Неявные определения понятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 12:51, контрольная работа

Описание работы

В явном определении понятие, содержание которого надо раскрыть, называется определяемым, а то понятие, посредством которого оно определяется, называется определяющим. Явное определение устанавливает между ними отношение равенства их объемов, т.е. отношение эквивалентности. Другими словами явными называют определения ,содержащие прямые указания на существенные признаки предмета. Примером явного определения понятия являются определения: «Электрический ток – это упорядоченное движение заряженных частиц»

Файлы: 1 файл

Сравнение как прием определения понятий логика кр №1.doc

— 59.50 Кб (Скачать файл)

Неявные определения  понятий

 

  1. Сравнение как прием определения понятий.

Определение – логическая операция направленная на раскрытие  содержания понятия т.е. на раскрытие  тех признаков, которые мыслятся в данном понятии.

     В явном  определении понятие, содержание которого надо раскрыть, называется определяемым, а то понятие, посредством которого оно определяется, называется определяющим. Явное определение устанавливает между ними отношение равенства их объемов, т.е. отношение эквивалентности. Другими словами явными называют определения ,содержащие прямые указания на существенные признаки предмета. Примером явного определения понятия являются определения: «Электрический ток – это упорядоченное движение заряженных частиц»

Неявными же называют определения, не указывающие непосредственно на существенные признаки предмета. Они не имеют структуру явных определений и не раскрывают прямо и «тут же» содержания определенного понятия. Однако определяют предмет и широко используются во всех сферах человеческой деятельности.

С помощью данных определений  раскрывается содержание понятия что  позволяет отличать одно от другого.

     Дать  явное  определение всем понятиям невозможно (к тому же в этом нет   необходимости), поэтому в науке   и в процессе обучения используются  другие способы введения понятий – приемы, сходные с определением: описание, характеристика, сравнение, разъяснение посредством примера и др.

Одним из примером неявного определения понятий является сравнение.

Сравнение – это определение предмета через сопоставление с другими предметом, когда признаки второго приписываются к первому. В основе этого приема лежат аналогия предметов и метод переноса сходных признаков: «Книга – это опиум для студента», « Столица – сердце страны».

    К сравнению прибегают как на уровне научного познания, так и на уровне художественного отображения действительности. В.А. Сухомлинский использовал сравнение мозга ребенка с цветком розы: «Мы, учителя, имеем дело с самым нежным, самым тонким, самым чутким, что есть в природе – мозгом ребенка. Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором держится капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны для того, что бы сорвать цветок, не уронить каплю. Вот такая же осторожность нужна и нам каждую минуту: ведь мы прикасаемся к тончайшему и нежнейшему в природе – к мыслящей материи растущего организма.

     Сравнения  часто включают в свой состав  слова: «как», «как будто», «словно»  и др. 

 

  1. Характеристика как вид неявного определения

Характеристика –  также вид неявного определения. В отличии от других примеров она указывает на единичные уникальные признаки предмета. Широко используется в исторических науках, в художественной области, при определении разнообразных феноменов культуры. С понятием характеристика приходится сталкиваться и в учебной практике. Так, если студент собирается учиться за границей, то, как правило, он не просит «описать его» или «сравнить»  с кем-нибудь, а рассчитывает получить перечень уникальных, только ему черт.

Известный русский педагог  К.Д.Ушинский дал труду такую характеристику: "Без личного труда человек не может идти вперед; не может оставаться на одном месте, но должен идти назад. Тело, сердце и ум человека требуют труда, и это требование так настоятельно, что если, почему бы то ни было, у человека не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу и перед ним открываются две другие, обе одинаково гибельные: дорога неутолимого недовольства жизнью, мрачной апатии и бездонной скуки или дорога добровольного незаметного самоуничтожения, по которой человек быстро спускается до детских прихотей или скотских наслаждений. На той и на другой дороге смерть овладевает человеком заживо, потому что труд — личный, свободный труд — и есть жизнь"

 

  1. Описание как операция сходная с определением.

 

Описание – это  перечисление множества чувственно воспринимаемых признаков как существенных так и несущественных. Например описание места происшествия, репортаж с места событий, описание проекта.

Например, при осмотре места  где был найден труп убитой женщины следователь составлявший протокол, подробно описал в нем пустырь, на котором был найден труп, указав, в частности, на то, что почва на пустыре глинистая и вязкая после недавно прошедших дождей. Именно эта деталь может стать главной в раскрытии данного преступления т.к. криминалистическая экспертиза может установить на ботинках предполагаемого убийцы однородной глины взятой на пустыре.

Описания  широко применяются  в различных  жанрах художественной литературы (например, описание внешности  Анны Карениной, описание внешнего облика Плюшкина, Собакевича и других литературных героев, описание пейзажей, деревьев, птиц и т.д.), в исторической литературе (описание Куликовской битвы, описание обликов военачальников, царей и других личностей), в технической литературе (описание внешнего вида машин).

 

 

 

 

 

 

Практическая  часть

 

  1. Определить вид следующего определения:

«Голова без ума –  это фонарь без свечи»

Данное определение  относится к такому виду неявного определения как сравнение, поскольку  здесь присутствует факт сопоставления признаков между сравниваемыми объектами.

А именно: отсутствие основополагающих элементов ( ума и свечи), без которых существование самих объектов быть не может или бессмысленно.

 

  1. Опешите спектакль, религиозную службу или личную встречу.

 

Описание части религиозной  службы

 

Молодая пара, женщина  и мужчина, с нагим младенцем  на руках с серьезными выражениями  лица стояли около большого чашеобразного  сосуда с водой и предвкушали  таинство, которое должно произойти. Священник благословил воду: он трижды осенил ее крестным знамением, дунул на нее, произнося молитву:«Да сокрушится под знамением образа Твоего креста все противные силы». Затем еще после некоторых молитв и священнодействий священник помазал младенца маслом: лоб, грудь и плечи.

 

Затем священник взял малыша на руки и трижды погрузил его  в воду со словами: «Крещается раб  Божий Михаил, во имя Отца, Аминь (первое погружение). И Сына, Аминь (второе погружение). И Святаго Духа, Аминь (третье погружение). После Святой Отец вернул ребенка женщине, которая принялась вытирать малыша полотенцем.

 

Затем священник принялся снова помазывать маслом младенца, а именно: его лоб, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги. Всякий раз он повторял слова: «Печать дара Духа Святаго. Аминь.» 

 

После, прочитав Священное Писание и еще несколько молитв, священник разрешил одеть ребенка. Спешно одев малыша, молодая пара двинулась к выходу Храма.

 

Данное описание дает неявное определение христианского  таинства Крещения, выделяя основные элементы данного обряда.

 

 

3.Охарактеризовать историческое  событие, научный факт или человека.

Он был необычайно талантливый но при это очень  упрямый человек, который стремился  всегда и везде быть первым. Если ему что-то не нравилось он не стеснялся  выражений и в  высказываниях свои мыслей. У него присутствовала такая черта как самокритичность. Не любил когда ему навязывают свою помощь, даже когда была необходимость работы команды ( за какую команду бы он не выступал) всегда старался все сделать сам, и не редко получалось сделать самому все то что другие пилоты могли сделать только при помощи своих инженеров. Его родные и близкие всегда говорили что Айртон всегда был, так сказать, смышленым малым, практически всегда схватывая на лето все то, что ему хотели объяснить или показать. Друзей  у него, как токовых, не было. Он предпочитал всех, тех кого он знает, приставлять статус знакомые. Даже с партнером по команде он был другом лишь за обеденным столом или перед вспышкам фотокамер.

Всегда жил сегодняшним  днем, никогда не ставя планы на будущее. Из всех человеческих качеств предпочитал умение говорить правду в глаза, потому - что сам так поступал и привык так поступать, не учитывая кто перед ним стоит, что говорит о таких качествах человека как прямота, упрямство.

В своих победах всегда благодарил Бога и родителей так как считал что дар который ему дан заслуга его родителей которые дали развить ему его, а в своих неудачах винил только себя так как любые отговорки принимал как оправдание, а оправдываться он не любил.

Стоит отметить что человек он был хоть и упрямый, в каких то случаях даже слишком, можно сказать даже черствый, но никогда не оказывал в помощи. Очень много своих средств, которые он зарабатывал,  тратил на благотворительность. Для своего народа, который и так был не очень богат чисто по экономическим устоям, он был как своего рода икона, но он этим не пользовался. Даже был зол когда его не редко сравнивали с каким либо героем. Милосердие в его душе занимало не самую последнюю позицию. Многие считали что это его качество заполоняло собой все недостатки которые у него были. Один из приближенных к нему людей однажды сказал: «Он похож, в свои 30 лет на ворчливого деда, которому все не нравиться, но при этом справедливого и милосердного. Он похож на непроходимые джунгли снаружи, но при этом у него внутри красивый водопад».

Хоть был он очень  талантливый человек, но весьма неординарный.

 

Данная характеристика принадлежит Айртону Сенне, пилоту в классе формулы 1

 

4. Определить вид сложного умозаключения, ((p→q) ךq) → ךq и проверить его правильность при помощи таблицы истинности.

 

 Данное сложное умозаключение является дедуктивным.

Умозаключение является правильным так как при любых  комбинациях значений (p и q) принимает значение: истина.

 

 

 

p

  q

p→q

ךq

(p→ q)λךq

ךp

((p→q) ךq) → ךq

л

л

и

и

и

и

И

л

и

и

л

л

и

И

и

л

и

и

л

л

И

и

и

и

л

л

л

И


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Малыхина, Г. И. Логика / Г. И.  Малыхина. –Минск, 2002.

 

2. Иванов, Е. И. Логика / Е. и,  Иванов. –М.,2000.

 

3. Тимощук, А.С. Методическая разработка проведения занятия по теме 3 Понятие курса “Логика” для слушателей дневной формы обучения /А.С. Тимощук Владимир: ВлЮИ МЮ РФ, 1999.

 

4. Ивлев, Ю.В. Логика. / Ю. В.  Ивлев. – М.: Логос, 1997.


Информация о работе Неявные определения понятий