Предмет и значение логики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 15:12, контрольная работа

Описание работы

Логика — наука о человеческом мышлении. Но в отличие от других наук, изучающих человеческое мышление, например от физиологии высшей нервной деятельности или психологии, логика изучает мышление как средство познания; ее предметом являются формы и законы, приемы и принципы мышления, с помощью которых человек познает окружающий его мир.
Вопросы, связанные с познанием действительности, относятся к важнейшим вопросам философии. Поэтому логика, изучающая познающее мышление и применяемая как метод познания, является философской наукой.

Содержание работы

Введение....................................................................................................3
1.Предмет и значение логики………………………………………………….4
1.1. Логическая форма мышления…………………………………………….5
1.2. Предмет формальной логики……………………………………………..5
1.3. Соотношение логики формальной и диалектической…………………7
Список использованной литературы…………………………………………..9

Файлы: 1 файл

логика.docx

— 33.88 Кб (Скачать файл)

2. Вторым показателем  ограниченности предмета формальной  логики является анализ формы  и законов мышления вне их  возникновения и развития. Логика  берет уже сложившуюся форму,  рассматривая ее как нечто  устоявшееся, без всякой собственной  истории. Между тем наука о  мышлении, как и всякая другая, немыслима вне истории (наука  об историческом развитии человеческого  мышления). Однако сложный процесс  формирования и совершенствования  внутренней структуры мысли лежит  за пределами предмета элементарной  логики, она рассматривает форму  мышления вне связи с историческим  развитием познания. Правда, подобно  грамматическому строю языка,  логическая форма изменяется  очень медленно, сохраняя устойчивость  в течение ряда эпох.

Современным этапом в изучении формально-логического выведения  является математическая логика. Она  изучает процесс выведения с  помощью логических исчислений, т. е. формализованных языков и аппарата символов — знаков. Уже в традиционной формальной логике для обозначения  понятий были введены термины  как абстракции от понятий. Это позволило  изучать формально-логическое выведение  в обобщенном виде. В формально-математической логике для обозначения суждений вводятся знаки. С введением знаков как абстракций от суждений логика поднялась на еще более высокий  уровень обобщения в изучении формально-логического выведения, что  позволило исследовать последнее  с исключительной обстоятельностью и точностью.

1.3. Соотношение логики  формальной и диалектической

Формальную логику часто  называют элементарной, и это название правильно выражает ее природу и  познавательную роль.

Элементарное в нашем  сознании, как справедливо замечает Е. Хо-менко, нельзя представлять как нечто примитивное.

Элементарное — это  более или менее простое, исходное, но именно потому оно и является обязательным, непременным моментом в системе человеческих знаний. Так  и правила формальной, или элементарной, логики составляют начальный и совершенно необходимый момент в структуре  познающего мышления.

Обеспечивая логическую правильность нашей мысли, формальная логика вносит свой вклад в научную теорию познания, хотя и не охватывает всех сторон познавательного  процесса. Одно следование законам  формальной логики не обеспечивает познания истины; соблюдать эти законы необходимо, но это не решает всех задач научного познания, не анализирует всей полноты  условий достижения объективной  истины.

Требования формальной логики нельзя игнорировать, поскольку без  них невозможно выводное знание, но было бы ошибочным также абсолютизировать их (считать единственно необходимыми и достаточными), впадая тем самым  в метафизику.

Материалистическая диалектика преодолевает ограниченность формальной логики; логическую форму она рассматривает  в единстве с конкретным содержанием  наших мыслей и только в этой неразрывной  связи решает вопрос о соответствии их объективному ходу вещей. Преодолевая "узкий горизонт" формальной логики, диалектическая логика дает ей теоретико-познавательную основу, определяет место среди других наук, ее познавательное значение, природу основных логических положений и границы их применения. Диалектика не отрицает формальную логику, а только лишает ее законы абсолютного значения.

Что же представляет собой  диалектическая логика как наука? Существуют различные определения предмета диалектической логики, каждое из которых  раскрывает определенную сторону этой науки. Однако почти все авторы считают, что диалектическая логика есть наука  о законах и формах теоретического мышления.

Диалектическая логика не только содержит общие методологические принципы, имеющие фундаментальное  значение в современном научном  познании. Она имеет специфический  логический аппарат, который существенно  отличается от логического аппарата формальной логики, а также важнейшие  логические принципы. Логический аппарат  диалектической логики составляет система  категорий материалистической диалектики, которые являются как узловыми пунктами познания, ступенями познавательного  процесса, так и формами диалектического  мышления. С помощью этого аппарата ученые могут осуществлять сложнейший конкретный анализ, топкие и глубокие логические операции, позволяющие проникать  в сокровенные тайны действительности.

Диалектическая логика и  логика формальная изучают основные законы и формы познающего мышления. Но основные законы мышления, которые  изучает формальная логика, существенно  отличаются от основных законов мышления, изучаемых диалектической логикой. Все основные законы формальной логики (законы тождества, противоречия (непротиворечивости), исключенного третьего и достаточного основания) отражают главным образом  одну сторону материальной действительности — относительную устойчивость, качественную неизменяемость явлений окружающего  мира, их тождественность в определенном отношении. Основные же законы диалектической логики (основные законы диалектики), наоборот, отражают материальные явления в  их движении, развитии, бесконечном  многообразии. Поэтому основные законы формальной логики в своем действии ограничены, а основные законы диалектической логики действуют безгранично.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной  литературы

1. Введение в философию:  Учебник для вузов: В 2 ч.  — М.: Политиздат, 1989. — Ч. 2, гл. XII. — С. 318-358.

2. Гепшапова А. Д. Учебник по логике.— М., 1995. — С. 3-27.

3. Диалектическая логика. — М.: Изд-во МГУ, 1986. — Разд. 1. —  С. 14-79.

4. Жеребкип В. Е. Логика: Учеб. пособие. — Харьков: Изд-во Харьков, ун-та, 1968. —Гл. 1. — С. 3-21.

5. Кириллов В. И., Старченко  А. А. Логика: Учебник для юрид. вузов. — М.: Юристъ, 1995. — С. 3-20.

6. Кондаков II. И. Логический  словарь. — М.: Наука, 1971. — С. 248-253, 267-269.

7. Марцепюк С. П. Логіка: Курс лекцій. — К.: НМК ВО, 1993. — С. 3-27.

8. Мир философии: Книга  для чтения. — М.: Политиздат, 1991. — Ч. I. — С. 478-658.

9. Никифоров А. Л. Книга  по логике. — М.: Гнозис, 1995. — С. 7-21.

10. Проблемы логики научного  познания. — М., 1964.

11. Руденко К. Ф. Логика. — К., 1976. — С. 5-19.

12. Теория познания: В 4 т. — М.: Мысль, 1991. — Т. 1. — С. 214-280; Т. 2.— С. 213-225, 324-344.

13. Філософія І За ред. Г. А. Заїченка, В. М. Сагатовського, 1.1. Кального, В. I. Даниленка. — К.: Вища шк., 1995. — С. 283-350.

14. Філософія: Курс лекцій /1. В. Бичко, В. Г. Табачковський, Г. I. Горак та ін. — К.: Либідь, 1993. — С. 431-477.

15. Философия: Учеб. пособие / Авт. кол. под рук. д-ра филос. наук, проф. Е. В. Осичнюка, д-ра социол. наук, проф. В. С. Зубова. — К.: Фита, 1994.—С. 258-298.

16. Хоменко Е. А. Логика: Учеб. пособие. — М., 1971. — С. 3-17.

 


Информация о работе Предмет и значение логики