Контрольная работа по "Логике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 14:05, контрольная работа

Описание работы

Вопрос 1. В чем различия мышления и чувственного познания?
Вопрос 2. Какие выделяются ступени процесса познания?
Вопрос 3. Опишите основные формы и особенности абстрактного мышления
Вопрос 4. Основные функции языков естественных и искусственных

Файлы: 1 файл

Контрольная по Логике.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

 

Выдвижение гипотезы включает всестороннее изучение наблюдаемых явлений, анализ и отбор фактов, находящихся в  причинно-следственной, временной связи  с указанными обстоятельствами, анализ отдельных фактов и отношений  между ними.

 

 Выдвижение гипотезы (версии) состоит из следующих шагов:

 

- анализ отдельных фактов и отношений между ними;

- синтез фактов, их обобщение и формулировка предположения.

 

Анализ (от греч. analysis - разложение, расчленение, разбор) - логический прием, метод исследования, состоящий в том, что изучаемый предмет мысленно или практически расчленяется на составные элементы (признаки, свойства, отношения), каждый из которых затем исследуется в отдельности как часть расчлененного целого. При расследовании преступления анализу подвергается обстановка совершения преступления - фактический материал, который обнаруживается в процессе осмотра места происшествия и его окрестностей, обыска, при ознакомлении с документами, при допросах свидетелей и обвиняемых. Так, при осмотре места происшествия фиксируются следы ног, отпечатки пальцев, возможные орудия преступления, забытые вещи и т. д. Анализу подвергается также время совершения преступления, предшествующая жизнь потерпевшего (убитого, раненого, пострадавшего); способы совершения преступления; сведения о похищенном или пропавшем; профессиональные знания, характер преступника (сила, ловкость, гибкость, способы совершения преступления, связанные со спецификой профессиональной деятельности) и мотивы преступления. При этом необходимо учитывать, что мотивы совершения преступления могут быть самыми незначительными: уважаемый молодой человек хладнокровно совершает убийство, чтобы приобрести военную форму; внук убивает бабушку за отказ дать деньги; служащий поджигает офис, так как ему не нравилась работа, и т. д.

 

Синтез (от греч. synthesis - соединение, составление, сочетание) - мысленное соединение частей предмета, расчлененного в процессе анализа, установление взаимодействия и связей частей и познание этого предмета как единого целого. В процессе синтезирования познается нечто новое - взаимодействие частей как целого. При этом проявляется способность следователя правильно связывать факты, выявлять среди них особенное, специфическое. Установление связи между фактами, последовательности их развития позволяет восстановить всю цепь причинной связи, познать факты, лежащие в начале этой цепи и обусловившие появление всех других обстоятельств. Важно уловить специфический признак преступления, роль которого могут выполнять особенности в действиях преступника, его поведение, а также принадлежащие ему вещи.

 

В результате анализа и синтеза  фактического материала, имеющего отношение  к данному событию - преступлению, в свете научных и практических данных, происходит отделение существенного  от несущественного и обобщение существенных фактических обстоятельств.

 

Выдвижение предположения осуществляется с помощью логических умозаключений.

 

Важным условием построения плодотворной гипотезы как в процессе

реализации конкретной научно-исследовательской  программы, так и в судебно-

следственной практике является соблюдение принципа объективности

исследования.

      В психологическом  плане объективность означает  отсутствие

предвзятости, когда исследователь  руководствуется интересами установления

истины, а не своими субъективными склонностями, предпочтениями и желаниями.

      В логико-методологическом  плане объективность означает  всесторонность

исследования.

      Во-первых, при выдвижении  гипотезы или версии должен  учитываться весь

исходный эмпирический материал. Она должна дать рациональное объяснение

всем собранным фактам, не допуская никаких исключений. Если версия строится

с учетом лишь части фактов, главным  образом согласующихся с выдвинутым

предположением, и противоречит другим, то она не может считаться надежной.

Будучи односторонней, а значит, и необъективной, такая гипотеза обычно

уводит следствие в сторону  от истины.

      Во-вторых, всесторонность  требует построения всех возможных  в

конкретных условиях версий. Это  требование диктуется применением

широкоизвестного в науке метода "множественных гипотез". Поскольку

первичный материал в любом эмпирическом исследовании, как правило, бывает

неполным, он тем самым дает представлении  лишь об отдельных звеньях,

отдельных зависимостях между явлениями. Чтобы выявить всю цепь

взаимосвязей, необходимо предположить все возможные объяснения, т.е.

построить ряд версий, по-разному  объясняющих неизвестные обстоятельства.

 

      Гипотеза считается  состоятельной, если удовлетворяет  следующим логико-

методологическим требованиям.

- Гипотеза должна быть непротиворечивой, т.е. предположение не должно

противоречить исходному эмпирическому  базису.

- Она должна быть принципиально  проверяемой. Принципиальная непроверяемость

гипотезы обрекает ее на вечную проблематичность и делает невозможным

превращение ее в достоверное знание.

- Гипотеза считается состоятельной,  если она эмпирически и теоретически

обоснованна. Вероятность гипотезы зависит от степени ее обоснованности и

определяется с помощью количественных либо приблизительных оценочных

стандартов.

- Эвристическая функция  гипотезы определяется ее информативностью, которая выражается в предсказательной и объяснительной силе гипотезы - в способности отыскать новые, еще неизвестные факты и дать им рациональное объяснение.

 

Гипотеза, или версия, проверяется в два этапа: первый из них дедуктивное выведение вытекающих из гипотезы следствий, второй — сопоставление следствий с фактами.

 

1. Дедуктивное  выведение следствий. Зная особенности гипотезы Н, а также учитывая конкретные условия ее проявления, строят дедуктивный вывод: если предположено Н, то с учетом обстоятельство дела Г должны иметь место S1, S2.., Sn„.

Чтобы успешно провести гипотетико-дедуктивное  выведение следствий, необходимо иметь  достаточную информацию как о  самой причине, так и о возможных в конкретных условиях места и времени действиях этой причины. Здесь следователь как раз и использует весь комплекс ранее приобретенных научных знаний в совокупности с обобщения ми судебно-следственной практики и личными наблюдениями.

 

Поскольку в судебном исследовании разрабатывается не одна, а несколько версий, по-разному объясняющих неизвестное событие, то и требование дедуктивного выведении-следствии касается каждого выдвинутого предположения. Логическому анализу при проверке подлежат как предположение Hi, так и другие версии — H2, Нз,..., Нп, т.е. все реально возможные в данных условиях объяснения.

 

Ценность логической операции дедуктивного выведения следствий определяется тем, что она позволяет рационально, т.е. последовательно, планово, эффективно, строить весь процесс расследования. Если первоначальное обобщение не отличается особой систематичностью и строгостью, то после построения версий и дедуктивного выведения следствий оно становится более методичным и систематизированным, ибо теперь преследует задачу обнаружения не любых, а лишь тех фактов, которые вытекают из предположений. Версия в судебном исследовании выполняет роль логической основы планирования оперативно-следственной работы.

 

2. Сопоставление  следствий с фактами. Второй этап проверки гипотезы или версии состоит в сопоставлении логически выведенных следствии с фактами с целью ее опровержения или подтверждения.

Опровержение версии протекает путем обнаружения фактов, противоречащих выведенным из нее следствиям.

 

Версия считается опровергнутой лишь в том случае, если несостоятельность достаточно обоснованна. Это значит, что версию нельзя считать несостоятельной лишь на том основании, что вытекающие из нее следствия не подтверждаются обстоятельствами дела. Может случиться, что соответствующие факты просто не удалось обнаружить и зафиксировать.

 

Для опровержения версии необходимо, чтобы вытекающие из нее следствия не просто не совпали, а противоречили фактически обстоятельствам дела. Только в этом случае имеется достаточное основание считать версию опровергнутой.

 

Среди различных способов и приемов, к которым прибегает следователь  для опровержения версий, особое значение имеет эмпирическая проверка интересующих суд и следствие обстоятельств  в виде следственного или судебного  эксперимента. Практика дает многочисленные примеры, когда, воспроизводя обстановку происшествия, устанавливают невозможность наблюдать определенное событие с того места, о котором говорит свидетель, невозможность слышать разговор через дверь или стену либо слышать выстрел. В таких случаях доказывается ложность показаний свидетеля или обвиняемого и соответственно опровергается версия, опирающаяся на это показание.

 

Последовательное опровержение в процессе проверки первоначально выдвинутых, но оказавшихся несостоятельными версий протекает методом исключения в форме отрицающе-утверждаюшего модуса разделительно-категорического умозаключения:

 

Отбрасывая по методу исключения ложные версии, тем самым сужают круг возможных объяснений и приближаются к выявлению подлинной причины преступления.

 

Подтверждение версии. Гипотеза или версия (Н) подтверждается, если выведенные из нее следствия (S) совпадают с вновь обнаруженными фактами. Чем больше таких совпадений и чем разнообразнее следствие, тем вероятнее гипотеза. Если вероятность исходной гипотезы выразить звездочкой, то, будучи подтвержденной, она становится более вероятной.

 

Дедуктивно  выведенные из гипотезы следствия S1, S2,..., S„ вытекают из нее с логической необходимостью. Однако реальное обнаружение каждого из них — это ожидаемость, которая расценивается в терминах вероятности. При этом вероятность каждого следствия должна быть выше вероятности самой гипотезы P(S)>P(H), ибо только в таком случае можно повысить первоначальную вероятность гипотезы, обнаружив ее следствия. И действительно, нецелесообразно выводить из гипотезы следствия, вероятность которых равна вероятности самой гипотезы, когда P(S) = Р(Н). Подтверждение таких следствий никак не влияет на вероятностное значение гипотезы. Еще менее рационально выводить следствия, вероятность которых ниже вероятности самой гипотезы P(S)< P(H), ибо более вероятное нельзя подтвердить менее вероятным. Ничего не дают для подтверждения гипотезы следствия, вероятность которых равна 1, т.е. P(S) = 1. Эти следствия известны (достоверное знание) независимо от гипотезы и до ее возникновения.

 

Вероятностный подход к вопросу о подтверждении  гипотезы путем подтверждения вытекающих из нее следствий имеет важное эвристическое значение для судебно-следственной практики, поскольку показывает принципиальную тенденцию повышения вероятностного значения гипотез. Вместе с тем, сколь бы вероятной ни была судебная, следственная или оперативная версия, она не может служить основой для принятия правосудного решения по обвинению конкретных лиц в совершении тех или других преступлений.

 

Правосудное решение суда всегда должно быть основано на достоверном знании обстоятельств  рассматриваемого дела. Это значит, что каждая гипотеза в судебном исследовании должна быть доказана и, тем самым, должна превратиться в несомненное знание, содержащее объективную истину.


Информация о работе Контрольная работа по "Логике"