Классификация терминов по содержанию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 20:11, контрольная работа

Описание работы

Известно, что типология является основой классификации. Терминоведческая классификация терминов – разделение терминов по наиболее важным их признакам. Основанием последующих классификаций служат различные отдельные признаки терминов – содержательные, формальные, функциональные, внутри- и внеязыковые.
3. При помощи логического квадрата выведите все возможные суждения в сопоставлении с данной посылкой. Определите вид отношения и истинностное значение посылки и заключений: Большинство россиян исповедуют православие.

Содержание работы

1. Классификация терминов по содержанию……………….…………3
2. Виды вопросов……………………………………………………..…6
3. Задача………………………………………………………………….9
Список литературы…………………………………………………….10

Файлы: 1 файл

Логика Задание 7.docx

— 23.31 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

1. Классификация терминов  по содержанию……………….…………3

2. Виды вопросов……………………………………………………..…6

3. Задача………………………………………………………………….9

Список литературы…………………………………………………….10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Классификация  терминов по содержанию

 

Известно, что типология  является основой классификации. Терминоведческая классификация терминов – разделение терминов по наиболее важным их признакам. Основанием последующих классификаций  служат различные отдельные признаки терминов – содержательные, формальные, функциональные, внутри- и внеязыковые.

Первой классификацией терминов по содержанию, используемой преимущественно  в философии, является деление на термины наблюдения и теоретические  термины. За терминами наблюдения стоят  классы реальных объектов, а за теоретическими терминами – абстрактные понятия, зависящие обычно от определенной теории, концепции.

Второй классификацией терминов по содержанию – по объекту названия – является распределение их по областям знания или деятельности, или, иначе говоря, по специальным  сферам. Перечень этих сфер может быть обобщенно представлен следующим  образом: наука, техника, производство; экономический базис; надстройка. Основываясь  на этой социологической схеме, можно  сформулировать перечень рубрик, входящих в классификацию терминов оценочной  деятельности.

Классификация терминов по объекту называния внутри отдельных  областей знания является наиболее подробной  классификацией терминов[2].

Третья содержательная классификация  терминов – по логической категории  того понятия, которое обозначается термином. Выделяются термины предметов (млекопитающие), процессов (умножение, делопроизводство, компрессия), признаков, свойств (хладноломкость), величин и  их единиц (сила тока, ампер).

По сфере использования  выделяются универсальные (для многих родственных областей), уникальные (для одной области) и концепциально-авторские  термины; например, лингвистические  термины могут обозначать явления, характерные для всех языков (фонетика), для одного или нескольких языков (эргативность) или только для одного подхода (глоссематика – термин Л. Ельмслева).

Классификация терминов по авторству отражает социологический  подход к терминам. Известны в этом плане коллективные и индивидуальные термины. Так, термин геликоптер создал Леонардо да Винчи, термин промышленность – Н. М. Карамзин, термин социология – О. Конт.

Важная роль терминов в  процессе научного познания объективной  действительности позволяет построить  их науковедческие классификации. Так, выделяются термины, служащие для фиксации знания, термины, используемые как инструмент познания, и термины обучения. Например, термином – инструментом познания следует назвать первоначально  введенный[1].

Для каждой эпохи создается  историко-лексикологическая классификация  терминов, в которой фигурируют термины-архаизмы, термины-неологизмы. Эта классификация  теснейшим образом связана с  вышеприведенной классификацией терминов по объекту называния. Неологизмов  больше в формирующихся терминосистемах. Архаизмы характерны для концепций  тех терминосистем, которые уходят в прошлое в связи с ростом научного знания и выяснением устарелости  некоторых научных воззрений. Однако поскольку термины остаются в  языке как его лексические  единицы (хотя и детерминологизированные), они могут возродиться в составе  новых терминосистем или в новом значении при развитии терминосистемы. Так, в последние годы возродились термины наставник, аэробус и другие.

В связи с тем, что термины  выполняют прикладную функцию как  инструменты познания и как средства фиксации научного или технического знания, они подвергаются унификации и закрепляются в той или иной форме в качестве рекомендованных  или стандартизованных. На этой основе строится классификация терминов по нормативности – ненормативности, которая включает в себя термины, находящиеся в процессе стандартизации (стандартизируемые), подвергшиеся стандартизации (стандартизированные) (насос), отклоняемые  в процессе стандартизации (недопустимые); находящиеся в процессе упорядочения (рекомендуемые), подвергшиеся упорядочению (рекомендованные) (энергия Гельмгольца  – в термодинамической системе), параллельно допустимые (изохорно-изотермический потенциал – там же, в том  же значении), отклоненные в процессе упорядочения. К этому следует  добавить, что в сфере науки  и техники существуют термины, нормативность  которых является обязательной: так, термины радиочастот нормализованы  в международном масштабе, поскольку  это необходимо для обеспечения  безопасности мореплавателей, авиаторов  и другие. Как правило, эти термины  являются интернациональными; по крайней  мере, их семантика подвергается нормализации решениями международных организаций[4].

 

2. Виды вопросов 

 

По степени выраженности в тексте вопросы могут быть явными и скрытыми. Явный вопрос выражается в языке полностью вместе со своими предпосылками и требованием  установить неизвестное. Скрытый вопрос выражается лишь своими предпосылками, а требование устранить неизвестное  восстанавливается после осмысления предпосылок вопроса. Например, прочитав текст: «Все больше рядовых граждан  становятся собственниками акций, и  рано или поздно приходит день, когда  появляется желание их продать», мы не обнаружим здесь явно сформулированных вопросов. Однако при осмыслении прочитанного может возникнуть желание спросить: «Что такое акция?», «Почему их надо продавать?», «Как правильно продать  акции?» и т.д. Текст, таким образом, содержит скрытые вопросы[3].

По своей структуре  вопросы подразделяются на простые  и сложные. Простой вопрос структурно предполагает только одно суждение. Он не может быть расчленен на элементарные вопросы. Сложный вопрос образуется из простых с помощью логических союзов «и», «или», «если, то» и др. Например, «Кто из присутствующих опознал  преступника, и как он на это отреагировал?». Отвечая на сложный вопрос, предпочтительно  разбить его на простые вопросы. Вопрос типа: «Если будет хорошая  погода, то мы поедем на экскурсию?» - не относится к сложным вопросам, так как его нельзя разбить  на два самостоятельных простых  вопроса. Это пример простого вопроса. Смысл союзов, образующих сложные  вопросы, таким образом, не тождественен смыслу соответствующих логических союзов, при помощи которых образуются сложные истинные или ложные суждения из простых истинных или ложных суждений. Вопросы не бывают истинными или  ложными. Они могут быть правильными  или неправильными.

По способу запроса  неизвестного различают уточняющие и восполняющие вопросы. Уточняющие вопросы (или «ли» - вопросы) направлены на выявление истинности выраженных в них суждений. Во всех этих вопросах присутствует частица «ли», включенная в словосочетания «верно ли», «действительно ли», «надо ли» и т.д. Например, «Верно ли, что Семенов успешно  защитил дипломную работу?», «Действительно ли в Москве больше жителей, чем в  Париже?», «Верно ли, что если он сдаст  все экзамены на «отлично», то получит  повышенную стипендию?» и др. Восполняющие вопросы (или «к» - вопросы) предназначены  для выявления новых свойств  у исследуемого объекта, для получения  новой информации. Грамматический признак - вопросительное слово типа «Кто?», «Что?», «Почему?», «Когда?», «Где?» и т.п. Например, «Как заключить договор на оказание брокерских услуг?», «Когда было совершено это дорожно-транспортное происшествие?», «Что означает слово «спонсор»?» и др. Следует иметь в виду, что вопросительные местоимения и наречия не всегда верно передают исходный смысл вопроса, точно и однозначно устанавливая границы области его неизвестной. А это, как правило, отрицательно сказывается на его понимании. Возьмем, например, вопрос «Какие города расположены на Волге?». Такая постановка может предполагать совершенно различные области неизвестного: крупные города; красивые города; города центрального и областного подчинения; Нижний Новгород, Казань, Ульяновск, Самара и другие города и т.д. Поэтому тот, кто ставит восполняющий вопрос, всегда должен быть готов - в соответствии с требованиями адресата - к его коррекции[5].

По количеству возможных  на них ответов вопросы бывают открытые и закрытые. Открытый вопрос - это вопрос, на который существует неопределенное множество ответов. Закрытым называется вопрос, на который  имеется конечное, чаще всего достаточно ограниченное количество ответов. Эти  вопросы широко используются в судебной и следственной практике, в социологических  исследованиях. Например, вопрос «Как читает лекции этот преподаватель?» - открытый вопрос, так как на него можно  дать множество ответов. Его можно  перестроить с тем, чтобы «закрыть»: «Как читает лекции этот преподаватель (хорошо, удовлетворительно, плохо)?».

 По отношению к познавательной  цели вопросы могут быть подразделены  на узловые и наводящие. Вопрос  является узловым, если верный  ответ на него служит непосредственно  достижению цели. Вопрос является  наводящим, если верный ответ  каким-то образом подготавливает  или приближает человека к  пониманию узлового вопроса, которое,  как правило, оказывается зависящим  от освещения наводящих вопросов. Очевидно, что четкой границы  между узловыми и наводящими  вопросами не существует.

По правильности постановки вопросы делятся на корректные и  некорректные. Корректный (от лат. correctus - вежливый, тактичный, учтивый) вопрос - это вопрос, предпосылкой которого является истинное и непротиворечивое знание. Некорректный вопрос основан  на предпосылке ложного или противоречащего  суждений или суждения, смысл которого не определен. Различают два вида логически некорректных вопросов: тривиально некорректные и нетривиально некорректные (от лат. trivialis - избитый, пошлый, лишенный свежести и оригинальности). Вопрос является тривиально некорректным, или  бессмысленным, если он выражается предложениями, содержащими неясные (неопределенные) слова или словосочетания. Примером может служить следующий вопрос: «Приводят ли критическое метафизирование абстракциями и дискредитация тенденции церебрального субъективизма к игнорированию системы парадоксальных иллюзий?» [6].

 

3. При помощи  логического квадрата выведите  все возможные суждения в сопоставлении  с данной посылкой. Определите  вид отношения и истинностное  значение посылки и заключений:

Большинство россиян  исповедуют православие.

 

Определим количество и качество суждения:

- по количеству это  суждение частное, так как его  субъект «россияне» взят не  в полном объеме,

- по качеству это суждение  утвердительное, так как в нем  говорится о наличии предиката  «исповедование» у субъекта «россияне».

Итак, данное суждение по качеству и количеству - частноутвердительное, имеет символ - «I».

Выведем по логическому квадрату возможные суждения по отношению  к исходному суждению и установим  их истинность и ложность.

- противоречие: I > E «Меньшая часть россиян не исповедуют православие» (ложно), так как противоречащие суждения не могут быть одновременно истинными.

- частичная совместимость: I > (O v ¬O) «Большинство россиян исповедуют православие» (истинно) - «Большинство россиян не исповедуют православие», (ложно).

- подчинение: I> (A v ¬A) «Все россияне исповедуют православие», может быть как ложным так и истинным.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Афанасьева О. В. Логика: Учебник. Издательство: Проспект, 2008. – 272 с.

2. Гетманова А. Д. Логика  для юристов. Учебник. Издательство: Омега-Л, 2006. – 416 с. (Серия «Высшее  юридическое образование»).

3. Гусев Д. А. Логика. Учебное пособие. Издательство: Омега-Л, 2007. – 376 с.

4. Кириллов В.И., Старченко  А.А. Логика: Учебник для юридических  вузов. – 4-е изд., перераб. и  доп. Издательство: Проспект, 2007. –  325 с.

5. Малыхина Г. И. Логика. Учебник для вузов. Издательство: Высшая школа, 2008. – 240 с. (Серия  «Студентам высших учебных заведений»).

6. Светлов В. А. Логика  Учебное пособие. Издательство: Питер, 2008. – 320 с.

 




Информация о работе Классификация терминов по содержанию