Доказательства и опровержение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 23:29, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является изучить одно из форм умозаключений – доказательство. Также я выделила несколько задач:
1) Дать общую характеристику доказательства и опровержения;
2) Рассмотреть виды доказательства ;
3) Проанализировать способы, а также правила доказательства и опровержения, научиться находить в них ошибки.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1.Структура доказательства……………………………………………….4
2. Способы доказательства. Опровержение………………………………7
3. Правила доказательства и опровержения……………………………..11
Заключение………………………………………………………………...13
Список литературы………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

контрольная № 1 по логике.doc

— 70.50 Кб (Скачать файл)

в) установлением того, что аргументы сами являются еще не доказанными;

г)определением, что источник фактов, при помощи которых обосновывается выдвинутый тезис, является недоброкачественным.

    Опровержение демонстрации показывает отсутствие логической связи между аргументами и тезисом. Доказательство, как известно, протекает всегда в форме умозаключения. Поэтому успешное использование данного способа опровержения предполагает четкое представление о правилах и ошибках соответствующих умозаключений - дедукции, индукции, аналогии, в форме которых протекает обоснование тезиса. Если установлено, что тезис доказан с нарушением правил умозаключения, то такое доказательство считается опровергнутым. Вот например Аристотель отмечает ошибку в доказательствах и умозаключениях, «когда неправильно понимается связь основания и следствия»1…

    Рассмотренные способы опровержения применяются не только в качестве самостоятельных операций, но и в сочетаниях. Так, прямое опровержение тезиса может быть дополнено критическим разбором аргументов; наряду с ошибками в доводах могут быть выявлены нарушения в самом процессе рассуждения и т.д.

5

 

 

Правила доказательства и опровержения

 

Правило № 1

    Тезис должен быть сформулирован точно, он должен оставаться одним и тем же в процессе всего доказательства или опровержения.  

Ошибки

а) "подмена тезиса" - доказывается (опровергается) новый тезис

б) "довод к человеку" - доказательство (опровержение) тезиса подменяется оценкой лица

в) "довод к публике" - стремление воздействовать на чувства слушающих

 

Правило № 2

    Основания должны быть истинными, доказанными, не подлежащими сомнению. Основания должны доказываться независимо от тезиса.

Ошибки

а) "основное заблуждение" - тезис обосновывается ложными аргументами

б) "предвосхищение основания" - аргументы нуждаются в собственном обосновании

в) "порочный круг" - аргументы доказываются посредством тезиса

 

Правило № 3

    Доказательство (опровержение) должно строиться по общим правилам умозаключения.

Ошибки

а) "мнимое следование" - тезис не следует из приведенных оснований

б) "от сказанного с условием к сказанному безусловно" - аргументы, истинные при определенных условиях, приводятся в качестве истинных при любых условиях

   

    Таким образом, доказательство и опровержение являются необходимым и наиболее сложным этапом мыслительного процесса. Их использование в различных видах практической деятельности предполагает глубокое значение и умение применять умозаключения, правила вывода умозаключений, несоблюдение которых (осознанно или неосознанно) приводит к невозможности получить человеком истинные знания о действительности.

    Старая латинская пословица  говорит: «Доказательства ценятся  по качеству, а не по количеству»1. В самом деле, логический вывод из истины даёт только истину. Если найдены верные аргументы и из них выведено доказываемое положение, доказательство состоялось, и ничего более не требуется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

7

 

 

Заключение

    Знание законов логики и умение использовать их на практике необходимы любому юристу. Именно эти знания и умения позволят ему строить убедительные конструкции, избегать ошибок, выявлять софизмы. Знание и использование законов логики дает юристу большое преимущество, а логически неграмотный защитник или обвинитель обречен на поражение.  

    Раскрывая логическую сущность доказательства, я рассмотрела типичное для формальной логики построение доказательного рассуждения при заранее

сформулированном положении с оценкой тезиса в качестве истинного или ложного суждения.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

  1. Гетманова А.Д. Логика: для педагогич.уч. заведений.М.1995.С.-416.
  2. Горский Д.П. Логика: уч.пособие для педагогич.институтов.2-е изд.М.1963.С.-289.
  3. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить: кн. для учащихся. М.1986.С.-224.
  4. Ивин А.А. Логика и теория аргументации: элементарный курс: учебное пособие. М. 2007.С.-220.
  5. Кондаков Н.И. Логический словарь. М.1971.С.-656.
  6. Маковельский А.О. История логики. М.1967.С.-495.
  7. Светлов В.А. Современная логика. Учебное пособие-СПб.:  Питер.2006.С.-400.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Ивин А.А. Логика и теория аргументации: Элементарный курс: учеб. пособие. 2007.С.-106.

1 Гетманова А.Д. Логика: Для педагогоч.уч.заведений.М.1995.С.-186.

1 Гетманова А.Д. Логика: Для педагогоч.уч.заведений.М.1995.С.-188.

1 Ивин А.А. Искусство правильно мыслить:кн. для учащихся.М.1986.С.-108.

1 Маковельский А.О. История логики.М.1967.С.-159.

1 Ивин А.А. Искусство правильно мыслить:кн. для учащихся.М.1986.С.-10.

 


 



Информация о работе Доказательства и опровержение