Роль дидактической игры в математическом развитии дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

Практическая значимость нашего исследования предопределена тем, что результаты теоретического и экспериментального изучения роли дидактических игр в математическом развитии ребенка, могут быть использованы воспитателями, педагогами, психологами, занимающимися с детьми дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….… 4
Глава I. Формирование элементарных математических
представлений у детей дошкольного возраста…………………………….….8
1.1 Педагогические условия развития математических представлений у дошкольников в свете реализации Федеральных государственных стандартов дошкольного образования.……………………………………..8
1.2. Дидактические игры в системе дошкольного образования…………….13
1.3 Дидактические игры для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста………………………………...19
Выводы по главе I……………………………………………………………….23
Глава II. Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста…………..24
2.1 Значение дидактических игр в формировании элементарных математических представлений дошкольников…………………………….24
2.2 Методические особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста…………………………………………………………27
Выводы по главе II……………………………………………………………. 30
Глава III. Задачи, методы, организация исследования……………………..32
3.1. Задачи исследования…………………………………………………….32
3.2. Методы исследования…………………………………………………….32
3.3. Организация исследования………………………………………………32
3.4. Результаты исследования педагогического проекта по теме «Дидактические игры как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» для детей подготовительной к школе группе МАДОУ детский сад №5 с. Буздяк……….………………….32
Выводы по главе III …………………………………………………………... 40
Заключение…………………………………………………………………….41
Список литературы……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 100.18 Кб (Скачать файл)

      На уровне интеграции основных направлений развития ребенка происходит объединение в одно «целое» различных элементов (частей), объединение понятийных категорий разных направлений развития ребенка, что делает педагогический процесс более интересным и содержательным.

       На уровне интеграции образовательных областей устанавливаются связи между целями и задачами одной образовательной области и целями и задачами других образовательных областей. Решая интегрированные задачи в ходе совместной с педагогом деятельности, ребенок с помощью взрослого «притягивает» цепочки ассоциативных связей и выделяет какой-то признак не сам по себе, а в системе других свойств и связей интегрированных образовательных областей, что является основой обобщения. Процесс выделения существенных признаков происходит тем успешнее, чем шире ориентировка ребенка в данной образовательной области. [11]

       Необходимыми педагогическими условиями математического развития старших дошкольников на основе интегрированного подхода являются:

- продуманная система  организованной образовательной  деятельности, включающая интегрированные  занятия;

- рациональное совмещение  различных видов деятельности (игровой, конструктивной, познавательной, исследовательской  и др.) с вовлечением детей в  решение проблемно-игровых ситуаций, сформулированных на основе личного  опыта ребенка;

- активизация познавательного  интереса к математике у старших  дошкольников и стремления к  усвоению новых знаний.

      Формирование и развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста на основе интеграции основных направлений (познавательного, речевого и физического) будет эффективным при реализации следующих условий:

  • оптимальное сочетание практических, словесных и наглядных методов обучения для активизации мыслительной деятельности дошкольников при обучении двигательным действиям;

  • решение в комплексе оздоровительных, воспитательных и образовательных задач в обогащенной предметно-пространственной развивающей среде;

  • взаимодействие с различными субъектами образовательного процесса (педагоги – дети – родители).

1.2 Дидактические игры в системе дошкольного образования.

Дидактическими называются игры, которые разработаны для детей с целью их обучения. Для определения классификации дидактических игр отечественные педагоги дошкольного образования применяют чаще всего материалы, которые используются в игре. Существует традиционное деление игр на: предметные игры, настольно-печатные игры, словесные и музыкально-дидактические. [2]

Очень разнообразны дидактические игры с предметами. Их характеристики зависят от игрового материала, содержания, организации проведения. В качестве дидактических материалов педагоги используют различные игрушки, реальные предметы (произведения декоративно-прикладного искусства, бытовые предметы, орудия труда и др.), объекты природы (овощи, фрукты, цветы, листья, семена и т.д.).

Игры с предметами направлены на расширение и уточнение знаний детей, развитие мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации), совершенствование речи (называть предметы, определять действия с ними, выявлять их качества, назначение, описывать свойства и внешний вид предметов, правильно произносить звуки), воспитание произвольности поведения, памяти, внимания. [4]

Некоторые игры с предметами можно использовать во всех возрастных группах, изменяя только содержание и воспитательно-образовательные задачи. Например, в младшей группе дети называют предметы и их отдельные признаки, а дети более старшего возраста уже составляют описательный рассказ, формулируют загадки.

Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры - инсценировки. Исследователи считают, что  сюжетно-дидактические игры учат детей выполнять определенные роли (продавца, покупателя в игре «Магазин», пекаря – в  игре «Пекарня» и т.д.). Игры-инсценировки, по мнению автора, уточняют представления детей о разнообразных бытовых ситуациях («Кукла заболела» и т.п.), о произведениях литературы (разные путешествия по мотивам сказок), о нормах поведения в обществе.

С целью развития координации мелких движений и зрительного контроля над ними можно проводить игры с дидактическими игрушками моторного характера. В младшей группе можно применять игры с прокатываниями мелких шариков, игры с вкладышами, шариками, башенками; с детьми среднего и старшего дошкольного возраста проводятся игры с бирюльками, кеглями, настольным бильярдом. Развитие координации движений предплечий, кистей и особенно пальцев рук являются важными предпосылками к обучению ребенка письму.

Настольно-печатные игры. Одними из первых этот термин стали использовать И. М. Кононова, К. Д. Сергеева, А. К. Бондаренко. Сначала исследователи называли их дидактическими играми и упражнениями с картинками, в т.ч. и Е. И. Тихеева, которая в 20-х годах XX в. Разрабатывала систему дидактических игр с картинками («Игры парами», разрезные картинки, игры с картинками типа лото).

Детский сад должен иметь серии картинок в соответствии с программой ознакомления дошкольников с окружающей средой (профессии, транспорт, мебель, посуда, одежда и т.п.). Картинки по своему содержанию должны быть соответственны конкретному возрасту детей и уровню их психического развития.

Исследователи также отмечают большую роль настольно-печатных игр в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста. [2] Данный вид игр отвечает особенностям наглядно-действенного мышления детей. В процессе игры дошкольники могут усваивать и закреплять знания в практических действиях не с реальными предметами, а с их изображениями на картинках (парные картинки, лото, домино, складные кубики и т.д.). Разнообразными являются умственные задачи, которые решаются в процессе данных игр: закрепляются знания о предметах, их назначении, классификации, обобщении предметов, устанавливаются взаимосвязи между ними, составляются целое из частей.

Наиболее полно и с разных сторон потенциал настольно-печатных игр осветила А. К. Бондаренко, которая подробно рассмотрела их виды и содержание. По мнению автора, они являются разнообразными не только по видам, но и развивающим задачам, которые решаются при их использовании.

Она выделяет следующие виды настольно-печатных игр:

    • Подобрать картинки по парам;
    • Подобрать картинки по общему признаку («Что растет в лесу» и т.п.);
    • Запомнить состав, количество и расположение картинок («Угадай, какую картинку спрятали» и т.п.);
    • Составить разрезные картинки и кубики.

Данные игры формируют способность детей перевоплощаться, к творческому поиску для создания необходимого образа.

В настоящее время популярны разрезные картинки «Пазлы», которые способствуют развитию логического мышления дошкольников.

Музыкально-дидактические игры. Детальный анализ музыкально-дидактических игр осуществлялся в различные периоды отечественной дошкольной педагогики авторами: Н. Г. Кононовой, Л. Н. Комиссаровой, Э. П. Костиной, З. Я. Роот.

Музыкально-дидактические игры способствуют повышению эффективности процесса музыкального воспитания и развивают у детей музыкально-сенсорные способности.

При помощи музыкальных игрушек и детских музыкальных инструментов можно проводить игры на различение тембра («Угадай, на чем играют»), динамики («Тихие и громкие звоночки»).

Очень часто в музыкально-дидактических играх объединяется музыка с движением, а игровые действия подчиняются развитию художественного образа. При этом музыкально-дидактические игры становятся похожими на подвижные, хороводные, сюжетно-ролевые игры. Отличительная черта музыкально-дидактических – решение учебной задачи. Так, например, в игре «Догадайся, кто поет» (муз. Е. Тиличеевой) детям нужно на слух различить тембр голосов сверстников.

Навыки, которые дети получают в процессе музыкально-дидактических игр, являются стимулом для развития самостоятельности в музыкальной деятельности и творческих способностей.

Словесные дидактические игры.

Отличительная особенность словесных дидактических игр в том, что процесс решения задачи обучения осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Они основываются на применении слов, поэтому проводятся в основном с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Среди этих игр можно встретить много народных, которые связаны с потешками, прибаутками, загадками, перевертышами («Красочки», «Барыня», «Глухой телефон» и др.). Некоторые из словесных игр доступны и детям младшего дошкольного возраста («Ладушки», «Сорока - белобока, «Гули - гули» и др.).

Помимо развития речи, формирования внимания при помощи словесных игр можно создать эмоциональный настрой, усовершенствовать мыслительные операции, выработать быстроту реакции, научить понимать юмор.

Значительный вклад в разработку словесных дидактических игр внесли  А. И. Сорокина, О. М. Дьячечко и др. Так, А. И. Сорокина определяет следующие их виды («Дидактические игры в детском саду»):

    • игры-путешествия;
    • игры-поручения;
    • игры-предположения («Что было бы, если бы?» и др.);
    • игры-загадки;
    • игры - беседы.

Данные игры помогают стимулировать воображение, развивать логическое мышление, речь дошкольников.

Особенно важным структурным компонентом дидактической игры являются игровые правила, обеспечивающие реализацию содержания игры. Правилам должны подчиняться все участники игры, они организуют и направляют поведение детей, контролируют взаимоотношения между ними и с взрослыми. В некоторых играх существуют правила, которые запрещают какие-либо действия и предусматривают наказание (пропустить ход, фанты). Запрещающие правила способствуют усилению контроля ребенка за своим поведением, что увеличивает произвольность его реакций. Например, в игре «Молчанка» нельзя говорить. При помощи правил педагог формирует у детей способность ориентироваться в разнообразных обстоятельствах, умение сдерживать желания, проявлять эмоционально-волевые усилия.

У правила игры обучающий, организующий и дисциплинирующий характер. Игровые правила объясняют детям, что и каким образом нужно делать, уточняют методы выполнения игровых действий. Правилами организации определяются порядок, последовательность и взаимоотношения детей в игровой деятельности; правилами дисциплины определяются рамки игровой деятельности - что и почему нельзя делать. Однако чрезмерная дисциплина будет снижать у дошкольников интерес к игре и даже может разрушить ее. Протестуя против нарушения правил, дети обычно говорят: «Он играет не по правилам».

Результатом дидактической игры является показатель уровня достижений дошкольников в усвоении знаний, в уровне развития умственной деятельности, взаимоотношений со взрослыми и детьми, а не просто выигрыш, который получен любым способом [24].

Все структурные компоненты дидактической игры (игровой замысел или задача, игровые действия, правила игры) тесно взаимосвязаны между собой и если будет отсутствовать хотя бы один их них, нарушится цельность игры, снизится воспитательное воздействие. Игра станет либо дидактическим упражнением, либо обычной беседой с применением дидактических материалов.

В программах дидактические игры относятся к разделу игры и используются в качестве формы организации детской жизни и в виде одного из методов обучения[5]. Согласно требованиям программ дидактические игры можно применять на занятиях в качестве их составной части или вместо них, и в часы досуговой деятельности, когда воспитателем регулируется деятельность детей и осуществляется необходимое руководство с целью закрепления полученных знаний.

Дидактические игры особенно часто используется в группах раннего и младшего дошкольного возраста, а иногда и заменяет полное занятия[3]. У детей данного возраста проявляется интерес к играм с неожиданным появлением, исчезновением, поиском и нахождением. Например, дети раннего возраста сначала вместе с воспитателем рассматривают хорошо знакомую игрушку, называют ее. Затем воспитатель прячет игрушку, показывает картинку с ее изображением и просит ребенка найти, показать и назвать данную игрушку. Разнообразные приемы обыгрывания картинки и игрушки помогают обеспечить занимательность игры.

Усвоение различных способов действий с дидактическими игрушками помогает ребенку играть самостоятельно. Необходимо иметь достаточное количество игрушек, чтобы ребенок мог воспользоваться ими самостоятельно.

Выбирая дидактические игры, необходимо учитывать интересы детей. В процессе игры нужно наблюдать за деятельностью дошкольников и помогать им по мере надобности.

 

1.3 Дидактические  игры для формирования элементарных  математических представлений у  детей дошкольного возраста

 

Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений делятся на следующие группы:

1. Игры с цифрами и  числами

2. Игры путешествие во  времени

3. Игры на ориентирование  в пространстве

4. Игры с геометрическими  фигурами

5. Игры на логическое  мышление

В первую группу игр входят игры, обучающие детей счету в прямом и обратном порядке. Посредством сказочных сюжетов игр дети знакомятся с образованием всех чисел в пределах 10, через сравнивание равных и неравных групп предметов. Происходит сравнение двух групп предметов, которые располагаются то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Это нужно делать для того, чтобы у детей не появилось ошибочное представление о том, что большее число всегда должно находиться на верхней полосе, а меньшее - размещаться на нижней [27].

Информация о работе Роль дидактической игры в математическом развитии дошкольника