Формирование познавательной потребности у учащихся средствами информационных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 23:13, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. В условиях изменения социально-экономических ориентиров общества и реформирования школы меняется образовательная парадигма, и развитие личности рассматривается как ключевая цель, достижению которой подчинены все компоненты системы образования. Гуманизация школьного образования предполагает решение следующих задач: развитие самостоятельности учащихся и их способности к самоорганизации; формирование готовности к сотрудничеству и толерантности к чужому мнению; формирование умения вести диалог и находить содержательные компромиссы; выявление и развитие потенциала познавательной потребности каждого обучающегося. Основная характеристика личности как субъекта деятельности - потребность, рассматривается учеными в качестве системообразующего свойства личности.

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 972.50 Кб (Скачать файл)

2 вариант

X

       
 

Х

   

X

   

X

   
   

X

   
   

X

   

Знак "Х" означает места прорезей в шаблоне.

Оценка результатов:

6 крестиков верных  – "5";

5 крестиков верных  – "4";

4 крестика верных  – "3";

3 и меньше  – "2".

6) Индивидуальное  проблемное задание для тех, кто быстро справился с самостоятельной раньше других:

При каком положительном  значении параметра а площадь  фигуры, ограниченной линиями y= 1/x2, y=0, x=1, x=a равна 7/8?

3. Подведение  итогов урока

Подводится итог урока. Цель нашего урока была обобщить знания по теме "Первообразная. Интеграл." Давайте посмотрим как мы работали. На экран с помощью проектора выводится таблица. Поднимите руку, если вы

- знаете таблицу  первообразных;

- умеете пользоваться  таблицей для нахождения первообразной сложной функции;

- легко находите  площадь криволинейной трапеции;

- умеете применять  интеграл для решения физических  задач.

Те, кто поднял руку на все вопросы, готовы к выполнению контрольной работы. Остальным надо подготовиться лучше. Выставляются оценки за работу на уроке. Задаётся домашнее задание.

Для развития познавательной потребности нами предлагается во внеклассной  форме работы использование различных  видов уроков для развития познавательной потребности учащихся. Мы, например, использовали урок-КВН (см. приложение 1).

Урок КВН по теме "Интеграл"

Цель: обобщение  изученного материала по теме, формирование умений применять математические задания  к решению практических задач.

Задачи:

Развивающие: развитие познавательной потребности, творческих способностей.

Воспитательные: воспитание интереса к предмету, воспитание чувства коллективизма и взаимовыручки.

КВН проводится интерактивно с помощью сайта  школы.

 

На экране ЭВМ  написано:

I команда

II команда


(Ниже ведётся  запись полученных очков).

Правила игры.

Класс разбивается  на две команды.

Выбираются капитаны команд.

Капитаны назначают  консультантов.

Для участия  во всех видах работы ученики вызываются к доске капитанами команд.

Ход урока.

1 этап. Разминка  ведется на бумажном носителе.

На экране ЭВМ  написаны задания.

II этап. Блиц  – турнир проводится с помощью  ЭВМ (желательно применение проектора).

III этап. Домашнее  задание.

К доске приглашаются по 1 ученику от каждой команды.

1. С помощью  интеграла вывести формулу объёма  конуса.

2. С помощью  интеграла вывести формулу объёма шара.

IV этап. Конкурс  капитанов.

V этап. Конкурс  болельщиков – задания проектируются  на доску с помощью проектора,  а также дублируются на сайте  школы.

VI этап. Конкурс  эрудитов - задания проектируются  на доску с помощью проектора,  а также дублируются на сайте школы

1. Вычислите:

 

2. Вычислите:

Решение 1.

Пусть 

Решение 2.

Пусть 

 

VII этап. Конкурс консультантов. (дополнительный) – проводится при помощи Mathcad.

VIII этап. Подведение  итогов.

Выигравшая команда  объявляется победительницей, а  многие учащиеся получают оценки.

Итак, применение информационных технологий в преподавании темы "Интегралы":

1.         Содействует воспитанию аккуратности, организованности, дисциплины;

2.         Формирует умения работать коллективно, в группе, паре, самостоятельно;

3.         Прививает интерес к предмету посредством применения современных информационных технологий;

4.         Способствует развитию интеллектуальных качеств личности школьника: самостоятельность, гибкость, способности видеть проблему, обобщать, переключаться с одного вида работы на другой;

5.         Развивает эмоции учащихся, создавая эмоциональные ситуации удивления, сопереживания;

6.         Развивает познавательный интерес, создавая игровые ситуации.

2.3 Результаты  экспериментальной работы

Для исследования сформированности познавательной потребности  школьников нами был подобран комплекс методов: "Познавательный интерес", "Познавательная потребность", "Мое учение".

Для выявления  познавательного интереса была применена  методика "Познавательного интереса", целью которой является установление характера и силы познавательного  интереса (см. приложение 2). Анализ результатов данной методики приведены в таблице 5.

Таблица 5 Анализ результатов констатирующего и  контрольного срезов изучения уровня познавательного интереса

Из таблицы 4 видно, что произошла динамика в характере и силе познавательного интереса у учащихся к учебе. У учеников увеличился интерес к учебе, приблизительно 1,25 раз. Наиболее наглядно, полученные данные можно увидеть на диаграмме 1.

Диаграмма 1 Уровень  познавательного интереса

 

Для изучения познавательной потребности была применена методика "Познавательная потребность", целью  которой является установление интенсивности  познавательной потребности у учащихся (см.приложение 2, анкета 2). Анализ полученных данных помещен в таблицу 6.

Таблица 6 Анализ результаты изучения познавательной потребности  школьников

Как мы видим, из таблицы 6, произошла динамика роста  познавательной потребности:

1.   Увеличилась умственная работа школьников, при задании на сообразительность учащиеся предпочитают самостоятельный поиск ответа (+6%), стали больше читать дополнительной литературы (+10);

2.   На 16% увеличилось эмоциональное отношение учащихся к интересным занятиям, связанным с умственной работой.

3.   Учащиеся стали чаще задавать вопросы, что свидетельствует о возросшем интересе к учебному материалу.

Этот факт наглядно демонстрируют диаграммы 2-3.

Диаграмма 2 Частота  умственной работы

Диаграмма 3 Отношение школьника к вопросу на сообразительность

Для выявления  отношения школьников к учению, предметную направленность их познавательных интересов, изучить некоторые особенности  процесса самостоятельной деятельности учащихся мы воспользовались методикой "Мое учение" (см. приложение 2, анкета 3). Результаты этого исследования представлены в таблице 7.

 

Таблица 7 Сравнительный  анализ результатов методики "Мое  учение" (в %)

Этап

I

III

IV

V

1

2

3

1

2

3

Констатирующий

92

0

8

20

68

12

76

24

Контрольный

96

0

4

12

80

8

64

36


Этап

VI

VII

1

2

3

1

2

3

4

5

6

Констатирующий

60

4

12

0

24

60

28

12

68

Контрольный

24

76

0

8

0

20

56

24

24


Из таблицы 7 видно, что на 4 % увеличилось число  учащихся, которым интересно учиться  в школе; на 12 % возросло число учеников, чувствующих себя всегда спокойно при выполнении самостоятельных работ и 44 % учеников научились правильно распределять время при выполнении самостоятельных работ.

В процессе опытно-экспериментальной  работы выявлены два наиболее значимых направления использования информационных технологий в образовании: как средства обучения и как инструментов познания. Первый подход таит в себе ряд проблем, связанных с усвоением уже готовой информации, при котором отсутствует творческая компонента усвоения. Другой подход – использование компьютерных средств как инструментов познания является наиболее продуктивным подходом к обучению, Инструментами познания являются различные компьютерные средства, предназначенные для организации и облегчения процесса познания. Именно с таким подходом связывается дальнейшее развитие использования информационных технологий в обучении. В этом случае учащийся под управлением преподавателя проходит путь познания самостоятельно, а не является потребителем уже готовых знаний, что способствует более глубокому и осознанному усвоению материала, развитию умений разрабатывать учебные компьютерные программы.

Экспериментальная проверка показала, что разработанная  методика обучения учащихся 10-11 классов  способствует повышению у учащихся уровня знаний в области интегрального исчисления; уровня познавательной потребности; готовности к использованию информационных технологий в будущем.

Использование компьютера в качестве средства обучения путем применения прикладных программ в качестве формализмов представления  знаний способствует более быстрому и более полному усвоению материала, чем при использовании всех имеющихся в настоящее время обучающих компьютерных программ.

Сравнительный анализ контрольного констатирующего  среза показали, что произошла  динамика роста, хоть и не значительная. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась.

 

Заключение

Итак, познавательная потребность – это, прежде всего  потребность в новой информации, однако сама новая информация может  выступать в самых различных  формах: в новом стимуле (новый цвет предмета, неожиданный звук, необычная форма), в новом знании о предмете (его назначение, устройство и т.д.), и наконец, в новой системе представлений о мире (научные знания, наука в целом). И самые элементарные и самые сложные способы удовлетворения познавательной потребности в целом характеризуют одну и ту же познавательную потребность, однако в зависимости от этих способов различаются уровни развития познавательной потребности.

В классных коллективах, где познавательная потребность  достигает такого уровня развития, встречаются отдельные учащиеся, у которых она перерастает в страсть, в жажду раздумий над предметом. Это обычно учащиеся с выдающимися способностями.

Современный этап применения информационной технологии обучения в учебном процессе заключается в использовании компьютера как средства обучения не эпизодически, а систематически с первого до последнего занятия при любом виде обучения. Основная проблема при этом заключается в методике компьютеризации курса, который предстоит освоить обучаемому. Возможна либо полная перестройка и ориентация на создание новых компьютеризованных курсов, либо реализация методики с частичной компьютерной поддержкой курса. Другими словами речь идет о форме компьютерной поддержки процесса обучения. В настоящее время практика использования информационных технологий в образовании обнаруживает две тенденции:

- применение  промышленных универсальных информационных  программ, предназначенных для решения  широкого круга практических  и научных задач из различных  предметных областей, и адаптированных к учебным дисциплинам;

- применение  обучающих программ, специально  разработанных для целей обучения  и реализующих соответствующие  методики, заложенные в них разработчиками. На сегодняшний день существует  широкий спектр программ от  простейших, контролирующих до сложных мультимедийных продуктов.

Использование информационных технологий в обучении позволяет у большинства детей  со склонностями к техническим наукам развить устойчивый интерес к  данным предметам. При этом решается ещё одна задача образовательного процесса - его гуманизация. Каждый ребенок находит себе задание по своим силам, уровню подготовки и интереса.

Для исследования познавательной потребности нами была подобрана система методов. Данное исследование проводилось в три  этапа: констатирующий формирующий и контрольный.

По результатам  проведенных методик мы увидели, что произошла динамика роста  познавательной потребности: приблизительно на 4,5% увеличилась умственная работа школьников, при задании на сообразительность, учащиеся предпочитают самостоятельный поиск ответа, стали больше читать дополнительной литературы, так же приблизительно на 4,5% увеличилось эмоциональное отношение к интересным занятиям, связанным с умственной работой. Учащиеся стали чаще задавать вопросы, что свидетельствует о возросшем интересе к учебному материалу, таким образом, наша гипотеза подтвердилась.

 

Список литературы

1.         Азевич А.И. Несколько компьютерных программ. //Математика в школе. – 2002. - №10. С.41-43.

2.         Алимов Ш. А. Алгебра и начала анализа: Учеб. для 10-11 кл. сред. шк./ Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др. - М.: Просвещение, 1993. – 254 c.

3.         Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 2: Пер. с англ./Под ред. Туревича К.М., Лубовского В.И. – М.: Педагогика, 1982. – 365 с.

4.         Аут К.Х., Виленкин Н.Я. О роли основных принципов дидактики в преподавании школьного курса математики. //Математика в школе. – 1987. - №1. - С.41-47.

5.         Ахметгалив А. Мотивация деятельности на уроках математики. //Математика в школе. – 1996. - 2. – С.57-62.

6.         Барчунова Ф. Развитие познавательного интереса к геометрии учащихся VI–VII классов. //Математика в школе. – 1974. - №6. – С.21-28.

7.         Башмаков М. И. Алгебра и начала анализа: Учеб. для 10-11 кл. сред. шк. - М.: Просвещение, 1992. – 351 с.

8.         Белова О.Е. Об использовании компьютерных технологий в процессе изучения темы "Определенный интеграл и его приложения" //Математическая и методическая подготовка студентов педвузов и университетов в условиях модернизации системы образования: Материалы XXII Всероссийского семинара преподавателей математики педвузов и университетов – Тверь: Изд-во ТГУ, 2003.

9.         Белова О.Е. Особенности методической системы обучения интегральному исчислению студентов педвузов на основе использования информационных технологий //Вестник КрасГУ (Гуманитарные науки). Красноярск: ИЦ КрасГУ, 2006. – Вып.3. – С.81–84.

10.      Берман Г. Н. Сборник задач по курсу математического анализа: Уч. пособие. - СПб.: Изд-во "Профессия", 2001. – 432 с.

Информация о работе Формирование познавательной потребности у учащихся средствами информационных технологий