Великие математики в поэзии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 12:40, курсовая работа

Описание работы

Есть много свидетельств тому, как искусство вдохновляет человека науки. Более удивительно, что наука может быть источником художественного вдохновения. Перелистывая сборник стихов русских поэтов начала нашего века, можно наткнуться на глубокие и, наверное, не всегда осознанные связи математических образов и поэтического мышления.
Кажется, нет никакого смысла в связи математики и поэзии. Математика и лирика... Слова, которые редко стоят рядом. Когда речь заходит о лирике - чаще подразумеваются уроки литературы, музыки, изобразительного искусства. О математике же говорят, как о науке абстрактной и сухой

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………. 3
Содержание ………………………………………………………………… 4
2.1 Глава I. Великие математики в поэзии
2.1.1 С.В.Ковалевская …………………………………………………….. 4
2.1.2 Омар Хайям………………………………………………………….. 5
2.1.3 М.В.Ломоносов ……………………………………………………... 6
2.1.4 А.С.Пушкин ………………………………………………………… 7
2.1.5 Н.И.Лобачевский ………………………………………………….... 8
2.1.6 В.Я.Брюсов ………………………………………………………….. 9
2.1.7 М.Ю.Лермонтов …………………………………………………….. 10
2.2 Глава II. Цифровые стихи …………………..………………………… 11
3. Заключение ………………………………………………………………... 12
4. Литература …………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!!.doc

— 1.49 Мб (Скачать файл)

 

Учебная работа по дисциплине «Математика и поэзия»

СМК – КР – 01 - 2013

Страница  из 13


Ре


 

 

 

 

 

К ЗАЩИТЕ ДОПУСТИТЬ

Руководитель МО учителя

естественных математических наук

Жданова

«16» декабря 2013 г.

 

 

 

 

 

 

Право интеллектуальной собственности

Учебная работа по дисциплине «Математика и поэзия»

СМК – КР – 01 - 2013

 

 

 

 

Составила

Ашина А.,

Обучающаяся 10Б класса

 «16» декабря 2013 г.

 

Руководитель 

Варавина В.Н.,

учитель математики

«16» декабря 2013 г.

 

 

 

 

 

 

Новокузнецк 2013

 

 

 

Оглавление

 

  1. Введение ……………………………………………………………………. 3
  2. Содержание ………………………………………………………………… 4

     2.1 Глава I. Великие математики в поэзии  

  2.1.1 С.В.Ковалевская …………………………………………………….. 4

  2.1.2 Омар Хайям………………………………………………………….. 5

  2.1.3 М.В.Ломоносов ……………………………………………………... 6

  2.1.4 А.С.Пушкин ………………………………………………………… 7

  2.1.5 Н.И.Лобачевский ………………………………………………….... 8

  2.1.6 В.Я.Брюсов ………………………………………………………….. 9

  2.1.7 М.Ю.Лермонтов …………………………………………………….. 10

2.2 Глава II. Цифровые стихи …………………..………………………… 11

      3. Заключение ………………………………………………………………... 12

      4. Литература ……………………………………………………………….... 13

     

 

 

 

 

 

Введение:

Есть много  свидетельств тому, как искусство  вдохновляет человека науки. Более  удивительно, что наука может  быть источником художественного вдохновения. Перелистывая сборник стихов русских  поэтов начала нашего века, можно наткнуться на глубокие и, наверное, не всегда осознанные связи математических образов и поэтического мышления.

Кажется, нет  никакого смысла в связи математики и поэзии. Математика и лирика... Слова, которые редко стоят рядом. Когда речь заходит о лирике - чаще подразумеваются уроки литературы, музыки, изобразительного искусства. О математике же говорят, как о науке абстрактной и сухой. Разумеется, у этой науки свой особый язык: язык рассуждений и доказательств. Но это не означает, что в математике не найдется место лирике. Вот что пишет по этому поводу М. Бромлей:

Это ложь, что  в науке поэзии нет...

За  чертогами формул, забыв о весне,

В мире чисел  бродя, как лунатик,

Вдруг гармонию выводов дарит струне,

К звучной  скрипке прильнув, математик...

Настоящий ученый, он тоже поэт,

Вечно жаждущий знать и предвидеть.

Кто сказал, что  в науке поэзии нет?

Нужно только понять и увидеть!

 

Содержание:

Глава I. Великие математики в поэзии.

Многие ученые, помимо своей научной деятельности, занимались чем-то еще. Кто-то увлекался  рыбалкой, кто-то спортом, а некоторые ученые писали рассказы, оды, стихи. 

Женщина математик Софья Васильевна Ковалевская говорит о математике так: «Это наука, требующая наиболее фантазии, нельзя быть математиком, не будучи в то же время поэтом в душе.»

Ковалевская внесла огромный вклад в развитие математической науки. Ее работы известны во всем мире, ее именем названа «теорема Коши-Ковалевской» и частный случай в задаче о вращении твердого тела вокруг неподвижной точки.

Она – великий  математик, она – признанный писатель и поэт.

 Вот одно из ее стихотворений:

Если ты в жизни, хотя на мгновенье 

Истину в сердце своем ощутил,

Если луч правды сквозь мрак и  сомненье

Ярким сияньем твой путь озарил:

Чтобы в решеньи своем неизменном

Рок ни назначил тебе впереди – 

Память об этом мгновеньи священном

Вечно храни, как святыню, в груди.

Тучи сберутся громадой нестройной,

Небо покроется черною мглой,

С ясной решимостью, с верой спокойной 

Бурю ты встреть и померься с  грозой.

 

Одним из крупнейших математиков, который был замечательным поэтом, является Омар Хайям. 
Омар Хайям завершил построение геометрической теории кубических уравнений. В алгебре он построил классификацию кубических уравнений и дал их решения с помощью конических сечений.

 Параллельно  с занятиями наукой Хайям создавал свои четверостишия (“Рубаи”).

* * *

«Много лет размышлял я над  жизнью земной. 
Непонятного нет для меня под луной. 
Мне известно, что мне ничего не известно, - 
Вот последний секрет из постигнутых мной.»

* * *

Омар Хайям  навсегда вошел в историю всемирной культуры не только как блестящий ученый – энциклопедист, но и как прекрасный поэт. Его мудрые лирические четверостишия, наполненные глубоким философским смыслом.

* * *

«Нам жизнь навязана; её водоворот 
Ошеломляет нас, но миг один – и вот 
Уже пора уйти, не зная цели жизни… 
Приход бессмысленный, бессмысленный уход!»

 

Гениальный  русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов  является творцом идей новой науки  во многих областях. Он величайший химик, физик, геолог и в то же время историк, языковед и даже поэт. Научная деятельность Ломоносова была весьма разносторонней и протекала в непрерывной борьбе за процветание самостоятельной русской науки.

Великий русский  ученый М. В. Ломоносов говорил о  математике так: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит.» 

И вот отрывок из его  стихотворения:

* * *

О вы, которых ожидает 

Отечество от недр своих

 И видеть таковых желает,

 Каких зовет от стран чужих, 

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободрены

 Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

 И быстрых разумом Невтонов 

Российская земля рожать.

 

Существует  много теорий для объяснения нынешней формы цифр. Некоторые теории связывали  форму цифр с числом палочек, точек, углов в цифре, но все эти теории не имеют научного значения. В связи с этим вопросом мы можем упомянуть имя великого русского поэта А. С. Пушкина.

В полных собраниях  его сочинений имеется заметка с чертежом: Форма арабских цифр, составлена из следующей фигуры DAC(1), АВDС(2), АВЕСD(3), АDВ+АC(4)


А.С.Пушкин считал, что писатель должен иметь «чувство сообразности», обладать «силой ума, располагающего части в отношении к целому».

Сам он обладал  всем этим в высшей степени. И когда  он композиционно организовывал  свои произведения, он, конечно же, руководствовался этой внутренней «математикой» - безошибочно точным глазомером и непогрешимо верной рукой величайшего мастера-художника: не по заранее подготовленным математическим формулам располагал «части в отношении к целому», но само это расположение оказывалось в полном с ними соответствии.

Совпадение кульминационных  моментов в произведениях прозы  у А.С.Пушкина удивительно близкое  с золотой пропорцией.

Рассмотрим композицию «Пиковой дамы». В этой повести кульминационным  моментом является сцена в спальне  у графини, куда проник Герман в надежде узнать тайну трёх карт. В повести (издания 1978 г.) 853 строки. Кульминационный момент повести – это смерть графини. Ему отвечает 535-я строка. Эта строка расположена в повести почти точно в месте золотого сечения, так как 835:535 = 1,6.

 

«У каждого  свой исходный постулат, на котором  построена его геометрия жизни. Нужно только пристальнее приглядеться к человеку, определить этот исходный постулат и тогда всё станет ясно, все поступки окажутся логически  обоснованными. Можно даже наперёд  предсказать, как поступит тот или иной человек». Так говорил         Николай Иванович Лобачевский.

Лобачевский получил  ряд ценных результатов в других разделах математики: так, в алгебре  он разработал, метод приближённого решения уравнений, в математическом анализе получил ряд тонких теорем о тригонометрических рядах, уточнил понятие непрерывной функции, дал признак сходимости рядов и др. В разные годы он опубликовал несколько содержательных статей по алгебре, теории вероятностей, механике, физике, астрономии и проблемам образования.

В 1834 году Лобачевский рискнул опубликовать свое стихотворение «Разлив Волги при Казани»

 Вот его отрывок:

 «Ты поражаешь ли поля опустошеньем? 
Ты похищаешь ли надежды поселян? 
Нет! На водах твоих всегда благословенье 
Почиет благодарных стран, 
Тобой, питаемых, тобой обогащенных! 
Ты и земли безвредная краса, 
И светлые в струях твоих невозмущенных, 
Как в чистой совести, сияют небеса. 
Вот образ мирного могущества России! 
Ее разлив не страшен никому. 
Великодушие обуздывает силы, 
всегда, везде покорные ему.»

 

Брюсов Валерий  Яковлевич - русский поэт, прозаик, драматург, основоположник символизма, критик, переводчик, литературовед.

В. Я. Брюсов изучал статистические закономерности в произведениях  поэзии. Он писал: “Математику как  олицетворение рассудочности обычно противопоставляют поэзии, постигающей мир иными, не рассудочными средствами”.

Вот одно из его  стихотворений:

Числа

«Мечтатели, сибиллы и пророки, 
Дорогами, запретными для мысли, 
Проникли – вне сознания – далеко, 
Туда, где светят царственные числа. 
Предчувствие разоблачает тайны, 
Проводником нелицемерным светит: 
Едва откроется намек случайный, 
Объемлет нас не предсказанный трепет… 
Вам поклоняюсь, вас желаю, числа, 
Свободные, бесплатные, как тени, 
Вы радугой связующей повисли 
К раздумиям с вершины вдохновенья!»

 

 

 

 

 

 

Михаил  Юрьевич Лермонтов постоянно искал новую деятельности и никогда не отдавался весь тому высокому поэтическому творчеству, которое обессмертило его имя и которое, казалось, должно было поглотить его всецело. Постоянно меняя занятия, он со свойственной ему страстью, с полным увлечением отдавался новому делу.

* * *

Опять вы, гордые, восстали

За независимость  страны,

И снова перед  вами пали

Самодержавия  сыны,

И снова знамя  вольности кровавой

Явилося, победы мрачный знак,

Оно любимо было прежде славой:

Суворов был  его сильнейший враг.

 

Известно, что  Лермонтов был большим любителем  математики и в своих вольных  переездах из одного места службы в другое всегда возил с собой  учебник математики.

Лермонтов одно время исключительно занимался математикой. Однажды, он до поздней ночи сидел над решением какой-то математической задачи. Не решив ее, Лермонтов, измученный, заснул. Задачу эту он решил во сне.


Ему приснилось, что пришел какой-то математик и  подсказал ему решение задачи. Он даже нарисовал портрет этого математика. Оказалось, что он очень похож на изобретателя логарифмов – шотландского математика Джона Непера

 

Глава II. Цифровые стихи.

Когда точно появился этот вид поэзии сказать трудно. Одни утверждают, что цифровые стихи появились благодаря креативу программистов, которые стремятся все оцифровать. Другие утверждают, что мода на стихи в числах пришла с Запада в 90-е годы 20 века.

В цифровой поэзии используют только числительные. А для экономии места так числами и записывают. Однако по форме это настоящие стихи. В цифровых стихотворениях сеть и рифма, и ритм, и размер. Единственное, что в них отсутствует — это смысл.

Но в цифровой поэзии смысл далеко не главная составляющая, поэтому без него можно вполне обойтись. По своей информативности, эмоциональной насыщенности, динамике и образности цифровые стихи ближе к музыке — ведь в музыке тоже нет слов и готовых образов, но она красива и волнительна. Кроме того, цифровые стихи развивают воображение, поскольку в них нет готовых, созданных поэтом, образов. Читателю дается полная свобода мысли.

Некоторые примеры таких  стихов:

С.Есенин: 

14 126 14 
132 17 43... 
16 42 511 
704 83

170! 16 39 
514 700 142 
612 349 
17 114 02

В.Маяковский

2 46 38 1 
116 14 20! 
15 14 21 
14 0 17

Веселый стих:

2 15 42

42 15

37 08 5

20 20 20

 

 

 

 

Заключение:

На мой взгляд, математик  подобен художнику, композитору  или поэту, он творит и создаёт  образы. Его образы – это зашифрованные  символами идеи. Язык математики –  это язык идей, которые со временем изнашиваются меньше, чем слова. Математика всегда гармонична и красива, пожалуй, красота – это самый первый критерий математики. Хотя увидеть математическую красоту трудно, но тоже самое можно сказать и о любой другой красоте, ведь мы не знаем с «абсолютной, объективной» точностью, что подразумеваем под красивой поэмой, но это не мешает нам увидеть ее, когда мы соприкасаемся со стихами, написанными гением. Блок однажды заметил, что самая истинная поэзия, самые настоящие стихи - это «математика слова». 
 Поэзия математики, как некий сплав искусства и науки. Можно ли быть просто ученым, не будучи творцом? Пожалуй, нет. Для нового нужны идеи, поэтому не владея идеей невозможно создать нового. И в поэзии красота строки зависит от значимости той идеи, которая заложена в ней. Истинную красоту невозможно приобрести только красивостью слов, равно, как и в музыки, живописи и архитектуре.

 

 

  Литература:

  1. А.В.Волошинов «Математика и искусство». «Просвещение» 1992.
  2. Б. А. Кодемский «Великие жизни в математике». «Просвещение» 1995.
  3. Сайты Интернета
  4. http://slovari.yandex.ru
  5. http://az.lib.ru

Информация о работе Великие математики в поэзии