Роль дидактической игры в математическом развитии дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

Практическая значимость нашего исследования предопределена тем, что результаты теоретического и экспериментального изучения роли дидактических игр в математическом развитии ребенка, могут быть использованы воспитателями, педагогами, психологами, занимающимися с детьми дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….… 4
Глава I. Формирование элементарных математических
представлений у детей дошкольного возраста…………………………….….8
1.1 Педагогические условия развития математических представлений у дошкольников в свете реализации Федеральных государственных стандартов дошкольного образования.……………………………………..8
1.2. Дидактические игры в системе дошкольного образования…………….13
1.3 Дидактические игры для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста………………………………...19
Выводы по главе I……………………………………………………………….23
Глава II. Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста…………..24
2.1 Значение дидактических игр в формировании элементарных математических представлений дошкольников…………………………….24
2.2 Методические особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста…………………………………………………………27
Выводы по главе II……………………………………………………………. 30
Глава III. Задачи, методы, организация исследования……………………..32
3.1. Задачи исследования…………………………………………………….32
3.2. Методы исследования…………………………………………………….32
3.3. Организация исследования………………………………………………32
3.4. Результаты исследования педагогического проекта по теме «Дидактические игры как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» для детей подготовительной к школе группе МАДОУ детский сад №5 с. Буздяк……….………………….32
Выводы по главе III …………………………………………………………... 40
Заключение…………………………………………………………………….41
Список литературы……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 100.18 Кб (Скачать файл)

 

 Логические задачи и головоломки

Цель: Развитие вариативного мышления, фантазии, творческих способностей; развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения; формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогии); увеличение объёма внимания и памяти;

              Логические задачи помогут детям освоить логическую операцию «сериации», лучше ориентироваться в пространстве. Загадки и предлагаемые  упражнения позволят овладеть такими логическими операциями мышления, как анализ и  синтез, способность рассуждать, делать выводы.

            Самый важный этап  работы над проектом продолжался в течение 4 месяцев. На занятиях математики широко использовались разработанные дидактические игры (Приложение А)

               Написаны планы-конспекты занятий  с активным  использованием дидактических игр, направленных на  развитие математических способностей дошкольников. (Приложение Б)

Было предположено, что при использовании дидактических игр на занятиях математикой у детей старшего дошкольного возраста будут сформированы следующие умения:

- выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и  совокупностей.

- считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.

- сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие  числа  в пределах 10.

- называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа.

- определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий.

-  соотносить цифру с количеством предметов.

- составлять и решать задачи.

- измерять длину предметов.

- разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей.

- ориентироваться на листе бумаги в клетку.

- называть части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году.

- продолжать заданную закономерность.

- узнавать, называть геометрические фигуры, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме. А также будут сформированы приёмы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).

            В мае 2014г. была проведена диагностика , целью которой было выявление успешности обучения дошкольников математическим представлениям по разработанной системе развивающих игр.

          Для диагностики используется комплекс методик, состоящий из различных заданий. Например, некоторые из них:

      - Задания, направленные на выявления знаний количественных отношений в натуральном ряду чисел, количественный состав числа; сложение, вычитание.

       - Задания, направленные на  ознакомление с плоскими геометрическими фигурами; выделение сходных и отличительных признаков геометрических фигур; определение формы предметов, сравнение их с геометрическими фигурами.

       - Задание, направленное на  умение ориентироваться в  пространственных отношениях: справа – слева, впереди -  позади, вверху -  внизу, на, под, над.

       - Задание, направленное на определение умений ориентироваться во времени.

Оценка выполнения заданий:

высокий уровень - задание выполнено правильно,

средний уровень - при выполнении задания допущено 2-3 ошибки.

низкий уровень - при выполнении задания допущено 3-4 ошибки.

         Все результаты диагностирования детей заносятся в итоговую таблицу, по которой виден рост развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. В результате использования дидактических игр в образовательной деятельности по математике были зафиксированы изменения в развитии элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста: в группе значительно увеличилось количество детей с высокими показателями. В процентном отношении это составило более 50% от предыдущих показателей диагностики. 

 

Сентябрь 2013г.

Май 2014г.

Количество детей

20

20

Высокий уровень развития

5%

55%

Средний уровень развития

39 %

45%

Ниже среднего

56%

0%


 

 

 

        Данные диагностики полностью  подтвердили гипотезу о том, что развитие элементарных математических представлений у дошкольников посредством  дидактических игр  будет эффективно при условии использования игровых методов и приемов в образовательном процессе.

 

 

 

 

Выводы по главе III

         Педагогический проект «Дидактические игры как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» реализован полностью. На основании анализа итоговой диагностики можно сделать вывод о том, что накопление математических навыков и представлений происходит с помощью дидактических игр, в процессе которых дошкольник приобретает отчетливые числовые представления и умение ориентироваться в пространстве, правильное употребление слов: направо, налево, вверх, вниз, прямо, поровну, одинаково, пополам. Большую пользу принесли игры и упражнения на составление фигур из частей, сопоставление форм и предметов с геометрическими образцами. Эти игры способствовали развитию зрительного анализа. Таким образом, игры, используемые в образовательной деятельности по математике, содействуют математическому развитию детей дошкольного возраста. Теоретическая и практическая значимость проекта заключается в том, что изучено значение дидактических игр как основы математического развития э детей дошкольного возраста, разработана вариативная форма использования игр на занятиях математикой, которая апробирована и подтверждена результатами диагностики. Используя различные развивающие игры в работе с детьми, мы убедилась в том, что, играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса.

 

Заключение

 

Цель исследования заключалась в изучении роли дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Для ее достижения был выполнен анализ психолого-педагогической литературы, рассмотрено применение дидактических игр в образовательном процессе дошкольников, изучены возможности применения дидактических игр для формирования элементарных математических представлений у дошкольников.

По результатам анализа, мы можем сделать следующие выводы:

    1. Дидактическими называются игры, которые разработаны для детей с целью их обучения.
    2. Основными структурными компонентами дидактической игры являются игровой замысел или задача, игровые действия и правила игры. При отсутствии хотя бы одного из компонентов может снизиться ее воспитательно-образовательное воздействие.
    3. Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений делятся на пять групп:

1. Игры с цифрами и  числами

2. Игры путешествие во  времени

3. Игры на ориентирование  в пространстве

4. Игры с геометрическими  фигурами

5. Игры на логическое  мышление

    1. Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у дошкольников помогают детям разобраться в  некоторых  сложных математических понятиях, в формировании  представлений о соотношениях цифр и чисел, количества и цифр, в развитии умений ориентирования в пространственных направлениях, делать выводы, а в целом развивают восприятие, внимание, память, мышление, творческие способности, умственное развитие.
    2. Систематическое использование специальных дидактических игр играет огромную роль в пробуждении у детей дошкольного возраста интереса к математическим знаниям, совершенствовании познавательной деятельности, в общем умственном развитии.
    3. Успешность руководства дидактическими играми зависит от отбора и продумывания программного содержания, четкого определения задач, определения места и роли в воспитательном процессе, взаимодействия с другими играми и формами обучения. Педагогическое руководство должно развивать и поощрять познавательную активность, самостоятельность и инициативу дошкольников.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. - М.: ВЛАДОС, 2003.
  2. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1985.
  3. Будько, Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / Под. ред. Будько Т.С.; Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина, - Брест: Издательство БрГУ, 2006.
  4. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.  - М.: Просвещение, 1989 г.
  5. Веракса Н.Е. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Мазаика-Синтез 2014г.
  6. Веракса, Н.С. Формирование единых временно-пространственных представлений. / Дошк. воспитание, 1996. - № 5.
  7. Водопьянов, Е.Н. Формирование начальных геометрических понятий у дошкольников. / Е.Н. Водопьянов. // Дошк. воспитание, 2000. - № 3.
  8. Глаголева, Л.В. Сравнение величин предметов в нулевых группах школ. // Работник просвещения. - 1930. - С. 4-6, 12-13.
  9. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. / Под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 1991.
  10. Дурова, Н.В. Ступеньки к познанию: пособие для занятий родителей с детьми 5-6 лет. / Н.В. Дурова, В.П. Новикова. - М.: Детство - пресс, 2003.
  11. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ /под ред.О.В. Дыбиной. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
  12. Канашевич, Т. Математика. Пространственные отношения. - М.: Современная школа, 2008.
  13. Каразану, В.Н. Ориентирование в пространстве (старший дошкольный возраст). / В.Н. Каразану. // Дошк. воспитание, 2000. - № 5.
  14. Корнеева, Г.А. Методические указания к изучению курса «Формирование элементарных математических представлении у детей дошкольного возраста». / Г.А. Корнеева, Т.А. Мусеибова. - М., 2000.
  15. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М., 1994.
  16. Менчинская, Н.А. Психология обучения арифметике. АПН РСФСР, 1955.
  17. Метлина, А.С. Занятия по математике в детском саду: (Формирование у дошкольников элементарных матем. представлений). Пособие для воспитателя дети. сада. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1985.
  1.     Михайлова З.А. Носова Е.А., Столяр А.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.

  1. Новикова, В.П. Мои часы: Время, часы, календарь: практические занятия: для детей 5-7 лет. - М.: Карапуз, 2003.
  2. Новикова, В.П.  Геометрическая мозаика в интегрированных занятиях. / В.П. Новикова, Л.И. Тихонова. - М.: Мозаика - Синтез, 2007.
  3. Песталоцци, И.Г. Избранные педагогические сочинения.Т-1.,-М.: Педагогика, 1981.      
  4. Л.Г. Петерсон «Раз – ступенька, два - ступенька» Практический курс математики для дошкольников. Москва 2010 г.
  5. Помораева, И.А. Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная к школе группа/ Мозаика-Синтез, 2014.
  6. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1982. - 96 с.
  7. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Формирование математических представлений. - М.: ВАКО, 2000
  8.      Федосеева  П.Г. «Игровая деятельность на занятиях по математике»  (подготовительная   группа) Волгоград « Корифей » 2009 г.
  9. Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - 392 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Приложение.

Приложение А

«Матрешки»

Цель: упражнять в порядковом счете; развивать внимание, память.

Материал. Цветные косынки от 5 до 10.

Содержание. Выбирается водящий. Дети повязывают косынки и становятся в ряд — это матрешки. Они пересчитываются вслух по порядку: первая, вторая, третья и т. д. Водящий запоминает, на котором месте стоят все матрешки и выход? за дверь. В это время две матрешки меняются местами. Водящий входит и говорит, что изменилось, например: «Красная матрешка была пятой, а стала второй, а вторая стала пятой» Иногда матрешки остаются на местах.

 

«Сложи из палочек»

Цель: упражнять в составлении из палочек геометрические фигуры.

Материал: счетные палочки на каждого ребенка.

Содержание. Ребенок по образцу выкладывает из счетных папочек какое - либо изображение или фигуру.

 

«Аэродром»

Цель: упражнять в счете предметов и в порядковом счете в пределах 10. Материал. Игрушки ( самолеты, 5ракеты).

Информация о работе Роль дидактической игры в математическом развитии дошкольника