Развитие временного представления. Представления времени у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 16:51, контрольная работа

Описание работы

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Файлы: 1 файл

Тема время.doc

— 383.00 Кб (Скачать файл)

 

Даже небольшой  опыт работы по обучению дошкольников установлению временной последовательности показал, что достаточно выделить и  наглядно представить ее детям, поупражнять  их в самостоятельном установлении порядка следования звеньев, научить пользоваться моделью, как они самостоятельно начинают использовать этот способ и вычленять последовательность в любом предложенном содержании. Умение дошкольников устанавливать временную последовательность развивает у них уверенность, самостоятельность и умение планировать деятельность.

 

Выводы. При  обучении детей распознаванию частей суток необходимо соотнести правильное обозначение каждой из частей суток (утро, день, вечер и ночь) с соответствующим  промежутком времени и научить  определять этот промежуток по характерной для него деятельности и внешним признакам.

 

Знакомя детей  с календарем, необходимо так строить  систему работы, чтобы они, активно  действуя с материалами модели календаря  и переживая длительность всех представленных промежутков времени, осознанно овладели эталонами времени.

 

Умение  определять дату по календарю и особенно называть дни недели формируется  у детей постепенно.

 

Глава 3. Методические основы развития чувства времени  у детей 

 

старшего  дошкольного возраста

 

3.1.         Методика  развития временного представления

 

 

 

У детей старшей группы детского сада № 34 мы начинали развивать чувство  времени сначала на интервалы  в 1, 3, 5 и 10 минут, потому что различение этих интервалов жизненно важно для  детей. 1 минута — та первоначальная, доступная детям единица времени, из которой складываются 3, 5 и 10 минут. К тому же в быту эта мера времени наиболее часто встречается в речи окружающих. «Через минуту», «Сию минуту», «Подождите минуту» — подобные выражения дети слышат часто, но представления об этом интервале у них далеко не адекватны. Поэтому мы начали работу с восприятия детьми минутного интервала, а затем перешли к усвоению других интервалов.

 

Организация и методика работы были следующие:

 

- знакомили детей с длительностью 1, 3, 5 и 10 минут, при этом использовали секундомер, песочные часы, часы-конструктор для восприятия детьми длительности указанных интервалов;

 

- обеспечивали переживание длительности  этих интервалов в разных видах  деятельности;

 

- учили детей выполнять работу в указанный срок (1, 3, 5 минут), для чего учили измерять время и оценивать длительность деятельности, регулировать темп ее выполнения.

 

Работу проводили по этапам.

 

На 1-м этапе учили определять окончание срока выполнения деятельности по песочным часам (задание сделать что-то за 1 минуту и проконтролировать время по одноминутным песочным часам), этим обеспечивали накопление опыта у детей в использовании мерки. Воспитатель постоянно давал оценку умениям детей правильно контролировать время по песочным часам (приложение 1).

 

На 2-м этапе учили оценивать  по представлению длительность интервала  времени в процессе деятельности. Воспитатель фиксировал внимание на точности оценки детьми его длительности (приложение 1).

 

На 3-м этапе учили предварительно планировать объем деятельности на указанный отрезок времени на основе имеющегося представления о его длительности. Проверка выполнения намеченного по плану объема работы на данную длительность проводилась с помощью песочных часов (приложение 1).

 

На 4-м этапе учили переносить умения оценивать длительность временных отрезков в жизнь (быт, занятия, игры).

 

Работа проводилась на занятиях при обычной организации.

 

Программный материал первых 3 занятий  включал следующие задачи:

 

- познакомить детей с длительностью 1 минуты;

 

- учить умению контролировать  время по песочным часам (приложение 1) в процессе выполнения разнообразной  деятельности;

 

- формировать чувство удовлетворения  от умения выполнять задание  вовремя.

 

На первом занятии мы выявляли представления детей об 1 минуте. «Минута—это 60 секунд, а секунда совсем короткая: скажешь «раз и...» — и секунда прошла, а в минуте таких секунд 60»,— пояснял воспитатель, демонстрируя длительность 1 минуты на секундомере. Уточняли название этого прибора, знакомили со словом «секундомер». Показывали детям, как движется стрелка на секундомере, и объясняли, что ее движение по кругу совершается всегда за 1 минуту. Предлагали посидеть 1 минуту и измерить ее длительность по секундомеру. После этого были показаны песочные часы, было предложено подумать, почему они так называются. Длительность 1 минуты воспитатель одновременно демонстрировал по песочным часам и секундомеру. Совместно с воспитателем дети сделали вывод, что 1 минуту можно измерить секундомером и с помощью песочных часов. Воспитатель и сами дети рассказывали,  где  используются  эти  приборы для  измерения  времени.

 

Затем на каждый стол поставили песочные часы, и детям было предложено сказать, что можно успеть сделать за 1 минуту. На этом занятии и на следующих  они сами должны были проверять, что можно успеть сделать за 1 минуту.

 

На занятии дети выполняли 3 задания:

 

1. Выкладывали из палочек какие-либо  узоры в течение 1  минуты, следя  за одноминутными песочными часами. Было дано указание: названные  за каждым столом дети по сигналу одновременно перевернут песочные часы и? работая, все будут следить за часами. Когда весь песок пересыплется, минута кончится, работу сразу же следует прекратить, руки убрать со стола. По окончании работы дети рассказывали, кто сколько и каких узоров успел сложить за 1 минуту. Воспитатель особо отмечал тех детей, которые следили во время выполнения работы за песочными часами и успели закончить работу вовремя.

 

Раскладывали палочки по 10 штук в течение 1 минуты.

 

Убирали все палочки по одной в коробку в течение 1 минуты.

 

При подготовке к занятию мы учли, что объем работы должен быть рассчитан  на 1-минутный интервал. Две операции — взять и положить палочку  — требуют 2 секунды, поэтому на все  три задания на первом занятии  давали детям по 30 палочек. Таким образом, были созданы условия, при которых они имели возможность выполнить задание и в то же время уложиться во времени.

 

Фрагмент занятия рассмотрен в  приложении 1.

 

На следующем занятии дети вновь  наблюдали на песочных часах за протеканием 1 минуты, вспоминали, что они успели сделать на прошлом занятии за минуту. На этом занятии задания, предлагаемые детям, были усложнены: в них уже количество операций зависело от индивидуального темпа действий. В конце работы мы обратили внимание детей на это, показав зависимость результатов от темпов работы при одинаковой длительности деятельности. На втором занятии давалось уже 5 заданий, каждое из которых предлагалось выполнять в течение 1 минуты,  контролируя время наблюдением за песочными часами. Были даны следующие задания:

 

- рисовать палочки на клетчатой  бумаге по строчкам  1  минуту;

 

- разрезать бумагу на полоски  (по намеченным линиям), а потом  сосчитать, кто сколько полосок  успел нарезать;

 

- трем детям, вызванным к столу,  воспитатель предлагал одеть (раздеть) куклу в течение 1 минуты, а потом рассказать, сколько вещей успели снять с куклы за 1 минуту;

 

- одевать куклу 1 минуту и  рассказать, сколько вещей успели  надеть на куклу; сравнить, что  быстрее делать — одеть (раздеть)  куклу;

 

- в раздевальной комнате предложено пяти детям одеваться 1 минуту, а всем остальным следить, сколько вещей они успевают надеть за 1 минуту.

 

Третье  занятие по организации было аналогично второму, отличие заключалось в  числе заданий. Дети разрезали полоски  бумаги на квадраты, потом квадраты разрезали на треугольники, а затем из квадратов вырезали круги. Сравнивали, сколько за 1 минуту можно вырезать квадратов, треугольников, кругов. В конце этого занятия выкладывали узоры из полученных геометрических фигур и выясняли, из какого количества фигур можно успеть сложить узор за 1 минуту.

 

Иной программный  материал был в последующих трех занятиях:

 

- учить  детей оценивать длительность  своей деятельности по их представлению  об 1 минуте;

 

- формировать  чувство удовлетворения от умения точно определять время.

 

На четвертом  — шестом занятиях детям предлагали выполнять те же самые задания, что  и на первых трех, но теперь они определяли время уже без песочных часов. Инструкцию давали следующую: «Вы сами будете заканчивать работу, когда вам покажется, что 1 минута кончилась, а я проверю и скажу, кто, когда закончил. Посмотрим, кто из вас правильно угадает, когда кончится минута».

 

Последующие два занятия были посвящены выполнению таких программных задач:

 

- учить  детей правильно выбирать объем работы, соответствующий интервалу в 1 минуту;

 

- воспитывать  чувство удовлетворения от умения  правильно планировать во времени  свою деятельность.

 

Детям предлагали самостоятельно наметить такой объем  работы, какой можно успеть выполнить  за 1 минуту. Важно было, чтобы ребенок устно заранее спланировал во времени объем работы, а затем практически выполнил его и оценил фактическую длительность своей работы по песочным часам. Например, предлагали такие задания: из трех предложенных узоров-образцов выбрать такой, который можно было бы успеть сложить за 1 минуту,   или   отобрать   такое   количество   растений,   которое   можно успеть полить за 1 минуту, или назвать, сколько вещей можно успеть надеть на куклу за 1 минуту и т. п. При оценке итогов работы внимание детей обращалось на причины соответствия или несоответствия длительности выполнения задания его планированию.

 

Такие занятия  помогали детям наглядно увидеть (на секундомере, на песочных часах) и пережить, почувствовать длительность 1 минуты. Они практически убеждались в том, что можно успеть сделать за 1 минуту, знакомились с возможностью контролировать, измерять время.

 

Песочные  часы мы считаем наиболее удачным  прибором для измерения детьми времени, так как они дают возможность  наблюдать текучесть минуты. По объему песка в баллончике песочных часов видно, сколько времени прошло и сколько осталось до окончания минуты. Песочные часы не требуют количественного исчисления времени и в то же время очень наглядны, поэтому мы считаем, что это первый прибор измерения времени, с которым надо познакомить детей, начиная работу по развитию чувства времени. Наблюдая за течением времени в процессе выполнения задания, дети могут сами регулировать темп своей деятельности, воспринимая минутный интервал несколькими анализаторами (зрением, мышечным чувством). Мы считаем, что для развития чувства времени в процессе выполнения разных заданий недостаточно введения только самого фактора времени, т. е. когда взрослый объявляет о начале и окончании временного интервала. Необходимо ввести фактор учета времени самими детьми, что и предусматривалось в нашей методике.

 

Задачей первых занятий было научить детей самих  следить за временем в процессе деятельности и прекращать работу по истечении  времени, отведенного на ее выполнение. Сразу это не удавалось, так как дети привыкли, что воспитатель на всех занятиях сам объявляет об окончании работы. Поэтому на первых порах, видя, что весь песок высыпался и минута прошла, они продолжали работать, ожидая привычного сигнала к окончанию действия. Мы ввели иной по качеству сигнал воспитателя—поощрительную оценку типа: «Вы правильно выполнили задание, кончили точно с окончанием одной минуты, потому что следили за часами». Теперь главным для детей на занятии стало не столько завершение самого задания, сколько выполнение и прекращение работы в срок.

 

Мы придавали  значение и словесному отчету детей  о количестве выполненной работы за определенный отрезок времени. Такой  отчет помогал им представить  реальную вместимость данного временного интервала, наполнить его конкретным содержанием. После рассказа детей об объеме выполненной за 1 минуту работы воспитатель подводил их к общему выводу, что можно успеть сделать за 1 минуту, например: «За 1 минуту, как вы убедились, можно вырезать 7 (или 8) квадратов». В последующем это помогало детям более точно соотносить объем работы и длительность.

 

Содержание  занятий можно построить так, что если на одном из них дети вырезают полоски по намеченным линиям и убеждаются, что за 1 минуту можно  вырезать 2—3 полоски, то на следующем из этих полосок вырезают квадраты, прямоугольники, треугольники и круги. Тогда они усвоят на опыте, что за минуту можно вырезать 3—4 квадрата, а из квадратов вырезать 6— 8 прямоугольников, 4—6 треугольников, а кругов только 2—3.

 

В ходе выполнения заданий одни успевали за минуту сделать больше операций, другие — меньше, что позволило  детям сделать вывод о разных темпах работы, и они пытались менять темп. Мы наблюдали, как дети по нескольку  раз в течение выполнения задания  меняли темп своей деятельности, пытались освоить более быстрый темп работы. Но, конечно, задача заключается не в том, чтобы развивать у детей быстрый темп деятельности, а в том, чтобы помочь понять, что умение следить за течением времени позволяет регулировать и темп, т. е. приучить их ценить время и управлять своей деятельностью во времени.

 

Стремясь выполнить задание  как можно быстрее и лучше, некоторые дети не только следили  за песочными часами, но и работали более интенсивно, не теряя минут  и секунд. В связи с этим у некоторых из них появилась тенденция начинать подготовку к работе во время выслушивания инструкции, т. е. появилось стремление не терять времени даром.

 

На втором этапе работы мы сохранили  те же задания, но задача была другая —  поупражнять детей в оценке времени уже без часов. Окончание заданной работы служило показателем оценки длительности 1 минуты. Взрослые фиксировали время с помощью секундомера и сообщали детям результаты. Например, предлагалось резать полоски бумаги на квадраты в течение минуты, а когда детям покажется, что минута истекла, прекратить работу и убрать руки со стола.

 

В ряде занятий вначале детям  демонстрировали интервал времени  в 1 минуту для оживления их представлений  о длительности этого временного отрезка, затем давали задание. В ходе выполнения заданий и сопоставления объективных показателей затраченного времени с собственной субъективной оценкой 1 минуты ребенок вносил соответствующие коррективы, его оценка длительности 1 минуты совершенствовалась как на одном занятии от задания к заданию, так и от занятия к занятию.

Информация о работе Развитие временного представления. Представления времени у детей старшего дошкольного возраста