Практические методы обучения математике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 15:25, курсовая работа

Описание работы

Начальный курс математики – курс интегрированный: в нем объединены арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с геометрическим материалом. Включение материала из разных разделов курса, безусловно, влияет на построение урока математики и методов обучения.

Содержание работы

Введение
2
1. Практическая работа как метод обучения.
3
2. Использование практической работы при изучении геометрического материала в начальной школе
7
3. Задачи и приемы изучения геометрического материала
в начальных классах
10
Заключение
27
Литература

Файлы: 1 файл

моя курсовая работа по матем.Каратаева Н..doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

2

1. Практическая  работа как метод обучения.

3

2. Использование практической работы при изучении геометрического материала в начальной школе

7

3. Задачи и приемы изучения геометрического материала

в начальных  классах

10

Заключение

27

Литература

29

Приложение

 

30


 

 

 

 

 

Введение  

 

В настоящее  время проблемам преподавания математики в школе стали уделять больше внимания. Это связано с научно-техническим  прогрессом и развитием наукоемких производств. Технические науки, среди которых, в последнее время, быстро развиваются и имеют огромное практическое значение, такие как информационные технологии, электроника и т.д., немыслимы без математического аппарата.

Основа для  математической грамотности закладывается  именно в школе, поэтому изучению вопросов, связанных с этим процессом, уделяется пристальное внимание. Математика является одним из опорных предметов школы. Она обеспечивает изучение других дисциплин. Требует от учащихся волевых и умственных усилий, развитого воображения, концентрации внимания, математика развивает личность учащегося. Кроме того, изучение математики существенно способствует развитию логического мышления и расширяет кругозор школьников.

Начальный курс математики – курс интегрированный: в нем объединены арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.

Наряду с  этим важное место в курсе занимает ознакомление с  геометрическим материалом. Включение материала из разных разделов курса, безусловно, влияет на построение урока математики и  методов обучения.

 

 

 

 

1.Практическая  работа как метод обучения.

 

Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.

Методы  обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения обучаемыми определенного содержания учебного материала.

Практические  методы обучения

Практические методы обучения охватывают весьма широкий диапазон различных видов деятельности обучаемых. Во время использования практических методов обучения применяются приемы: постановки задания, планирования его выполнения, оперативного стимулирования, регулирования и контроля, анализа итогов практической работы, выявления причин недостатков, корректирования обучения для полного достижения цели.  

Практические  методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. Важность практических методов трудно переоценить. Ведь именно на практических занятиях учащиеся осознают важность полученных ранее знаний, возможность их практического применения в повседневной жизни, в дальнейшей учебе. Также применение практических методов повышает мотивацию процесса обучения. Ведь школьнику всегда интересно самому попробовать свои силы в выполнении каких-либо учебных задач, проявить самостоятельность, изобретательность, инициативу. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения по своему характеру подразделяются на: устные; письменные; графические; учебно-трудовые.

По степени самостоятельности  учащихся при выполнении упражнений выделяют:

– упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления – воспроизводящие упражнения;

– упражнения по применению знаний в новых условиях – тренировочные упражнения.

Упражнения являются эффективными при соблюдении следующих дидактических  требований:

– сознательный подход учащихся к их выполнению;

– соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений.  

Лабораторные работы – это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования.

Проводятся лабораторные работы в иллюстративном или исследовательском  плане.  Практические работы проводятся обычно после изучения крупных разделов или темы и носят обобщающий характер. Работы могут проводиться не только в классе, но и за его пределами (измерения на плоскости, работа на пришкольном участке и др.).

   В начальной школе последнее время вопросу совершенствования преподавания математики уделяется большое внимание. Разрабатываются новые, более эффективные методы преподавания математики, совершенствуются формы организации уроков. Важное условие совершенствования преподавания математики — усиление ее практической направленности. Одним из путей решения этого вопроса является выработка у учащихся практических умений и навыков. Существенную роль в повышении эффективности обучения учащихся играет сформированность у них практических умений и навыков геометрического характера (конструктивно-географических и измерительных), которые необходимы как для изучения математики, так и для повседневной деятельности. Одной из форм обучения математики, способствующей развитию и воспитанию ценных графических и вычислительных навыков и умений, необходимых для конструирования и практической деятельности, являются лабораторные, лабораторно-графические и практические работы. Однако, таким работам в настоящее время не уделяется достаточного внимания. Эти работы, как правило, выполняются не систематически, от случая к случаю. Между тем, мы считаем, что лабораторные, лабораторно-графические и практические работы имеют большое воспитательное и образовательное значение. Они позволяют полнее и сознательнее уяснить математические зависимости между величинами; ознакомиться с измерительными и вычислительными инструментами и их применением на практике; установить более тесные связи между различными разделами курса математики и между различными школьными   курсами.  
Проведение практических работ с учащимися вносит разнообразие в уроки математики; повышает активность и самостоятельность учащихся на уроке; способствует повышению качества знаний учащихся по математике; делает абстрактные теоретические положения понятными, доступными, наглядными.                                                                          
   При правильной организации работ воспитывается культура труда (умение организовать рабочее место, содержать его и инструменты в порядке), привычка к систематическому труду, уважение к работе, стремление к познанию и постоянному совершенствованию полученных знаний и навыков.     Изящно выполненная работа способствует развитию чувства красоты, удовлетворенности от проделанной работы. 
  В методической литературе по математике нет строгой и четкой классификации лабораторных и практических работ.

   Практические методы обучения применяются в тесном сочетании со словесными и наглядными методами обучения, так как практической работе  должно предшествовать инструктивное пояснение педагога. Словесные пояснения и показ иллюстраций обычно сопровождают и сам процесс выполнения работы, а также анализ выполненной работы, что наиболее благоприятно совершить при личном контакте с обучаемым.

Практическая  деятельность позволяет учитывать  и индивидуальные особенности детей. Все люди по способам восприятия информации делятся на три группы: аудиалы, визуалы, кинестетики. Дети приходят в первый класс преимущественно как кинестетические создания. Они понимают реальность, прикасаясь, толкая и разбирая мир на части. Между третьим и четвертым классом способ обучения меняется с кинестетического на аудиальный и затем на визуальный. Но в классе обязательно найдутся дети, которым нужны реальные предметы. В практической деятельности все чувствуют себя комфортно.    Практические работы должны быть подобраны и проведены так, чтобы они способствовали углублению знаний, формированию навыков и умений. При изучении нового материала важно создать такие условия, чтобы дети стали непосредственными участниками добывания новых знаний.  С этой целью можно перед началом изучения нового материала предложить учащимся практическую задачу, для решения которой недостаточно  имеющихся у детей знаний, нужны новые знания, которые и становятся затем предметом изучения на данном уроке, т.е. создаются «проблемная ситуация», «ситуация затруднения».

 

 

 

 

 

 

 

2.Использование практической работы при изучении геометрического материала в начальной школе

Мы считаем, что целесообразно использовать  практические работы при изучении геометрического материала в начальных  классах.                             Уже в начальной школе дети начинают знакомиться с элементарными геометрическими понятиями, геометрический материал занимает значительное место в традиционных и альтернативных программах. Это связано со следующими причинами:

1. Он позволяет активно использовать наглядно-действенный и наглядно-образный уровень мышления, которые являются наиболее близкими детям младшего школьного возраста, и опираясь на которые, дети выходят на словесно-образный и словесно-логический уровни.

Геометрия, как и любой другой учебный предмет, не может обходиться без наглядности. Известный русский методист-математик Беллюстин В. К. еще в начале XX века отмечал, что "никакое отвлеченное сознание невозможно, если ему не предшествует обогащение сознания нужными представлениями". Формирование отвлеченного мышления у школьников с первых школьных шагов требует предварительного пополнения их сознания конкретными представлениями. При этом удачное и умелое применение наглядности побуждает детей к познавательной самостоятельности и повышает их интерес к предмету, является важнейшим условием успеха. В тесной связи с наглядностью обучения находится  и его практичность. Именно из жизни черпается  конкретный материал для формирования  наглядных геометрических представлений. В этом случае обучение  становится наглядным, согласованным с жизнью ребенка, отличается практичностью [Н/Ш:2000, №4, с. 104].

2. Увеличение объема  геометрического материала позволяет  более эффективно подготовить  учеников к изучению систематического  курса геометрии, который вызывает у школьников общей и средней школы большие трудности.

Раскрывая геометрический материал учащимся I – IV классов,  надо учитывать, что первые представления о форме, размерах и взаимном положении предметов в пространстве дети начинают накапливать еще в дошкольный период. В процессе игр и практической деятельности они манипулируют предметами, рассматривают, ощупывают их, рисуют, лепят, конструируют  и  постепенно  вычленяют  среди  других  свойств  их  форму.   К  6 – 7 годам многие дети правильно называют предметы, имеющие форму шара, куба, круга, квадрата, треугольника, прямоугольника. Однако уровень обобщения этих понятий еще не высок: дети могут не узнать знакомую форму предмета, если сам предмет не встречался в их опыте. Ребенка приводят в замешательство непривычные соотношения сторон или углов фигур; иное, чем всегда, расположение на плоскости и даже очень большие или очень маленькие размеры фигур. Названия фигур дети часто смешивают или заменяют названиями предметов (так, треугольник они часто называют «уголком» или «крышей» и т.п.). Характеризуя положение предметов в пространстве, дети более свободно устанавливают пространственные отношения, если «началом отсчета» является сам ребенок (слева – справа, вверху – внизу и т.д. по отношению к нему). Гораздо труднее ребенок устанавливает положение предметов на плоскости или в пространстве относительно друг друга или по отношению к другому человеку.

При обучении в  школе необходимо опираться на имеющийся  опыт детей, уточнять и обогащать их представления.

Таким образом, изучение элементов геометрии  в начальных  классах  решает следующие задачи:

  • развитие плоскостного и пространственного воображения у школьников;
  • уточнение и обогащение геометрических представлений учеников, приобретенных в дошкольном возрасте, а также помимо обучения в школе;
  • обогащение геометрических представлений школьников, формирование некоторых основных геометрических понятий;

- подготовка  к изучению систематического  курса геометрии в среднем  звене школы.

 

3. Задачи и приемы изучения геометрического материала

в начальных  классах

 

Основной задачей  изучения геометрического материала  в I – IV классах является формирование у учащихся четких представлений и первичных понятий о таких геометрических объектах, как точка, прямая линия, отрезок прямой, ломаная линия, угол, многоугольник, круг.

Информация о работе Практические методы обучения математике