Понятие мышление и его роль в познании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 16:42, реферат

Описание работы

Приступая к изучению любой науки, прежде всего нужно узнать её предмет. Предмет логики - мышление человека, законы, формы, приёмы мышления, с помощью которых человек познаёт окружающий его мир. Вопросы, связанные с познанием реальности - важнейшие вопросы философии. Поэтому логика является философской наукой. Итак, логика - это философская дисциплина о формах, в которых протекает человеческое мышление, и о законах, которым оно подчиняется.
Цель работы. В этой работе я хочу разобраться с понятием мышление, и понять какова же роль его, в познании.

Содержание работы

Вступление.
1. Мышление.
а) Классификация явлений мышления.
б) Общие закономерности мышления.
2. Роль мышления в познании.
а) Основные особенности абстрактного мышления.
Вывод.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

индз логика.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

Міністерство освіти і науки , молоді і спорту України 

Харківський національний педагогічний університет імені  Г. С. Сковороди

Історичний факультет

Кафедра Історії

 

 

 

ИНДЗ

Тема : Понятие мышление и его роль в познании.

 

 

 

 

 

 

Виконала: студентка 2 курсу

Історичного факультету

Групи 21 і/лс-PR

Обозна Марія

Перевірила:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Харків 2013

 

План.

Вступление.

1. Мышление.

а) Классификация явлений мышления.

б) Общие закономерности мышления.

2. Роль мышления в познании.

а) Основные особенности абстрактного мышления.

Вывод.

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступление.

Приступая к изучению любой науки, прежде всего нужно узнать её предмет. Предмет логики - мышление человека, законы, формы, приёмы мышления, с помощью которых человек познаёт окружающий его мир.  Вопросы, связанные с познанием реальности - важнейшие вопросы философии. Поэтому логика является философской наукой. Итак, логика - это философская дисциплина о формах, в которых протекает человеческое мышление, и о законах, которым оно подчиняется.

Каждая пора мыслит по - своему. В  наше час учиться, уметь мыслить - мыслить диалектически - необходимое требования для образованного человека, необходимая категория жизни любого человека. Исходя из актуальности проблемы мышления, тема моей работы: " Понятие мышление и его роль в познании."

Цель работы. В этой работе я хочу разобраться с понятием мышление, и понять какова же роль его, в познании.

Исходя из цели работы была определена структура работы, которая состоит из вступления, двух разделов, первый раздел из двух параграфов, второй из одного.

В конце работы даны определенные выводы по даной теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мышление.

В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир  в результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако

внутренние закономерности, сущность вещей не могут отразиться в нашем 

сознании непосредственно. Ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органами чувств. Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрым крышам, был ли дождь или устанавливаем законы движения планет - в том и другом случае мы совершаем мыслительный процесс, т.е. отражаем существенные связи между явлениями опосредствованно, сопоставляя факты. Человек никогда не видел элементарной частицы, никогда не бывал на Марсе, однако в результате мышления он получил определенные сведения и об элементарных частицах материи, и об отдельных свойствах планеты Марс. Познание основано на выявлении связей и отношений между вещами.

Познавая мир, человек обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. Для познания окружающего мира недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимо установить, что эта связь является общим свойством вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные познавательные задачи.

Мышление дает ответ на такие  вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного, чувственного отражения. Так, осматривая место

происшествия, следователь  находит некоторые следы прошедшего события.

Устанавливая существенные, неизбежно повторяющиеся взаимосвязи между

ними, следователь путем  логического мышления реконструирует возможный 

ход событий. Эта реконструкция  происходит опосредствованно, путем понимания связей между внешними проявлениями и сущностью того, что происходило в действительности. Это опосредованное отражение возможно

лишь на основе обобщения, на основе знаний. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется  в окружающем мире, используя ранее  полученные

обобщения в новой, конкретной обстановке.

 Деятельность человека разумна  благодаря знанию законов, взаимосвязей объективной действительности.

Мышление - опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности. Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности.

В мышлении устанавливается отношение условий деятельности к ее цели, осуществляется перенос знаний из одной ситуации в другую, преобразование данной ситуации в соответствующую обобщенную схему.

Например, Фалес из Милета узнал высоту египетской пирамиды благодаря переносу отношений между сторонами одних объектов на отношение таких же сторон других объектов - он измерил ее тень в полдень. Установление всеобщих взаимосвязей, обобщение свойств однородной группы явлений, понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений - такова сущность человеческого мышления.

Но мышление, выходя за пределы  ощущений и восприятия, всегда остается неразрывно связанным с чувственным отражением действительности.

Обобщения формируются на основе восприятия единичных объектов, а их истинность проверяется практикой.

Мышление, являясь идеальным отражением действительности, имеет материальную форму своего проявления. Механизмом мышления человека является скрытая, беззвучная, внутренняя речь. Она характеризуется скрытой, незаметной для человека артикуляцией слов, микродвижениями органов речи. Последние связаны с возбуждениями в речедвигательной зоне

коры головного мозга. Особенностью внутренней речи является ее сокращенность, конспективность, свернутость. Но при возникновении мыслительных затруднений внутренняя речь принимает развернутую форму и нередко переходит в шепотную или громкую речь. Это позволяет лучше анализировать и закреплять абстрактный речевой материал: формулировки,    условия задач и т.п.

Язык является средством абстрагирования, отвлечения существенных

признаков предметов, средством  фиксации и хранения знаний, средством

передачи знаний другим людям. Только благодаря языку общественно-исто-

рический опыт всего человечества становится достоянием отдельного индивидуума. Орудием мышления является значение слова. Мышление социально обусловлено, оно возникает лишь в общественных

условиях существования  человека, оно основано на знаниях, т.е. на общественно-историческом опыте человечества.

Как уже отмечалось, первоначально  мышление человека было непосредственно вплетено в его материальную деятельность, человек мыслил, действуя практически. Но постепенно из практических действий выделялись самостоятельные умственные, мыслительные действия, которые подготавливают, ориентируют практические действия. В процессе исторического развития мыслительные действия стали подчиняться определенным логическим правилам; постоянно повторяясь и проверяясь на практике, эти правила закреплялись в сознании человека и приобрели для него аксиоматический характер.

 

а) Классификация  явлений мышления.

В многообразных явлениях мышления различаются: мыслительная деятельность, мыслительные действия, мыслительные операции, формы мышления, виды мышления, индивидуально-типологические особенности мышления, мышление как процесс решения творческих, нестандартных задач.

Мыслительная деятельность - система мыслительных действий, направленная на решение какой-либо проблемы. Отдельные мыслительные действия связаны с решением промежуточных задач, составных частей общей проблемы.

Мыслительные действия - совокупность мыслительных операций, направ ленных на выявление непосредственно не данных, скрытых свойств и отношений объектов реального мира. Каждый мыслительный акт основан на системе операций.

К мыслительным операциям относятся сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация и конкретизация. Все мыслительные операции связаны с анализом и синтезом. Анализ и синтез - это две неразрывные стороны всего процесса познания (в том числе и чувственного этапа). Продукт мыслительных действий - определенные познавательные результаты, которые выражаются в трех формах мышления.

Формами мышления являются: 1) суждение; 2) умозаключение; 3) понятие. Закономерности взаимоотношений между этими формами мышления изучает логика. Изучая формы мышления, логика отвлекается от конкретного содержания мыслей, заключенных в этих формах, она устанавливает общие законы и принципы достижения инстинности тех знаний, которые выводятся из других достоверных знаний. Психология же изучает закономерности творческого мышления, приводящего к новым познавательным результатам, к открытию новых знаний.

По преимущественному содержанию мыслительная деятельность подразделяется на: 1) практическую; 2) художественную и 3) научную.

Структурной единицей практического  мышления является действие, а 

коммуникативной единицей - сигнал. В художественном мышлении структурной единицей является образ, а коммуникативной единицей - символ. В научном мышлении соответственно - понятие и знак.

Мыслительная деятельность может  осуществляться посредством различных операционных процедур.

Алгоритмическое мышление осуществляется в соответствии с установленной последовательностью элементарных операций, необходимых для решения задач данного класса. Эвристическое мышление - творческое решение нестандартных задач. Дискурсивное мышление (рассудочное) - мышление, носящее рассудочный характер, основанное на системе умозаключений, имеющее последовательный ряд логических звеньев, каждое из которых определяется предыдущим и обусловливает последующее звено. Дискурсивное мышление приводит к выводному знанию. В историческом развитии мышления и в развитии мышления ребенка различаются три сменяющие друг друга стадии - виды мышления: 1)наглядно-действенное (сенсомоторное); 2) наглядно-образное; 3) абстрактно-теоретическое.

Совершаясь по общим  законам мышление различных людей  отличается ин-

дивидуальными особенностями: степенью самостоятельности, критичности,

последовательности, гибкости, глубины и быстроты, различным соотноше-

нием анализа и синтеза - аналитическое или синтетическое  мышление ин-

дивида.

 

 

 

б) Общие закономерности мышления.

Мышление - это непрерывное взаимодействие мыслящего субъекта с объектом познания. Это взаимодействие всегда осуществляется в целях разрешения какой-то проблемы, оно основано на анализе и синтезе и имеет своим результатом новое обобщение. Таким образом, можно считать, что проблемность, анализ-синтез и обобщенность являются общими психологическими закономерностями мышления.

Проблемность мышления. Мышление всегда возникает в связи с решением какой-либо проблемы, а сама проблема возникает из проблемной ситуации.

Проблемная ситуация - это такое  обстоятельство, в котором человек 

встречается с чем-то новым, непонятным с точки зрения имеющихся знаний. Эта ситуация характеризуется возникновением определенного познавательного барьера, трудностей, которые предстоит преодолеть в результате мышления. В проблемных ситуациях всегда возникают такие цели, для достижения которых имеющихся средств, способов и знаний оказывается недостаточно.

Встречаясь с фактами преступности, следователь обычно сталкивается

с проблемной ситуацией. В его распоряжении первоначально  оказываются 

лишь некоторые факты, которые побуждают к поиску, но являются недоста-

точными для раскрытия  преступления.

Проблема - особая разновидность вопроса, ответ на который не содержится в нашем опыте и знаниях и поэтому требует соответствующих практических и теоретических действий. Проблема сосредоточивает наше внимание на недостаточности или отсутствии знаний (это знание о незнании).

Проблема - это осознание необходимости  нового познания. Не любая 

умственная деятельность является решением проблемы. Например, решая 

задачу известным нам  способом, мы осуществляем умственную деятельность, но не решаем проблемы. Познание, открытие новых, пока еще неизвестных сторон объекта всегда осуществляется через отношения, взаимосвязи, в которых эти свойства проявляются.

Мышление - это познание того, что  не дано непосредственно, но находится в определенном отношении к тому, что дано. Взаимодействие анализа и синтеза. Всякий акт мышления, каждая мыслительная операция основаны на анализе и синтезе. Как известно, основным принципом высшей нервной деятельности является принцип анализа и синтеза. Мышление как функция мозга также основано на этом принципе.

На анализе и синтезе основаны все ступени мыслительного процесса.

Всякий поиск ответа на какой-либо вопрос требует и анализа  и синтеза в 

их различных связях (производными от анализа и синтеза мыслительными

операциями являются абстракция и обобщение).

Анализ - выделение тех сторон объекта, которые существенны для решения данной задачи; это выявление строения исследуемого объекта, его структуры, расчленение сложного явления на простые элементы, отделение

существенного от несущественного.

Информация о работе Понятие мышление и его роль в познании