Развитие количественных представлений в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 14:32, курсовая работа

Описание работы

Одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают подрастающие поколения, являются математические. Они носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий.

Содержание работы

Формирование количественных представлений у детей 4-5лет.
Опыт работы по развитию у детей количественных представлений в средней группе «Ромашки».
Выводы.
Список используемой литературы.
Приложение:
Конспекты занятий развитию у детей количественных представлений в средней группе «Ромашки».
Планы-конспекты занятий по развитию количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста.

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ по математике КПП 2.docx

— 49.08 Кб (Скачать файл)

(Воспитатель  выставляет на мольберте картинку  с изображением мишки). Сколько  зверушек в теремке? (пять).

Найдите цифру  пять. Покажите её. (Выставляет на мольберте  под картинкой карточку с цифрой пять).

Построим  теремок вечером, а сейчас скажите, в какой сказке мы побывали? Понравилась  ли вам сказка?

Играть со зверушками было интересно и весело.

Мы обязательно  встретимся с ними в других сказках!

«Число два. Понятие «пара»

Программное содержание: познакомить детей с  понятием «пара»; учить сравнивать группы предметов, содержащих до пяти предметов, по количеству на основе составления  пар, по одному признаку или свойству;

формировать умения соотносить цифры 1,2 с количеством;

развивая  логическое мышление, развивать внимание, связную речь, расширить словарный  запас;

воспитывать интерес к математике, уважительное отношение друг к другу;

Предшествующая  работа: прочитать главу «Клад» из повести-сказки Э. Успенского «Дядя  Фёдор, пёс и кот»; познакомить  детей с новыми словами «клад», «кладоискатели»; провести дидактические  игры «Чья это мама?», «Цифры».

Материал: Демонстрационный материал: игрушка кота Матроскина, план-карта поиска клада; сотовый телефон; сундучок, «волшебный» мешочек с геометрическими фигурами, бидончик, запись песни «Вместе весело шагать» В. Шаинского, рюкзак. Раздаточный материал: картинки с предметами (в количестве 1 и 2); цифры 1,2; парные предметы: варежки, носки, ботинки, перчатки; домашние животные (взрослые и детёныши).

Организация и методика проведения:

(Звучит спокойная  музыка. Раздается телефонный звонок. Воспитатель отвечает на этот звонок, привлекая внимание детей).

Воспитатель: Ребята, мне только что позвонил кот Матроскин. У него что-то случилось и он просит нас о помощи и обещал прийти к нам в гости.

(Раздается  стук в дверь. Воспитатель приглашает в группу кота Матроскина).

Матроскин:

- Здравствуйте, ребятки! Я так к вам спешил. Ваша воспитательница сказала,  что вы можете мне помочь. Мы  с Дядей Федором и Шариком  хотим отыскать клад. А вы знаете, что такое «клад»? (ответы детей)  Так вот, мы хотим отыскать  клад, но у нас совсем нет  времени, у нас хозяйство большое.  Шарик охотится, я ухаживаю за  своей коровой, а Дядя Федор  дом ремонтирует. Помогите нам.  А я вам дам карту, которая  поможет найти место, где спрятан  клад.

Воспитатель: Ну что, ребята? Поможем Матроскину клад найти? (ответы детей)

(Воспитатель  вместе с детьми рассматривает  карту-план. Кот Матроскин уходит, прощаясь).

Воспитатель: Чтобы найти клад, нам всем надо быть очень внимательными. Ведь надо найти место, где спрятан клад, точно следуя карте. Если мы собьёмся с пути, то клада нам никогда  не найти.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

- Найдите  среди данных предметов лишний.

- Почему  этот предмет является лишним?

Дидактическая игра «Найди нужную цифру»

- На каждой  картинке посчитайте предметы  и подберите к ним нужную  цифру.

Дидактическая игра «Знаете ли вы себя?»

- Отгадайте  загадки.

Двое глядят, Два слушают.(глаза, уши)

Всю жизнь  ходят в обгонку,

А обогнать друг друга не могут.(ноги)

Воспитатель: Вы все просто молодцы! Мы с вами быстро отыщем клад.

Воспитатель: (рассматривая карту)

- А вы  знаете, что вместе весело шагать  по просторам?

- Чтобы не  заблудиться и не потеряться, надо разбиться по парам. Мальчик  должен встать в пару с девочкой.

( Звучит  песня В. Шаинского "Вместе весело шагать по просторам", а дети разбиваются по парам).

Воспитатель: Все ли встали в пары?

- Кого больше  мальчиков или девочек? (поровну)

Воспитатель: (обращая внимание детей на карту)

- Нам неизвестно, что ждет нас в пути, поэтому  в дорогу необходимо взять  нужные вещи. Какие вещи нам  будут необходимы?

(Дети, рассматривая  карту, называют вещи, которые  будут необходимы).

Воспитатель: Но пока я их собирала, они все  перепутались. Помогите, найдите пару каждому предмету, так мы узнаем, все ли вещи я приготовила.

Физ.минутка

Две сестрицы - две руки

Рубят, строят, роют

Рвут на грядке сорняки 

И друг дружку моют.

Месят тесто  две руки -

Левая и правая.

Воду моря и реки

Загребают, плавая.

Воспитатель: (рассматривает с детьми карту)

- Наш путь  лежит через пастбище, на котором  пасутся домашние животные,

Здесь есть и взрослые животные, и их детёныши. Они тоже бывают озорниками, как  и вы, поэтому они разбежались  и теперь не могут найти своих  мам. Помогите им.

Дидактическая игра «Чья это мама?»

(Дети выполняют  задание)

Воспитатель: (Вновь обращает внимание детей к  карте)

- Вот мы  и нашли сундук, о котором говорил  кот Матроскин, но чтобы его открыть, нам нужно решить головоломку. Для каждого квадратика нужно найти свою "заплатку".

(Дети выполняют  задание)

Воспитатель: Внимание! Сундучок открыт.

- Что же  в нем? (Печенье)

- Да, мы с  вами прошли трудный путь, и  теперь нам необходимо подкрепиться. Мы сейчас узнаем, кому какое  печенье достанется. Нам поможет  «волшебный» мешочек. В нем  лежат геометрические фигуры, по  форме похожие на печенье. Какую  геометрическую фигурку вы достанете,  то печенье и скушаете.

(Дети выполняют  задание)

(Входит кот  Матроскин с бидоном молока)

Матроскин: Какие вы все-таки молодцы! Помогли нам клад найти. А я вам принес молока от моей коровушки. Оно очень полезное. Пейте на здоровье. Приятного аппетита. До свидания.

(Дети моют  руки и садятся за столы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Планы-конспекты  занятий по развитию количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста

« В гостях у лесных зверей»

Программное содержание: учить детей различать  равенство и неравенство групп  по количеству входящих в них предметов, выражать результаты определения в  речи; продолжать учить сравнивать знакомые предметы по величине: большой, поменьше, самый маленький;

Упражнять в  изображении предметов разной величины;

Развивать зрительное внимание.

Материал: демонстрационный: картинки с изображением белочек, шишек, волка, лисы, медведя, зайца; раздаточный: карточки с изображением кругов разного  размера, карточки с кружками(3 шт.).

План занятия:

Предложить  ребятам отправиться в гости  к лесным жителям.

Дидактическая игра «Хватит ли белочкам шишек?»

Загадать  загадку:

То по елкам  ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле  орешки прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка)

Спросить, сколько  белочек на картинке?(Две)

Прочитать стихотворение:

Белки с веток  в свой домишко

Перетаскивали шишки.

Спросить:

Сколько шишек?(Три)

Чего больше белок или шишек?(Шишек больше, чем белок, а белок меньше, чем шишек)

Игровое упражнение «Нарисуй правильно» Спросить у ребят, какого размера круги (Слева - большой, посередине - поменьше, справа - самый  маленький). Предложить детям нарисовать шарики разного размера.

Физкультминутка «Пальчики»

Этот пальчик  хочет спать,

Этот пальчик  лег в кровать.

Этот пальчик  чуть вздремнул.

Этот пальчик  уж уснул.

Этот крепко, крепко спит.

Тише, тише, не шумите!

Солнце красное  взойдет,

Утро красное  придет,

Будут птички щебетать,

Будут пальчики вставать.

Дети поочередно загибают одной рукой пальчики противоположной  руки и держат их в кулачке. На слова  «будут пальчики вставать» дети поднимают  руку вверх и распрямляют пальчики.

Дидактическая игра «Узнай, кто спрятался»

Предложить  ребятам назвать животных в домике слева.(Лиса, волк, заяц, медведь.)

Дети закрывают  глаза, и одного из животных педагог  убирает, а ребята должны догадаться, кого не стало. Играть 2-3 раза. Оставить в домике 3

зверей, спросить у ребят, сколько осталось зверей и предложить зарисовать столько  кружочков на карточке, сколько зверей в домике.

Попрощаться с лесными животными и отправиться  обратно в детский сад.

«Три медведя»

Программное содержание: учить детей различать  равенство и неравенство групп  по количеству входящих в них предметов, выражать результаты определения в  речи: поровну, столько же, сколько; учить различать и называть пространственные направления от себя (слева, справа, сверху, внизу, посередине); продолжать учить сравнивать знакомые предметы по величине: большой, поменьше, маленький; продолжать знакомство с числом 3;

Развивать слуховое восприятие, умение правильно отвечать на вопросы.

Материал: демонстрационный: картинки к сказке «Три медведя», картинка «Найди отличия»; раздаточный: карточки с изображением медведей и кроваток .

План занятия:

Загадать  ребятам загадку:

Возле леса на опушке

Трое  их живет в избушке.

Там три  стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Угадайте  без подсказки:

Кто герои  этой сказки?

(Три  медведя)

2.  Задать детям вопросы:

Сколько медведей на картинке? (Три)

Сколько кроватей? (Три)

Что можно  сказать о количестве кроватей и медведей? (Их поровну,

медведей  столько же, сколько кроватей.)

Какого  размера медведи? (Большой, поменьше, маленький)

Какого  размера кровати? (Большой, поменьше, маленький)

Дидактическая игра «Соедини правильно» Предложить детям провести дорожки от медведей к их кроваткам. Уточнить, что большой  медведь будет спать на большой  кровати, медведь поменьше - на кроватке поменьше, а самый маленький на маленькой.

Физкультминутка «Три медведя»

Три медведя  шли домой 

Дети  шагают на месте вперевалочку. 

Папа  был большой-большой. 

Поднять руки над головой, потянуть вверх. 

Мама  с ним поменьше ростом, 

Руки  на уровне груди. 

А сынок  малютка просто. 

Присесть. 

Очень маленький  он был, 

Присев, качаться помедвежьи. 

С погремушками ходил. 

Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки. 

Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь 

Дети  имитируют игру с погремушками. 

6. Игра «Посмотри и сравни»

Предложить  ребятам рассмотреть картинки слева  и справа. Спросить, чем они отличаются.

«Осень»

Программное содержание: познакомить с геометрической фигурой - треугольник; учить обследовать  форму осязательно-двигательным путем; учить рисовать треугольник по точкам; учить называть время года - осень; продолжать знакомить с числом 2;

развивать умение отгадывать загадки на основе зрительно  воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие  в основе загадки.

Материал: демонстрационный: модель треугольника для обследования детьми, нарисованный треугольник со стрелками, обозначающими порядок  обследования; раздаточный: карандаши; листы бумаги, на которых изображены различные предметы, часть из них  отгадки на загадки; листы бумаги с точками зеленого и желтого  цветов, расположенных в форме  треугольника, фломастеры зеленого и  желтого цветов.

План занятия:

Дидактическая игра «Что осенью бывает?»

Прочитать детям  стихотворение Е. Александровой.

Гонит осень  в небе тучки,

Пляшут листья во дворе.

Гриб, надетый  на колючки,

Тащит ёж к  своей норе.

Задать вопросы:

О каком времени  года говориться в стихотворении?

Информация о работе Развитие количественных представлений в дошкольном возрасте