Табличный способ представления статистических данных в психологических исследованиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

Цель – выявить особенности самооценки у детей младшего школьного возраста.
Объект – младшие школьники.
Предмет – самооценка младших школьников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТАБЛИЧНОГО СПОСОБА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Понятие о статистической таблице. Элементы статистической таблицы ………………………………………………………..... 6
Виды таблиц по характеру подлежащего…………………………………………………...…9
Виды таблиц по разработке сказуемого……………………………………………………….12
Основные правила построения таблиц………………………..13
Чтение и анализ таблицы……………………………………....17
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТАБЛИЧНОГО СПОСОБА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
2.1 Организация и методы исследования…………………………21
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов
Исследования…………………………………………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..29
ПРИЛОЖЕНИЯ.……………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

математика-курсач Фурман.doc

— 278.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

 РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

КУРСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(ФИЛИАЛ) РГСУ

 

Факультет «Социальная работа, педагогика и психология»

Направление подготовки  030300.62 – «Психология»

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

По дисциплине       Математические методы в психологии

 

На тему «Табличный способ представления статистических данных в                                                                 

психологических исследованиях»

 

 

 

 

 

 

 

                                        Выполнил: студентка 2 курса

                                                               очной формы обучения

                                                               направления подготовки «Психология»

                                                               факультет социальной работы,

                                                               педагогики и психологии

                                                               Будникова Вера Александровна

 

                                         Проверил:    Фурман Ю.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСК – 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТАБЛИЧНОГО СПОСОБА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

    1. Понятие о статистической таблице. Элементы статистической таблицы ………………………………………………………..... 6
    2. Виды таблиц по характеру подлежащего…………………………………………………...…9
    3. Виды таблиц по разработке сказуемого……………………………………………………….12
    4. Основные правила построения таблиц………………………..13
    5. Чтение и анализ таблицы……………………………………....17

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТАБЛИЧНОГО СПОСОБА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ  СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

               2.1 Организация и методы исследования…………………………21

               2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов

                      Исследования…………………………………………………..23  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..29

ПРИЛОЖЕНИЯ.……………………………………………………………31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Особое место в статистике занимает табличный метод, который  имеет универсальное значение. С  помощью статистических таблиц осуществляется представление данных результатов  статистического наблюдения, сводки и группировки. Поэтому обычно статистическая таблица определяется как форма компактного наглядного представления статистических данных.

Анализ таблиц позволяет  решать многие задачи при изучении изменения явлений во времени, структуры  явлений и их взаимосвязей. Таким  образом, статистические таблицы выполняют роль универсального средства рационального представления, обобщения и анализа статистической информации.

Внешне статистическая таблица представляет собой систему  построенных особым образом горизонтальных строк и вертикальных столбцов, имеющих общий заголовок, заглавия граф и строк, на пересечении которых и записываются статистические данные.

Каждая цифра в статистических таблицах — это конкретный показатель, характеризующий размеры или  уровни, динамику, структуру или  взаимосвязи явлений в конкретных условиях места и времени, то есть определенная количественно-качественная характеристика изучаемого явления.

Если таблица не заполнена  цифрами, то есть имеет только общий  заголовок, заглавия граф и строк, то мы имеем макет статистической таблицы. Именно с его разработки и начинается процесс составления статистических таблиц.

Основными элементами статистической таблицы являются подлежащее и сказуемое  таблицы.

Подлежащее таблицы  — это объект статистического  изучения, то есть отдельные единицы  совокупности, их группы или вся совокупность в целом.

Сказуемое таблицы —  это статистические показатели, характеризующие  изучаемый объект.

Подлежащее и показатели сказуемого таблицы должны быть определены очень точно. Как правило подлежащее располагается в левой части таблицы и составляет содержание строк, а сказуемое — в правой части таблицы и составляет содержание граф.

Обычно при расположении показателей сказуемого в таблице  придерживаются следующего правила: сначала  приводят абсолютные показатели, характеризующие объем изучаемой совокупности, затем — расчетные относительные показатели, отражающие структуру, динамику и взаимосвязи между показателями.

Цель – выявить особенности самооценки у детей младшего школьного возраста.

Объект – младшие школьники.

Предмет – самооценка младших школьников.

В соответствии с целью  исследования определены следующие  основные задачи:

1. Определить особенности самооценки у младших школьников.

2. Подобрать группу методик, позволяющих изучить особенности самооценки детей младшего школьного возраста.

3. Провести психологическую диагностику младших школьников.

4. Проанализировать качественный анализ полученных эмпирических данных, просчитать при помощи методов математической статистики полученные данные, сформулировать основные выводы и определить особенности самооценки у младших школьников.

Гипотеза – в младшем школьном возрасте самооценка детей имеет достаточно высокий уровень.

Методологическая база – теоретические работы по табличным методам представления статистических данных в психологических исследованиях Ермолаева О.Ю., Мюллера П., Ноймана П., Шторма Р.

Методы исследования – эксперимент, беседа, теоретический анализ, методы математической статистики.

Эмпирическая  база исследования – МОУ «Калиновская средняя общеобразовательная школа». В исследовании участвовали учащиеся 3-х и 4-х классов в количестве 20 человек.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТАБЛИЧНОГО СПОСОБА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

 

    1. Понятие о статистической таблице. Элементы статистической таблицы.

 

Результаты сводки и  группировки материалов статистического наблюдения, как правило, излагаются в виде таблиц. Таблица является наиболее рациональной, наглядной и компактной формой представления статистического материала. Однако не всякая таблица является статистической. Таблица умножения, опросный лист социологического обследования и т.д. могут носить табличную форму, но не являться статистическими таблицами.

Статистическая таблица  от других табличных форм отличается следующим:

• содержит результаты подсчета эмпирических данных;

• является итогом сводки первоначальной информации.

Таким образом, статистической называется таблица, которая содержит сводную числовую характеристику исследуемой совокупности по одному или нескольким существенным признакам, взаимосвязанным логикой экономического анализа.

Основные элементы статистической таблицы, представленные на рис.1, составляют как бы ее основу.

Табличная форма представления числовой информации - это такая, при которой число располагается на пересечении четко сформулированного заголовка по вертикальному столбцу, называемому графой, и сформулированного названия по соответствующей горизонтальной полосе - строке.4

 

 

 

ОСТРОВ (ОСНОВА) СТАТИСТИЧЕСКОЙ ТАБЛИЦЫ

Содержание  строк

Наименование  граф (верхние заголовки)

А

1

2

3

4

5

…..

Наименование строк (боковые заголовки)

           

Итоговая строка

         

Итоговая графа


 

Рис.1.

Таким образом, внешне таблица  представляет собой пересечение  граф и строк, которые формируют ее остов. Каждое пересечение образует клетку таблицы. Размер таблицы определяется произведением числа строк на число граф.

Статистическая таблица  содержит три вида заголовков: общий, верхние и боковые. Общий заголовок отражает содержание всей таблицы (к какому месту и времени она относится), располагается над ее макетом по центру и является внешним заголовком. Верхние заголовки характеризуют содержание граф, а боковые - строк. Они являются внутренними заготовками.2

Остов таблицы, заполненный  заголовками, образует ее макет. Если на пересечении граф и строк записать цифры, то получается полная статистическая таблица.

В случае необходимости  таблицы могут сопровождаться примечанием, используемым с целью пояснения заголовков, методики расчета некоторых показателей, источников информации и т.д.

По логическому содержанию таблица представляет собой статистическое предложение, основными элементами которого являются подлежащее и сказуемое.

Подлежащим статистической таблицы называется объект, характеризующийся цифрами. Это могут быть отдельные единицы совокупности (фирмы, объединения) в порядке их перечня или сгруппированные по каким-либо признакам. Обычно подлежащее таблицы дается в левой части, в наименовании строк.

Сказуемое статистической таблицы образует система показателей, которые характеризуют объект изучения, т.е. подлежащее таблицы. Сказуемое формирует верхние заголовки и составляет содержание граф с логически последовательным расположением показателей слева направо.

Расположение подлежащего  и сказуемого может меняться местами, что зависит от достижения каждым исследователем в отдельности наиболее полного и лучшего способа прочтения и анализа исходной информации об исследуемой совокупности.3

 

^^^ Сказуемое Подлежащее ^^^^

Верхние заголовки

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Нумерация граф

 

1

                 

Боковые

2

                 

заголовки

3

 

К

Л

Е

Т

К

И

 

          Строки

 

4

                 
 

5

                 
 

6

               

Итоговая строка


 

Рис. 2

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Виды таблиц по характеру подлежащего

В практике экономико-статистического анализа используются различные виды статистических таблиц, отличающихся различным строением подлежащего и сказуемого, структурой и соотношением признаков, формирующих их.

В зависимости от структуры  подлежащего и группировки в  нем единиц объекта различают  статистические таблицы простые и сложные, а последние, в свою очередь, подразделяются на групповые и комбинационные.

В простой таблице в подлежащем дается простой перечень каких-либо объектов или территориальных единиц, т.е. в подлежащей нет группировки единиц совокупности. Простые таблицы бываю монографическими и перечневыми. Монографические таблицы характеризуют не всю совокупность единиц изучаемого объекта, а только одну какую-либо группу из него, выделенную по определенному, заранее сформулированному признаку.

Простыми перечневыми  называются таблицы, подлежащее которых содержит перечень единиц изучаемого объекта по различному признаку - видовому, территориальному, временному и т.д.

Информация о работе Табличный способ представления статистических данных в психологических исследованиях