Неявные определения понятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 18:54, реферат

Описание работы

Всем понятиям определение дать невозможно, поэтому в науке и в процессе обучения используются другие способы введения понятий - приёмы, сходные с определением: описание, характеристика, сравнение. Сравнение - это прием, позволяющий достаточно четко охарактеризовать предмет за счет сопоставления его характерных признаков и черт с другим, однородным предметом. Такое сопоставление приводит к достаточно четкому отграничению сравниваемых предметов друг от друга путем выявления не только сходства, но и различия их признаков. При использовании сравнения для определения понятия оно будет определено тем более полно, чем с большим количеством однородных предметов будет сравнен объем данного понятия.

Содержание работы

1. Сравнение как прием определения понятий.
2. Характеристика как вид неявного определения.
3. Описание как операция, сходная с определением.

Упражнения
1. Определите вид следующего определения: «Голова без ума – это фонарь без свечи» (Л. Н. Толстой).
2. Опишите спектакль, религиозную службу или личную встречу.
3. Охарактеризуйте историческое событие, научный факт или человека.
4. Определите вид сложного умозаключения: ((р®q)∧ùq)®ùp и проверьте его правильность при помощи таблицы истинности.

Файлы: 1 файл

4122 логика.docx

— 50.95 Кб (Скачать файл)

ТЕМА 8.  Неявные определения  понятий

 

План

1. Сравнение как прием  определения понятий.

2. Характеристика как  вид неявного определения.

3. Описание как операция, сходная с определением.

 

Упражнения

1. Определите  вид следующего определения: «Голова без ума – это фонарь без свечи» (Л. Н. Толстой).

2. Опишите спектакль, религиозную  службу или личную встречу. 

3. Охарактеризуйте историческое  событие, научный факт или человека.

         4. Определите вид сложного умозаключения: ((р®q)∧ùq)®ùp и проверьте его правильность при помощи таблицы истинности.

 

1.1 Сравнение как прием определения понятий.

 

Всем понятиям определение  дать невозможно (к тому же этом нет  необходимости), поэтому в науке  и в процессе обучения используются другие способы введения понятий - приёмы, сходные с определением: описание, характеристика, сравнение.

Сравнение - это прием, позволяющий  достаточно четко охарактеризовать предмет за счет сопоставления его  характерных признаков и черт с другим, однородным предметом. Такое  сопоставление приводит к достаточно четкому отграничению сравниваемых предметов друг от друга путем  выявления не только сходства, но и  различия их признаков. При использовании  сравнения для определения понятия  оно будет определено тем более  полно, чем с большим количеством  однородных предметов будет сравнен  объем данного понятия. Сравнение  приводит к формированию мнимого  образа предмета, обладающего характерными признаками.

Сравнение — установление сходства сопоставляемых предметов. "Река - это поистине вечно длящийся карнавал, и всякий месяц она может похвалиться  новыми красками" (Р. Эмерсон). '’Якорь уже вышел из воды, он висит на цепи, как огромный морской краб" (Т. Тэсс). К сравнению прибегают  как на уровне научного познания, так  и на уровне художественного отображения  действительности. В. А. Сухомлинский использовал  сравнение мозга ребенка с  цветком розы: "Мы, учителя, имеем  дело с самым нежным, самым тонким, самым чутким, что есть в природе, - с мозгом ребенка. Когда думаешь  о детском мозге, представляешь  нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны для того, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю. Вот  такая же осторожность нужна и  нам каждую минуту: ведь мы прикасаемся  к тончайшему и нежнейшему в природе - к мыслящей материи растущего  организма" [3, с. 54].

Многие сравнения входят в наше сознание с раннего детства. Есть такие сравнения, которые можно  часто услышать в речи: сладкий  как мёд, мягкий как пух, порхать как бабочка, пыхтеть как самовар. В основе большинства загадок лежит сравнение. Все мы помним строчки С. Есенина о белой берёзе, сказки К. Чуковского.

Сравнение дает возможность  определить новые стороны объектов, их связи, такие черты предметов  и явлений, которые не воспринимаются при изучении их в отдельности. В  процессе сравнения люди проникают  в сущность объектов, без посторонней  помощи замечают неощутимые с первого  взгляда свойства, постигают особенности  явлений.

При сравнении объектов необходимо соблюдать следующие требования:

  • для сравнения следует отбирать объекты, имеющие определенную связь между собой.
  • необходимо четко определять признаки (свойства), по которым сравниваются объекты.
  • перечень признаков должен быть по возможности более полным, исчерпывающим.

Профессор Б.В. Томашевский  выделял в сравнении три элемента: 1) то, что сравнивается, «предмет», 2) то, с чем что-то сравнивается, «образ»  и 3) то, на основании чего одно сравнивается с другим, «признак».

Сравнения могут быть различны по своей структуре. Чаще всего они  выступают в форме сравнительного оборота и присоединяются с помощью  союзов как, точно, словно, будто, как  будто, как бы.

Часто встречается форма  сравнения, выраженного существительным  в творительном падеже: Влага брызнула игриво жемчугом вокруг (И. Никитин). К этим сравнениям близки и такие, которые выступают в форме сравнительной степени прилагательных, наречий. Есть сравнения, которые вводятся словами похож, напоминает. Сравнение может выступать даже в форме вопросительного предложения.

Особым видом сравнения  является отрицательное сравнение. Противопоставление одного предмета другому  выступает здесь одновременно и  как их образное сопоставление. Такое  сравнение - распространённый приём в народной поэзии, откуда он перешёл и в художественную литературу.

В сравнении имеет место  обращение к прежнему опыту ощущении, который формируется на основе общих  представлений. Так стол напоминает табурет. Оба деревянные, имеют похожую  форму, но применение их разное. Процесс  сравнения, как и любой другой прием логики, связан с эмоциями. Чтобы сравнить разные по семантическому значению понятия, нужно найти сходства в сложном чувственном отношении  к ним. Это можно сделать, вспомнив, например, какую-то ситуацию, в которой  эмоциональная реакция обеспечила ассоциативную связь между данными  объектами восприятия. Так же происходят и поэтические сравнения людей  со звездами или с цветами. Обонятельные ощущения, к примеру, чаще всего обозначают понятиями вкуса: кислый или горький  запах, пр.

Сравнение представляет собой  простейшую форму образной речи. Почти  всякое образное выражение можно  свести к сравнению.

Сравнение — логический прием, который органически входит и в научную, и в практическую деятельность. В ходе мысленного сравнения  мы сопоставляем несколько явлений, выявляем их сходство и различие и  на основе этого различаем или  отождествляем эти явления. Правила  сравнения предписывают сравнивать только однородные предметы, причем сравнение  должно осуществляться по наиболее существенным признакам

Прием сравнения пронизывает  и практическую деятельность юриста, которому постоянно приходится сравнивать одни нормы с другими при толковании и выборе норм. В процессе расследования  сравниваются различного рода следы  с предметами или людьми, которые  предположительно их оставили. Целесообразно  сравнивать каждое расследуемое дело с другими, уже расследованными  и рассмотренными. Такое сравнение  позволяет вовлечь в расследование  или разрешение юридических дел  предшествующий опыт.

В науке сравнение позволяет  выяснить сходства и различия сопоставляемых предметов. В учебнике по биологии приводятся такие сравнения: "Тело медузы студенистое, похожее на зонтик", "Почки - небольшие  парные органы, имеющие форму бобов"; "Цветок гороха напоминает сидящего мотылька"; "Завязи пестиков шиповника  скрыты в разросшемся цветоложе, похожем на бокал" [2, с. 77]. Во всех приведенных сравнениях общим признаком (основанием сравнения) является форма.

 

1.2 Характеристика как вид неявного определения.

 

Характеристика — перечисление самых важных признаков. Характеристика дает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств человека, явления, предмета, а не его внешнего вида, как это делается с помощью  описания.

К характеристике часто прибегают  в судебных речах. Например, А.Ф. Кони характеризует личность обвиняемого следующим образом : «Взглянем на личный характер подсудимого… Это характер твердый, решительный, смелый… Человек «озорной», неспокойный, никому спускать не любит… В домашнем быту этот человек не особенно нежный, не позволяющий матери плакать, когда его ведут под арест… Итак, это характер сосредоточенный, сильный и твердый…».

В характеристике может быть указан только один характерный в каком-либо отношении признак.

Декабрист Иван Пущин (1798-1859) в своих воспоминаниях об А. С. Пушкине дает блестящую характеристику поэта-лицеиста: “Пушкин с самого начала был раздражительнее многих и потому не возбуждал общей симпатии: это удел эксцентрического существа среди людей. Не то чтобы он разыгрывал какую-нибудь роль между нами или поражал какими-нибудь особенными странностями, как это было в иных; но иногда неуместными шутками, неловкими колкостями сам ставил себя в затруднительное положение, не умея потом из него выйти.... Вместе мы, как умели, сглаживали некоторые шероховатости, хотя не всегда это удавалось”. Иногда характеристика дается путем указания одного признака: “ Аристотель – величайший мыслитель древности”; “Леность – это отвращение человека от усилий”.

 

Характеристика литературных героев дается путем перечисления их деловых  качеств, моральных, общественно-политических взглядов, а также соответствующих  действий, черт характера и темперамента, целей, которые они ставят перед  собой.

 

1.3 Описание, как операция сходная с определением.

 

Описание — перечисление отличительных  внешних признаков, способствующих выделению среди остальных. Описание дает чувственно наглядный образ  предмета, который человек может  составить с помощью творческого  или воспроизводящего представления. Описание включает как существенные, так и несущественные признаки.

Описание играет важную роль в следственной практике, например, при осмотре  места совершенного преступления. Следователь, составляя протокол осмотра, должен стремиться к наиболее полному описанию, фиксируя не только то, что явно связано  с событием, но и то, что может  и не быть с ним связано.

Например, при осмотре места, где  был найден труп убитой женщины, следователь, составляя протокол, подробно описал в нем пустырь, на котором был  найден труп, указав, в частности, на то, что почва на пустыре глинистая  и после недавно прошедших  дождей вязкая. Именно эта деталь и  сыграла решающую роль в изобличении  убийцы. На ботинках подозреваемого была обнаружена глина. Криминалистическая экспертиза установила однородность этой глины с глиной, взятой с места преступления.

Описания широко применяются в  различных жанрах художественной литературы (например, описание внешности Анны Карениной, описание внешнего облика Плюшкина, Собакевича и других литературных героев, описание пейзажей, деревьев, птиц и  т.д.), в исторической литературе (описание Куликовской битвы, описание обликов  военачальников, царей и других личностей), в технической литературе (описание внешнего вида машин).

Яркие примеры описаний дают романы замечательного русского писателя М.А.Булгакова. Так, в “Белой гвардии” запоминающийся портрет: «...оказалась над громадными плечами голова поручика Виктора  Викторовича Мышлаевского. Голова эта была очень красива странной и печальной и привлекательной красотой давней, настоящей породы и вырождения. Красота в разных по цвету смелых глазах, в длинных ресницы, Нос с горбинкой, губы гордые, лоб бел и чист, без особых примет. Но вот один уголок рта приспущен печально, и подбородок косовато срезан так, словно у скульптора, лепившего дворянское лицо, родилась дикая фантазия: откусить пласт мины и оставить мужественному лицу маленький и неправильный женский подбородок».

А вот описание Воланда в “Мастере и Маргарите”, причем М.А. Булгаков иронизирует над попытками в ходе запоздалого расследования неких учреждений составить его (весьма противоречивый) словесный портрет: “Ни на какую ногу описываемый не хромал и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой - золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных в цвет костюма туфлях. Серый берет он лихо заломил за ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду – лет сорока с липшим. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый - почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой”.

 

 Практическая часть

 

1. Определите вид следующего определения: «Голова без ума – это фонарь без свечи» (Л. Н. Толстой).

 

Данное определение относится  к такому виду неявного определения  понятия, как сравнение, поскольку  фиксирует факт совпадения признаков  между сравниваемыми объектами (а  именно, факт отсутствия у них основополагающих элементов: ума и свечи, без которых  существование самих объектов бессмысленно).

 

 

2. Опишите спектакль, религиозную  службу или личную встречу

 

К тому месту, где проводится обряд  обручения выносят Крест и Евангелие. Невеста и жених должны стоять отдельно друг от друга (невеста – слева, жених – справа). Далее священник ставит молодоженов в центр и соединяет их руки епитрахилью (это «нагрудник», символ духовной власти священника). После этого священнослужитель благословляет пару зажженными свечами.

Далее молодые должны взять свадебные  свечи, но перед этим перекреститься. Вообще, креститься можно и нужно  почаще, особенно перед тем, как ответить на любое действие священника. Рука, в которой вы будете держать свечу, должна быть прикрыта белым платком.

После этого священник идет к  алтарю за кольцами и возвращается с ними к жениху и невесте. Молодожены обмениваются кольцами трижды. Этот ритуал символизирует скрепление договора на брак, одобренный родителями.

 

Данное описание дает неявное определение  христианского таинства Венчания, выделяя основные элементы данного обряда.

 

 

3. Охарактеризуйте историческое  событие, научный факт или человека

 

Фортуна не часто улыбается ему. Его достижения - собственный триумф над проблемами жизни, его чаще уважают, нежели любят. Он честен, надежен, серьезен, трудолюбив, ненавидит одиночество, но с трудом приобретает знакомство. Недоверчив, очень консервативен, дорожит своей репутацией, скрытен, злопамятен, с развитым чувством долга. Любит творить добро. Находит мудрые решения, им движет стремление к успеху.

 

Данная характеристика представляет образ сильного, сдержанного на эмоции мужчины.

 

 

4. Определите вид сложного умозаключения:  и проверьте его правильность  при помощи таблицы истинности

 

Данное сложное умозаключение  является дедуктивным. Умозаключение  является правильным, т.к. при любых  комбинациях значений  принимает  значение «истина». Подтверждением тому служит таблица истинности.

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Неявные определения понятий