато связано  с возникновением мышления, и напротив;

функциональный - языки мышление в сегодняшнем, развитом состоянии, представляют собой такое  единство, стороны которого взаимно предполагают друг друга.

но это совсем не значит, что язык и мышление тождественны друг другу. Меж ними есть и определенные различия.

Во-первых, отношение меж мышлением и языком в процессе отражения человеком мира не может быть представлено в виде обычного соответствия мыслительных и языковых структур. Владея относительной самостоятельностью, язык специфическим образом закрепляет в собственных формах содержание мыслительных образов. Специфика языкового отражения заключается в том, что абстрагирующая работа мышления не прямо и конкретно воспроизводится в формах языка, а закрепляется в них особым образом. Поэтому язык частенько называют вторичной, косвенной формой отражения, так как мышление отражает, познает предметы и явления объективной реальности, а язык обозначает их и выражает в мысли, т.Е. Они различаются по своим функциям.

Во-вторых, различие существует и в строении языка и мышления. Основными единицами мышления являются понятия, суждения и умозаключения. Составными частями языка являются: фонема, морфема, лексема, предложение (в речи), аллофон (звук) и остальные.

В-третьих, в формах мышления и языка действительные процессы получают упрощенное в известном смысле отражение, но в каждом случае это происходит по-различному. Мышление фиксирует противоречивые моменты хоть какого движения. Развиваясь само, оно воспроизводит в идеальных видах с разной степенью глубины и детализации, равномерно приближаясь к полному охвату предметов и их определенности, к постижению сущности. А там, где начинается закрепление, вступает в свои права язык. Язык как форма отражения мира, подобно мыслительным образам, может представлять реальность более либо менее полно, приблизительно правильно. Закрепляя в собственных формах содержание мыслительных образов, язык выделяет и подчеркивает в них то, что ранее было сделано мышлением. Но делает он это с помощью собственных, специально выработанных для этого средств, в итоге чего в формах языка достигается адекватное воспроизведение черт объективной действительности.

В-четвертых, язык развивается под влиянием предметной деятельности и традиций культуры общества, а мышление связано с овладением законами логики субъектом, с его познавательными способностями.

Поэтому овладение  языком, грамматическими формами, лексикой является предпосылкой для формирования мышления. Не случаем узнаваемый отечественный психолог Л.С. Выготский подчеркивал, что мысль никогда не равна прямому значению слова, но она и невозможна без слов. Язык и мышление, находясь в таком противоречивом единстве, оказывают друг на друга взаимное влияние. С одной стороны: мышление представляет содержательную базу для языка, для речевых выражений; мышление контролирует внедрение языковых средств в речевой деятельности, саму речевую деятельность, заведует внедрением языка в коммуникации; в собственных формах мышление обеспечивает освоение и наращивание знания языка и опыта его употребления; мышление описывает уровень языковой культуры; обогащение мышления ведет к обогащению языка.

С другой стороны: язык является средством формирования и формулирования мысли во внутренней речи; язык выступает по отношению к мышлению в качестве основного средства вызова мысли у напарника, её выражения во наружной речи, тем самым делая мысль доступной для остальных людей; язык представляет собой средство мышления для моделирования мысли; язык представляет мышлению возможность управлять мыслью, так как оформляет мысль, придает ей форму, в которой мысль легче обрабатывать , перестраивать, развивать; язык по отношению к мышлению выступает как средство действия на реальность, средство прямого, а почаще всего косвенного преобразования реальности через практическую деятельность людей, управляемую мышлением с помощью языка; язык выступает в качестве средства тренировки, оттачивания, совершенствования мышления.

таковым образом, соотношение языка и мышления разнообразно и значительно. Основное в этом соотношении: как для мышления нужен язык, так и для языка  нужно мышление.

                Заключение

 

 

Мышление человека подчиняется  логическим законам и протекает в логических формах независимо от науки логики. Многие люди мыслят логично, не зная ее правил. Разумеется, можно правильно мыслить, не изучив логику, однако нельзя и недооценивать практического значения этой науки.

Задача логики в том, чтобы научить человека сознательно применять законы и формы мышления и на основе этого логичнее мыслить, правильно сознавать окружающий мир. Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить “грамотно”, развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям.

Логика – необходимый инструмент, освобождающий от личных, ненужных запоминаний, помогающий найти в  массе информации то ценное, что  нужно человеку. Она нужна “любому  специалисту.Мыслить логично – это значит мыслить точно и последовательно, не допускать противоречий в своих рассуждениях, уметь вскрывать логические ошибки. Эти качества мышления имеют большое значение в любой области научной и практической деятельности, в том числе в работе юриста.

Знание логики помогает юристу подготовить  логически стройную, хорошо аргументированную речь, вскрыть противоречия в показаниях и так далее. Все это имеет значение в работе юриста, направленной на укрепление законности и правопорядка.

Список использованной литуратуры

 

  

 

1. Гейтманова А.Д. Учебник по логике. Москва 1995г.

2. Ивлев Ю.В. Курс лекций по логике. Издательство Московского университета 1988г.

3. Иванов Е.А. Логика. Москва 1996г.

4. Краткий словарь по логике. Под редакцией Горского. Москва Просвещение 1991г.

5. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. Издание 5-е 1991г.


Информация о работе Предмет и значение логики