Развитие количественных представлений в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 14:32, курсовая работа

Описание работы

Одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают подрастающие поколения, являются математические. Они носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий.

Содержание работы

Формирование количественных представлений у детей 4-5лет.
Опыт работы по развитию у детей количественных представлений в средней группе «Ромашки».
Выводы.
Список используемой литературы.
Приложение:
Конспекты занятий развитию у детей количественных представлений в средней группе «Ромашки».
Планы-конспекты занятий по развитию количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста.

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ по математике КПП 2.docx

— 49.08 Кб (Скачать файл)

ОГБОУ «Томский государственный педагогический колледж»

(ОГБОУ «ТГПК»)

 

 

 

 

 

 

 

Развитие  количественных представлений в дошкольном возрасте

 

Контрольная работа по теории и методике математического развития

 

 

 

 

 

                                               Выполнила: Студентка

курсов  переподготовки

профессиональной  группы №2

Комиссарова Евгения Михайловна

 

Проверил: Захарова Г.Н.

 

 

 

 

 

 

Томск-2014

Содержание

Формирование  количественных представлений у детей 4-5лет.

Опыт работы по развитию у детей количественных представлений в средней группе «Ромашки».

Выводы.

Список используемой литературы.

Приложение:

Конспекты занятий  развитию у детей количественных представлений в средней группе «Ромашки».

Планы-конспекты  занятий по развитию количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Формирование  количественных представлений у детей 4-5 лет.

Одними из самых сложных знаний, умений и  навыков, включенных в содержание общественного  опыта, которым овладевают подрастающие поколения, являются математические. Они  носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы  сложных умственных действий. В повседневной жизни, в быту и в играх ребенок  достаточно рано начинает встречаться  с такими ситуациями, которые требуют  применения, хотя и элементарного, но все же математического решения (приготовить угощение для друзей, накрыть стол для кукол, разделить  конфеты поровну и т. д.), знания таких отношений, как много, мало, больше, меньше, поровну, умения определить количество предметов в множестве, выбрать соответствующее количество элементов из множества и т. д. Сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно дети разрешают возникающие проблемы. Таким образом, уже в дошкольном возрасте дети знакомятся с математическим содержанием и овладевают элементарными вычислительными умениями, а формирование у них элементарных математических представлений является одним из важных направлений работы дошкольных учреждений.

Обучение  математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования  занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей  и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять  математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять  в применении их в других видах  деятельности, новой обстановке.

Развитие  количественных отношений – это  процесс сложный, вызывающий у большинства  детей значительные трудности. Часто  дети не понимают, зачем нужно считать, измерять, причем не приближенно, а  точно. Не осознавая значения совершаемых действий, дошкольники выполняют их механически, что приводит к формальному усвоению знаний. Процесс формирования количественных представлений предполагает также планомерное усвоение и постепенное расширение словаря (один, два...; первый, второй... и др.), а также совершенствование грамматического строя и связной речи в целом.

Одна из основных проблем при формировании количественных отношений у детей дошкольного  возраста – развитие понятия числа. При значительной разработанности  она до сих пор остается весьма актуальной, что обусловлено рядом  причин:

1)потенциальные возрастные возможности современного ребенка дают основание полагать, что данное понятие можно сформировать не в старшем дошкольном возрасте (как это предлагалось в исследовании Г.А. Корнеевой), а на более раннем этапе (у детей пятого года жизни).

2) по мнению  Е.В. Родиной, целесообразно “восстановить  логику” в отборе содержания  и методике формирования понятия  числа на разных этапах дошкольного  возраста. Так, осуществление перехода  к числовому периоду необходимо  осуществлять с четырех лет  через сравнение предметных групп  по признаку количества и определение  этого количества словом-числительным. Затем следует формировать понятие  числа, основанное на обучении  выполнению действий с величинами (дискретными и непрерывными), где  число выступает как отношение  измеряемого предмета к его  условной мерке, что доступно  для детей старшего дошкольного  возраста.

По мнению Галанина, в понятии «больше (меньше) в несколько раз» содержится понятие  отношения, которое никак не отражает представлений числа как совокупности счетных единиц. Эту сложную природу  счета нужно учитывать при  формировании понятий числа и  счета у детей. Как писал Галанин, для того чтобы сформировать у ребенка представление о числе, недостаточно научить его перечислять предметы, так как при этом в лучшем случае у ребенка возникает представление единичности предметов и их совокупности, но не возникает представления количественности, поскольку число как определенное количество не содержится в перечисляемых предметах, формирование этого понятия возможно лишь одновременно с формированием логического мышления.

Обучение  детей среднего и старшего дошкольного  возраста сравнению чисел решается в основном в игровой и практической деятельности.

На первом этапе обучения сравнению детей учат разграничивает понятия «один» м «много». Т.е. дошкольники сравнивают предметы по количеству. В качестве примера можно привести игру «угадай». В руке воспитатель прячет мелкие предметы (пуговицы, орехи, косточки и т.д.). Например, в одной руке - один камешек, в другой много, и предлагал угадать в какой - один, в какой - много. Угадывая, ребенок пользовался словами “один”, “много”. После ответа раскрывается ладонь, показываются предметы и спрашиваем “Сколько?’’.

Затем детей  учат составлять группу из отдельных  однородных предметов и выделять из нее один предмет. Отвечать на вопрос “Сколько?”. Дошкольникам предлагают игры, в которых дети учатся выделять один предмет и объединять, составлять группу предметов.

На следующих  занятиях детям объясняют, что множества  могут быть различными по численности. Для этого проводятся игры “Самолеты”, “Разноцветные фонарики” и т.д.

После этого  воспитатель переходит к установлению равенства между двумя группами предметов. Сравнение двух групп  предметов начинаем со знакомства с  приемом наложения. Детям дают карточку с нарисованными изображениями  однородных предметов (листики, зайчики, ягоды расположенные в ряд  на небольшом расстоянии друг от друга) и коробку с мелкими предметами.

Количество  игрушек больше, чем предметов  на карточке. Это необходимо, чтобы  дети поняли: множество может быть различным по численности. Воспитатель  рассказывает и показывает детям как надо раскладывать игрушки: на каждый рисунок — по одной, оставляя между ними свободные промежутки. Детей предупреждают о том, что если все изображения на карточке будут закрыты, то лишние предметы останутся на подносе.

Прочно усвоить  необходимые знания помогают многократные упражнения-сравнения различных  предметов путем наложения. Здесь  используется самый разнообразный  материал: зайчикам раздаем морковку, белкам — орешки, девочкам — мячи и т.д. Дошкольники учатся выделять каждый элемент в множестве, определять его границы, не пересчитывая предметы.

Важной особенностью обучения детей сравнению является побуждение детей к рассказу о  своих действиях и правильному  ответу на вопрос “Сколько?”. Нередко  на вопрос “Сколько у тебя грибов?”  ребенок отвечает: “Много” или  называет числительное. В этом случае воспитатель одобряет ребенка и  уточняет: “Правильно, ты положил столько  грибов, сколько у тебя белочек”. Постепенно дети усваивают смысл  слов “столько-сколько” и начинают сами употреблять. “На этот листик посадил жука, на этот листик посадил жука и на этот листик посадил жука. Жуков столько же, сколько листиков”.

Когда дети достаточно овладеют навыками сравнения  двух групп предметов с помощью  наложения, показываем новый способ — приложение. Даем детям карточки, разделенные горизонтальной линией.

На ее верхней  полоске нарисованы предметы или  игрушки. Нижняя полоска свободна. Количество предметов от 3 до 5. На подносе или  коробке находится счетный материал: силуэты предметов, геометрические фигуры и т.д. Количество предметов  на один больше или меньше, чем изображено на карточке. Например, дошкольникам предлагается выполнить следующее задание: на каждый зеленый листочек, нарисованный на первой полоске, накладывают красную  ягоду. Получается, что красных ягод столько, сколько листочков. Затем  демонстрируется новый способ: «снимаем красную ягодку с листочка и перекладываем  на нижнюю полоску карточки». Внимание детей обращается на то, что каждая красная ягода находится под  листочком. Между ягодами такое  же расстояние (окошки) как и между  листочками. Чтобы детям легче было сравнивать элементы двух групп (листочки и ягоды), можно проводить рукой вдоль ряда предметов по горизонтальной линии, указывая на предметы на верхней и нижней полосках, соотнося их один с другим. Воспитатель вместе с детьми проверяет, правильно ли расположены предметы один под другим, верно ли, что на верхней полоске столько же предметов, сколько на нижней. Для этого дети на каждый элемент верхнего ряда передвигают элемент нижнего ряда. Если на нижней полоске остались предметы, значит задание выполнено неправильно.

На дальнейшем этапе обучения сравнению используется разнообразный материал (объемные предметы и игрушки, плоскостные изображения,

геометрические  фигуры) для того, чтобы сформировать у дошкольников обобщенные представления  о количестве: разных игрушек можно  взять равное количество. Нужно следить, чтобы дети точно накладывали  предмет на картинку или раскладывали один предмет под другим, чтобы  расстояние между предметами не уменьшалось  и не увеличивалось, чтобы предметы раскладывали правой рукой и слева  направо.

На занятиях сравниваются разные предметы: белки  и елочки, зайцы и морковки, чашки  и блюдца и т.д.. В конце все вместе проверяют (приемом наложения), правильно ли выполнено задание.

Воспитатель добивается, чтобы дети не только сумели ответить на вопрос, сформулировали свою мысль, но и смогли доказать ее, продемонстрировав, какой предмет остается лишним или  какого не хватает.

Чтобы избежать закрепления определенных стереотипов, задание варьируется: большая по численности группа предметов находится  то на верхней, то на нижней полоске. Предлагается сравнивать разные по размерам предметы (большие и маленькие мячи, большого зайчика и маленькую морковку, больших кур и маленьких цыплят). При этом расстояние между элементами на счетной полоске бывает различным. Дети учатся не обращать внимания на этот видимый эффект, а ориентироваться  на попарное соотношение элементов двух множеств.

Полученные  знания закрепляются в дидактических  играх. Например, игра “Скорый поезд”. Из стульев, поставленных в ряд, сооружаем  поезд. Пассажиры ходят по перрону, готовятся к отъезду. Раздается  гудок. Пассажиры занимают свои места. Вместе с детьми выясняем, всем ли хватило  места, сравниваем чего больше или меньше — вагонов или пассажиров. Определив  чего больше, меньше, поровну дети отправляются в путь. Поезд мчится до другой станции, остановка — пассажиры выходят. Убираем, добавляем количество вагонов, и каждый раз при сравнении  будет новая для детей ситуация.

На занятиях воспитатель показывает дошкольникам, что сравнивать можно не только предметы, но и звуки, движения. Дети учатся воспринимать  множества с помощью различных  анализаторов: слуховых, зрительных, двигательных. Дети воспринимают на слух количество звуков и стараются воспроизвести  количество движений. Например, воспитатель  дает детям задание: “Я буду хлопать  в ладоши, а вы поставьте столько  игрушек, сколько раз я хлопну в ладоши.

 

2. Опыт работы по развитию у детей количественных представлений в средней группе «Ромашки».

Развитие  у детей среднего дошкольного  возраста количественных представлений  в нашей группе идет по трем направлениям:

Работа на занятиях.

 

5

Работа в повседневной жизни (самостоятельная деятельность детей, специально организованная деятельность).

Работа дома.

На каждом занятии по формированию элементарных математических представлений нами ставиться задача по развитию количественных представлений. Занятия проводятся в игровой форме, с использованием сюрпризных моментов. Знания, полученные на занятиях, закрепляются в повседневной жизни: на прогулке, в 1 и 2 половины дня, утром, в других видах деятельности. Так же ребята используют свои знания в самостоятельной игровой деятельности: в настольно-печатных играх по данной тематике, в сюжетно-ролевых играх «Магазин», «Аптека», «Автобус», «Банк» и др. Все знания по данной проблеме даются в системе, последовательно, на основе требований программы «Пралеска»: вначале года мы с детьми повторили пройденный материал в предыдущей группе; постепенно стали водить новые программные задачи, когда было видно, что ребята хорошо усвоили ранее изученный материал.

Работа дома заключается в том, что:

- происходит, прежде всего, консультирование и просвещение родителей, организуются дни открытых дверей, где родители могут сами увидеть, как проходят занятия с детьми;

-после каждого занятия в уголке для родителей освещается та работа, которая проводилась с детьми и дается домашнее задание.

Информация о работе Развитие количественных представлений в дошкольном возрасте