Молодая семья как объект социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 20:37, контрольная работа

Описание работы

Молодость - трудный возраст. Человек стоит на перекрестке. Еще нет полной самостоятельности, а есть зависимость от родителей, преподавателей, фортуны конкурсных экзаменов. Старшие учат, дают советы, но вместе с тем часто ограничивают самостоятельность, личную инициативу, поиск. Постоянна опека родных, близких, знакомых, преподавателей. Все не только делятся своим жизненным опытом, но и настойчиво навязывают его. Навязывают также свое решение, свое понимание, свои вкусы и пристрастия, свои взгляды и убеждения.

Содержание работы

Глава 1. Молодая семья: понятие и основные проблемы. 6
1.1. Молодая семья: понятие, сущность, тенденция развития 6
1.2. Проблемы молодых семей. 13
Глава 2. Особенности социальной работы с молодой семьей. 19
2.1.Формы и методы социальной работы с молодой семьей. 19
2.2. Структура и задачи социальной работы с молодыми семьями. 28
Заключение. 36
Список использованных источников 39

Файлы: 1 файл

молодая семья как объект социальной работы.docx

— 70.40 Кб (Скачать файл)

 

нормативно-методическое обеспечение  органов государственной власти;

 

развитие системы дополнительного  образования (поддержка различных  форм духовно-нравственного воспитания, интеллектуального, творческого и  физического развития детей, подростков и молодежи), укрепление ее материальной базы;

 

создание условий для  реализации научно-технического, творческого  потенциала молодежи; работа со студенческой молодежью;

 

дальнейшее развитие массовых видов детского и молодежного  спорта и туризма, международных  обменов;

 

поддержка деятельности детских  и молодежных общественных объединений;

 

воспитание у молодежи гражданско-патриотической позиции;

 

подготовка молодежи к  участию в общественно-политической жизни страны, государственной деятельности и управлении;

 

создание условий для  выдвижения способных и компетентных молодых людей в органы государственной  власти на всех уровнях.

 

создание основ системы  ювенальной юстиции;

 

внедрение новых технологий в работу социальных служб, клубов для  молодежи и подростков;

 

разработка в субъектах  Российской Федерации механизма решения жилищных проблем молодых семей;

 

создание условий для  развития системы занятости молодежи, снижение уровня безработицы путем  предоставления сезонных и временных  работ;

 

создание рабочих мест для молодежи и несовершеннолетних;

 

Данная Программа должна развить новые формы и методы социальной работы с молодыми семьями, разрешить многие накапливающиеся  в последние годы проблемы у молодых  семей.

2.2. Структура и  задачи социальной работы с  молодыми семьями

 

На данном этапе развития теории социальной работы признается затруднительным сформулировать определение, которое исчерпывало бы все содержание понятия социальной работы. Социальная работа рассматривается в аспекте  содействия осуществлению соци-альных прав личности, группы и т.д. Смысл социальной работы - это деятельность по оказанию по-мощи индивидам, семьям, группам в реализации их социальных прав и в компенсации физических, психических, интеллектуальных, социальных и иных недостатков, препятствующих полно-ценному социальному функционированию.

 

Основная задача социальной работы с молодыми семьями в начале нового тысячелетия заключается  в дальнейшем развитии и совершенствовании  имеющихся форм, методов, способов и  приемов деятельности, используемых специалистом для решения социальных проблем клиентов, стимулирование активизации  их собственных сил для изменения  неблагоприятной жизненной ситуации.

 

 Содержанием социальной  работы является содействие функционированию  индивида, семьи или группы, того  или иного социального слоя, проблемной  категории населения. Семья, будучи  наиболее универсальным, всеобъемлющим  социальным институтом, отражает  в себе практически все социальные проблемы: и малообеспеченность, и социальную дезадаптированность, и трудности многодетных и инвалидов, и специфичность положения беженцев, и насилие над детьми и женщинами, и юное материнство, и многое другое.

 

Социальные проблемы проявляются  в семье достаточно многосторонне. В значительной степени основные трудности и потребность в  профессиональной помощи семьи зависят  от ее типа. К числу проблемных, относятся молодые семьи, социальная работа с которыми осуществляется в основном системами социальной защиты молодежи. Поэтому остановимся на этом вопросе подробнее.

 

В Федеральном законе "Об основах социального обслуживания населения РФ" комплексная система  социального обслуживания населения, включая молодежь, предусматривает  предоставление социально-экономических, медико-социальных, психологических, социально-бытовых, правовых и иных социальных услуг  гражданам, оказавшимся в сложной  жизненной ситуации (многодетные, неполные семьи, семьи, в которых проживают  инвалиды, одинокие и пожилые люди, дети-сироты, безработные, лица без  определенного места жительства, выпускники детских домов и ряд  других). Гребенников И.В. «Основы семейной жизни» М.: Просвещение 1991г.с. 67

 

 

Система социальной защиты молодежи в субъектах РФ имеет  следующую структуру учреждений социального обслуживания.

 

 

Понятно и выдвижение учащейся молодежью в число приоритетных центров «Телефона доверия». Это  вызывается возросшей конфликтностью нашего бытия, отсутствием зачастую понимания в семье, школе, неумением  найти настоящих друзей и просто общаться. Лишь 10-17% респондентов считают, что атмосфера в школах и училищах нормальная, благоприятная, почти каждый второй указывает на отсутствие понимания  между педагогами и учащимися, 65% признали, что духовной близости ни с кем из педагогов не чувствуют. Более 50% не удовлетворены своим  статусом в семье: одни жалуются на ощущение одиночества, другие - на чрезмерную опеку со стороны взрослых, третьих  не устраивает необходимость подчиняться  старшим.

 

При организации социальных служб для молодежи очень важно  четко определить их задачи. Так, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних включает в себя четыре отделения: отделение  диагностики, социальной реабилитации, дневного пребывания и стационар.

 

В задачи отделения диагностики  входит: выявлять дезадаптированных детей и подростков, создавать банк данных о них; выявлять и анализировать факторы социальной дезадаптации детей, ее формы и стадии; изучать состояние здоровья, особенности личностного развития и поведения детей и подростков; разрабатывать индивидуальные программы социальной реабилитации несовершеннолетних, комплекс мероприятий, направленных на вывод их из сложной ситуации и создание условий для нормальной жизнедеятельности.

 

Основными задачами отделения  социальной реабилитации являются: организация  поэтапного выполнения программ социальной Реабилитации несовершеннолетних; восстановление утраченных контактов с семьей, внутри семьи; оздоровление межличностных  отношений несовершеннолетних, восстановление их социального статуса в коллективе сверстников, устранение психотравмирующих  ситуаций, выработка навыков общения  со взрослыми и сверстниками на основе норм нравственности; содействие в получении специальности и работы; оказание комплексной медико-педагогической и правовой помощи; решение вопросов устройства детей и подростков.

 

На основании изложенного, можно определить основные цели и задачи социальной работы с молодыми семьями:

 

разработка и осуществление  мер по укреплению молодой семьи, как репродуктивной социальной единицы;

 

адаптация молодой семьи  в условиях переходной рыночной экономики;

 

улучшение материального, нравственного  и духовного состояния молодой  семьи;

 

создание и развитие системы  служб социально-психологической  помощи молодой семьи;

 

создание благоприятных  условий для сочетания социальной и семейно-бытовой функции молодой  семьи;

 

стимулирование деловой  активности молодежи;

 

организация семейного досуга и отдыха.

 

Для реализации данных целей  и задач, в рамках государственной  поддержки молодых семей, государством осуществляется:

 

- формирование федеральных,  региональных, местных целевых программ (проектов) по государственной поддержке  молодых семей, в первую очередь  малоимущих, по оказанию им материальной  и иной помощи в решении  социально-экономических, социально-бытовых  проблем, по обеспечению занятости  молодых родителей, по формированию  здорового образа жизни, организации  просветительской работы по вопросам  репродуктивного здоровья, безопасного  материнства, воспитания и развития  детей, организации семейного  и детского отдыха;

 

- введение в практику  социологических мониторингов по  проблемам молодой семьи, по  научно-методическому обеспечению  работы с молодыми семьями;

 

- совершенствование федерального  законодательства, других нормативных  актов по поддержке молодых  семей в строительстве и приобретении  жилья (по осуществлению субсидирования, целевого льготного кредитования, ипотечного кредитования, по внедрению механизмов аренды государственного и муниципального жилья и др.), по улучшению жилищных условий для молодых малоимущих семей;

 

- разработка и реализация  мер по поддержке инициатив  молодых граждан, молодежных объединений,  в том числе МЖК (молодежных  жилищных комплексов), по строительству  доступного жилья для молодежи;

 

- формирование системы  социальных служб в целях расширения  сферы образовательных, социально-медицинских,  социально-правовых, психолого-педагогических, информационных, консультационных  и других услуг молодым семьям  для обеспечения Охраны здоровья, образования, воспитания и развития  детей, социальной защиты, социальной  адаптации и реабилитации молодых  граждан, находящихся в трудной  жизненной ситуации. Дементьева  И.Ф. «Первые годы брака. Проблемы  становления молодой семьи» М.: 1991г. с. 59

 

 

В сложившейся ситуации комитеты по делам молодежи администрации  областей и республик и отделы по делам молодежи в городах и  районах проводят работу по социальной помощи молодым семьям через систему  социальных учреждений для молодежи.

 

Система социальных учреждений для молодежи в основном состоит  из территориальных служб социальной помощи молодежи (в дальнейшем - Служб). Они предназначены для своевременного и квалифицированного оказания всем категориям молодежи различных видов помощи: психологической, социально-педагогической, медико-социальной, юридической, реабилитационной, профилактической и иной. Комитеты (отделы) по делам молодежи при исполнительных органах власти осуществляют координацию деятельности Служб и оказывают им необходимую организационно-методологическую помощь.

 

Страница:  1   2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для компенсации семье  хотя бы части этих затрат после  рождения матери выплачивается единовременное пособие. Оно составляет 3502 руб. 82 коп.

 

В основном, как правило, первенец появляется в молодой семье  уже в 1-2 года ее существования.

 

Естественно, что с рождением  ребенка затраты на его содержание и воспитание повышаются. Стоимость  содержания и воспитания ребенка  в новых условиях оказалась несравненно  более высокой, чем раньше, а материальная «выгода» от детей, наоборот, понизилась. Дети стали приносить в основном лишь моральное удовлетворение.

 

Увеличиваются как материальные затраты семьи, так и количество не рабочего времени родителей на содержание и воспитание детей и  уход за ними.

 

Поэтому следует оказывать  большую материальную помощь семье  на первого ребенка в первый год  его жизни.

 

Отметим, что вопрос о  размерах затрат молодой семьи в  этот период остается одним из самых  малоисследованных. Обычно приводятся данные о размерах затрат семьи на воспитание и содержание семьи либо более старшего возраста, либо возраст  вообще не указывается.

 

Рассмотрев материальную помощь государства молодой семье  и сопоставив затраты семьи при  рождении ребенка, мы убедились в  том, что рождение новых семей, а  значит и детей будет резко  уменьшаться в виде материальных осложнений.

 

В условиях инфляции и падения  уровня жизни даже рождение одного ребенка становится для многих непозволительной роскошью. Причины, по которым молодые  семьи откладывают рождение детей, разнообразны, но зачастую они связаны  с материальными проблемами.

 

По нашим подсчетам  затраты на ребенка в первый год  рождения превышает государственные  материальные пособия в среднем  в 3 раза.

 

Действующая система государственных  семейных пособий является недостаточно эффективной: крайне недостаточна их доля в доходе молодой семьи с ребенком, пособия не учитываю уровень дохода их получателей. Поэтому, если бы государство  целесообразно рассчитывало материальную поддержку молодой семье, исходя из реальных потребительских цен  на товары первой необходимости с  учетом денежных инфляций, это было бы большой помощью со стороны  государства в сохранении полноценной  семьи, а следовательно, увеличении рождения детей и уменьшении детей-сирот.

 

Для того, чтобы более эффективно развивалась экономика семьи необходимо, чтобы любой субъект РФ, любой регион, город устанавливал дополнительные пособия при рождении детей за счет местных средств. То же самое могут делать отдельные предприятия, организации, независимо от формы собственности, но за счет собственных средств. Необходимо также, чтобы к государственному пособию выплачивалась городская доплата или взамен дополнительного денежного пособия, семьям бы предоставлялся бесплатный набор товаров для новорожденного.

Информация о работе Молодая семья как объект социальной работы