Ф. Бэкон. Учение об истине и заблуждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 19:04, реферат

Описание работы

Идолы и ложные понятия, которые уже пленили человеческий разум и глубоко в нем укрепились, так владеют умом людей, что затрудняют вход истине, но, если даже вход ей будет дозволен и предоставлен, они снова преградят путь при самом обновлении наук и будут ему препятствовать, если только люди, предостереженные, не вооружатся против них, насколько возможно.
Цель данной работы – рассмотреть учение Ф. Бэкона об истине и заблуждении. Изучить биографию данного философа. Выделить руководящую идею в философии Ф. Бэкона и описать учение.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………..……………………………………….3
История жизни……………………………………………………………………………………………….5
Эмпиризм как течение в философии XVII в. и его сущность……………………..…9
Учение об истине и заблуждении……………………………………………………………….11
Учение Ф. Бэкона о методе познания…………………………………………………………16
Влияние Ф. Бэкона на философию последующих эпох……………………………..18
Заключение……………………………………………………………………………………………………….19
Список литературы……………………………………………………………………………………………21

Файлы: 1 файл

реферат5.docx

— 39.44 Кб (Скачать файл)

Английский мыслитель  выделял два типа опытов - "плодоносные" и "светоносные". Первые - приносят непосредственную пользу человеку, вторые - приводят к новому знанию. Теорию "светоносных" опытов Бэкон изложил в "Новом  Органоне" и она по существу смыкается  с его учением об индукции, с  попыткой решить сложнейшую проблему научно-теоретического обобщения эмпирического  материала. При этом он обосновывает метод научной индукции, "которая  производила бы в опыте разделение и отбор путем должных исключений и отбрасываний делала бы необходимые выводы".

Теория индуктивного метода органически связана в учении Бэкона с его аналитической методологией, философской онтологией и учением  о простых природах и их формах. Средства индукции предназначаются для выявления форм "простых свойств", или "природ", как их называет Бэкон, на которые, по его мнению, разлагаются все физические тела.. Индуктивному исследованию подлежат, например, не золото, вода или воздух, а такие их свойства как плотность, тяжесть, ковкость, цвет, теплота и т.п. Такой аналитический подход в теории познания и методологии науки превратился в прочную традицию английского философского эмпиризма. Оправданность позиции Бэкона уровнем развития естествознания несомненна: физика занималась изучением как раз такого рода феноменов, исследуя природу плотности, упругости, тяготения, теплоты, цвета, магнетизма.

Одной из важных проблем  теории познания является проблема истины. При ее решении Ф. Бэкон исходит  из того, что Бог создал человеческий разум подобно зеркалу, способному отобразить всю Вселенную. Поэтому  истина - это точное отображение  предметов и явлений природы, а заблуждение - искажение этой зеркальной "копии" вследствие воздействия  различных факторов, которые засоряют сознание и которые Бэкон называет "идолами" (ложные представления, предрассудки, понятия).

В "Новом Органоне" английский мыслитель выделяет факторы, которые  порождают эти заблуждения:

· "идолы рода".

· "идолы пещеры".

· "идолы площади".

· "идолы театра".

Идолы же, которыми одержим  дух, бывают либо приобретенными, либо врожденными. Приобретенные вселились в умы людей либо из мнений и учений философов, либо из превратных законов доказательств. Врожденные же присущи природе самого разума, который оказывается гораздо более склонным к заблуждениям, чем чувства. Действительно, как бы ни были люди самодовольны, впадая в восхищение и едва ли не преклонение перед человеческим духом, несомненно одно: подобно тому как неровное зеркало изменяет ход лучей от предметов сообразно своей собственной форме и сечению, так и разум, подвергаясь воздействию вещей через посредство чувств, при выработке и измышлении своих понятий грешит против верности тем, что сплетает и смешивает с природой вещей свою собственную природу.

При этом первые два рода идолов искоренить трудно, а эти  последние вовсе невозможно. Остается только одно: указать их, отметить и  изобличить эту враждебную уму силу, чтобы не произошло так, что от уничтожения старых сразу пойдут новые побеги заблуждений в силу недостатков самой природы ума  и в конечном итоге заблуждения  будут не уничтожены.

"Идолы рода" - обусловлены  человеческими чувствами и его  разумом, которые часто обманывают  нас, уподобляясь неровному зеркалу.  Несовершенство органов чувств преодолевает, по мнению Бэкона, экспериментальный метод, который фиксирует явления природы в их независимости от чувств. К крыльям же ума надо подвешивать гири, чтобы он держался ближе к земле, к фактам. Эти идолы самые устойчивые; полностью искоренить их невозможно, но их можно нейтрализовать, максимально затормозив их действие.

Идолы рода находят основание  в самой природе человека, в  племени или самом роде людей, ибо ложно утверждать, что чувства  человека есть мера вещей. Наоборот, все  восприятия как чувства, так и ума покоятся на аналогии человека, а не на аналогии мира. Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде.

"Идолы пещеры"- Кроме  "идолов", общих всему человеческому  племени, у каждого человека  имеется "своя особая пещера" - которая дополнительно "ослабляет и искажает свет природы" (индивидуальные особенности человеческой психики и физиологии, характер человека, его воспитание и т.п.). По Бэкону исправить опыт индивида может коллективный опыт.

Идолы пещеры суть заблуждения  отдельного человека. Происходит это или от особых прирожденных свойств каждого, или от воспитания и бесед с другими, или от чтения книг и от авторитетов, перед какими кто преклоняется, или вследствие разницы во впечатлениях, зависящей от того, получают ли их души предвзятые и предрасположенные или же души хладнокровные и спокойные, или по другим причинам. Так что дух человека, смотря по тому, как он расположен у отдельных людей, есть вещь переменчивая, неустойчивая и как бы случайная. Вот почему Гераклит правильно сказал, что люди ищут знаний в малых мирах, а не в большом, или общем, мире.

"Идолы площади" - Часть  заблуждений кроется, по его  мнению, в несовершенстве и неточности  языка. Вместе с языком мы бессознательно усваиваем все предрассудки прошлых поколений и оказываемся в плену заблуждений.

Люди объединяются речью. Слова же устанавливаются сообразно  разумению толпы. Поэтому плохое и нелепое установление слов удивительным образом осаждает разум. Определения  и разъяснения, которыми привыкли вооружаться  и охранять себя ученые люди, никоим образом не помогают делу. Слова  прямо насилуют разум, смешивают  все и ведут людей к пустым и бесчисленным спорам и толкованиям.

"Идолы театра"- Многие  заблуждения коренятся в некритическом  усвоении чужих мнений (прежде  всего, по мнению Бэкона, взглядов  Аристотеля). Это оказывает тормозящее  воздействие на развитие научного  знания. Но как ни могущественны  и упорны все эти идолы, в  основном они могут быть преодолены  и познание объективной истины, утверждает Бэкон, возможно на  основе построения новой науки  и истинного метода.

Это идолы, которые вселились в души людей из разных догматов философии, а также из превратных законов доказательств. Сколько есть принятых или изобретенных философских систем, столько поставлено и сыграно комедий, представляющих вымышленные и искусственные миры. Мы говорим это не только о философских системах, которые существуют сейчас или существовали некогда, так как сказки такого рода могли бы быть сложены и составлены во множестве; ведь вообще у весьма различных ошибок бывают почти одни и те же причины. При этом мы разумеем здесь не только общие философские учения, но и многочисленные начала и аксиомы наук, которые получили силу вследствие предания, веры и беззаботности. Однако о каждом из этих родов идолов следует более подробно и определенно сказать в отдельности, дабы предостеречь разум человека.

Таким образом, учением об "идолах" Бэкон стремился очистить сознание исследователя от пережитков схоластики и создал предпосылки  для успешного распространения  знаний, основанных на опытном изучении природы. Бэкон не только заложил  основы материалистического понимания  природы, но и дал обоснование  индуктивному методу как движению мысли  от частного к общему. Проблему выбора истинного метода и ее решение  Бэкон излагает аллегорическим способом.

 

 

 

 

 

 

 

4. Учение Ф. Бэкона о методе познания

 

По мнению Ф. Бэкона, существуют три основных пути познания - паука, муравья и пчелы.

· «Путь паука» - получение  знания из "чистого разума", то есть рационалистическим путем. Данный путь игнорирует либо значительно принижает  роль конкретных фактов, практического  опыта. Рационалисты оторваны от реальной действительности, догматичны и, по Бэкону, "ткут паутину мыслей из своего ума".

· «Путь муравья» - это  узкий путь, представители которого собирают разрозненные факты, но не умеют  их обобщать.

· Истинным является «путь  пчелы», который соединяет в себе достоинства названных «путей»  и свободен от недостатков каждого  из них. Таким образом, единство чувственного опыта и размышлений может  быть верным руководителем на дороге к истине.

Бэкон считал, что метод  «пчелы» помогает обнаружить материальные причины и обеспечивает изучение самой материи и законов ее действия. Материя многокачественна. Ей присущи различные формы движения: колебание, сопротивление, инерция, стремление, напряжение, жизненный дух, мука и т.д. Эти формы были фактически характеристиками механической формы движения материи, которая в то время была наиболее полно изучена.

Бэкону принадлежит одна из попыток классифицировать имеющиеся  науки. Основание классификации - свойства человеческого ума:

· Память.

· Воображение.

· Рассудок.

Памяти соответствуют  исторические науки, воображению - поэзия, рассудку - философия. Философию Бэкон определяет как науку о Боге, природе, человеке. Каждый из трех предметов философии человек познает по-разному:

* природу - непосредственно с помощью чувственного восприятия и опыта;

* Бога - через природу;

* себя - через рефлексию (то есть обращенность мысли на саму себя, изучение мыслью мысли).

Таким образом, очистив разум от призраков, нужно выбрать метод познания. Бэкон образно характеризует методы познания как пути паука, муравья и пчелы. Паук выводит истины из разума, а это ведет к пренебрежению фактами. Путь муравья – узкий эмпиризм, умение собирать факты, но не умение их обобщать. Путь пчелы – состоит в умственной переработке опытных данных. Путь истинного познания – индукция, т.е. движение познания от единичного к общему. Особенность индуктивного метода – анализ. Эмпирическая философия Бэкона оказала сильное влияние на становление экспериментального естествознания.

 

 

 

 

 

 

5. Влияние Ф. Бэкона на философию последующих эпох

 

Философия Ф. Бэкона оказала  огромное влияние на философию нового времени, английскую философию, философию  последующих эпох:

* было положено начало  эмпирическому (опытному) направлению  в философии; 

* гносеология (наука о  познании) поднялась из второстепенной  отрасли философии до уровня  онтологии (науки о бытии) и  стала одним из двух главных  разделов любой философской системы; 

* определена новая цель  философии -- помогать человеку  добиваться практических результатов  в его деятельности (тем самым  Бэкон косвенно заложил основы  будущей философии американского прогматизма);

* предпринята первая попытка  классифицировать науки; 

* дан импульс антисхоластической, буржуазной философии как Англии,так и Европы в целом.

Борьба Бэкона против авторитетов, выдвижение нового метода познания и  убеждение в том, что исследование должно начинать с наблюдений, а  не с теорий, ставят его в один ряд с важнейшими представителями  научной мысли Нового времени. Впрочем, он не получил сколько-нибудь значительных результатов - ни в эмпирическом исследовании, ни в области теории, а его метод  индуктивного познания через исключения, который, как он полагал, будет продуцировать  новое знание «подобно машине», не получил  признания в экспериментальной  науке.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

XVII век - время, обозначившее  крупные перемены в жизни Европы. Сдвиги в образе жизни, системе  ценностей, духовном мироощущении - все это нашло свое отражение  в новой проблематике и стиле  философии. Философия должна была  осознать смысл и масштаб происходящих  перемен и ввести современников  в новый мир, мир с иным  местоположением самого человека  в его отношении к природе,  обществу, самому себе и Богу.

Философия Нового Времени  имела антисхоластическую направленность и во многом носила нерелигиозный характер. В центре ее внимания были мир, человек и его отношение к миру. Новый духовный мир выстраивался и обживался людьми с трудом, в конфликтах и столкновениях. Освобождение от власти прежних традиции требовало мужества, усилий и значительного времени.

Беспристрастный ум, освобожденный  от всякого рода предрассудков, открытый и внимающий опыту – таково исходное положение бэконовской философии. Для овладения истиной вещей остается прибегнуть к правильному методу работы с опытом, гарантирующему нам успех. Опыт у Бэкона лишь первая ступень познания, вторая его ступень – это разум, который производит логическую обработку данных чувственного опыта. Истинный ученый, - считает Бэкон, - подобен пчеле, которая «извлекает материал из садовых и полевых цветов, но располагает и изменяет его по своему умению».Поэтому главным шагом в реформе науки, предлагаемом Бэконом, должно было стать совершенствование методов обобщения, создание новой концепции индукции.

Таким образом, Бэкон является одним из основателей эмпиризма  – системы процедур получения  научного знания: научного наблюдения и эксперимента. Принцип эмпиризма  Ф. Бэкон распространяет и на учение о человеке и морали. Он отличает два компонента души человека: одна - Боговдохновенная, производная от духа Бога, недоступная для познания. Вторая, чувственная, подобная душе животных. Она является основанием разума. На основании своих убеждений Бэкон проводит аналогию между человеком и природой. В человеке, как и в природе, есть проявление как единичного, так и всеобщего. Следовательно, в человеческом сообществе должны быть общие основы – доминанты. И таким доминантом, по мнению Бэкона, является благо, благо для общества. Каждый индивид, живущий в обществе, должен заботиться о благе для общества. В обществе равновесие основано на всеобщем благе.

Информация о работе Ф. Бэкон. Учение об истине и заблуждении