Предмет и значение логики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 23:13, реферат

Описание работы

Это наука о человеческом мышлении. Но в отличие от других наук, изучающих человеческое мышление, например от физиологии высшей нервной деятельности или психологии, логика изучает мышление как средство познания; ее предметом являются формы и законы, приемы и принципы мышления, с помощью которых человек познает окружающий его мир. Итак, логика - это философская наука о формах, в которых протекает человеческое мышление, и о законах, которым она подчиняется.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………
Глава 1. Специфика логики как науки;
§ 1.1 Специфика логики как науки ………………………………………….
Глава 2. Логика и формирование культуры мышления;
§ 2.1 Логика и формирование культуры мышления ……………………….
Глава 3. Значение логики;
§ 3.1 Значение логики………………………………………………………
Заключение ……………………………………………………………………
Используемая литература…………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Логика.docx

— 33.47 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим  основные формы мышления – понятие, суждение и умозаключение. Отдельные  предметы или их совокупность отражается мышлением человека в понятиях, различных  по своему содержанию, и отражаются в мышлении человека одинаково –  как определенная связь их существенных признаков, то есть в форме понятия. В форме суждений отражаются связи  между предметами и их свойствами. Суждение представляет собой способ связи понятий, выраженный в форме  утверждения или отрицания. Рассматривая умозаключение, при помощи которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, можно  установить, что в умозаключениях одного вида вывод получается одним  и тем же способом.

Подобным  же образом, то есть благодаря связи  суждений, можно получить вывод, имеющий  любое содержание. Общим, что имеется  в различных по содержанию умозаключениях, является способ связи суждений. Обусловленное  этими связями содержание мыслей существует в определенных логических формах: понятиях, суждениях, умозаключениях. Отличительная особенность правильного  вывода в том, что от истинных посылок  он всегда ведет к истинному заключению. Такой вывод позволяет из имеющихся  истин получать новые истины с  помощью чистого рассуждения, без  обращения к опыту, интуиции и  тому подобному. Неправильные выводы могут  от истинных посылок вести как  к истинным, так и к ложным заключениям.

В современной логике логические процессы изучают путем их отображения  в языках формализованных, или логических исчислениях. Современная логика слагается  из большего числа логических систем. Эти системы принято делить на логику классическую и логику неклассическую. Логика, как наука едина, она слагается из множества более или менее частных систем. В каждой применяется язык символов и формул.

Законы  логики долгое время представлялись абсолютными истинами, никак не связанные  с опытом. Логика складывается в  практике мышления. Логические законы – продукты человеческого опыта. Современная логика находит применение во многих областях. В частности, она  оказала влияние на развитие математики, прежде всего теории множеств, формальных систем, алгоритмов, рекурсивных функций; идеи и аппарат логики используются в кибернетике, вычислительной технике, в электротехнике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Значение логики.

 

§ 3.1 Значение логики.

Наше мышление подчиняется  логическим законам и протекает  в логических формах независимо от науки логики. Люди мыслят логично, даже не зная, что их мышление подчиняется  логическим закономерностям. Но следует  ли из этого, что изучение логики излишне? Знание законов и форм мышления, их сознательное использование в  процессе познания повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить  более «грамотно», развивает критическое  отношение к своим и чужим  мыслям. Поэтому взгляд, будто изучение логики не имеет практического значения, несостоятелен.

Сторонники такого взгляда  ссылаются иногда на ироническое  замечание Гегеля о том, что логика учит мыслить так же, как физиология «учит» переваривать. Разумеется, можно  правильно мыслить, не изучив логику, а переваривать пищу, не зная физиологии пищеварения. Однако нельзя и недооценивать  практического значения этих наук. Когда академика И.П. Павлова спросили, в чем он видит основные цели физиологической  науки, великий русский физиолог ответил: «Задачей физиологии является научить человека, как правильно  есть, дышать, как правильно работать и отдыхать, чтобы прожить как  можно дольше».

Что касается логики, то ее задача состоит в том, чтобы научить  человека сознательно применять  законы и формы мышления и на этой основе логичнее мыслить и, следовательно, правильнее познавать окружающий мир.

Основоположники марксизма, мастерски владея диалектической логикой, отмечали важную роль формальнологической правильности мышления, вскрывали логические ошибки и уловки в рассуждениях идейных противников. Известны слова В.И. Ленина о том, что от марксиста «можно требовать больше логики», чем от немарксиста.

Мыслить логично — это  значит мыслить точно и последовательно, не допускать противоречий в своих  рассуждениях, уметь вскрывать логические ошибки. Эти качества мышления имеют  большое значение в любой области  научной и практической деятельности, в том числе и в работе юриста, требующей точности мышления, обоснованности выводов.

Лучшие русские юристы отличались не только глубоким знанием  всех обстоятельств дела и яркостью судебных речей, но и строгой логичностью  в изложении и анализе материала, неопровержимой аргументацией выводов. Вот, например, как характеризуется  профессиональное мастерство известного русского адвоката второй половины прошлого века П.А. Александрова: «Наиболее характерным  для судебного ораторского мастерства П.А. Александрова является твердая  логика и последовательность его  суждений, умение тщательно взвешивать и определять место любого доказательства по делу, а также убедительно аргументировать  и обосновывать свои важнейшие доводы». А.Ф. Кони подчеркивал «неотразимую логику» в речах В.Д. Спасовича. Строгая последовательность, логичность и убедительность отмечаются в речах видного юриста К.Ф. Халтулари.

И наоборот, рассуждения, в  которых отсутствует строгая  логика, непоследовательные и противоречивые, затрудняют выяснение дела, а в  некоторых случаях могут явиться  причиной вынесения неправильного  приговора. Знание логики помогает юристу подготовить логически стройную, хорошо аргументированную речь, вскрыть противоречия в показаниях потерпевшего, свидетелей, обвиняемого, опровергнуть необоснованные доводы своих оппонентов, построить судебную версию, наметить логически выдержанный план осмотра места происшествия, непротиворечиво, последовательно и обоснованно составить официальный документ и т. д. Все это имеет важное значение в работе советского юриста, направленной на укрепление социалистической законности и правопорядка.

 

Заключение

 

Мышление  человека подчиняется логическим законам  и протекает в логических формах независимо от науки логики. Многие люди мыслят логично, не зная ее правил. Разумеется, можно правильно мыслить, не изучив логику, однако нельзя и недооценивать  практического значения этой науки.

Задача  логики в том, чтобы научить человека сознательно применять законы и  формы мышления и на основе этого  логичнее мыслить, правильно сознавать  окружающий мир. Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык  мыслить “грамотно”, развивает  критическое отношение к своим  и чужим мыслям.

Логика  – необходимый инструмент, освобождающий  от личных, ненужных запоминаний, помогающий найти в массе информации то ценное, что нужно человеку. Она нужна любому разумному человеку, без нее лично я не представляю разумную жизнь. Мыслить логично – это значит мыслить точно и последовательно, не допускать противоречий в своих рассуждениях, уметь вскрывать логические ошибки. Эти качества мышления имеют большое значение в любой области научной и практической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

 

  1. Гетмонова А.Д. Логика: учебник.  – М.:  Омега,  2008.
  2. Ивлев Ю.В. Логика: учебник.  – М.: Проспект, 2008.
  3. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: учебник. – М.: Проспект , 2008.
  4. Горский Д.П., Ивин А.А., Никифоров А.Л. Краткий словарь по логике. – М., 1991.
  5. Кузина Е.Б. Практическая логика. – М.: 1996

Информация о работе Предмет и значение логики