Элективные курсы "проценты" для учащихся 10 классов общеобразовательной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 16:46, дипломная работа

Описание работы

Актуальность. Процесс обучения математике состоит из нескольких видов и форм занятий, в которых осуществляется взаимодействие учителя и учащихся. В классах с углубленным изучением математики (профильных классах) часы на подготовку к ЕГЭ предусмотрены БУПом, в остальных же классах таковых часов нет. Острая необходимость подготовки непрофильных классов к экзамену стала основным мотивом использования элективных курсов в основе подготовительной работы.
Самый эффективный способ подготовки старшеклассников к сдаче ЕГЭ это введённые в 2003 году Министерством образования Российской Федерации так называемые элективные курсы (от лат. elektus – избранный, т.е. курсы по выбору). Элективные курсы составляют компонент образовательного учреждения базисного учебного плана.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы разработки элективного курса по математике.
1.1. Сущность элективного курса……………………………………………...6
1.2. Требования к разработке элективного курса……………………………11
1.3. Роль и место процентов в школьном курсе математики……………….19
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по внедрению элективного курса «Проценты» для учащихся 10 классов общеобразовательной школы
2.1. Разработка программы элективного курса «Проценты»…………………30
2.2. Описание занятий элективного курса……………………………………...33
2.3. Ход и результаты опытно-экспериментальной работы…………………..67
Заключение…………………………………………………………………….....71
Список литературы………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 600.50 Кб (Скачать файл)


Министерство образования  и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Саха государственная  педагогическая академия»

 

Кафедра математики, информатики и методики преподавания

 

 

Горохова Марианна Васильевна

 

 

Дипломная работа

 

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ «ПРОЦЕНТЫ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Специальность 050201

Математика с дополнительной специальностью «Информатика»

 

 

 

Научный руководитель:

Тумусова Анна Михайловна,

к.ф-м.н., доцент

подпись

Зав. кафедрой: Попова А.М.,

к.ф.-м.н., доцент

___________«___»_______2011

Дата защиты: «03»  июня 2011

Оценка публичной защиты работы:

   оценка

Председатель ГАК:________

Секретарь ГАК: ___________

 

 

 

 

Якутск, 2011

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические  основы разработки элективного курса по математике.

    1. Сущность элективного курса……………………………………………...6
    2. Требования к разработке элективного курса……………………………11
    3. Роль и место процентов в школьном курсе математики……………….19

Глава 2. Опытно – экспериментальная  работа по внедрению элективного курса «Проценты» для учащихся 10 классов общеобразовательной школы

2.1. Разработка программы элективного  курса «Проценты»…………………30

2.2. Описание занятий элективного курса……………………………………...33

2.3. Ход и результаты опытно-экспериментальной работы…………………..67

Заключение…………………………………………………………………….....71

Список литературы………………………………………………………………73

Приложение 1.……………………………………………………………………78

Приложение 2.

 

Введение

 

Актуальность. Процесс обучения математике состоит из нескольких видов и форм занятий, в которых осуществляется взаимодействие учителя и учащихся. В классах с углубленным изучением математики (профильных классах) часы на подготовку к ЕГЭ предусмотрены БУПом, в остальных же классах таковых часов нет. Острая необходимость подготовки непрофильных классов к экзамену стала основным мотивом использования элективных курсов в основе подготовительной работы.

Самый эффективный способ подготовки старшеклассников к сдаче  ЕГЭ это введённые в 2003 году Министерством  образования Российской Федерации так называемые элективные курсы (от лат. elektus – избранный, т.е. курсы по выбору). Элективные курсы составляют компонент образовательного учреждения базисного учебного плана.

Элективные курсы остаются основным средством дифференциации обучения в условиях всеобщего среднего обязательного образования, помогают решать задачи совершенствования содержания и методов обучения, воспитания учащихся, их подготовки к жизни, к труду.

Выбор элективного курса  производится школьниками свободно, в соответствии со своими интересами, что благоприятно способствует профессиональной ориентации учащихся в области математики и ее приложения. Это облегчает выбор специальности и дальнейшее совершенствование в ней.

Тема «Проценты» изучается в  курсе математики 5, 6 классов. Для  усвоения данной темы школьникам необходимо иметь достаточный уровень развития абстрактного мышления, но в возрасте 10-11 лет абстрактное мышление еще недостаточно развито, поэтому учащиеся 5, 6 классов усваивают проценты с трудом. В последующих классах в действующих учебниках алгебры проценты встречаются крайне редко, и каждый раз вызывают большие затруднения у школьников. В основном с задачами на проценты учащиеся сталкиваются на уроках химии и решают их с помощью пропорций, поэтому учащиеся не видят универсальность процентов и не могут решать простейшие задачи на проценты, встречающиеся в другой сфере деятельности человека. Знание процентов встречается в повседневной жизни, в торговле, в банковском деле, при изучении таких школьных предметов как физика, химия, экономика, ликвидирует разрыв между школьной программой и программой вступительных экзаменов в вузы.

Требования вузов к математической подготовке с каждым годом возрастают. Экзамен по математике в любой вуз всегда содержит задачи на проценты. Уровень требований, предъявляемый к абитуриентам по данной теме, высок. На вступительных экзаменах по математике предлагаются задачи на «сплавы», «смеси», «концентрации», задачи экономического содержания, которые решаются с помощью сложных процентов, а школьная программа не содержит задач такого типа. Возникло противоречие, которое порождает проблему формирования знаний у учащихся по данной теме, чтобы обеспечить успешную подготовку к экзаменам, подготовить основу для выбора физико-математического профиля.

Объект исследования: процесс обучения алгебре учащихся 10 классов общеобразовательной школы.

Предмет исследования: содержание элективного курса «Проценты».

Цель исследования заключается в разработке программы и апробации элективного курса «Проценты» для учащихся 10 классов.

Исходя из цели исследования, сформулированы следующие задачи:

- изучить и проанализировать научно-методическую литературу, инновационный опыт работы учителей математики по теме исследования;

– раскрыть сущность элективных курсов по математике;

– определить требования к разработке элективных курсов;

– выявить роль и место процентов в школьном курсе математики;

– разработать занятия элективного курса «Проценты» с теоретическими, практическими материалами.

– проверить эффективность разработанной программы элективного курса.

Гипотеза: Реализация элективного курса «Проценты» в общеобразовательной школе будет более эффективным, если:

– будет уделено внимание на решение задач, встречающихся в повседневной жизни;

– содержание курса будет разработано с учетом межпредметных связей;

– будут учтены возрастные особенности учащихся.

Теоретическая и практическая значимость состоит в разработке  программы элективного курса «Проценты», разработанный элективный курс может быть использован в практической деятельности учителей.

Экспериментальная база исследования – Батагайская СОШ Верхоянского улуса.

Методологическую  основу исследования составили труды: Дорофеева Г.В., Седова Е. А., Ермаков Д.С.

Структура дипломной работы. Работа  состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

 

Глава I. Теоретические основы разработки элективного курса по математике.

1.2 Сущность  элективных курсов

 

Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору для старшеклассников, которые реализуются за счет школьного компонента.

Прилагательное «элективный» (Electus – латинский) в переводе с латинского языка означает избранный, отобранный. Отсюда следует, что любой курс, названный в учебном плане «элективным» должен выбираться.

В соответствии с одобренной Министерством образованием России «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования» дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе различных сочетаний курсов трех типов: базовых, профильных, элективных. Каждый из курсов этих трех типов вносит свой вклад в решение задач профильного обучения. Однако можно выделить круг задач, приоритетных для курсов каждого типа.

Базовые общеобразовательные курсы отражают обязательную для всех школьников инвариативную часть образования и направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся.

Профильные курсы обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов и ориентированы, в первую очередь, на подготовку выпускников школы к последующему профессиональному образованию.

Элективные же курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы «компенсируют» во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников. [16]

Элективные курсы «компенсируют» во многом достаточно ограниченные возможности  базовых и профильных курсов в  удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников. Эта роль элективных курсов в системе профильного обучения определяет широкий спектр их функций и задач.

При этом предполагается, что элективные курсы должны способствовать внутрипрофильной специализации обучения, а так же для разработки учащимися собственного образовательного профильного маршрута, так как одной из основных задач, стоящих перед системой образования, является переориентация на подготовку человека, самостоятельно выбирающего индивидуальную траекторию развития в соответствии со своими способностями и возможностями, ответственно принимающего решения и эффективно действующего в современно меняющемся мире.

Элективные курсы должны быть содержательно и деятельно  связаны с конкретным профилем, моделируя  характерные для него учебные ситуации и проблемы.

Элективные курсы –  обязательные для посещения курсы  по выбору для старшеклассников, которые  реализуются за счет школьного компонента и имеют следующие цели:

  • развитие содержания базового курса математики, изучение которого в данной школе осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, что позволяет поддерживать на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи ЕГЭ по математике;
  • дополнение содержания профильного курса математики, выступают его надстройкой, что позволяет профильному курсу быть в полной мере углублённым;
  • удовлетворение разнообразных познавательных интересов школьников, выходящих за рамки выбранного ими профиля, в различных сферах человеческой деятельности;
  • развитие математического мышления, воспитание мировоззрения и ряда личностных качеств средствами углублённого изучения математики. [37]

Элективные курсы играют большую роль в совершенствовании  школьного образования. Они позволяют  производить поиск и экспериментальную  проверку нового содержания, новых методов обучения, а также варьировать объём и сложность изучаемого материла.

В соответствии с целями выделяют следующие задачи элективных курсов:

  • способствовать самоопределению ученика и выбору дальнейшей профессиональной деятельности;
  • создавать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле;
  • познакомить учащихся с ведущими для данного профиля видами деятельности;
  • активизировать познавательную деятельность школьников;
  • повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся;
  • построение индивидуальной образовательной программы с выбором содержания образования в зависимости от интересов, последующих жизненных планов.

 Элективные курсы выполняют различные функции:

  • «компенсируют» ограниченные возможности учащихся в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей;
  • дополняют и углубляют изучение базовых предметов обучения;
  • ориентируют в построении индивидуальных образовательных траекторий;
  • ориентируют в особенностях будущей профессиональной деятельности.

Функции элективных курсов должны выполняться взаимосвязано, но каждая из функций может быть ведущей .

Элективные курсы выбираются самими учащимися, поэтому они должны соответствовать их потребностям, целям  обучения и мотивам выбора курса. К основным мотивам выбора, которые следует учитывать при разработке и реализации элективных курсов относятся:

  • поддержка изучения базовых курсов;
  • подготовка к ЕГЭ по профильным предметам;
  • приобретение знаний и навыков, освоение способов деятельности для решения практических задач;
  • профессиональная ориентация;
  • возможности успешной карьеры, продвижения на рынке труда;
  • интеграция имеющихся представлений в целостную картину мира. [42]

Информация о работе Элективные курсы "проценты" для учащихся 10 классов общеобразовательной школы