Виды самостоятельных работ в обучении математике и методика их проведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 11:38, курсовая работа

Описание работы

Развитие этого качества у учеников, мотивирует их к различной самостоятельности в других областях (участие в различных кружках, участие в олимпиадах, конкурсах, подготовке докладов, разработке научных проектов). Но для всего этого нужно проводить огромную работу с детьми. Проводить с ними проблемные уроки, выездные лекции и все в этом роде, что может, как то развивать самостоятельную деятельность учеников.

Содержание работы

Введение
Роль самостоятельной работы учащихся на уроке.
Основные виды и типы самостоятельных работ в математике.
Самостоятельные работы с учетом индивидуальных интересов и потребностей учащихся.
Самостоятельные работы развивающие творческую активность учащихся на этапе текущего повторения.
Разработка содержания различных по форме обучающих самостоятельных работ по теме «Действия с десятичными дробями».
Заключение.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 1.17 Мб (Скачать файл)

Департамент образования г. Москвы

ГОУ ВПО города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

 

Кафедра тории и методики обучения математике в школе.

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

По теме «Виды  самостоятельных работ в обучении математике и методика их проведения»

 

Студентки

4 курса д/о

Сучковой В.Н.

 

Научный руководитель

Должность

Савинцева Н.И.

 

 

 

 

 

Москва,2012

 

 

Оглавление

    1. Введение
    2. Роль самостоятельной работы учащихся на уроке.
    3. Основные виды и типы самостоятельных работ в математике.
    4. Самостоятельные работы с учетом индивидуальных интересов и потребностей учащихся.
    5. Самостоятельные работы развивающие творческую активность учащихся на этапе текущего повторения.
    6. Разработка содержания различных по форме обучающих самостоятельных работ по теме «Действия с десятичными дробями».
    7. Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В наше время  возникаем масса проблем связанных  с обучением школьников, как правильно  преподнести тот или иной материал. Существует множество форм работы и методик в обучении математики,  которые учителя пытаются использовать на практике.

В данной работе ставиться цель как нужно применять ту или иную форму работы, а именно самостоятельную работу учеников на уроках математики. Как и когда лучше использовать, как виляет самостоятельная работа на развитие различных качеств у школьников.

Самостоятельная работа является самой популярной и важной формой работы в обучении. Ведь самостоятельная деятельность учеников сопутствует не только закреплению изученного материала и проверки знаний, но и довольно многих качеств личности. Развитие этого качества у школьников поможет в им дальнейшем, в различной трудовой деятельности. Это качество необходимо для каждого и совершенно неважно, в какой отрасли будет работать после школы.

Формирование  навыков и умений в основном у учащихся происходит при самостоятельной деятельности. Это объясняется тем, что ученики работаю сами, то есть они реализуют, проявляют свою самостоятельность. И это способствует развитию и совершенствованию своего багажа знаний и умений. 

Развитие этого качества у учеников, мотивирует их к различной самостоятельности в других областях (участие в различных кружках, участие в олимпиадах, конкурсах, подготовке докладов, разработке научных проектов). Но для всего этого нужно проводить огромную работу с детьми. Проводить с ними проблемные уроки, выездные лекции и все в этом роде, что может, как то развивать самостоятельную деятельность учеников.

Без развития самостоятельности  нет умений, а без умений самостоятельная  работа учеников не принесет, ни какой  пользы в их работе. И чем лучше развита эта черта, тем эффективнее будет протекать их деятельность. Именно по этому самостоятельная работа является самым важным аспектом в обучении математике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Роль  самостоятельной работы учащихся на уроке.

 

Самостоятельная работа на уроках обычно занимает в среднем пять минут. Ее характер в основном является репродуктивным (по образцу). Перенос знаний в новые условия наблюдается лишь на третьей части урока.

Самостоятельная работа - это работа, «совершаемая собственными силами, без посторонних влияний, без чужой помощи» (С.Ожегов).

Структура самостоятельной  работы включает в себя три этапа: подготовительный, исполнительный и  проверочный, в который входят анализ задания, поиск способов его осуществления, планирование, выполнение, проверка и оценка результатов.

Самостоятельная работа на уроке обычно применяется  на  различных этапах:

      1. При подготовке к восприятию нового материала;
      2. При изучении новых знаний, формировании умений и навыков;
      3. При применении знаний на различном уровне (репродуктивном и продуктивном);
      4. При обобщении и систематизации знаний.

В практической деятельности самостоятельная работа обычно представляет некую организацию  обучения, при которой обучаемые  по заданию учителя, самостоятельно выполняют какое-то задание в специально предоставленное для этого время.

Можно предложить учащимся на основе анализа содержания учебного материала самостоятельно:

    1. высказать сомнение;
    2. обобщить его и сделать выводы;
    3. выполнить практическое задание.
    4. спрогнозировать дальнейший ход событий;
    5. сделать графические работы;

 

В современной  практике обучения можно наблюдать  отсутствие четко сформулированной задачи для выполнения самостоятельной  работы. В результате ученик выполняет  работу либо по отработанному варианту, либо методом «проб и ошибок».

Организация самостоятельной  работы учащихся на уроке требует  определенных условий, обеспечивающих ее успешность.

    1. Планирование разных вариантов самостоятельной работы в системе уроков по теме.
    2. Наличие сформированных умений и навыков самостоятельной работы (от элементарных до более сложных).
    3. Посильность заданий (постепенное нарастание самостоятельности), их вариативность и разнообразие.
    4. Соотнесение объема и сложности работы с темпом его выполнения.
    5. Осознание учеником цели и появление желания к ее достижению.
    6. Использование различных форм деятельности учащихся для достижения поставленной цели:
    7. фронтальная работа (все ученики выполняют одно и то же задание);
    8. коллективная работа (каждый выполняет какую-то часть общего задания);
    9. групповая работа (группы учащихся выполняют разные или одинаковые задания);
    10. индивидуальная работа (каждый ученик выполняет особое задание).

Кроме того, хорошая  организация самостоятельной работы учащихся на уроке невозможна без  основательной дидактической подготовки учителя.

 

Основные виды и типы самостоятельных работ в математике.

К классификации по степени самостоятельности относятся типысамостоятельных работ, разработанные Павлом Ивановичем Пидкаситым[4]:

    1. воспроизводящие работы по образцу;
    2. реконструктивные;
    3. вариативные;
    4. эвристические;
    5. творческие (исследовательские).

 

Познавательная  деятельность учащегося при выполнении самостоятельных работ воспроизводящего типа направлена на то, чтобы внимательно прослушать, запомнить и воспроизвести определенную информацию. Причем самовоспроизведение может быть дословным и преобразующим воспроизведением.

Мыслительные  операции, умственные и практические действия ученика в ходе выполнения деятельности интеллектуального или  практического характера осуществляются здесь на основе умений самостоятельно всматриваться, вчитываться в текст учебника и выделять в нем тот материал, который позволяет школьнику найти ответ на поставленный вопрос учителем, решить задачу, примеры, получить новую информацию в рамках уже известных положений; выделить в наглядном или текстуальном материале факты, подтверждающие главные мысли, учебного материала.

Реконструктивные  самостоятельные работы. На этом уровне  в учебной деятельности ученика  интеллектуальные и практические действия протекают уже в плане регистрирования, преобразования структуры учебных текстов и опыта решения задач, предлагаемых учителем для самостоятельного выполнения учащимися. На основе имеющихся знаний и умений решения задач по образцу ученик может самостоятельно осмыслить внутреннею структуру изучаемого материала, дать описание действий с объектами изучения, анализировать и предотвращать возможные исходы действий.

Вариативные самостоятельные  работы. При выполнении самостоятельных  работ данного типа ученик самостоятельно производит выбор средств и методов решения стоящих перед ним задач, определяет и отбирает необходимых для решения заданий, устанавливает последовательность операций этих знаний в процессе решения тои или иной задачи.

Самостоятельные работ этого типа правомерно называть вариативными. По характеру стимулируемой ими деятельности ученика они сохраняют преемственность и связь с реконструктивными работами, но вместе с тем  и качественно отличаются от них. Это различие можно проследить по следующим признакам[2],[3].

 

При выполнении самостоятельной работы реконструктивного типа:

    1. познавательная активность и самостоятельность ученик не выходит за рамки элементарного обобщения, ведущего к установлению сходства либо наличного знания и способа решения соответствующей задачи, либо решения двух задач (хорошо известной и новой).
    2. Привлечение учеником ранее усвоенных знаний и прошлого опыта познавательной и практической деятельности при решений задач  ограничивается рамками конкретизации  уже известных положений, входящих в его формализованный опыт.

 

При выполнении самостоятельных работ  вариативного типа:

    1. Познавательная активность и самостоятельность ученика выражается в проводимых им обобщениях и анализе проблемной ситуации, в отделение существенного от второстепенного нахождения способа решения задачи (т.е. не сводится к актуализации усвоенных знаний преобразующему воспроизведению известных способов решений)
    2. Ученик привлекает и привлекает и варьирует в ходе решения задач в основном элементы своего формализованного опыта, однако соответствующие знания обычно употребляются в существенно новой функции, благодаря чему возникает продуктивный процесс получения новой информации; отсюда следует, что при выполнении работ этого типа идет накопление уч-ся нового опыта деятельности на уровне овладения элементарными методами исследования в отдельно взятых учебных дисциплинах, закладываются основы выработки умений переноса этих методов на более широкий круг родственных дисциплин. Так, в математике специфический метод познания — установление, измерение количественных отношений между объектами реальной действительности. Овладевая этим методом, учащийся с его помощью приобретает умение оперировать математическими категориями меры, количества, величины, пространства и т.д., научается вычленять сущность вопроса, отвлекаться от несущественных деталей, вырабатывает у себя умение строить такую схему явлений, в которой сохранено только то, что нужно для математической трактовки вопроса, а именно: отношения принадлежности, порядка и меры пространственного расположения.

Самый высокий уровень познавательной активности и самостоятельности уч-ся проявляется в ходе выполнения им творческих самостоятельных работ, где предполагается уже непосредственное участие школьника в производстве принципиально новых для него знаний, ценностей материальной и духовной культуры. Задания во всех видах творческих работ содержат условия, стимулирующие возникновение проблемных ситуаций, которые можно создать на уроке различными способами.

Перечисленные типы и виды самостоятельных работ тесно связанны между собой.

 

Виды самостоятельных работ.

Чаще всего  на практике сталкиваются с таким  видами самостоятельных работ[5]:

  1. По степени самостоятельности учащихся;

2) по степени индивидуальности;

3) по источнику знаний:

    • работа с учебником;
    • работа со справочной литературой;
    • решение и составление задач;
    • учебные упражнения;
    • задания по чертежам и схемам;
  1. по дидактическим целям:
    • воспроизведение опорных знаний и умений;
    • закрепление изученного материалаз;
    • приобретение новых знаний и умений;
    • повторения и общения знаний и умений;
    • проверки умений, знаний и навыков;
    • формирование творческого характера, умения применять знания в более сложной ситуации.

Так же известны и другие виды самостоятельных работ, такие как:

  1. лабораторные работы;
  2. практические работы;
  3. математические диктанты;
  4. устные самостоятельные работы;

5.домашние самостоятельные работы;

При выполнении самостоятельных работ по образцу  деятельность ученика направлена на овладение различными способами  работы, основными умениями для последующего применения в обучении. Такие виды  работ позволяют освоить учебный материал, но не обогащают учеников опытом познавательной творческой деятельности.

Информация о работе Виды самостоятельных работ в обучении математике и методика их проведения