Логика в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 20:15, доклад

Описание работы

Ло́гика — наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Поскольку это знание получено разумом, логика также определяется как наука о правильном мышлении. Поскольку мышление оформляется в языке в виде рассуждения, частным случаем которого являются доказательство и опровержение, логика иногда определяется как наука о способах рассуждения или наука о способах доказательств и опровержений. Логика как наука изучает способы достижения истины в процессе познания опосредованным путём, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому её также можно определить как науку о способах получения выводного знания.

Содержание работы

Введение
1. Понятие “менеджмент” на основе логики
1.1 Формирование понятия
1.2 Определение понятия и проверка его правильности
1.3 Деление понятия
1.4 Обобщение и ограничение. Круги Эйлера
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

доклад.docx

— 28.84 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

  1. Понятие “менеджмент” на основе логики

1.1 Формирование  понятия

1.2 Определение  понятия и проверка его правильности

1.3 Деление  понятия

1.4 Обобщение  и ограничение. Круги Эйлера

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

 

Ло́гика — наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Поскольку это знание получено разумом, логика также определяется как наука о правильном мышлении. Поскольку мышление оформляется в языке в виде рассуждения, частным случаем которого являются доказательство и опровержение, логика иногда определяется как наука о способах рассуждения или наука о способах доказательств и опровержений. Логика как наука изучает способы достижения истины в процессе познания опосредованным путём, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому её также можно определить как науку о способах получения выводного знания.

Одна  из главных задач логики — определить, как прийти к выводу из предпосылок (правильное рассуждение) и получить истинное знание о предмете размышления, чтобы глубже разобраться в нюансах  изучаемого предмета мысли и его  соотношениях с другими аспектами  рассматриваемого явления.

Логика  служит одним из инструментов почти  любой науки.

Термин  «менеджмент» трактуется очень широко. Дело в том, что как социально-экономическое учение менеджмент возник только в конце прошлого века. Промышленная революция XVII-XIX веков сделала необходимым научный подход к управлению. Но сама теория управления – относительно новое явление в истории бизнеса.

В американском учебнике для студентов  по курсу менеджмента дается следующее  определение: “Менеджмент – это процесс оптимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения организационных целей”. Причем, под процессом здесь понимается система действий, предпринимаемых менеджерами. Оптимизация означает, что менеджеры должны работать для достижения наилучших долгосрочных результатов, а цели – это те результаты, которых добиваются основные акционеры кампании.

Встречаются и более упрощенные определения менеджмента. Например: «Менеджмент – это искусство получения работы, сделанной посредством других». Такое определение не подойдет менеджерам в условиях все возрастающей сложности управленческого процесса.

Можно встретить и такое определение: «Менеджмент – это область деятельности, которая сочетает искусство и науку и демонстрирует растущий профессионализм». Но – в чем  его цель и практическое приложение?

В настоящее время в России слова  “менеджмент” и “управление” часто применяют как синонимы. Значение термина “менеджмент” недопонимается. С точки зрения логики мы не можем назвать “менеджмент” просто управлением, наукой или только искусством управления. Попытаемся выделить конкретные, устойчивые, существенные и необходимые признаки менеджмента, т.е. определим истинный объем и содержание данного понятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие «менеджмент» на основе логики

 

Понятие – это форма абстрактного мышления, в которой отражаются признаки одно-элементарного класса однородных предметов.

 

1.1 Формирование понятия

 

Основными логическими приемами формирования понятий являются: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Применим их для формирования понятия “менеджмент”.

Не вызывает сомнения, что менеджмент – это  отрасль управленческой деятельности. Но менеджмент – не единственное понятие, которое можно отнести к управлению. Чтобы составить понятие о  нем, произведем анализ, разберем его составные части. Итак,

Менеджмент – это

  • Стадия управленческого процесса;
  • Совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств научного управления;
  • Имеет практическую цель – достижение высокой эффективности деятельности, лучшего использования ресурсного потенциала;
  • В данной социальной группе (организации, фирме, компании).

Задача  дать правильное определение понятию  “менеджмент” затруднена тем, что  оно включает в себя два одновременно идущих процесса:

  • Научное исследование, теория управления;
  • Практическое применение полученных знаний.

 

1.2 Определение менеджмента и проверка его правильности

 

Определение – это логическая операция, которая раскрывает содержание понятия. В явном определении понятия, содержание которых надо раскрыть, называется определяемым понятием (definiendum – Dfd(дифинендум)), а то понятие, с помощью которого оно определяется, называется определяющим понятием (definience – Dfn(дефицит)).

На основании  логических приемов формирования понятия  “менеджмент” произведем его определение (или дефиницию).

Менеджмент – это процесс научного управления чьей-либо деятельностью с целью достижения ее высокой эффективности, лучшего использования ресурсного потенциала данного социального объединения.

Содержание  понятия менеджмент выведено с помощью  логической операции определения через  род и видовое отличие A=BC, где А- определяемое понятие (менеджмент), В- род (научное управление), С- видовое отличие (с целью достижения ее высокой эффективности, лучшего использования ресурсного потенциала данного социального объединения).

 

1.3 Деление понятия

 

Деление – это логическая операция, посредством  которой объем делимого понятия (множество) распределяется на ряд подмножеств  с помощью избранного основания  деления (признак, по которому производится деление объема понятия). Подмножества, на которые разделен объем понятия, называются членами деления. Делимое  понятие – родовое, а его член деления – виды данного рода, соподчиненные между собой, т.е. непересекающиеся по своему объему (не имеющие общих членов).

Примером  деления на уровни менеджмента по степени властных полномочий, субординации и выполняемым функциям может  служить рис. 1.

 

Рис. 1. Уровни менеджмента.


Примером функционального деления  менеджмента будет следующая  схема:

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.Функции  менеджмента

 

1.4 Обобщение и ограничение. Круги  Эйлера

 

Ограничение – это логическая операция перехода от родового понятия (больший объем) к видовому (меньший объем) путем добавления к содержанию данного родового понятия видообразующих признаков.

Обратная  ограничению логическая операция –  обобщение – переход от видового понятия к родовому путем отбрасывания от содержания данного видового понятия  его видообразующего признака. С  помощью обобщения делают выводы и заключения в отношении каких-либо действий, а также производят оценку явлениям. Ограничение служит для  конкретизации явлений. Рассмотрим эти операции на примере кругов Эйлера.

 

Составим  таблицу сравнительных понятий, и, используя ее, рассмотрим отношения одних понятий с другими. 

 

Отношение тождества: А - менеджмент,

В - процесс  научного управления чьей-либо деятельностью  с целью достижения ее высокой  эффективности, лучшего использования  ресурсного потенциала данного социального  объединения,

  1. Отношение пересечения: А – наука,

В – управление,

С – менеджмент.

  1. Отношение подчинения: В – управление,

А – менеджмент.

  1. Отношение соподчинения: А – управление производством,

В – маркетинг,

С – менеджмент.

  1. Отношение противоположности: А – менеджмент 1-го уровня,

В – менеджмент среднего уровня,

С – менеджмент высшего уровня.

  1. Отношение противоречия: А – научное управление,

- ненаучное управление.

Итак, мы определили понятие менеджмент и проделали над ним операции деления, обобщения, ограничения. Составим теперь умозаключение с нашим  понятием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключении подведем итоги проделанной  работы. Она носила исследовательский  характер. Целью была систематизация и применение на практике законов  логики, закрепление теоретического материала.

Давая логическую характеристику нашему понятию, мы пришли к выводу, что понятие “менеджмент” является абстрактным, т.к. определяется рядом признаков, а также общим, неизбирательным, положительным, безотносительным.

Во время  логических операций с данным понятием мы глубже узнали его смысл. В конце  первого этапа работы были составлены круги Эйлера и, с их помощью, раскрыты отношения между нашим понятием и другими, на первый взгляд сходными по смыслу.

На втором этапе контрольной работы был  составлен простой категорический силлогизм с понятием “менеджмент”. Были определены термины силлогизма, сделан его анализ по фигурам, с учетом правил фигур, модуса, правил терминов и посылок. Для контроля правильности составленного силлогизма использованы также круговые схемы с распределенностью  терминов. Сделан вывод о правильности силлогизма и, следовательно, истинности его заключения.

Раскрыв таким образом понятие ”менеджмент”, мы поняли, на сколько важно знать  точное определение того или иного  термина, уметь пользоваться логическими  законами. Мы подошли к вопросу  о важности и необходимости логического  подхода в экономических отраслях знаний как на микро-, так и на макро-уровнях. Логическое мышление сегодня  необходимо каждому грамотному руководителю, специалисту любой сферы деятельности.

Дейл  Карнеги, знаменитый американский психолог, в книге “Как перестать беспокоиться и начать жить” пишет: “разница между правильным и неправильным образом мыслей состоит в следующем: правильный образ мыслей основан на анализе причин и следствий, он ведет к логическому конструктивному планированию; неправильный образ мыслей часто ведет к напряжению и нервному срыву”.

Итак, логическое мышление помогает сэкономить время  и нервы, самым коротким путем  прийти к желаемому результату, доказать свою правоту и убедить в ней  окружающих, быстро разобраться в  истинности слов собеседника, критически воспринимать различные определения  и классификации, подбирать формы  доказательств истинных суждений и  опровержения ложных. Логика дает возможность  с легкостью овладеть разнообразной  информацией, отделить главное от второстепенного. Все перечисленное – только некоторые  из многих преимуществ, которые дает человеку изучение древнейшей из наук – логики, т.е. науки о законах  формах правильного мышления.

Современному  менеджеру необходимо знать и  уметь использовать логику научного исследования, логические основы семантики  и семиотики, логику экономических  систем и процессов, логику принятия решения, логику спора и общения, логику структурного анализа информации и логику конфликтов. Список можно  продолжить, но главное, что дает логика – это возможность обдуманно  руководить процессами общественного.

Логика  же может почерпнуть из менеджмента  принципы, движущие делами и поступками людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Баркан Д.И. «Маркетинг для всех: Беседы для начинающих», Л.: Редакционно-издательский центр “Культ-информ-пресс” совместно с социально-коммерческой фирмой “Человек”, 1991.
  2. Бузук Г.Л. «Логика и компьютер», М.: “Финансы и статистика”, 1995.
  3. Гетманова А.Д. «Учебник по логике», М.: изд-во “ВЛАДОС”, 1995.
  4. Голубков Е.П. «Маркетинг: словарь», М.: “Экономика. Дело лтд”, 1994.
  5. «Основы менеджмента» под ред. Зайцева О.А. и др., М.: изд-во “ЦЕНТР”, 1998.
  6. Райзберг Б.А. «Современный экономический словарь», М.: “ИНФРА-М”, 1997.
  7. «Толковый словарь по управлению», сост. С.Н. Петрова и др., М.: “АЛАНС”, 1994.

 


Информация о работе Логика в менеджменте