Развитие временного представления. Представления времени у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 16:51, контрольная работа

Описание работы

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Файлы: 1 файл

Тема время.doc

— 383.00 Кб (Скачать файл)

 

Оценка результатов

 

1 балл — ребенок самостоятельно  справляется с заданиями, правильно  отвечает на вопросы;

 

0,5 балла — ребенок справляется с заданиями с помощью педагога;

 

0 баллов — ребенок не справился  с заданиями.

 

Результаты заносим в таблицу 1.

 

Исследования по 6 вышеуказанным  методикам, направленных на развитие временного представления, как части суток, дней недели, ознакомлением с календарём, временами года и развитию чувств времени показали, что все дети справляются с заданиями в разной мере. Общий средний результат по группе из 10 детей составил 51,5 из 60.

 

Особую трудность вызвала методика по выполнению 3 заданий за 1 минуту, результат 0,78 – 5 детей не справились без помощи педагогов с заданием.

 

 

Таблица 1

 

Диагностическая таблица исследования временного представления детей  старшей группы ДОУ № 34

№№ 

Ф.И.О. ребенка 

По длительности 1,3,5,10 минут 

По выполнению 3-х заданий за 1 минуту 

Дети сами в положенное время  садятся на занятие 

Выявление знаний о днях недели 

Исследование понятия Месяц, их числа. 

Ориентировка детей по дням недели и временам года 

Итог 

 

Вера  

0,5 

0,5 

5,0

 

Влад  

0,5 

0,5 

5,0

 

Света  

0,5 

5,5

 

Олег  

0,5 

5,5

 

Инесса  

0,5 

0,5 

0,5 

4,5

 

Валентин  

0,5 

0,5 

5,0

 

Владик  

0,5 

0,5 

5,0

 

Сергей  

0,5 

0,5 

5,0

 

Валерий  

0,5 

5,5

 

 

Сергей  

0,5 

5,5

 

Итог  

0,85 

0,78 

  

0,8 

0,9 

0,9 

0,95

 

 

 

Наилучший результат показан детьми в усвоении ориентировка детей по дням недели и временам года (0,95) – 1 ребёнок не полностью усвоил и  не мог справиться с заданием без помощи.

 

Двое детей не справились самостоятельно по временным методикам: выявление  знаний о днях недели и исследование понятия «Месяц» их количества и  виды (0,9).

 

 

Заключение

 

 

Приучая детей к точности во времени, необходимо строго соблюдать намеченные сроки, так как всякие отступления от намеченного времени воспринимаются ими особенно остро.

 

Как видим, в процессе любого занятия  в детском саду есть возможность  упражнять детей в умении выполнять  работу точно в рамках указанного времени, учить их самих определять продолжительность той или иной деятельности по интервалам времени и заранее планировать возможный объем работы на тот или иной отрезок времени в пределах 5—30 минут. Воспитательная ценность таких занятий возрастает. В нашем опыте в таких условиях дети более организованно работали, меньше отвлекались, регулировали темп своей деятельности и больше успевали сделать. У них не пропадало время на ожидание отстающих, все приучались кончать работу одновременно, что крайне важно в плане подготовки к школе. В ходе работы у детей все более совершенствовалось чувство времени и умение регулировать свою деятельность во времени.

 

У детей 4—5 лет происходит формирование и осмысление таких свойств окружающего  мира, как пространство и время, количество и качество, движение и покой, изменение и развитие, причина и следствие, живое и неживое и др.

 

Положительное влияние на интеллектуальное развитие детей оказывает решение  задач на установление пространственных и временных связей, качественных и количественных отношений, а также выделение основных, существенных свойств объектов и действий. Особое значение для интеллектуального развития имеет деятельность, направленная на объединение объектов в группы на основе сходства (классификация) и их упорядочивание на основе различия (систематизация). Прямые отношения (сходство) следует изучать в единстве с обратными (различия).

 

Понятия «пространство» и «время»  являются неотъемлемой составной частью картины мира в целом; это не абсолютные величины, они не существуют вне материи и независимо от нее. Понимание времени связано с пониманием неразрывной связи между прошедшим, настоящим и будущим, и ощущением его движения. Непрерывность и цикличность являются основными свойствами времени.

 

Дети рано начинают ощущать движение и непрерывность времени и отражают их в словах «до», «после», «сейчас», «потом», «вдруг» и т.д. Интуитивное понимание времени как формы существования реальной действительности, которая постоянно изменяется, является одной из предпосылок развития логического мышления.

 

Исследования временного представления  по 6 факторам показали, что дети все  справляются с заданиями и  практически на 82% в состоянии  воспроизвести предложенный на занятиях материал, разобравшись в нём.

 

Особую трудность вызвала методика по выполнению 3 заданий за 1 минуту. Наилучший результат показан детьми в усвоении ориентировка детей по дням недели и временам года. Двое детей не справились самостоятельно по временным методикам: выявление знаний о днях недели и исследование понятия «Месяц» их количества и виды.

 

Исследование понимания отношения  временной последовательности детьми дошкольного возраста дало следующие  результаты.

 

Дети устанавливали временную  последовательность между звеньями, связанными разнообразными отношениями. Но во всех сериях экспериментов были обнаружены однотипные виды ошибок при нарушении детьми последовательности. Так, прежде всего, нарушался выбор точки отсчета. На первом месте располагалось то звено, которое сильнее всего эмоционально воздействовало на ребенка. Этот вид ошибок чаще всего приводил к нарушению последовательности всех остальных звеньев.

 

Выводы по исследованию следующие:

 

1. Дети старшего дошкольного  возраста уже могут установить  последовательность, в основе которой  лежат и более глубокие связи и отношения: развитие явления, изменение предмета или логические и причинно-следственные связи. Они способны проанализировать взаимосвязь уже 5—8 звеньев, а затем практически установить порядок их следования и объяснить данную последовательность.

 

2. Наиболее доступными для установления действий последовательности во времени являются:

 

- знакомый детям материал, о  котором у них есть определенный  запас знаний;

 

- выделяемые в нем звенья, если  они значимы для данного содержания  и  несут в себе определенную информацию, и эмоциональная значимость выделенных  звеньев   примерно  равнозначна;

 

- звенья, связанные пространственными  отношениями (где эта лошадка  стояла раньше, где потом) или  временными отношениями (что было  сначала, что потом), где можно  проследить начало, продолжение, конец.

 

Временную последовательность ряда звеньев  ребенок может постигнуть тогда, когда он будет практически действовать  с предложенными для упорядочивания звеньями.

 

Он должен одновременно сопоставить  наличное состояние с предшествующим и последующим, тогда каждое звено будет восприниматься не само по себе, а в системе. Для этого надо создать модель последовательного ряда, где отдельные звенья с промежуточными элементами материализуются в символы и удобно располагаются от начала до конца.

 

При обучении детей установлению последовательности звеньев во времени необходимо дать им направление ряда. Оно может  быть задано, с одной стороны, четкой формулировкой, как надо раскладывать временные звенья (от чего к чему). С другой стороны, время — однонаправленная величина, поэтому расположение звеньев лучше всего дать на прямой в виде стрелы (в философии известен образ времени в виде летящей стрелы). Это может быть вытянутый брус из картона с нарисованной слева направо стрелой по всей его длине. В верхней его части в прорези расставляются звенья в виде карточек-символов или сами предметы.

 

В условиях детского сада воспитатель  также может вместе с детьми встретить  восход солнца, посмотреть, как постепенно все окрашивается в оранжевые, пурпурные  и желтые тона; понаблюдать, как по мере появления солнца все вокруг освещается ярким светом. Затем можно прочитать стихотворение о солнце, порадоваться свету. В конце дня понаблюдать, как все вокруг меняется, погружается в темноту, попрощаться с солнцем до утра. После этого предложить детям нарисовать красками день и ночь и устроить выставку. И только потом следует переходить к разговору о том, как жизнедеятельность людей меняется в зависимости от времени суток, используя при этом жизненный опыт детей и близких им взрослых. Это очень важно, ибо не человек определяет время в соответствии со своими жизненными потребностями, а время оказывает влияние на повседневную жизнь людей.

 

 

Список используемой литературы

 

1.                 Белошистая А.В. Занятия по  развитию математических способностей детей 4-5 лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Кн. 1. – М.: Владос, 2005. – 160 с.

 

2.                 Грибанова А.К., Колечко В.В., Пасека  А.М., Щебракова Е.И. Математика  дошкольникам. – Рад. школа. 1988. –  112 с.

 

3.                 Ерофеева Т.И. Математика для  дошкольников. Книга для воспитателей  детского сада. – М.: Просвещение, 2007. – 175 с.

 

4.                 Математическая подготовка детей  в дошкольных учреждениях / Под.  ред. Р.Л. Березина,  В.В. Данилова. – М.: Просвещение, 1987. – 175 с.

 

5.                 Метлина Л.С. Математика в детском  саду. М.: Просвещение, 1984. – 256 с.

 

6.                 Новикова В.П. Математика в  детском саду. Старший дошкольный  возраст. – М.: Мозаика-Синтез. 2000. – 112 с.

 

7.                 Петерсон Л.Г., Кочемасов Е.Е. Игралочка.  Практический курс математики  для дошкольников. Методические  рекомендации. – М.: Баласс, 2003. –  176с.

 

8.                 Развитие общих способностей. Непомнящая  Р.Л. Детство – Пресс, 2005. 60 с.

 

9.                 Рихтерман Т.Д. Формирование приставлений  о времени у детей дошкольного  возраста. – М.: Просвещение, 1991. –  47 с.

 

10.            Сербина Е.В. Математика для  малышей. – М.: Просвещение, 1999. - 80 Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/ под ред. Р.Л. Березина, З.А. Михайлова А.А. Столяра и др. – М.: Просвещение, 1988. – 303 с.

 

11.            Фридман Л.М. Психолого-педагогические  основы обучения математики. –  М.: Наука. – 1999. – 156 с.

 

12.             Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. – М.: Академия, 2000. – 272 с.

 

Приложение 1

 

 

 

Фрагмент занятия по представлению 1 минуты у детей старшей группы

 

 

На каждый стол ставят 1-минутные песочные часы. Воспитатель говорит:

 

- Дети,  посмотрите,  как  за   1   минуту  весь  песок  из  одного баллончика песочных часов пересыплется в другой, а стрелка на секундомере пройдет один круг.

 

По сигналу дети переворачивают песочные часы, а вызванный ребенок  наблюдает за секундомером.

 

Сколько прошло времени?—Дети отвечают, что  1   минута.

 

Посмотрим, что мы успеем сделать  за  1  минуту,— говорит воспитатель.—  Правильно выполнит задание тот, кто закончит работу   через   минуту.   Время   можно   увидеть   на   песочных   часах: когда  весь  песок  пересыплется  из  одного баллончика  в другой, пройдет 1  минута. Работая, вы должны следить за часами и во время кончить.  А теперь,— дает сигнал  воспитатель,— в течение минуты складывайте из палочек узоры, кто какой хочет.

 

Подводя итоги работы, он говорит:

 

Правильно  выполнили   задания  точно  через   минуту  Вова, Оля  (и др.). Они следили за песочными  часами и закончили выкладывать  узоры, когда прошла 1 минута.

 

Сколько   узоров   получилось   за    минуту   у   тебя,   Лена? И т.д.

 

 

Приложение 2

 

 

 

Исследование понятия «Дни недели», «Месяц» их количества и видов

 

 

Цель занятия

 

Учить называть последовательно дни  недели; познакомить с понятием «месяц» (состоит из четырех недель, один месяц следует за другим); упражнять  в классификации геометрических фигур по разным признакам.

 

Материалы

 

Для воспитателя: листочки от календаря  за прошедший месяц, сложенные по неделям; два комплекта цифр от 1 до 7, мяч. Для детей: набор геометрических фигур.

 

Ход занятия

 

Поиграем

 

«Назови скорей»

 

Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий.

 

Шла коза по мостику И виляла хвостиком. Зацепилась за перила, Прямо в речку  угодила. Кто не верит — это  он, Выходи из круга вон.

 

Он бросает кому-нибудь из детей  мяч и говорит: «Какой день недели сегодня?» Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Вторник», бросает мяч другому ребенку и задает вопрос типа: «Какой день недели был вчера? Назови день недели после четверга. Назови день недели между четвергом и пятницей». Так роль ведущего постепенно переходит от одного ребенка к другому. Если кто-то затрудняется быстро дать ответ, то воспитатель предлагает детям помочь ему.

 

Воспитатель. Сколько дней в неделе? {Семь.) Давайте проверим, так ли это. {Дает детям листочки календаря и  предлагает разложить их по порядку.) Сколько дней в неделе? Назовите их по порядку. Покажите с помощью рук, сколько дней в неделе.

 

Дети разводят руки в стороны, таким  образом показывают протяженность  недели.

 

Затем воспитатель предлагает детям  назвать первый месяц года. «Посмотрите, сколько недель в месяце? (Показывает листочки календаря, сложенные по неделям.) Посчитайте, сколько недель в месяце. Вы можете показать, сколько дней в месяце? (Дети широко разводят руки в стороны.) В каждой неделе одинаковое количество дней? Как узнать? (Положить листочки календаря одной недели под листочками другой.) А как можно по-другому узнать, сколько дней в месяце?» (Листочки календаря положить в ряд.)

 

Если дети при выполнении задания  будут считать, не препятствуйте. Если нет — тоже не беда, они этому  научатся позднее.

 

Воспитатель. Как называется первый месяц года? Второй? Послушайте пословицы  о январе.

 

Январь — году начало, а зиме — середина.

 

В январе и горшок в печи замерзает.

 

Январю — морозы, февралю —  метели.

 

Примечание. Если в группе есть плакатный  календарь, предложите детям показать на нем январь, спросите, какой этот месяц по счету.

 

Информация о работе Развитие временного представления. Представления времени у детей старшего дошкольного возраста