Формулировка линейной производственной задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 17:12, контрольная работа

Описание работы

Если по оптимальной производственной программе какие-то два вида продукции не должны выпускаться, то в таблице исходных данных вычеркнуть соответствующие два столбца, составить математическую модель задачи оптимизации производственной программы с двумя оставшимися переменными, сохранив прежнюю нумерацию переменных, и решить графически.

Содержание работы

1. ЛИНЕЙНАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЗАДАЧА…………………………..….3

1.1. Формулировка линейной производственной задачи……………………..…3

1.2. Математическая модель линейной производственной задачи………...…...4

1.3. Решение линейной производственной задачи симплексным методом….....6

1.4. Проверка полученного решения……………………………………………...8

1.5. Графическое решение линейной производственной задачи с двумя
переменными…………………………………………………………………...…...9
2. ДВОЙСТВЕННАЯ ЗАДАЧА ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ,
ЗАДАЧА О «РАСШИВКЕ УЗКИХ МЕСТ ПРОИЗВОДСТВА»…………...11

2.1. Двойственная задача линейного программирования…………………….11

2.2. Задача «о расшивке узких мест производства»…………………………...14

3. ТРАНСПОРТНАЯ ЗАДАЧА ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ..17

3.1. Математическая модель транспортной задачи…………………………...17

3.2. Решение транспортной задачи методом потенциалов…………………...18

4. ДИНАМИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ
ЗАДАЧА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ…………21

4.1. Формулировка задачи распределения капитальных вложений……….21

4.2. Решение задачи распределения капитальных вложений методом динамического программирования……………….............................................21

5. АНАЛИЗ ДОХОДНОСТИ И РИСКА ФИНАНСОВЫХ ОПЕРАЦИЙ.......25

Список использованной литературы…………………………………………..29

Файлы: 1 файл

Курсовая вариант № 8.doc

— 456.50 Кб (Скачать файл)

- 2/3 t1 + 1/2t3 = 26 – ограничивающая прямая I      Множество точек треугольника, ребрами

                1/2t3 =  4 – ограничивающая прямая II      которого являются I,II и III прямые, образует      

  1/3t1 – 1/2t3  = 36 – ограничивающая прямая III    область устойчивости двойственных оценок ресурсов, в которой сохраняется структура программы производства.


          t1 = 186/3

                                - ограничивающие прямые IV, V

          t3 = 196/3

Вся система линейных неравенств определяет общую часть  таких полуплоскостей, представляющую собой выпуклый четырехугольник множества допустимых решений данной системы неравенств OPQR (закрашен серым).

Построим вектор-градиент grad W = (0, 0); (6, 5), указывающий направление наискорейшего возрастания функции W. Линии уровня функции W перпендикулярны вектору-градиенту grad W и образуют семейство параллельных прямых.

Перемещаем линию уровня функции W в направлении вектора-градиента grad W, не выходя при этом за пределы допустимого множества (четырехугольника OPQR), до крайней точки допустимого множества.

Определяем, что максимального  значения в области допустимого  множества функция W достигнет в точке Q, которая является пересечением II и IV прямых. Следовательно, координаты этой точки определяют оптимальное дополнительное количество ресурсов:

     t1 = 186/3                        t1* = 62

     1/2t3 =  4                         t3* = 8

 

Максимальный дополнительно  возможный прирост прибыли за счет увеличения количества дефицитных ресурсов равен:

W* = 6t1* + 5t3* = 6*62 + 5*8 = 412 денежных единиц

Сводка результатов  по 1-му,2-му заданиям приведена в  таблице:

 

сj

38

12

28

21

b

x4+i

y*i

t*i

 

3

0

3

3

186

0

6

62

aij

2

3

1

1

102

4

0

0

 

4

3

2

2

196

0

5

8

х*j

36

0

26

0

2096

   

412

Δj

0

3

0

7

 

  1. ТРАНСПОРТНАЯ ЗАДАЧА ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ

 

Задание

Составить математическую модель транспортной задачи, взяв следующие исходные данные:

                                             

                       Вектор объемов потребления

 

Вектор

объемов производства

 

38

42

28

41

 

Матрица транспортных издержек

60

3

2

4

3

50

5

3

1

4

48

4

3

6

1


 

 

Если полученная модель окажется открытой, то свести ее к замкнутой  и найти оптимальное решение  транспортной задачи методом потенциалов.

 

3.1. Математическая  модель транспортной задачи.

 

Транспортная  задача линейного программирования может быть сформулирована следующим образом:

Известны:

    • Вектор объемов производства, указывающий количество однородного продукта, сосредоточенное в каждом из трех пунктов производства (хранения):

    • Вектор объемов потребления, указывающий количество данного продукта, необходимое каждому из четырех пунктов потребления:

 

В ( 38, 42, 28, 41 )

 

    • Матрица транспортных издержек С, в которой каждый элемент сij означает стоимость перевозки единицы продукта из i-го пункта отправления (производства) в j-ый пункт назначения (потребления):

Требуется:

Составить план перевозок, при котором запросы всех пунктов  потребления были бы удовлетворены  за счет имеющихся продуктов в  пунктах производства, а общие  транспортные расходы по доставке продукции были минимальны.

 

Составим математическую модель транспортной задачи:

Общий объем производства åаi = 60 + 50 + 48 = 158 единиц.

Общий объем потребления åbj = 38 + 42 + 28 + 41 = 149 единиц.

Таким образом, объем  производства больше объема потребления åаi > åbj на 9 единиц, следовательно, данная модель транспортной задачи является открытой.

Для того, чтобы перевести  ее в закрытую вводим фиктивный пункт  потребления b’5 с объемом потребления 9 единиц, причем тарифы на перевозки в данный пункт условимся считать равными нулю, помня, что переменные, добавляемые к левым частям неравенств для превращения их в уравнения, входят в функцию цели с нулевыми коэффициентами.

 

 

Математическая  модель транспортной задачи будет иметь  вид:

 

1) Найти план перевозок (какое количество продукции из какого пункта производства и в какой пункт потребления необходимо перевезти)

 

2) минимизирующий общую  стоимость всех перевозок

L = = 3х11 + 2х12 +4х13 +3х14 +5х21 +3х22 +х23 +4х24 +4х31 +3х32 +6х33 +х34 → min

3) при условии, что  из любого пункта производства  вывозится весь продукт:

х11 + х12 + х13 + х14 + х’15 = 60


х21 + х22 + х23 + х24 + х’25 = 50

х31 + х32 + х33 + х34 + х’35 = 48

4) и любому потребителю  доставляется необходимое количество груза:

х11 + х21 + х31 = 38


х12 + х22 + х32 = 42

х13 + х23 + х33 = 28

х14 + х24 + х34 = 41

                                                    х’15 + х’25 + х’35 = 9

5) где по смыслу  задачи              х11, х12, х13, х14, х’15, х21, х22, х23, х24, х’25, х31, х32, х33, х34, х’35 ≥ 0                                                       

 

3.2. Решение  транспортной задачи методом  потенциалов.

 

Первое базисное решение  полученной задачи построим в виде первой транспортной таблицы, строки которой  соответствуют пунктам производства (в заголовках строк указываются запасы продуктов в каждом из пунктов производства), а столбцы соответствуют пунктам потребления (в заголовках столбцов указываются запросы каждого пункта потребления). В клетки транспортной таблицы заносятся поставки продукта, перевозимого от соответствующего поставщика к соответствующему потребителю. Кроме того, в правом верхнем углу каждой клетки указывается стоимость перевозки единицы продукта от соответствующего поставщика к соответствующему потребителю.

 

Транспортная таблица  строится по правилу северо-западного  угла, в соответствии с которым  заполнение транспортной таблицы начинается с левой верхней клетки и состоит  из однотипных шагов, на каждом из которых  исключается один пункт потребления или один пункт производства в зависимости от соотношения остатка продукта в соответствующем пункте производства или остатка запроса в соответствующем пункте потребления

 

Следует иметь в виду, что по любой транспортной таблице  можно восстановить предпочитаемый эквивалент системы уравнений 3) – 4), а в таблице записаны лишь правые части уравнений, причем номер клетки показывает, какая неизвестная в соответствующем уравнении является базисной. Так как в системе 3) – 4) ровно (m + n – 1) линейно независимых уравнений, то в любой транспортной таблице должно быть m + n – 1 занятых клеток. 

 

Потребление

Производство

b1 = 38

b2 = 42

b3 = 28

b4 = 41

b’5 = 9

 

a1 = 60

38

3

22

2

 

4

 

3

 

0

p1 = 0

         

a2 = 50

 

5

20

3

28

1

2

– 

4

*

          +

0

p2 = 1

         

a3 = 48

 

4

 

3

 

6

39

+

1

9

          –

0

p3 = - 2

         
 

q= 3

q= 2

q= 0

q= 3

q= 2

 

Решаем транспортную задачу методом потенциалов, в соответствии с которым каждому пункту производства ставится в соответствие потенциал pi, а каждому пункту потребления – потенциал qj.

Обозначим через μ (p1, p2, p3, q1, q2, q3, q4) вектор симплексных множителей или потенциалов.

Каждой клетке транспортной таблицы соответствует некоторая  оценка:

                                                 Dij = pi + qj - cij                    i = 1, 2, 3;   j = 1, 2, 3, 4 

Один из потенциалов  можно выбрать произвольно, так  как в системе уравнений 3) – 4)одно уравнение линейно зависит от остальных.

Положим, что p1 = 0

Остальные потенциалы находим  из условия, что для базисных клеток Dij = 0:

D11 = 0,  p1 + q1 - c11 = 0, 0 + q1 - 3 = 0,            q1 = 3

D12 = 0,  p1 + q2 - c12 = 0, 0 + q2 -2 = 0,            q2 = 2

D22 = 0,  p2 + q2 - c22 = 0, р2 + 2 -  3 = 0,            р2 = 1

D23 = 0,  p2 + q3 – c23 = 0, 1 + q3 - 1 = 0,            q3 = 0

D24 = 0,  p2 + q4 – c24 = 0, 1 + q4 - 4 = 0,            q4 = 3

D34 = 0,  p3 + q4 – c34 = 0, р3 + 3 - 1 = 0,            р3 = - 2

D35 = 0,  p3 + q5 – c35 = 0, -2 + q5 - 0 = 0,            q5 = 2

 

Вычисляем оценки всех свободных клеток вычисляем по формуле Dij = pi + qj - cij:

D13 = p1 + q3 - c13 = 0 + 0 - 4 = - 4

D14 = p1 + q4 - c14 = 0 + 3 - 3 = 0

D15 = p1 + q5 – c15 = 0 + 2 - 0 = 2

D21 = p2 + q1 - c21 = 1 + 3 - 5 = - 1

D25 = p2 + q5 - c25 = 1 + 2 - 0 = 3

D31 = p3 + q1 – c31 = - 2 + 3 - 4 = - 3

D32 = p3 + q2 – c32 = - 2 + 2 - 3 = - 3

D33 = p3 + q3 – c33 = - 2 + 0 - 6 = - 8

 

Находим наибольшую положительную  оценку:

max (

) = 3 =

Для найденной свободной  клетки 31 строим цикл пересчета – замкнутую ломаную линию, соседние звенья которой взаимно перпендикулярны, сами звенья параллельны строкам и столбцам таблицы, одна из вершин находится в найденной свободной клетке 25, а все остальные – в ближайших занятых клетках.

Это будет 25 – 24 – 34 – 35. Клетка 25 помечается знаком «плюс», далее  соседние вершины цикла пересчета  помечаются по очереди знаками «минус»  и «плюс». Выбирается минимальная  из поставок, отмеченных знаком «минус» ρ max, и к поставкам, отмеченным знаком «плюс» добавляется ρ max, а из поставок, отмеченных знаком «минус», вычитается ρ max

ρ max = 2                      производим перераспределение поставок вдоль цикла пересчета

2

*

 

2 - r

r

 

0

2

39

9

39 + r

9 - r

41

7


Получаем второе базисное допустимое решение и заполняем вторую транспортную таблицу

Потребление

Производство

b1 = 38

b2 = 42

b3 = 28

b4 = 41

b’5 = 9

 

a1 = 60

38

3

22

2

 

4

 

3

 

0

p1 = 0

         

a2 = 50

 

5

20

3

28

1

 

4

2    

0

p2 = 1

         

a3 = 48

 

4

 

3

 

6

41

1

7

0

p3 = 1

         
 

q= 3

q= 2

q= 0

q= 0

q= - 1

 

Информация о работе Формулировка линейной производственной задачи