Предмет и значение логики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 13:55, контрольная работа

Описание работы

Знание логики является неотъемлемой частью юридического образования. Оно позволяет правильно строить судебно-следственные версии, составлять четкие планы расследования преступлений, не допускать ошибок при составлении официальных документов, протоколов, обвинительных заключений, решений и постановлений.
Знание правил и законов логики не является конечной целью ее изучения. Конечная цель изучения логики - умение применять ее правила и законы в процессе мышления.
Истина и логика взаимосвязаны, поэтому значение логики невозможно переоценить. Логика помогает доказывать истинные сужения и опровергать ложные, она учит мыслить четко, лаконично, правильно. Логика нужна всем людям, работникам самых различных профессий.

Содержание работы

Введение......................................... 3
1. Специфика логики как науки.................... 5
2. Основные этапы развития логической науки...... 7
3. Логика и формирование культуры мышления...... 11
Заключение...................................... 15
Список использованной литуратуры................ 16

Файлы: 1 файл

реф.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Липецкое ОЗО ВИ МВД России

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

Контрольная работа по логике.

Тема: “Предмет и значение логики”.

I курс            

 Группа: 012.            

 Специальность: Юриспруденция.         

 Студент: Андреев Анатолий  Александрович        

 Преподаватель: Данковцев Сергей Иванович 

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

1996г.

План

 

 

План............................................. 2

Введение......................................... 3

1. Специфика логики как науки.................... 5

2. Основные этапы развития логической науки...... 7

3. Логика и формирование культуры  мышления...... 11

Заключение...................................... 15

Список использованной литуратуры................ 16

Введение

 

  

 

 

    Каждый человек  обладает определенной логической  культурой, уровень которой характеризуется той совокупностью логических приемов и способов рассуждения, которые человек понимает, а также совокупностью логических средств, которые он использует в процессе познания и практической деятельности.   

    

 Знание логики является  неотъемлемой частью юридического образования. Оно позволяет правильно строить судебно-следственные версии, составлять четкие планы расследования преступлений, не допускать ошибок при составлении официальных документов, протоколов, обвинительных заключений, решений и постановлений.      

 Знание правил и законов  логики не является конечной  целью ее изучения. Конечная цель  изучения логики - умение применять  ее правила и законы в процессе  мышления.   

 Истина и логика взаимосвязаны,  поэтому значение логики невозможно переоценить. Логика помогает доказывать истинные сужения и опровергать ложные, она учит мыслить четко, лаконично, правильно. Логика нужна всем людям, работникам самых различных профессий.   

 Итак, логика  - это философская наука о формах, в которых протекает человеческое мышление, и о законах, которым она подчиняется.

    1. логики как наука.

Логика относится к  числу древнейших наук, первые учения которой о формах и способах рассуждений  возникли еще в цивилизациях Древнего Востока (Китай, Индия). В западную культуру принципы и методы логики вошли главным образом благодаря усилиям античных греков.

Логика – наука  об общезначимых формах и средствах  мысли, необходимых для рационального познания в любой области знания. К общезначимым формам мысли относятся понятия, суждения, умозаключения, а к общезначимым средствам мысли – определения, правила (принципы) образования понятий, суждений и умозаключений, правила перехода от одних суждений или умозаключений к другим как следствиям из первых ( правила рассуждений), законы мысли, оправдывающие такие правила, правила связи законов мысли и умозаключений  в системы, способы формализации таких систем и т.п.

Логику можно определить как науку о рациональных методах  рассуждений, которые охватывают как анализ правил дедукции (вывода заключений из посылок), так и исследование степени подтверждения вероятностных или правдоподобных заключений (гипотез, обобщений, предположений и т.д.).

Традиционная логика сформировалась на основе логического  учения Аристотеля. Затем она дополнилась методами индуктивной логики. Именно эта логика в течение долгого времени преподавалась в школах и университетах под именем формальной логики.

Возникновение математической логики коренным образом изменило отношение  между дедуктивной и недедуктивной логиками, которое существовало в традиционной логике. Это изменение было сделано в пользу дедукции. Благодаря символизации и применению математических методов сама дедуктивная логика приобрела строго формальный характер.

Цель данного реферата — описать основные тенденции развития современной математической логики, занимающейся вопросами формализации естественного языка, выразить их основное содержание.

 

 

 

2. Основные этапы развития логической  науки

 

  

 

Современная логика как наука о  законах и формах человеческого мышления включает в себя две относительно самостоятельные науки: логику формальную и логику диалектическую.

Формальная логика - это наука  о формах мышления, о формально-логических законах и других связях между  мыслями по их логическим формам. Формальная логика является наукой о правильном мышлении, исследует и систематизирует также типичные ошибки, совершаемые в процессе мышления, то есть типичные алогизмы. При применении средств, вырабатываемых формальной логикой, можно отвлекаться от развития знания. Формальная логика изучает формы мышления, выявляя структуру общую для различных по содержанию мыслей. Рассматривая понятия, она изучает не конкретное содержание различных понятий, а понятия как форму мышления. Изучая суждения, логика выявляет общую структуру для различных по содержанию суждений. Формальная логика изучает законы, обуславливающие логическую правильность мышления, без соблюдения которой нельзя прийти к результатам, соответствующим действительности, познать истину. Мышление, не подчиняющееся требованиям формальной логики, не способно правильно отражать действительность. Поэтому изучение мышления, его законов  и форм нужно начинать с формальной логики.

Формальная логика в своем развитии прошла два основных этапа.

Первый этап - это связь с работами Аристотеля, в которых дано систематическое изложение логики. Основным содержанием логики Аристотеля является теория дедукции, также содержаться элементы математической логики. Аристотель сформулировал основные законы мышления: тождества, противоречия и исключенного третьего, описал важнейшие логические операции, разработал теорию понятия и суждения, обстоятельно исследовал дедуктивное умозаключение. Учение о силлогизме составило основу одного из направлений современной математической логики - логике предикатов. Дополнением к этому учению была логика античных стоиков (Зенон, Хрисипп и других). Логика стоиков - основа другого направления математической логики  - логики высказываний. Следующими, кто развил учение Аристотеля, следует назвать Галена; Порфирия, который разработал схему отображающую отношения между понятиями; Боэция, сочинения которого были логическими пособиями. Логика развивалась и в средние века, однако схоластика исказила учение Аристотеля, приспособив его для обоснования религиозной догматики. Значительны успехи логической науки в Новое время. Важнейшим этапом в ее развитии явилась теория индукции, разработанная Ф. Беконом. Он подверг критике дедуктивную логику, которая не может служить методом научных открытий. Методом должна быть индукция. Разработка индуктивного метода - огромная заслуга Бекона. Методы дедукции и индукции не исключают друг друга, а дополняют. Дж.С.Милль систематизировал методы научной  индукции. Дедуктивная логика Аристотеля и индуктивная логика Бекона - Милля составили основу общеобразовательной дисциплины и составляют основу логического образования в настоящее время.

Второй этап - это появление математической логики. Философ Г. В. Лейбниц считается  основоположником. Он пытался построить  универсальный язык, с помощью которого споры между людьми можно было разрешить посредством вычисления. Математическая логика изучает логические связи и отношения, лежащие в основе дедуктивного вывода. Для выявления структуры вывода строят различные математические исчисления.

Другим основанием деления логики служит различие применяемых в ней принципов, на которых базируются исследования. В результате такого деления имеем классическую логику и неклассические логики. В.С. Меськов выделяет принципы классической логики: ”1)область исследования составляют обыденные рассуждения; 2)допущение о разрешимости любой проблемы; 3) отвлечение от содержания высказываний и от связей по смыслу между ними; 4)абстракция двузначности высказываний”.

Кроме формальной логики, существует логика диалектическая, предметом специального изучения которой являются формы и закономерности развития знания. Средства диалектической логики применяются в тех случаях, когда от развития знания отвлекаться нельзя. Диалектическая логика исследует такие формы развития знания, как проблема, гипотеза и так далее, такие методы познания как восхождение от абстрактного к конкретному, анализ и синтез.

В процессе познания методы формальной логики дополняются  методами диалектической логики и наоборот. В развитие диалектической логики внесли определенный вклад Платон и Аристотель, отдельные идеи высказывались средневековыми философами и философами Нового времени. Классические формы придали

ей Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель. Диалектическая логика Гегеля является систематическим  учением, хотя она и разработана с позиций объективного идеализма. Диалектическую логику на материалистической основе разработали К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин.

Диалектическая логика изучает  законы развития человеческого мышления. К ним относятся объективность и всесторонность рассмотрения предмета, принцип историзма, раздвоение единого на противоположные стороны и так далее. Диалектическая логика служит методом познания диалектики объективного мира.

Логика формальная и логика диалектическая изучают один и тот же объект – человеческое мышление, но при этом каждая из них имеет свой предмет исследования. Диалектическая логика не заменяет и не может заменить логику формальную. Это две науки о мышлении, они развиваются в тесном взаимодействии, которое отчетливо проявляется в практике научно-теоретического мышления, использующего в процессе познания как формально-логический аппарат, так и средства, разработанные диалектической логикой.

Логика занимается не только связями  высказываний в правильных выводах, но и многими иными проблемами: смыслом и значением выражений языка, различными отношениями  между  терминами, операциями определения и логического деления понятий, вероятностными и статистическими рассуждениями, парадоксами и логическими ошибками и так далее. Но главные темы логических исследований – анализ правильности рассуждения, формулировка законов и принципов, соблюдение которых является необходимым условием получения истинных заключений в процессе вывода.

В правильном рассуждении заключения вытекает из посылок с логической необходимостью, общая схема такого рассуждения выражает логический закон. Рассуждать логически правильно – значит рассуждать в соответствии с законами логики.

 

3.Предмет формальной логики

Выяснение специфичной особенности  логической формы служит предпосылкой для определения предмета формальной логики. Он, как и предмет хоть какой науки, представляет объективный характер. Формальная логика изучает объективно сложившуюся структуру мыслительного процесса, установившиеся связи понятий и суждений при выведении нового знания в умозаключениях. Вполне естественно, что устойчивые связи частей правильной мысли получают характер законов. Анализ таковых связей наряду с описанием структурных форм мышления составляет предмет исследования формальной логики. Логика есть наука о законах и формах правильного мышления.

задачка формальной логики - установить правила обеспечения  стройности и последовательности истинного  мышления. Не охватывая всех сторон познавательного процесса, формальная логика не представляет собой всеобщего способа познания. Законы данной науки остаются специфическими законами мышления, они не распространяются на всю окружающую реальность.

Особенностью предмета формальной логики служит также анализ форм и  законов мышления вне их возникновения  и развития.

Следует выделить, что логика берет уже сложившуюся форму, рассматривая её как нечто устоявшееся, без всякой своей истории. Сложный  процесс формирования и совершенствования  внутренней структуры мысли лежит  за пределами предмета логики; она  раскрывает форму мышления вне связи с историческим развитием познания.

Логическая форма и  законы мышления являются общими для  всех людей. Внутренняя структура мысли, как и синтаксические правила  языка, конкретно вплетены в конкретную деятельность человека, определяются качествами и отношениями объективного мира.

Так, вполне разумеется, что  в содержательном плане мысли  юриста различаются от мыслей биолога, музыкант думает по другому, ежели экономист; ученый употребляет в собственных  исследованиях такие понятия  и определения, которые не употребляются в повседневном мышлении.

но во многих разных по содержанию мыслях можно найти нечто значительно  общее. Общее характеризуется не конкретным содержанием этих мыслей, а схемой, методом построения. Дело в том, что логический строй мышления человека владеет важнейшей особенностью - какую бы словесную оболочку не воспринимали наши мысли, на каком бы языке они не излагались, они непременно обязаны принять общечеловеческие формы. Без этого невозможны воплощение "обмена" мыслями людей различных поколений и профессий, а также взаимное понимание представителей разных государств и народов. Единство человеческого мышления обусловлено единством материального мира и его законов, отражающихся в законах человеческого мышления.

Великий российский писатель-мыслитель Л.Н. Толстой  не без основания считал, что "мысль - начало всего. И мыслями можно  управлять. И потому основное дело совершенствования: работать над мыслями"'. Управлять  мыслью можно по следующим фронтам:

со стороны содержания, т.Е. Максимально просто и всесторонне отражать главные признаки исследуемого объекта;

со стороны логической формы (структуры) нашей мысли, добиваясь её определенности, непротиворечивости, последовательности и обоснованности.

Первое направление  исследуется диалектической логикой, а второе - логикой формальной. Но формальная логика, хотя и отвлекается от конкретного содержания мыслей, совсем не пренебрегает вопросом о том, являются истинными либо ложными те утверждения, которыми мы оперируем в мышлении. В зависимости от того, истинны либо ложны исходные утверждения, можно получить истину либо ересь в выводе. Поэтому формальная логика, чтоб быть средством обнаружения истины, обязана на базе исследования формальных структур мышления обнаруживать законы зависимости меж истинными и ложными суждениями.

 

 

 

 

 

 4.Логика и формирование культуры мышления

 

  

 

Логика изучает познающее мышление и применяется как средство познания. Познание как процесс отражения  объективного мира сознанием человека представляет собой единство чувственного и рационального познания.

Чувственное познание протекает в  трех основных формах: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение - это отражение отдельных  чувственно воспринимаемых свойств  предметов - их цвета, формы, запаха, вкуса.

Восприятие - это целостный образ  предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия  на органы чувств.

Представление - это сохранившийся  в сознании чувственный образ  предмета, который воспринимался  раньше. Представления могут быть не только образами предметов, существующих реально; нередко они формируются на основе описания предметов, не существующих в действительности. Такие представления образуются на основе восприятий реальных предметов, являются их комбинацией.

Чувственное познание дает нам знание об отдельных предметах, об их внешних свойствах. Но оно не может дать знаний о причинной зависимости между явлениями.

Однако, познавая окружающий мир, человек  стремится установить причины явлений, проникнуть в сущность вещей, раскрыть законы природы и общества. А это невозможно без мышления, отражающего действительность в определенных логических формах.

Рассмотрим основные особенности  мышления.

1. Мышление отражает действительность в обобщенных образах. В отличие от чувственного познания - мышление абстрагируется от единичного, выделяет в предметах общее, повторяющееся, существенное. Подобным образом создаются понятия юридического лица, государственного суверенитета, и так далее. Абстрактное мышление глубже проникает в действительность, открывает присущие ей законы.

Информация о работе Предмет и значение логики