Мышление и язык. Естественные и искусственные языки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 16:01, контрольная работа

Описание работы

Контрольная работа по предмету "Логика".

Файлы: 1 файл

Контрольн.по Логике.docx

— 29.35 Кб (Скачать файл)

 

 

Минский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального  образования «Московский государственный  университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)»

Минский филиал МЭСИ

 

 

 

 

Контрольная работа

 

По дисциплине «Логика»

 

 

 

 

 

 

Студент       Боровой К.А           гр.АУ-95            20 октября 2012

                                            Ф.И.О., № группы                             подпись                             Дата

Руководитель   доцент  Елисеев А.Б                                                ______________

                                                     Ф.И.О.                                         Зарегистрировано 

на кафедре           ________________________________           _______________________      ____________________

                                                     Ф.И.О.                                         подпись                             Дата

 

Минск  2012 г.


1)Мышление и  язык. Естественные и искусственные  языки.

В отличие от других наук, изучающих  мышление, логика изучает особенности, свойства форм мысли, отвлекаясь при  этом от того конкретного содержания, которое могут нести эти формы  мысли; она изучает их со стороны  строения, структуры, то есть внутренней закономерной связи элементов, составляющих форму мысли.

Мышление  – активный процесс отражения  объективного мира в понятиях, суждениях, умозаключениях, научных теориях, гипотезах  и т.п., имеющий опосредованный, обобщенный характер, связанный с решением нетривиальных  задач. Способность к решению  нетривиальных задач означает, что  мышление, как и процесс трудовой деятельности, лежащий в основе формирования мыслительной деятельности, является целеустремленным, активным, связанным  с открытием нового, с принятием  соответствующих решений, с подчинением  ближайшей цели конечному результату, с изобретением и применением  различных мыслительных средств для достижения этого результата.

Мышление  неразрывно связано с мозгом, но не может быть полностью объяснено  физиологией высшей нервной деятельности. Мысли сами по себе, вне головы человека не существуют, их не встретить в  вещественном виде в окружающей природе, да и в голове человека мыслей самих  по себе не найти, потому что мысли  – лишь свойство особым образом  организованной материи (серого вещества мозга).

Мышление  опирается на чувства, как на базу данных, оно позволяет человеку продвинуться глубже в познании мира, отвлекаясь от несущественных чувственных данных и сосредоточиваясь на главном, существенном, указывающем на причину.

Мышление  выражается:

- ощущениями и восприятиями, на  базе которых формируется мыслительный  акт; 

- прошлым опытом, благодаря чему  внешние причины (объекты познания) отражаются в голове человека  через посредство внутренних  условий (накопленного ранее опыта);

- познанием чувственно-воспринимаемого,  непосредственно наблюдаемого, на  основе анализа которого человек  отражает в мышлении такие  стороны действительности, которые  не даны ему в непосредственном  опыте (например, с помощью мышления  человек формирует понятия о  причинной связи, точке, бесконечности  и т.п., которые не даны ему  в непосредственном опыте).

Мышление  – продукт не только биологической  эволюции человека, но и его развития как общественного существа. Мышление возникло в процессе коллективной трудовой деятельности людей. Оно имеет общественную природу и по особенностям своего возникновения, и по способу функционирования.

Изучая  «что из чего следует», логика выявляет наиболее общие или, как говорят, формальные условия правильного  мышления:

- независимо от того, о чем идет  речь, нельзя что-либо одновременно и утверждать и отрицать;

- нельзя принимать некоторые утверждения,  не принимая вместе с тем  все то, что вытекает из них; 

- невозможное не является возможным, доказанное – сомнительным, обязательное – запрещенным и т.п.

Мышлению  свойственны такие процессы, как  абстракция (процесс отвлечения от некоторых характеристик (свойств, отношений) изучаемых предметов  и явлений, от реальных носителей  интересующих нас характеристик), анализ (разделение объекта на составные  части, стороны, свойства), синтез (объединение  полученных в результате анализа  частей объектов, их сторон или свойств  в единое целое, формулирование задач  и поиски их решения, идеализация (процесс  мысленного конструирования представлений  и понятий об объектах, не существующих и не могущих существовать в действительности, но сохраняющих некоторые черты реальных объектов), усмотрение в изучаемых объектах неочевидных сходств и различий, выдвижение гипотез и т.п.

Понимание наступает тогда, когда находятся  средства, способы материализации находящихся  в голове мыслей, и это материальное, то есть слова и предложения, а  короче – язык, или иные знаковые системы, являющиеся по природе своей  материальными, мы передаем на любое  расстояние.

Мышление  человека осуществляется в теснейшей  связи с речью, его результаты фиксируются в языке. Мысли сами по себе не имеют вещественно-телесной формы выражения, т.е. не существует мыслей в виде некоего самого по себе существующего тела. В силу своей идеальности мысли выразимы лишь в слове (символе, знаке), поэтому  и мышление в целом, являясь (как  и отдельная мысль, отдельная  форма мысли) идеальным, тоже проявляется  в языке, в речи, в деятельности.

Мышление  и язык исторически и генетически  формировались в непосредственной связи друг с другом, сохраняя при  этом относительную самостоятельность, качественное отличие друг от друга. Действительно, мышление идеально, любая же знаково-сигнальная система материальна. Поэтому мышление и язык обладают помимо общих еще и разными свойствами, несводимыми одно к другому. Можно сказать, что всякая мысль выразима в языке, в той или иной знаковой системе, однако не всякий знак, не всякий символ, не всякое отдельное языковое выражение осмысленно.

Мышление  может быть вербальным и невербальным. Невербальное мышление осуществляется с помощью наглядно-чувственных  образов, оно представлено в той  или иной степени у животных. Вербальное, речевое мышление является одним  из компонентов человеческого мышления, и важнейшим при этом. Вербальное мышление оперирует понятиями, закрепленными  в словах, суждениями, умозаключениями, анализирует и обобщает, строит гипотезы и теории. Оно протекает в формах, установившихся в языке, т. е. осуществляется в процессах внутренней или внешней  речи. Т. е. язык определенным образом  организует знания человека о мире, расчленяет и закрепляет эти знания и передает их последующим поколениям.

Тем самым, язык выступает в нескольких функциональных значениях: он является знаковой системой по обозначению, по замещению предметов, явлений, процессов  действительности, и в то же время  он носитель (выразитель) мыслей об этих предметах. Отдельная мысль о  предмете не может отразить все бесконечное  многообразие присущих ему признаков  и свойств, поэтому она отражает только наиболее важные, общие и  в то же время отличительные, одним  словом – существенные. Существенными  являются те, которые отражают природу  предмета, его внутренние, главные, коренные, необходимые свойства, изменение  которых качественно меняют сам  предмет.

Но  единство языка и мышления не означает их тождества. Мышление по своим логическим законам и формам интернационально, а язык по его грамматическому  строю и словарному составу –  национален. Наконец, отсутствие тождества  языка и мышления просматривается  и в том, что порой мы понимаем все слова, а мысль, выраженная с  их помощью, остается для нас недоступной, не говоря уже о том, что в одно и то же словесное выражение люди с различным жизненным опытом вкладывают далеко не одинаковое смысловое  содержание.

Под языком мы понимаем не только естественный, но и любой другой, в том числе  искусственный язык графических, звуковых, тактильных и прочих символов, знаков, сигналов, иероглифов и т.п.

Естественные  возникают в процессе общения  членов некоторой социальной группы (например, этнические языки). Естественные языки – главное и решающее средство общения между людьми, средство организации нашего мышления.

Искусственные создаются людьми для каких-либо специальных целей, они, так или  иначе, связаны с естественным языком, дополняя его и расширяя его диапазон и возможности. К числу таких  неязыковых знаковых систем можно отнести  системы знаков, используемых в математике, программировании, химии, физике, нотную грамоту, знаки дорожного движения и т.д. Характерной особенностью искусственных языков является однозначная  определенность их словаря, правил образования  и значения.

Искусственные языки различают по специализации  и назначению, а также по степени  сходства с естественными языками.

Неспециализированные  искусственные языки, как правило, общего назначения, например: эсперанто  – международный язык, созданный  на основе грамматических и лексических  элементов западноевропейских языков.

Специализированные  искусственные языки – символические  языки науки (математики, химии, программирования и т.д.). Общим признаком специализированных искусственных языков является метод  их описания путем задания алфавита (словаря), правил образования и преобразования выражений (формул) и семантики. В  них реализуется ограниченное число  функций естественного языка, но в то же время они выполняют  функции, не свойственные естественному  языку. Число таких языков увеличивается  во многом за счет языков программирования, которые обладают свойством саморазвития.

Таким образом, язык тесно связан с мышлением  и действительностью не может  быть понят вне этой связи. Он должен рассматриваться в контексте  целого ряда проблем, связанных с  познанием и общением; важна не только логическая, но и гносеологическая и социальная проблематика языка.

2) Приведите примеры нулевых,  единичных и общих понятий.

 Нулевые понятия: Понятия, объёмы которых отражают пустые предметные области  
Примеры: несжимаемая жидкость, идеальный газ, русалка  
Единичные понятия: Понятия, отражающие единственный предмет, явления, процесс  
Примеры: Луна, первый космонавт, Альберт Эйнштейн  
Общие понятия: Понятия, объемы которых отражают два и более однородных предмета  
Примеры: студент, президент, спутник земли.

3) Запишите на  языке исчисления предикатов следующие высказывания:

-Все члены Шенгенского союза являются европейскими государствами.

-Некоторые зачеты являются дифференцированными.

-Некоторые грибы не являются съедобными.

-∀х(S(x)→P(x))

-∃х(S(x)&P(x))

- ∃х(S(x)& P(x))

 

 

 

 

 


Информация о работе Мышление и язык. Естественные и искусственные языки