Логика и риторика: исторический, логический, теоретический аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 09:24, контрольная работа

Описание работы

Современная ситуация в обществе и образовании побуждает обратить особое внимание на речевые науки, занимающиеся проблемами эффективного коммуникативного общения. Предмет риторики и культуры речи рассмотрен с точки зрения истории, актуального содержания и сопоставления с другими дисциплинами, имеющими отношение к речи.
Состояние современного общества характеризуется интенсивным развитием речевых коммуникаций. Техника рождает новые формы речевой связи, следствием чего становится появление не только новых видов и жанров общения, но и новых учебных коммуникативных дисциплин. ХХ век существенно обогатил состав наук, занимающихся речью.

Содержание работы

Введение.
1.Основные положения о логике и риторике, связь между ними.
2. Античная логика и риторика и их роль в развитии науки.
3. Логическое (рациональное) мышление в риторической ипостаси.
Заключение.

Файлы: 1 файл

1 лист юрид (1 курс)-2.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)


НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт

внешнеэкономических связей, экономики и права»

 

 

Юридический факультет

 

Дисциплина: Логика

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

«Логика и риторика: исторический, логический, теоретический аспекты»

 

 

 

 

 

студентки 1 курса

заочной формы обучения

по направлению "Юриспруденция"

Лехто П.С.

 

Проверил преподаватель

Роговой Ю.П., доцент

 

 

 

 

Выборг

2013

 

 

 

Введение.

1.Основные положения о логике и риторике, связь между ними.

2. Античная  логика и риторика и их роль  в развитии науки.

3. Логическое (рациональное) мышление в риторической ипостаси.

Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современная ситуация в  обществе и образовании побуждает  обратить особое внимание на речевые  науки, занимающиеся проблемами эффективного коммуникативного общения. Предмет риторики и культуры речи рассмотрен с точки зрения истории, актуального содержания и сопоставления с другими дисциплинами, имеющими отношение к речи.

Состояние современного общества характеризуется интенсивным  развитием речевых коммуникаций. Техника рождает новые формы речевой связи, следствием чего становится появление не только новых видов и жанров общения, но и новых учебных коммуникативных дисциплин. ХХ век существенно обогатил состав наук, занимающихся речью. К ним следует отнести и культуру речи, и стилистику (практическую, функциональную), и прагматику, и речевой этикет, и психолингвистику, и лингвистику текста, и психологию общения и многое другое.

Большинство новых дисциплин, введенных в образовательный  процесс в рамках общественно-политических, экономических и даже технических специальностей, имеет прямое отношение к филологии или словесным наукам. К ним придется отнести связи с общественностью (своеобразная новая риторика в области политической и деловой коммуникации, поскольку “пиар” решает проблемы убеждения и связи клиента или организации с общественной средой, проведения в жизнь проектов и решений), менеджмент и администрирование (решение деловых вопросов, как показывает содержание этих наук, речевыми средствами), различные бизнес-коммуникации и многие подобные дисциплины. Реальная речевая практика массовой информации говорит о том, что ведение пиаровских акций во время проведения парламентских или президентских выборов есть не что иное, как искусство убедительной и эффективной речи, которое всегда в европейской культуре называлось риторикой, а ныне в связи с новыми тенденциями массовой культуры получает новые именования. Впрочем, подобным же образом многие авторы пишут о том, что “связи с общественностью” имели место еще в античное время, переосмысляя классические учения о речи на новый лад.

Тем не менее, если мы хотим  не потеряться в истории филологических наук и речевой культуры, сегодня  имеет смысл говорить именно о риторике, которая в последние 15-20 лет восстановлена в России как научный и учебный предмет, о чем свидетельствуют обширные научные исследования и преподавание в школе и вузах.

 

     1.Основные положения о логике и риторике, связь между ними.

 

Термин "логика" происходит от греческого слова logos, что означает "мысль", "слово", "разум", "закономерность", и используется в настоящее время в трех основных значениях. Во-первых, для обозначения всякой объективной закономерности во взаимосвязи явлений, например, "логика фактов", "логика вещей", "логика истории" и так далее. Во-вторых, для обозначения закономерности в развитии мысли, например, "логика рассуждений", "логика мышления" и так далее. В-третьих, логикой называют науку о законах мышления.

Итак, логика - это наука о способах и формах правильного мышления. Логической формой конкретной мысли является строение этой мысли, то есть способ связи ее составных частей. Например, возьмем два предложения: "Все люди смертны" и "Все дороги ведут в Рим". Одно из них верное, другое нет. Но по форме они одинаковы. В каждом из них утверждается что-то о другом предмете. Если мы обозначим предмет, о котором говорится, буквой S, а то, что говорится, буквой P, то получим форму мысли: все S есть P. В эту форму можно вставить разное содержание. В формальной логике рассматриваются основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение, а также законы из взаимосвязи, соблюдая которые можно получать правильные выводы при условии, что исходные положения истинны. Логическая форма, или форма мышления, - это способ связи элементов мысли, ее строение, благодаря которому содержание существует и отражает действительность.

В реальном процессе мышления содержание и форма мысли существуют в неразрывном единстве. Нет "чистого", лишенного формы содержания, нет "чистых", бессодержательных логических форм. Однако в целях специального анализа мы вправе отвлечься от конкретного содержания мысли, сделав предметом ее форму.

Можно логично рассуждать, не зная правил логики, такое встречается  довольно часто. Мы неосознанно используем логику как что-то само собой разумеющееся. Но знание логики повышает культуру мышления, способствует четкости, последовательности и доказанности рассуждения, усиливает эффективность и убедительность речи. Особенно важно знание основ логики в процессе овладения новыми знаниями, оно помогает заметить логические ошибки в устной речи и в письменных произведениях других людей, найти более короткие и правильные пути опровержения этих ошибок, не допускать их самому.

Аристотель, как и Платон, был твердо убежден, что исследовать  истину, культивировать знания - это задача философии, с одной стороны, и частных наук, - с другой. Задача же риторики - убеждать, или, точнее, - выяснять средства и методы эффективного убеждения.

Риторика - не просто "методология  убеждения", но искусство анализа  и определения процессов, ведущих к завоеванию умов. Формально риторика - сестра логики, которая индивидуализирует структуры мышления и обоснования, в особенности, она близка диалектике. Последняя, не имея научного фундамента, опирается на мнения, разделяемые всеми или большей частью людей. Так и риторика изучает способы, с помощью которых люди советуют, обвиняют, защищаются, восхваляют, используя как аргументы не первичные посылки, что обязательно для научной демонстрации, а распространенные убеждения. Такой способ называется "энтимемой", он представляет собой силлогизм, идущий от вероятностного и общепринятого мнения к выводу, минуя логические пассажи, дабы слушатель не потерялся. Другой риторический прием – рассуждение от примера, он основывается на том, что интуитивно очевидно.

Риторика (греч. rhetorike «ораторское  искусство»), научная дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста.

Риторика учит думать, воспитывает чувство слова, формирует  вкус, устанавливает цельность мироощущения. Через советы и рекомендации, глубокомысленные и выразительные тексты, риторическое образование диктует стиль мысли и жизни современному обществу, давая человеку уверенность в сегодняшнем и завтрашнем бытии.

Риторика - наука об ораторском искусстве и красноречии. Языковые особенности устного публичного выступления, сближая риторику с поэтикой, предполагают использование в риторическом произведении приемов, рассчитанных на убеждение слушателя, его экспрессивную обработку. Обучение публичной (ораторской) речи предусматривает формирование различных умений (лингвистических, логических, психологических и др.), направленных на развитие риторической компетенции учащихся, т.е. способности и готовности осуществлять эффективное общение.

В момент своего возникновения в древности риторика понималась только в прямом значении термина - как искусство оратора, искусство устного публичного выступления. Широкое осмысление предмета риторики является достоянием более позднего времени. Сейчас при необходимости отличить технику устного публичного выступления от риторики в широком смысле, для обозначения первой используется термин оратория.

Методологическое отличие  риторики и дисциплин риторического  цикла от других филологических наук состоит в ориентации на ценностный аспект в описании предмета и подчиненности этого описания прикладным задачам. В Древней Руси существовал целый ряд синонимов с ценностным значением, обозначающих владение искусством хорошей речи: благоязычие, доброречие, красноглаголание, хитрословие, златоустие и, наконец, красноречие. В древности ценностный элемент включал и морально-этическую составляющую. Риторика считалась не только наукой и искусством хорошей ораторской речи, но и наукой и искусством приведения к добру, убеждения в хорошем посредством речи.

Морально-этический компонент  в современной риторике сохранился лишь в редуцированном виде, хотя некоторые  исследователи предпринимают попытки  восстановить его значение. Предпринимаются  и другие попытки - определять риторику, полностью удаляя из определений ценностный аспект. Существуют, например, дефиниции риторики как науки о порождении высказываний. Устранение ценностного аспекта исследования речи и текста приводит к утрате специфики риторики на фоне описательных филологических дисциплин. Если задачей последних является создание полного и непротиворечивого описания предмета, которое допускает дальнейшее прикладное использование (например, в преподавании иностранного языка, создании систем автоматического перевода), но само по себе нейтрально по отношению к прикладным задачам, то в риторике уже само описание строится с ориентацией на потребности речевой практики. В связи с этим столь же важную роль, как и научная риторика, в системе риторических дисциплин, играет учебная (дидактическая) риторика, т.е. обучение технике порождения хорошей речи и качественного текста.

Различия в определении  предмета и задач риторики на протяжении ее истории сводились, по сути, к  различиям в понимании того, какую  именно речь следует считать хорошей  и качественной. Сложились два основных направления.

Первое направление, идущее от Аристотеля, связывало риторику с логикой и предлагало считать  хорошей речью убедительную, эффективную  речь. При этом эффективность тоже сводилась к убедительности, к  способности речи завоевать признание (согласие, симпатию, сочувствие) слушателей, заставить их действовать определенным образом. Аристотель определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета».

Второе направление также возникло в Древней Греции. К числу его основателей относят Исократа и некоторых других риторов. Представители этого направления были склонны считать хорошей богато украшенную, пышную, построенную по канонам эстетики речь. Убедительность продолжала иметь значение, но была не единственным и не главным критерием оценки речи. Направление в риторике, берущее начало от Аристотеля можно назвать «логическим», а от Исократа – «литературным».

В эпоху эллинизма  «литературное» направление укрепилось и вытеснило «логическое» на периферию дидактической и научной риторики. Это произошло, в частности, в связи со снижением роли политического красноречия и повышением роли церемониального, торжественного красноречия после падения демократических форм правления в Греции и в Риме. В средневековье такое соотношение продолжало сохраняться. Риторика стала замыкаться в сфере школьного и университетского образования, превращаться в литературную риторику. Она находилась в сложных взаимоотношениях с гомилетикой - учением о христианском церковном проповедничестве. Представители гомилетики то обращались к риторике, чтобы мобилизовать ее инструментарий для составления церковных проповедей, то вновь отгораживались от нее как от «языческой» науки. Преобладание «декоративно-эстетического» представления о собственном предмете углубляло отрыв риторики от речевой практики. На определенном этапе сторонники «литературной» риторики вообще перестали заботиться о том, годятся ли их речи для эффективного убеждения кого-либо. Развитие риторической парадигмы в данном направлении завершилось кризисом риторики в середине 18 века.

Соотношение сил изменилось в пользу «логического» направления  во второй половине 20 в., когда на смену  старой риторике пришла неориторика, или  новая риторика. Ее создатели были преимущественно логиками. Они создавали новую дисциплину как теорию практического дискурса. Наиболее весомую часть последней составила теория аргументации. Сферой интереса неориторики вновь была объявлена эффективность воздействия и убедительность речи и текста. В связи с этим неориторику иногда именуют неоаристотелевским направлением, особенно если речь идет о неориторике Х. Перельмана и Л. Ольбрехт-Тытеки.

Неориторика не отвергла результатов, полученных в русле  «литературного» направления. Более  того, некоторые исследователи риторики по сей день уделяют преимущественное внимание эстетическим качествам речи (сторонники риторики как науки о художественно-выразительной речи: в некоторой степени авторы Общей риторики, В.Н.Топоров и др.). Сегодня можно говорить о мирном сосуществовании и взаимном обогащении «логического» и «литературного» направлений при доминировании первого.

Большинство определений, даваемых риторике различными ее исследователями  на протяжении веков, помещают дисциплину в русло одного из двух охарактеризованных направлений. Новые представления о дисциплине отражаются в ряде современных определений риторики.

Определения в русле  «логического» направления: искусство  правильной речи с целью убеждения; наука о способах убеждения, разнообразных  формах преимущественно языкового воздействия на аудиторию, оказываемого с учетом особенностей последней и в целях получения желаемого эффекта (А.К. Авеличев); наука об условиях и формах эффективной коммуникации (С.И. Гиндин); убеждающая коммуникация (Й. Коппершмидт); наука речевых действий.

Определение в русле  «литературного» направления: Филологическая дисциплина, изучающая способы построения художественно-выразительной речи, прежде всего, прозаической и устной; близко соприкасается с поэтикой и стилистикой.1

Во всем многообразии видов и родов произведений словесности  риторика изучает определенный аспект словесного творчества - аргументацию.

Предметом современной  общей риторики служат общие закономерности речевого поведения, действующие в  различных ситуациях общения, сферах деятельности, и практические возможности использования их для того, чтобы сделать речь эффективной.

Было бы неправильным ограничить предмет риторики какими-либо конкретными разрядами словесных  произведений - только ораторской речью, проповедью, публицистикой, массовой информацией, хотя риторика изучает по преимуществу произведения именно такого рода. Аргументация содержится и в научных, и в философских, и даже в художественных произведениях. Риторика изучает любые произведения слова, в которых содержится аргументация. Особенность риторики состоит в том, что изучение произведений слова для нее не самодовлеющая цель, но средство.

Информация о работе Логика и риторика: исторический, логический, теоретический аспекты