Ф. Бэкон. Учение об истине и заблуждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 19:04, реферат

Описание работы

Идолы и ложные понятия, которые уже пленили человеческий разум и глубоко в нем укрепились, так владеют умом людей, что затрудняют вход истине, но, если даже вход ей будет дозволен и предоставлен, они снова преградят путь при самом обновлении наук и будут ему препятствовать, если только люди, предостереженные, не вооружатся против них, насколько возможно.
Цель данной работы – рассмотреть учение Ф. Бэкона об истине и заблуждении. Изучить биографию данного философа. Выделить руководящую идею в философии Ф. Бэкона и описать учение.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………..……………………………………….3
История жизни……………………………………………………………………………………………….5
Эмпиризм как течение в философии XVII в. и его сущность……………………..…9
Учение об истине и заблуждении……………………………………………………………….11
Учение Ф. Бэкона о методе познания…………………………………………………………16
Влияние Ф. Бэкона на философию последующих эпох……………………………..18
Заключение……………………………………………………………………………………………………….19
Список литературы……………………………………………………………………………………………21

Файлы: 1 файл

реферат5.docx

— 39.44 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

 

Кафедра гуманитарных дисциплин

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине "Логика"

на тему "Ф. Бэкон. Учение об истине и заблуждении."

 

Выполнил: Е.А.Кочеткова, студент 1-го курса очной формы обучения юридического факультета, 

группа Ю-113Б 

 

Проверил:  проф.  И. В. Демидов

Оценка:

Подпись:

«     »  март  2012 г.

 

Люберцы 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение  …………………………………………………………………..……………………………………….3

  1. История жизни……………………………………………………………………………………………….5
  2. Эмпиризм как течение в философии XVII в. и его сущность……………………..…9
  3. Учение об истине и заблуждении……………………………………………………………….11
  4. Учение Ф. Бэкона о методе познания…………………………………………………………16
  5. Влияние Ф. Бэкона на философию последующих эпох……………………………..18

Заключение……………………………………………………………………………………………………….19

Список литературы……………………………………………………………………………………………21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность данной темы заключается в том, что философия  сама по себе учит тому, что всю жизнь, свой завтрашний день человек может  и должен выбрать и осуществить  сам, полагаясь на собственный разум. В становлении и формировании духовной культуры человека философия  всегда играла особую роль, связанную с ее мгновенным опытом критически-рефлексивного размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями. Философы во все времена и эпохи брали на себя функцию прояснения проблем бытия человека, каждый раз, заново ставя вопрос о том, что такое человек, как ему следует жить, на что ориентироваться, как вести себя в периоды кризисов культуры. Одним из значимых мыслителей философии является Фрэнсис Бэкон.

В своих трудах Бэкон провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой, а также предложил  реформу научного метода – очищение человеческого разума от заблуждений, обращение к опыту и обработка  его посредством индукции, основой  которой являются наблюдение, анализ и эксперимент. Основав свою философию  на понятии опыта, истолковав чувственность  как единственный источник всех наших  знаний, Бэкон тем самым заложил  основы эмпиризма – одной из ведущих  философских традиций новоевропейской  философии. Основным принципом метода Бэкона является единство теории и практики. В античной философии происходит идеализирование общего (мир идей Платона). Аристотель критикует Платона, но придерживается взгляда, что истина - от общего к частному, и что о единичном не может быть знания. Бэкон же говорит, что процесс познания может происходить путем обобщения опытных данных и таким образом может быть получено знание об общем. Для Бэкона правильный метод – наилучшее руководство на пути к открытиям и изобретениям, кратчайший путь к истине. Существует 4 препятствия для объективного познания мира, идолы (заблуждения разума, искажающее познание).

Идолы и ложные понятия, которые  уже пленили человеческий разум  и глубоко в нем укрепились, так владеют умом людей, что затрудняют вход истине, но, если даже вход ей будет  дозволен и предоставлен, они снова  преградят путь при самом обновлении наук и будут ему препятствовать, если только люди, предостереженные, не вооружатся против них, насколько возможно.

Цель данной работы –  рассмотреть учение Ф. Бэкона об истине и заблуждении. Изучить биографию данного философа. Выделить руководящую идею в философии Ф. Бэкона и описать учение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          1. История жизни

 

Ф. Бэкон родился 22 января 1561 года в Лондоне, в Йорк Хаузе на Стренде, в семье одного из высших сановников елизаветинского двора, хранителя большой печати Англии — сэра Николаса Бэкона.

 Весной 1573 г. Бэкон  поступил учиться в Тринити-колледж  в Кембридж. Реформация в значительной  мере ослабила зависимость от  церкви и монашеских орденов  двух основных национальных центров  науки и образования Англии. Оксфорд  и Кембридж уже приобрели к  тому времени светский характер, и здесь обучалась молодежь, желающая  в будущем получить какие-нибудь  государственные должности. Вместе с тем в них еще господствовала старая схоластическая система образования, и, проучившись около трех лет в колледже, Бэкон покидает его, унося с собой сохранившуюся на всю жизнь неприязнь к философии Аристотеля, по его мнению, пригодной лишь для изощренных диспутов, но бесплодной в отношении всего, что могло бы служить пользе человеческой жизни.

Думая подготовить сына к  государственной службе, Николас Бэкон отправляет шестнадцатилетнего юношу в Париж, где он, будучи зачислен в состав английской миссии, выполняет ряд дипломатических поручений. Дипломатическая работа позволила юному Бэкону ознакомиться с политической, придворной и религиозной жизнью и других стран континента — итальянских княжеств, Германии, Испании, Польши, Дании и Швеции, результатом чего явились составленные им заметки «О состоянии Европы».

 Смерть отца в феврале  1579 г. заставляет Бэкона вернуться  в Англию. Как младший сын в  семье, он получает скромное  наследство и теперь вынужден  всерьез задуматься о своем  будущем положении. Бэкон поступает  в юридическую корпорацию Грейс-Инн,  где на протяжении ряда лет  изучает юриспруденцию и философию.  По-видимому, именно в эти годы  у него начинает созревать тот план универсальной реформы науки, который он впоследствии будет реализовывать в своих философских сочинениях, а пока излагает в не дошедшем до нас эссе, многозначительно названном «Величайшее порождение Времени».

В 1586 г. Бэкон становится старшиной юридической корпорации. Он строит себе в Грейс-Инн новый  дом, пишет ряд трактатов по праву  и ведет обширную судебную практику. До нас дошло свидетельство современника — известного английского драматурга Бена Джонсона — о том впечатлении, которое производило выступление  на суде Бэкона-юриста. «Никогда и никто  не говорил с большей ясностью, с большей сжатостью, с большим  весом и не допускал в своих  речах меньше пустоты и празднословия. Каждая часть его речи была по-своему прелестна. Слушатели не могли ни кашлянуть, ни отвести от него глаз, не упустив что-нибудь. Говоря, он господствовал  и делал судей по своему усмотрению то сердитыми, то довольными. Никто  лучше его не владел их страстями»

 Между тем юриспруденция  была далеко не главным предметом  интересов широко образованного и честолюбивого молодого юриста. По своему рождению и воспитанию Бэкон имел шансы получить выгодную должность при дворе, и именно этими мотивами пронизана почти вся дошедшая до нас его частная переписка тех лет.

 В 1593 г. Бэкон избирается  в палату общин от Мидлсекского графства, где вскоре приобретает славу выдающегося оратора. На короткое время он даже возглавляет оппозицию, когда палата общин пытается отстаивать свое право определять размер субсидий короне независимо от лордов.

 Между тем доброе  расположение к Бэкону ее величества  не простиралось далее милостивых  бесед и консультаций по правовым  и другим государственным вопросам. Как замечает В. Раули, хотя  королева и «поощряла его со  всей щедростью своей улыбкой,  она никогда не поощряла его щедростью своей руки». Настойчивые и многолетние попытки влиятельных друзей и покровителей заполучить для Бэкона высокие должности коронного адвоката не приводили ни к каким результатам.

В 1597 г. вышло в свет первое произведение, принесшее Бэкону широкую  известность, — сборник кратких  очерков, или эссе, содержащих размышления  на моральные и политические темы. Позднее он дважды переиздаст свои «Опыты и наставления», всякий раз  перерабатывая и пополняя их новыми очерками. За год до смерти в посвящении к третьему английскому изданию  Бэкон признается, что из всех его  сочинений «Опыты» получили наибольшее распространение. «Они принадлежат  к лучшим плодам, которые божьей милостью могло принести».

В 1607 г. получает пост генерал-солиситора, а еще через пять лет — должность генерал-атторнея — высшего юрисконсульта короны. Эти годы ознаменовались и подъемом его философско-литературного творчества. В 1605 г. Бэкон издает трактат «О значении и успехе знания, божественного и человеческого», положивший начало воплощению его плана «Великого Восстановления Наук», в 1609 г. — сборник своеобразных миниатюр «О мудрости древних», а в 1612 г. подготавливает второе, значительно расширенное издание «Опытов и наставлений». По-видимому, в то же время он пишет и трактат «Описание интеллектуального мира».

В 1620 г. Бэкон опубликовал  свое основное философское сочинение  — «Новый Органон» — по замыслу  вторую часть так и незавершенного генерального труда своей жизни  — «Великого Восстановления Наук». Теперь он весь отдается творчеству. Он составляет сборник английских законов, работает над историей Англии при  Тюдорах, готовит третье издание  «Опытов и наставлений» и, наконец, в 1623 г. публикует свой самый объемистый  труд «О достоинстве и приумножении наук» — первую часть «Великого Восстановления Наук». В эти же годы он пишет и свою философскую утопию «Новая Атлантида».

Его быт в Грейс-Инн, где  он теперь живет, скромен и прост  по сравнению с богатой обстановкой  Йорк-Хауза времен его канцлерства, и Бэкону трудно с этим примириться. Он чувствует стеснение в средствах, так как привык жить на широкую ногу, и в своем письме к королю проникновенно умоляет о помощи, «чтобы я не был вынужден на старости лет идти побираться». Последнее время он много болеет. Однажды холодной весной 1626 г. Бэкон решает проделать опыт с замораживанием курицы, чтобы убедиться, насколько снег может предохранить мясо от порчи. Собственноручно набивая птицу снегом, он простудился и, проболев около недели, умер в доме графа Аронделя в Гайгете 9 апреля 1626 г. В своем последнем письме он не забыл упомянуть о том, что опыт с замораживанием «удался очень хорошо».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Эмпиризм как течение в философии XVII в. и его сущность

 

Новое время - это эпоха  разносторонней критики традиционной средневековой схоластики. Критика  схоластики и формирование новой  философии осуществлялось в связи  с осознанием несоответствий схоластических установок и понятий требованиям  жизни. Философы XVII века (Ф. Бэкон, Дж. Локк, Т. Гоббс) утверждали, что построить надежное здание истинной философии можно только опираясь на опытно-экспериментальное естествознание. Они заложили основы того гносеологического направления, которое получило наименование эмпиризма.

Эмпиризм (от греч. empeiria - опыт) - направление в теории познания, которое все знания выводит из чувственно опыта (эмпирии).

Признавая чувственный опыт единственным источником познания и  критерием истины, эмпиризм рациональную познавательную деятельность сводит к разного рода комбинациям того материала, который поставляется опытом, и толкует эту деятельность как ничего не прибавляющую к содержанию знания.

Эмпиризм опирается на утверждение, что источником истинного  знания может быть только опыт (эмпирия). Задача науки заключается в том, чтобы разобрать соответствующие  процедуры, позволяющие «извлечь»  эту истину, заключающуюся в вещах  и процессах реальности, и донести  ее в неискаженном виде до человека.

Одним из первых, кто противопоставил  категориям схоластической философии, спекулятивным рассуждениям о Боге, природе и человеке доктрину "естественной" философии, базирующейся на опытном познании был Фрэнсис Бэкон (1561-1626).

Научный прогресс, полагал  Бэкон, должен быть достигнут прежде всего за счет перехода от схоластических спекуляций к анализу вещей. Схоласты, по мнению Бэкона, бесполезной утонченностью, пустым умозрением и ненужными спорами "подрывают твердыню науки".

Бэкон впервые сформулировал  идею универсальной реформы человеческого  знания на базе утверждения опытного метода исследований и открытий. ("Истина - дочь Времени, а не Авторитета". Френсис Бекон). Отныне, по его мнению, открытия надо искать природе, а не в древности.

Предметом познания, говорил  Бекон, есть и может быть только природа, особенно - ее физические особенности  и состояние.

Из области научных  исследований и научных знаний он исключал сверхъестественное (Бога, чудеса, потусторонний мир), поскольку оно  держится не на проверяемых знаниях, а на бездоказательной вере. В этом отношении Бекон был сторонником  и одним из создателей широко известной  в истории философской мысли "Теории двойственной истины", согласно которой  между религией и наукой нет ничего общего. Их, Религию и Науку, можно  уподобить двум геометрическим плоскостям, которые нигде не пересекаются друг с другом. Истины религии не могут  быть проверены и доказаны наукой, а религия не может и не должна решать научных проблем. Религиозные  положения воспринимаются за истины в области религиозной веры, а  научные положения воспринимаются за истину при помощи разума, на основе опыта и критического анализа  полученных данных. Для науки, говорил Бекон важнейшее значение имеет поиск и выявление материальных причин исследуемых процессов и явлений.

 

 

 

3. Учение об истине и заблуждении

 

Бэкон обосновал индуктивную  концепцию научного познания, в основе которой лежит опыт и эксперимент  и определенная методика их анализа  и обобщения. Метод индукции - это  логический путь движения мысли, характеризующий  переход знания частного к знанию общего. Это метод, позволяющий разуму человека анализировать, разделять  и разлагать природу, открывать  присущие ей общие свойства и законы. Центральное место в методологической программе Бэкона занимают опыт и индукция.

Научное знание, по мнению Бэкона, проистекает не просто из непосредственных чувственных данных, а из целенаправленно  организованного опыта, эксперимента. Эксперимент дает возможность ставить  изучаемую вещь в искусственные  ситуации, в которых наиболее отчетливо  проявляются те или иные ее признаки.

Информация о работе Ф. Бэкон. Учение об истине и заблуждении