Предмет и значение логики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 14:04, доклад

Описание работы

Знание логики позволяет адекватно осмысливать окружающую действительность. Сознательное использование современным высоко квалифицированным специалистом арсенала средств науки логика дисциплинирует мышление, делает речь аргументированной, исключает неоднозначности в деловых разговорах и при составлении официальных протокольных бумаг, бессистемность в обработке информации, помогает добиваться жизненных и профессиональных целей с упорством и последовательностью, в достижении поставленной перед собой цели.

Файлы: 1 файл

vse-tri-stadii_-Praktikum_po_logike_12-03-2013.doc

— 985.00 Кб (Скачать файл)

Пустыми (нулевыми) называются понятия, объемы которых не включают ни одного предмета (явления, события), существующего в реальной действительности.

Пример: Понятие «университет» – общее, так как количество университетов, существующих на Земле, больше двух.

Понятие «самый большой  город в мире» – единичное, так как таким свойством «быть самым большим городом в мире» может обладать лишь один-единственный предмет.

Понятия «кентавр», «русалка» – пустые (или с нулевым объемом), так как в реальности мы не найдем ни одного предмета, который обладал бы признаком «быть кентавром», «быть русалкой».

Общие понятия  могут быть регистрирующие и нерегистрирующие.

Регистрирующим называется понятие, в котором число мыслимых в нем предметов поддается реальному учету, регистрации, например, «города России», «произведения Л. Н. Толстого».

Общие понятия, относящиеся  к неопределенному числу предметов, называются нерегистрирующим; например, «человек» – мыслятся все люди, которые жили, живут, и будут жить.

 

Упражнение 4

 

Укажите единичные, общие понятия; определите, какие общие понятия являются регистрирующими, а какие – нерегистрирующими.

 

1. Сказка. 2. Преподаватель. 3. Молодежь. 4. Европейский парламент. 5. Наука. 6. Столица России. 7. Университет на улице Юности в г. Москве. 8. Первый в мире космонавт. 9. Русский певец Федор Иванович Шаляпин. 10. Профессор. 11. Имя существительное. 12. Председатель Центрального Банка РФ. 13. Подлежащее. 14. Крупнейшая библиотека России. 15. Алфавит.

 

Пример: Музей – понятие общее, регистрирующие.

 

В процессе рассуждений  общие понятия могут употребляться  
в собирательном и разделительном смыслах.

Если высказывание относится  ко всему классу предметов, взятых в их единстве, и неприложимо к каждому предмету класса в отдельности, то такое употребление понятий называется собирательным.

Если высказывание относится  к каждому предмету класса, то такое  употребление понятия называется разделительным.

Пример: Все люди смертны.

Высказывая  мысль «Все люди – смертны», мы употребляем  понятие «люди» в разделительном смысле, так как данное утверждение  относится к каждому человеку. В высказывании «средняя продолжительность жизни в России равна 70 годам» – в собирательном смысле, так как оно неприменимо к каждому жителю России в отдельности, поскольку индивидуальная продолжительность жизни может быть больше или меньше 70 лет, а в ряде случаев может совпадать с данным высказыванием.

 

Упражнение 5

Определите, в  каком смысле – разделительном или  собирательном – употребляются  выделенные понятия.

  1. Книга – лучший подарок.
  2. Студенты, обучающиеся в университетах, изучают логику.
  3. Искусство принадлежит народу.
  4. Судьи независимы и подчиняются только закону.
  5. Ничто не возвышает человека больше, чем знания.
  6. Каждое государство имеет свою конституцию.
  7. Некоторые избиратели приняли решение не голосовать за эту партию.
  8. Брянский лес находится в Европейской части земного шара.
  9. Ученые – национальное богатство страны.

10. Некоторые древние языки являются «мертвыми».

11. Розы имеют шипы.

12. Полноводны и могучи реки России.

13. Закон составляет основу системы правового государства.

14. Каждое время года имеет свое название.

15. Коллекция картин Эрмитажа собиралась веками.

 

Пример: «Граждане России имеют право на отдых» – понятие употреблено в разделительном смысле.

 

КОНКРЕТНЫЕ  И АБСТРАКТНЫЕ ПОНЯТИЯ

Понятия, в которых  обобщаются конкретные предметы и явления  действительности по тем или иным признакам, называются конкретными.

Понятия, в которых мыслятся признаки предметов или отношения между ними, называются абстрактными.

Например, понятия «корабль», «DVD плеер» являются конкретными, а понятия «белизна», «смелость» – абстрактными понятиями.

 

Упражнение 6

Укажите конкретные и абстрактные  понятия.

 

 1. Политическая система. 2. Толерантность. 3. Невоспитанность. 4. Равенство. 5. Институт. 6. Флора. 7. Валентность. 8. Менеджер. 9. Героизм. 10. Отличник учебы. 11. Алиби. 12. Идеал. 13. Биссектриса. 14. Периферия. 15. Реальность.

 

Пример: Кафедра философии – понятие конкретное.

 

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ

Понятия, в которых  отражаются присущие предмету признаки, называются положительными.

Понятия, в которых  признаки, составляющие содержание положительных понятий, отрицаются, называются отрицательными.

В русском языке отрицательные  понятия выражаются обычно словами  с частицами «не», «без»; в словах иностранного происхождения – чаще всего словами с отрицательной приставкой «а»: «асимметрия», «аморфный», «аморальный».

Примеры положительных  понятий: «грамотный», «говорящий по-английски», «порядок»; понятия «неграмотный», «неговорящий по-английски», «беспорядок» – отрицательные.

 

Упражнение 7

Укажите положительные  и отрицательные понятия.

 

1. Вероятность. 2. Аморальный. 3. Беззаконие. 4. Трудолюбие. 5. Производство. 6. Принципиальность. 7. Недра. 8. Анонимность 9. Ананас. 10. Антипатия. 11. Незнайка. 12. Профан. 13. Регресс. 14. Беззаботность. 15. Запрет.

 

Пример: Рентабельность – понятие положительное.

 

БЕЗОТНОСИТЕЛЬНЫЕ  И СООТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ

Безотносительные понятия описывают предметы, существующие раздельно и потому воспринимаемые вне связи с другими предметами.

В содержании таких понятий  нет указания на отношение к другим предметам, например: «дерево», «книга», «государство».

В соотносительных понятиях отражаются предметы, существующие только взаимосвязано и одновременно друг с другом и поэтому не мыслящиеся одно без другого. Например, понятия «родители» и «дети», «начальник» и «подчиненный», «причина» и «следствие».

 

Упражнение 8

Укажите безотносительные и соотносительные понятия.

1. Администрация Президента  РФ. 2. Верх. 3. Форма. 4. Племянник. 5. Работа. 6. Теория. 7. Строитель. 8. Автор. 9. Авария. 10. Защитник. 11. Соратник. 12. Независимое государство. 13. Прокурор. 14. Обвинитель. 15. Отдаленное место.

Пример: Учебное пособие по логике – понятие безотносительное.

 

Определить, к какому виду относится то или иное понятие, означает придать ему логическую характеристику. Логическая характеристика понятий уточняет смысл употребления слов, которыми эти понятия описаны.

 

Упражнение 9

 

Дайте логическую характеристику понятиям.

1. Созвездие Большой Медведицы. 2. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова. 3. Абзац. 4. Коллекция почтовых марок. 5. Родственные отношения. 6. Безбилетный пассажир. 7. Студент факультета рекламы. 8. Восточная граница России. 9. Театр «Геликон опера». 10. Московская консерватория имени П. И. Чайковского. 11. Лидер. 12. Непустое понятие. 13. Реальность происходящего. 14. Редакционная коллегия. 15. Компьютер.

 

Пример: Растение – понятие общее (нерегистрирующее), конкретное, положительное, безотносительное, несобирательное.

 

 

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ  ПОНЯТИЯМИ

Формальная логика изучает  и описывает имеющие большое  значение для познавательной деятельности человека разнообразные отношения между понятиями, выясняет, как они проявляются в реальной практике процесса познания.

Отношения между  понятиями по объему делятся на две группы: совместимые и несовместимые.

Совместимые понятия – это такие понятия, объемы которых полностью или частично совпадают.

Несовместимые – это такие понятия, объемы которых не совпадают не в одном элементе.

Между совместимыми понятиями могут быть отношения равнозначности (тождества); пересечения (частичного совпадения) объемов; подчинения (отношение рода и вида). Между несовместимыми понятиями – соподчинения (координирования), противоположности (контрарности), противоречия (контрадикторности). Для иллюстрации отношений между объемами понятий применяются круговые схемы, впервые введенные в научную практику Эйлером1.

1. В отношении равнозначности находятся понятия, в которых мыслится один и тот же предмет. Объемы этих понятий полностью совпадают. Например, «основатель формальной логики» и «Аристотель». Эти понятия равны по своему объему.

    где А – основатель формальной логики;


     В – Аристотель (384-322 гг. до н.э.). 

 

2. В отношении пересечения находятся понятия, имеющие некоторые общие признаки, т. е. объем одного из них частично входит  
в объем другого.

 


где А – студент;

    В – спортсмен.      

3. В отношении подчинения находятся понятия, одно из которых полностью входит в объем другого, составляя его часть.


 

где А – город;

 В – г. Москва.

 

Понятие с большим  объемом (А) называется подчиняющим, понятие с меньшим объемом (В) – подчиненным.

Если в отношении подчинения находятся общие понятия, то подчиняющее  понятие называется родом, подчиненное – видом.

Отношение «род» – «вид» широко используется в логических операциях, производимых над понятиями – обобщение, ограничение, определение, деление.

4. Два или более понятий находятся в отношении соподчинения к третьему, если они не имеют общих элементов объема и это третье понятие является подчиняющим для каждого из них.


 

      где А – город;


 В – г. Москва;

 С – г. Брянск.

5. В отношении противоречия находятся понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое эти же признаки отрицает, не заменяя их другими признаками.


 

где А – черный;

не -А – нечерный.

 

 

6. В отношении противоположности находятся понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое эти же признаки отрицает, заменяя их исключающими признаками.


 

где А – черный;

 В – белый.

 

Отношения между понятиями  используются во всех разделах человеческого знания, где требуется предельно точно выразить смысл понятия, уточнить его отношение к другим сходным понятиям, а также в педагогическом процессе, при построении схем, диаграмм.

 

Упражнение 10

Определите  вид отношения между понятиями, изобразите его с помощью круговых схем:

1. Университет; институт; МосГУ; вуз; учебное заведение. 

2. Факультет;  факультет рекламы; факультет  рекламы МосГУ; кафедра социальной и политической философии МосГУ.

3. Мужчина;  военнослужащий; офицер; полковник;  сержант.

4. Писатель; журналист; художник; гений; женщина.

5. Сын; внук; мужчина;  отец; экономист.

6. Виновность; невиновность; провинившийся человек; вина.

7. Революция; революционер; контрреволюционер; человек.

8. Наказание; лишение  свободы; ссылка; высылка.

9. Театр; Большой театр России; Малый театр России; драматический театр.

10. Музыка; классическая музыка; джаз; рок - музыка.

11. Испуг; испуганный  человек; пугливый человек; человек чувствующий страх.

12. Проект закона; закон;  закономерность; беззаконие.

13. Человек, имеющий детей; человек, имеющий несколько детей; человек, имеющий двоих дочерей и сына; отец.

14. Человек, читающий  в метро; человек, читающий  во всех видах транспорта; человек,  читающий газету; пассажир, читающий  газету.

15. Средство связи;  телефон; телефонный аппарат; телефонный разговор; сотовый телефон.

 

Пример: Журнал «Наука и жизнь» (А), телеканал НТВ (В), средства массовой информации (С) – отношение соподчинения.


 

 

 

 

Упражнение 11

Подберите понятия равнозначные нижеперечисленным.

 

1. Парламент России. 2. Автор романа «Война и мир». 3. Автор музыки итальянской оперы «Аида». 4. Конституция. 5. г. Санкт - Петербург. 6. Самый большой город России. 7. Художественный руководитель театра «Ленком». 8. Художник, автор картины «Черный квадрат». 9. Основатель первого московского университета. 10. Архитектор Большого театра России. 11. Материалист. 12. Председатель Правительства России. 13. Деление. 14. Реформатор. 15. Месяц март.

 

Пример: Сегодняшний ректор Московского гуманитарного университета – Ильинский Игорь Михайлович.

 

Упражнение 12

Подберите понятия находящиеся  в отношении пересечения с  нижеперечисленными.

Информация о работе Предмет и значение логики